Научная статья на тему 'Инновационные технологии для профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника'

Инновационные технологии для профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каширин А. Н., Зингер Н. В.

The introduction of advanced technologies into the training process in secondary professional education colleges promotes the special training of a person who will be able to find the best algorithm of the professional activity. The aim of any pedagogical staff is bringing up a graduate to be independent, enterprising and creative and to have a set of universal abilities and practical skills for applying his knowledge in work and gaining new knowledge in a mode of continuous education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каширин А. Н., Зингер Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced Technologies for Professional Mobility and Competitiveness of a Graduate

The introduction of advanced technologies into the training process in secondary professional education colleges promotes the special training of a person who will be able to find the best algorithm of the professional activity. The aim of any pedagogical staff is bringing up a graduate to be independent, enterprising and creative and to have a set of universal abilities and practical skills for applying his knowledge in work and gaining new knowledge in a mode of continuous education.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии для профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника»

УДК 373.6/.9

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА

© А.Н. Каширин, Н.В. Зингер

Kashirin A.N., Zinger N.V. Advanced technologies for professional mobility and competitiveness of a graduate. The introduction of advanced technologies into the training process in secondary professional education colleges promotes the special training of a person who will be able to find the best algorithm of the professional activity. The aim of any pedagogical staff is bringing up a graduate to be independent, enterprising and creative and to have a set of universal abilities and practical skills tor applying his knowledge in work and gaining new knowledge in a mode of continuous education.

Специфика образования в наше время предъявляет особые требования к развитию инновационно-образо-вательных процессов в колледже. Содержание образования в настоящий момент должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В Жердевском колледже сахарной промышленности применяется широкий спектр инновационных технологий, одной из которых является технология модульного обучения.

Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ес базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Модульное обучение позволяет гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные вилы и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

Программы модульного обучения включают в себя все четыре уровня поведения студента (знание, понимание, применение и их интеграцию). Эти уровни обучения используются в рамках как практического обучения. так и обучения, ориентированного на проектную деятельность или решение проблем, которые предполагаю! интеграцию умений из различных областей.

Модуль включает в себя отдельный вид деятельности. который подразделяется на более мелкие элементы, называющиеся единицами модуля.

Описание модулей, единиц модуля строится по единой структуре. Полученная схема - функциональная карта, отображающая потребности рынка труда. - проецируется на сферу обучения. В рамках этой проекции главная цель деятельности в функциональной карте преобразуется в цель обучения, или профиль компетенции. Таким образом, профиль компегенции описывает цели обучения, или комплексную компетенцию, которой будет обладать студент но окончании обучения.

Задача модуля определяет следующее:

- конкретную деятельность, которую будет выполнять студент;

- контекст, в котором эта деятельность будет осуществляться {под контекстом понимается возможное используемое оборудование);

- требуемый уровень деятельности.

Таким образом, общие принципы построения модульных программ сводятся к следующему:

1) функции и модули направлены на достижение конкретных результатов деятельности, так как отражают не только то, что студент будет уметь делать, но и то, для чего это нужно;

2) формулировки названий модулей содержат указание на результат.

Бесспорным преимуществом модульных программ является их связь со сферой труда, обеспечивающая адекватность обучения потребностям рынка труда, востребованность выпускников.

Одним из главных механизмов внедрения иннова-ционых технологий в процесс обучения является технология бинарных уроков, основанная па идее компьютеризации учебного процесса. Преподаватели накопили немалый опыт в организации таких уроков. Ценность их заключается в том, что студент не только изучает новый материал, овладевает современными технологиями, но это ведет к необходимости увязывания знаний, полученных по различным дисциплинам.

Задачей нашего учебного заведения является подготовка специалиста, который в любой ситуации будет способен найти оптимальный алгоритм профессиональной деятельности. Разноплановое использование инновационных технологий в колледже существенно повысило качество учебного процесса и профессиональной подготовки специалиста, что выступает важнейшим показателем конкурентных преимуществ самого учебного заведения.

Учебный процесс, построенный на основе инновационных технологий, способен обеспечить готовность выпускника к усвоению новых знаний, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Необходимым условием востребованности выпускников колледжа является возможность непрерывного образования, которая активно внедряется в наше время

и дает положительные результаты. Система непрерывною образования ориентирована на личность, что позволяет выстраивать профессиональную карьеру нашим выпускникам, гак как определяющими принципами системы являются преемственность, гибкость, динамичность. Выпускники колледжа продолжают обучение в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, в Московском Государственном университете технологий и управления.

К завершающему этапу интеграции непрерывного образования можно отнести обучение преподавателей колледжа в аспирантуре. Сегодня в аспирантуре Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина учатся 7 наших преподавателей.

Таким образом, наметившаяся тенденция интеграции колледжа и вуза позволяет молодежи Тамбовской области получить качественное образование, приобрести навыки овладения компьютерными технологиями для продолжения своего непрерывного образования.

Конкурентоспособность выпускников является одним из приоритетных направлений деятельности всего коллектива. За время подготовки специалиста в колледже спрос на рынке труда может существенно измениться. поэтому точно определить, какие специалисты и в каком количестве будут востребованы, невозможно. Выпускник колледжа должен обладать определенным набором универсальных умений и навыкоп, необходимых как для практического применения имеющихся знаний, так и для поиска новых знаний в режиме самообразования.

Таким образом, воспитание у выпускников колледжа самостоятельности, инициативы и активности -1ребование наших дней. Именно востребованность этих качеств побуждает коллектив колледжа постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от активности студентов, повышение которой невозможно без формирования осознанного отношения к обучению, способности и готовности к самореализации. Перед преподавателем стоит сложная за-

дача: помочь студенту безболезненно пройти процесс адаптации к новым условиям образовательной среды, не разочароваться в выборе как учебного заведения, так и будущей профессии. На помощь приходит группа методов и приемов личностно ориентированной технологии обучения. Очень важно, чтобы студент осознанно относился как к содержанию образования, так и к способам овладения им. Поэтому мы предоставляем возможность выбора форм учебных занятий, контроля знаний (текущего и итогового), методов обучения, выбора партнеров для работы в малых группах и т. д.

Поле научной деятельности колледжа - производственные технологии. Колледж, имея хорошо оснащенную материальную базу, преподавателей с большим производственным опытом, может в этом направлении даже конкурировать с вузами. При проведении научно-исследовательских работ колледж ставит следующие задачи:

• Использование научно-педагогического потенциала для решения научных, социально-экономических, научно-технических проблем в регионе.

• Обеспечение условий подготовки, переподготовки повышения квалификации кадров.

• Сотрудничество по научно-исследовательской работе с учебными заведениями более высокою ранга.

• Создание качественно новой экспериментальной и учебно-производственной базы.

• Разработка принципиально новой техники, технологий и материалов.

Таким образом, исследования, проводимые студентами - важнейший для них опыт, который будет иметь большое значение в дальнейшей работе. К тому же исследовательская работа способствует установлению более тесного контакта между студентами и преподавательским составом и администрацией колледжа, что в свою очередь является неотъемлемым компонентом личностно ориентированных, в частности, и инновационно-образовательных технологий, в целом.

Поступила в редакцию 10 июля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.