Научная статья на тему 'Инновационные технологии подготовки инструкторов горнолыжного туризма'

Инновационные технологии подготовки инструкторов горнолыжного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии подготовки инструкторов горнолыжного туризма»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ подготовки ИНСТРУКТОРОВ ГОРНОЛЫЖНОГО ТУРИЗМА

Специалисты по горнолыжному туризму, который за рубежом называют и приключенческим, и специальным, и экстремальным, выделяют множество регионов для развития данного направления. Только на постсоветском пространстве их наберется более 30.

Основная задача программы подготовки горных гидов в Канаде и США — подготовка гидов-универсалов и организаторов малого бизнеса в сфере приключенческого туризма. Программа состоит из обязательного набора практических и теоретических курсов и различных практических и теоретических курсов по выбору. Для получения диплома кроме успешного окончания обязательных курсов надо также набрать определенное количество баллов по выборным курсам. Примерно 60% времени — это различные практические курсы в горах, остальное время — овладение теоретическими знаниями в университете. Прежде всего обращает на себя внимание максимальная практическая направленность всего учебного процесса. В теоретических дисциплинах дается только то, что необходимо. По многим дисциплинам зачетов по теории нет. Важно грамотное применение теоретических принципов на практике — на реальных маршрутах. А вот практические навыки экзаменующие оценивают очень придирчиво. На практических курсах обучение проходит в небольших группах по 4—6 человек. С каждой группой, как правило, работает один гид-инструктор. На лавинных и спасательных курсах — по два инструктора на группу. Курс примерно на 30—40% времени состоит из занятий по освоению различных специальных технических приемов. В остальное время студенты по очереди становятся «гидами» и проводят занятия, восхождения самостоятельно. Члены группы вместе с инструктором становятся «клиентами». Отбор очень жесткий, на курсах обычно отсеивается не менее 50% студентов.

На практических курсах нет экзаменов в привычной для России форме. Все гиды-инструкторы ведут дневник, где каждый день каждому студенту выставляются оценки по следующим базовым категориям:

1) забота о клиентах: комфорт, контроль, общение и взаимопонимание;

2) обеспечение безопасности: распознавание опасности, минимизация риска, действия в чрезвычайных ситуациях;

3) технические системы: организация страховки, приемы, спасательные системы, ориентирование;

4) профессионализм: знание и владение современным горным снаряжением, планирование и подготовка, отношение к клиентам;

5) оценка местности: выбор маршрута, ориентирование на маршруте, прокладка лыжни (на ски-туре);

П.С. МЕДВЕДЕВ

6) технические гидовские навыки: применение правильной техники, в нужном месте и в нужное время;

7) «горное чувство»: общие знания и суждения о горах, принятие решений, коррекция ошибок, поведение в стрессовых ситуациях, интуиция;

8) инструкторская техника: планирование и проведение занятий, педагогика, организация места для занятий, тренерские навыки;

9) общее естествознание: геология, география, животный и растительный мир, история человечества;

10) передвижение на различном рельефе: в зависимости от курса это могут быть скалы, лед, снег, микст, лыжи.

Могут оцениваться и другие категории, специфичные для каждого конкретного курса. На каждом курсе есть зачеты по различным техническим навыкам, за которые выставляется отдельная оценка, влияющая на общую оценку в категории «Технические системы».

Вся подготовка скальных гидов, гидов по альпинизму и горным лыжам проводится на базе университета «Река Томпсон» (Tompson River University) в г. Камлупс (Kamloops), Британская Колумбия. Подготовка строится по системе отдельных курсов. Все курсы и экзамены платные. Университет совместно с ACMG обеспечивает учебный процесс. Непосредственно сами курсы проходят в различных горных районах Канады и США.

Общие требования при поступлении на любой курс следующие.

1. Возраст 19 лет.

2. Опыт в избранной дисциплине не менее трех лет и определенное количество скальных, альпинистских или горнолыжных маршрутов разных категорий. Для подтверждения опыта требуется резюме, подписанное двумя и более людьми, заверяющими полученный опыт.

3. Действующий сертификат по оказанию первой медицинской помощи в условиях дикой природы продвинутого уровня (минимум 80 часов).

Для того, кто уже имеет необходимый опыт и уровень подготовки, поступление на любой курс начинается с получения медицинского сертификата. Для этого сначала надо окончить базовый курс по оказанию первой медицинской помощи в условиях дикой природы (минимум 60 часов). Только имея сертификат базового уровня, можно поступить на продвинутый курс. Оба курса платные и проводятся по примерно идентичным программам различными частными фирмами по всей территории Канады. Сертификаты этих курсов действительны два года.

Если прошло более двух лет, то для продления сертификата необходимо пройти курсы переподготовки (примерно 40 часов).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Содержание обучения сводится к следующему: Ф каждая из трех горных квалификаций — скальная, альпинистская и горнолыжная — имеет промежуточную ступень — Сертификат гида-ассистента или стажера;

Ф для получения сертификата необходимо успешно окончить учебный курс подготовки и получить допуск к экзаменам.

Курсы подготовки по каждой дисциплине продолжительностью от 7 до 9 дней проходят только один раз в году. Требования во время учебы очень жесткие. Обычно не больше 50% окончивших курсы получают допуск к экзаменам.

Экзамены проходят через 2—3 месяца после курсов и представляют собой отдельный курс продолжительностью 8—10 дней. Разрыв во времени сделан для того, чтобы у тех, кто допущен к экзаменам, было время поработать над недостатками, на которые им обязательно укажут во время личного собеседования по окончании курса. Можно сдавать экзамен либо в том же сезоне, либо через год (но не позже, так как иначе придется проходить курс снова).

В программах «Горнолыжный гид» также есть четырехдневный курс предэкзаменационной подготовки. Этот курс проходит за две недели до экзамена и не является обязательным. Обычно на него записываются те, кто не совсем уверен в своих силах.

На экзаменах также отсеивается порядка 50% студентов. Сдавшие экзамен получают Сертификат гида-ассистента.

Прежде чем сдавать экзамен на получение Сертификата гида, надо:

1) проработать гидом-ассистентом не менее одного года и не более двух лет;

2) получить положительную характеристику с места стажировки и рекомендацию сертифицированного гида;

3) предоставить обновленное резюме, показывающее спортивный рост гида. В него заносятся только новые маршруты, пройденные со времени подачи предыдущего резюме;

4) действующий сертификат по оказанию первой медицинской помощи — постоянное требование на всех курсах и экзаменах.

Продолжительность экзамена 8—10 дней. Если по каким-либо причинам гид-ассистент не сдал экзамен на гида в течение двух лет после окончания курса, требуется повторить курс.

Можно работать в качестве гида-ассистента и больше двух лет, но для сдачи экзамена на гида потребуется пройти курс подготовки снова.

Главная задача в обучении гидов — приобрести не спортивные, а профессиональные навыки, знания и опыт. Именно отношение к безопасности в целом, будь то на страховке, на подходе, или на бивуаке, — вот главный критерий, по которому в первую очередь отсеиваются студенты в процессе обучения в школах гидов. На каком бы маршруте ни работал гид, обеспечение безопасности своих клиентов — его главная и первейшая обязанность.

В связи с тем, что на мировом туристском рынке, в том числе и на российском, наблюдается востребованность инструкторско-преподавательского состава по спортивно-оздоровительным направлениям туризма, существует необходимость в создании сертификационного курса по подготовке инструкторов-проводников для разных уровней туристско-организационной деятельности.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ

О.А. ОСОКИНА

В процессе модернизации современного российского образования произошло явное смещение приоритета в сторону компетентностного подхода, который главным результатом педагогического процесса видит формирование у школьника ключевых компетенций [2]. И здесь, по общепризнанному мнению А.В. Хуторского [5], особо выделяются образовательные компетенции, без которых невозможно эффективное продвижение в учебе. Необходимыми, ключевыми образовательными компетенциями являются: гносеологическая (учебно-познавательная), исследовательская, коммуникативная, информационная и рефлексивная. Однако важнейшей из них, по-нашему мнению, является гносеологическая компетенция, так как именно она за-

ключает в себе знания, умения, навыки, опыт деятельности, связанные с овладением процессом познания, — основой учебной деятельности. Ее формирование возможно лишь с помощью специально разработанной технологии [1], базирующейся на концептуальных идеях развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин и др.), деятельностного подхода (О.С. Анисимов, А.А. Дергач, А.Н Леонтьев, Г.П. Щедровицкий и др.), лич-ностно-ориентированного образования (А.А. Вост-риков, Л.К. Гребенкина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.), в которых приоритет отдается личному развитию учащихся в процессе активной учебной деятельности. Воплощение в форми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.