УДК 796.01.57
Карасев Дмитрий Юрьевич, Кетоев Казбек Эльбрусович
кандидат педагогических наук Северо-осетинский государственный университет (г. Владикавказ)
kdima_2004@mail. ш
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В данной статье рассматриваются проблемы физического совершенствования дошкольников 5—7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Показана значимость реализации инновационных технологий физической подготовки детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность, инновационные технологии.
Актуальность проблемы повышения уровня физического состояния дошкольников определяется отсутствием научно обоснованных технологий. В нашем педагогическом эксперименте дифференцированный подход к физическому воспитанию дошкольников 5-7 лет является важнейшим условием их физического развития и физической подготовленности.
Известно, что в основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематических занятий морфологические, метаболические и функциональные изменения в различных органах и тканях ребенка, происходит совершенствование нервной, гормональной и автономной клеточной регуляции функции. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма, обеспечивающих осуществление мышечной деятельности, и как следствие - в повышении физической подготовленности занимающегося, в росте его показателей [1].
При разработке фундаментальных и прикладных аспектов проблемы адаптации и здоровья дошкольников значительное внимание должно уделяться вопросам оптимизации их двигательной активности, которая рассматривается как естественная потребность на всех этапах онтогенеза. Установлено, что в современной популяции школьников до 20% возросла доля детей с дефицитом массы тела (около 16% детей, начинающих обучение), а у 30-50% выявляется функциональная незрелость [1; 2]. Таким образом, возраст 7 лет оказывается критическим и в социально-психологическом, и в психофизиологическом плане [6].
Поэтому основной целью данного исследования являлось изучение влияния системы непрерывного образования физической культурой в условиях государственного образовательного учреждения с применением инновационных технологий на состояние здоровья детей.
При организации работы авторы исходили из положения отечественной педагогики о том, что педагогический процесс представляет собой единство процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих процессов характеризуется своей функциональной направленностью, содержанием и собственной технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферу ребенка [5]:
- обучение раскрывается через формирование общественно значимого исторического опыта, накопленного в физической культуре, проявляющегося в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков;
- воспитание рассматривается как целенаправленное формирование общественно значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, отражающееся в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания устойчивых черт характера и способов межличностного общения в процессе физкультурной деятельности;
- образование характеризуется активным овладением школьниками основами физкультурной деятельности и отражается в творческом развитии личности, сформированности интересов в сфере физической культуры.
Согласно этому подходу развитие физической культуры личности происходит поэтапно, и в условиях педагогического процесса по овладению физкультурной деятельностью можно выделить:
- идентификацию - усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, физическими упражнениями, позволяющими активно включаться в занятия физической культурой;
- индивидуализацию - усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий в соответствии с индивидуальными физическими, психическими и нравственными качествами личности;
- персонализацию - овладение, воспроизведение и целенаправленное использование средств, методов и форм физкультурной деятельности, формирование индивидуального опыта и создание образцов и ценностей, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.
Соответственно и в системе дошкольного воспитания, и в начальной школе физическое воспитание предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям [3; 4; 7]. Это означает, что педагогический процесс направлен на усвоение двигательного опыта, имеет все признаки процесса идентификации и должен предусматривать преемственность средств и методов физической воспитания.
Актуальность исследования программ физического воспитания обусловлена отсутствием единого подхода при формировании программ физического воспитания дошкольников и школьников, основанных на средневозрастных особенностях и нормативах и индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.
Учитывая, что главной целью образовательной области «Физическая культура» было и остается формирование физической культуры личности с учетом возрастных анатомо-физиологи-ческих и психологических особенностей дошкольников, в первую очередь необходимо сформировать цели и задачи физического воспитания у детей каждого возрастного периода.
Для детей дошкольного возраста общим является развитие личности в процессе овладения ими основами физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Для детей дошкольного возраста эта цель конкретизируется как овладение физкультурной деятельностью с общеразвивающей направленностью для подготовки детей к обучению в школе. Цель физической куль-
туры в начальной школе состоит в овладении физкультурной деятельностью с общеразвивающей направленностью для создания фундамента всестороннего физического развития, укрепления здоровья и формирования умения управлять жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях.
В период с 2008 по 2010 гг. на базе Дворца детского творчества г. Владикавказа проводили экспериментальную работу по проверке эффективности непрерывного образования по физической культуре, отрабатывались шаги по внедрению положений программы непрерывного физкультурного образования в практику занятий по физической культуре у детей дошкольного возраста.
Занятия по физической культуре вели по программе, разработанной для дошкольников. В качестве инновационной составляющей процесса физического воспитания использовали тренажер, реализующий на практике закономерности волновой биомеханики. Технология использования тренажера предусматривала формирование комплексов упражнений для детей разного возраста. В течение учебного года представленные комплексы меняли за счет использования модификаций отдельных упражнений или за счет замены упражнений из других комплексов. Комплексы корректировали один раз в месяц у детей подготовительной группы ДОУ.
Количество занятий с тренажером учитывали ежедневно, что позволяло точно определять время физической активности детей, участвующих в эксперименте. Дети подготовительной группы ДОУ выполняли комплексы упражнений с тренажером в течение 5 минут по 5 раз ежедневно.
В ходе эксперимента фиксировали данные о количестве пропуска занятий по причине заболеваний, показатели физического развития и данные о динамике физических качеств у детей изучаемого возраста. Для этого использовали тесты, рекомендованные в системе мониторинга: бег на 30 метров со старта, прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 секунд.
В ходе экспериментальной работы отрабатывали варианты использования инновационной технологии как элемента системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что механизм воздействия тренажеров на организм человека заключается в последовательном волнообразном переходе скелетной мускулатуры из
Таблица1
Характеристика групп здоровья и заболеваемости обследованных детей в условиях ДОУ
Группа Показатели
Количество детей I группа здоровья, % II группа здоровья, % III группа здоровья, % НОДА п / % ЛОР п / % Другие заболевания п / %
Подго- товительная группа 19 32 68 7 / 37 6 / 32 3 / 16
напряженного состояния в расслабленное и обратно с частотой, которая может меняться в пределах от 2 до 5 Гц. Такой переход в состоянии скелетной мускулатуры получил название биомеханической волны. Распространение биомеханических волн по скелетной и гладкой мускулатуре тела человека происходит в зависимости от выполняемого упражнения и не зависит от сознания. При овладении техникой выполнения упражнений дети выбирают удобную для себя частоту движений.
Оказалось, что за счет использования инновационной технологии удается добиться увеличения времени физической активности детей на 50-60% при ежедневном трехразовом выполнении комплекса с тренажером и на 90-100% - при ежедневном пятиразовом выполнении. При таком увеличении двигательной активности было подтверждено мнение, что технология применения тренажера для занятий с детьми в образовательных учреждениях типа ДОУ в рамках «полного дня» не вызывает перегрузок и нарушения сна.
Кроме того, в ходе экспериментальной работы была подтверждена точка зрения о том, что по принципу действия волновые тренажеры не вступают в противоречие с другими системами физических упражнений, а только усиливают их действие. Биомеханические волны напряжения и расслабления не просто втягивают в согласованный ритм работы все системы, но организуют и закрепляют правильную работу биомеханических структур, управляющих качеством работы, и общего состояния всего организма. Анкетирование, проведенное среди родителей, показало усиление интереса детей к занятиям с тренажером и физической культурой в целом.
Рассмотрим данные, полученные при экспериментальной работе. Представленные в таблице 1 данные о группах здоровья и заболеваемости наблюдаемых в течение 2009-2010 года у детей показывают, что большинство из них отнесены
ко второй группе здоровья - 68%, 1-ю группу здоровья имеют 32% детей.
При анализе все отклонения в состоянии здоровья были разделены на три большие группы: нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), лор-заболевания, другие заболевания. К последней группе были отнесены хронические диагнозы состояния сердечно-сосудистой и нервной систем организма. Анализ заболеваемости в течение учебного года показал, что наибольшее количество пропусков занятий в подготовительной группе ДОУ наблюдаются по причине лор-заболеваний, самые распространенные из которых - ОРЗ и ОРВИ. Следующая группа пропусков связана с различными болезнями, к которым были отнесены и гастрит, и оперирование отдельных органов, и ушибы разных частей тела. Инфекционные заболевания, к которым в данном случае относится ветряная оспа, также служили причиной пропусков занятий. К положительным следует отнести тот факт, что количество пропущенных по этой причине дней в среднем составило 5-6, что свидетельствует о легкой форме перенесенной болезни.
Выше приведенные результаты в основном подтверждают мнение большинства исследователей этой проблемы, что у детей 6-7-летнего возраста первое рейтинговое место в структуре патологической распространенности занимают нарушения осанки и другие отклонения в опорно-двигательной системе организма. Поэтому лечебным и профилактическим мероприятиям, способствующим восстановлению опорно-двигательного аппарата, необходимо уделять самое пристальное внимание. Определяющим условием профилактики является рациональная организация двигательного режима в ДОУ, важным элементом которого служили ежедневные занятия с тренажером.
Как показал анализ данных, значительное место в структуре имеющейся патологии занимают
Таблица2
Показатели физического развития обследованных детей
Г руппа Дата измерения Рост, см. Вес, кг. Сила правой кисти, кг Сила левой кисти, кг
Подго- товитель- ная сентябрь 2009 г. 119,0 ± 4,7 24,0 ± 5,3 6,2 ± 1,5 5,7 ± 1,5
май 2010 г. 122,1 ± 4,9 25,7 ± 5,9 7,6 ± 1,5 7,1 ± 1,6
болезни лор-органов. Патология в виде гипертрофии миндалин, аденоидов, отитов у детей данного возраста является довольно распространенной. Следует помнить, что указанные заболевания - причина частых ангин и острых респираторных заболеваний у детей, так как лимфоидная ткань носоглотки в таких случаях не выполняет функции барьера для проникающих через верхние дыхательные пути микробов. Кроме того, следует отметить, что количество заболеваний, отнесенных к группе «Другие заболевания», снизилось в среднем с 30% до 16%.
В таблице 2 представлены данные о показателях физического развития: рост, вес и сила правой, левой кисти рук у детей, участвующих в эксперименте. Оказалось, что все показатели физического развития демонстрируют тенденцию к достоверному увеличению (р<0,05). Рост у детей подготовительной группы увеличивается в среднем на 3 см за анализируемый период, вес -на 1,7 кг. Следовательно, можно заключить, что рост показателей физического развития у детей этого возраста относительно равномерный. Анализ данных измерения кистевой динамометрии свидетельствует, что измеренные показатели последовательно возрастают в течение года.
Отметим, что эта разница постоянно уменьшается при использовании в занятиях инновационной технологии. Например, в начале эксперимента у детей подготовительной группы средние значение динамометрии кисти правой руки возросли с 6,2 ± 1,5 до 7,6 ± 1,5 кг., а левой -с 5,7 ± 1,5 до 7,1 ± 1,6 кг. Данный факт свидетельствует о положительном влиянии применяемых инновационных технологий на динамику разви-
тия мышц правой и левой стороны тела человека, которая отмечалась на более ранних стадиях эксперимента. Подтверждается предположение, что последовательное воздействие тренажера на скелетную мускулатуру позволяет согласовывать работу так называемых парных мышц, находящихся по разные стороны от позвоночника. В частности, выполнение упражнений с тренажером приводит к выравниванию тонуса правой и левой стороны тела и позволяет уменьшить вероятность появления сколиозов позвоночника.
В ходе эксперимента фиксировали данные о развитии физических качеств у детей изучаемого возраста. Они свидетельствуют о том, что предлагаемая выше модель занятий физической культурой позволяет добиваться существенного прироста абсолютных значений показателей, характеризующих развитие быстроты, скоростносиловых качеств и силовой выносливости у детей, участвующих в эксперименте (см. табл. 3).
Таким образом, нами предложена система физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий. В ходе работы были уточнены цели физического воспитания детей дошкольного возраста, осуществлены отбор и классификация основных средств физического воспитания.
Экспериментальная проверка внедрения положений программы непрерывного физкультурного образования в практику занятий по физической культуре детей дошкольного возраста показала, что удается снизить заболеваемость детей в течение года, сохранить темпы прироста показателей физического развития на уровне возрастных норм и добиться прироста основных физи-
Таблица3
Показатели развития физических качеств обследованных детей
Г руппа Дата измерения Бег 30 м., сек. Прыжок в длину с места, см. Подъем туловища в сед за 30 сек. раз
Подготови- сентябрь 2009 7,1 ± 1,0 109,3 ± 30,5 14,9 ± 4,9
тельная май 2010 6,6 ± 0,7 120,7 ± 17,1 18,5 ± 4,0
ческих качеств, соответствующего среднему и высокому уровню.
Библиографический список
1. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. - М., 1994.
2. Безруких М.М. Школа и здоровье // Материалы Всероссийского форума «Образование и здоровье учащихся». - М.: Ключ, 2005. - Ч. 1. -С. 21-30.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольника. Программа и программные требования. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 144 с.
4. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие
для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 10-19.
5. Матвеев А.П. Физическая культура. Программа для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. -М.: Дрофа, 2003. - 112 с.
6. Родионов А. Физическое развитие и психическое здоровье: Программа развития личности ребенка средствами физической активности. -М.: ТЕИС, 2007. - 165 с.
7. Щербаков В.П. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: Учебно-методическое пособие // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. - М.: Школьная книга, 2009. -272 с.
УДК 189.02
Киян Ирина Владимировна
кандидат философских наук Московский институт энергоэффективности и энергобезопасности
ТЕСТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В системе дистанционного обучения тестирование является основной формой контроля, и поэтому тест может рассматриваться как важный компонент процесса образования, от наполнения которого зависит уровень процесса обучения в целом и результат управления качеством педагогических технологий, в частности.
Ключевые слова: тест, тестирование, управление качеством, педагогические технологии, дистанционное обучение, формы контроля, виртуальные задания, методологические подходы, уровень образования.
Т:стирование в образовании является одной из основных форм контроля и самоконтроля знаний, полученных обучаемыми в учебном процессе: посредством тестов определяется степень усвоения материала определенной дисциплины, курса. Помимо контрольных функций, тестирование имеет целью развитие у обучаемых профессионального творческого мышления, с его помощью происходит закрепление знаний, расширение понятийного аппарата.
Сферы использования тестирования в современном мире очень широки, однако нас интересуют непосредственно его функции в системе дистанционного образования. Основная задача данного исследования - показать роль тестовых заданий в СДО как инструмента управления качеством педагогических технологий.
При дистанционном обучении роль и значение тестирования особенно важны, поскольку ДО
в большей степени, чем традиционные формы, предполагает самостоятельное изучение курса -лекционного материала, дополнительной литературы - и обязательный итоговый и промежуточный контроль и самоконтроль знаний по изученной теме.
Виртуальные тестовые задания, предложенные обучаемым, являются не только эффективным инструментом оценки качества получаемых ими знаний, но и индикатором общего уровня учебного курса и применяемых педагогических технологий, особенно на этапе апробации. Результаты проведённых контрольных мероприятий используются непосредственно для их оптимизации. Сетевое электронное тестирование имеет множество преимуществ. Во-первых, оно освобождает преподавателя, от временных затрат на бумажную работу; во-вторых, значительно облегчает проверку полученных результатов; в-третьих, дает возможность создать единообразие и од-