Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / технология / стратегия / инновационная стратегия / развитие / предприятие / инновационный потенциал / стратегическое управление / процесс / innovation / technology / strategy / innovation strategy / development / enterprise / innovative potential / strategic management / process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сакибаев Канатбек Шерикбаевич, Нурали Кызы Айкөкүл, Нуралимова Бегимай Омурбековна

В статье обоснована сущность стратегии инновационного развития. Рассмотрена классификация стратегий инновационного развития. Авторами на основе проведенных исследований предложена обобщающая характеристика типов инновационной стратегии. Разработанная типы стратегии инновационного развития позволяет определить совокупный коэффициент конкурентоспособности, обеспечивающий возможность ранжирования организаций, выявления сильных и слабых сторон в процессе их функционирования, связанных с осуществлением инновационной деятельности, с учетом внедрения различного типа инноваций. Показана взаимосвязь инновационных стратегий. Выявлена характеристика направлений инновационной стратегии в структуре стратегического управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сакибаев Канатбек Шерикбаевич, Нурали Кызы Айкөкүл, Нуралимова Бегимай Омурбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION STRATEGIES AS A FACTOR OF STABLE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS

Abstract The article substantiates the essence of the innovative development strategy. The classification of innovative development strategies is considered. Based on the conducted research, the authors proposed a general description of the types of innovation strategy. The developed types of innovative development strategies make it possible to determine the overall competitiveness coefficient, which provides the ability to rank organizations, identify strengths and weaknesses in the process of their functioning related to the implementation of innovative activities, taking into account the introduction of various types of innovations. The relationship between innovation strategies is shown. The characteristics of the directions of innovation strategy in the structure of strategic management of an enterprise are revealed.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ЭКОНОМИКА

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. ECONOMICS

e-ISSN: 1694-8734

№1(4)/2024, 172-176

УДК: 338.24

DOI: 10.52754/16948734 2024 1(4) 24

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ

ИННОВАЦИЯЛЫК СТРАТЕГИЯЛАР УЮМДАРДЫН ТУРУКТУУ 9HYTYYCYHYH

ФАКТОРУ КАТАРЫ

INNOVATION STRATEGIES AS A FACTOR OF STABLE DEVELOPMENT OF

ORGANIZATIONS

Сакибаев Канатбек Шерикбаевич

Сакибаев Канатбек Шерикбаевич Sakibaev Kanatbek Sherikbaevich

К.э.н., доцент, Ошский государственный университет

Э.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Economics, Associate Professor, Osh State University ksakibaev@oshsu.kg_

Нурали кызы Айке^л

Нурали кызы Айке^л Nurali kyzy Aikokul

Магистрант, Ошский государственный университет

Магистрант, Ош мамлекеттик университети Master's student, Osh State University ajkokulnuralikyzy@mail. ru

Нуралимова Бегимай Омурбековна

Нуралимова Бегимай Омурбековна Nuralimova Begimai Omurbekovna

Магистрант, Ошский государственный университет

Магистрант, Ош мамлекеттик университети Master's student, Osh State University nuralimovabegimaj@gmail.com

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье обоснована сущность стратегии инновационного развития. Рассмотрена классификация стратегий инновационного развития. Авторами на основе проведенных исследований предложена обобщающая характеристика типов инновационной стратегии. Разработанная типы стратегии инновационного развития позволяет определить совокупный коэффициент конкурентоспособности, обеспечивающий возможность ранжирования организаций, выявления сильных и слабых сторон в процессе их функционирования, связанных с осуществлением инновационной деятельности, с учетом внедрения различного типа инноваций. Показана взаимосвязь инновационных стратегий. Выявлена характеристика направлений инновационной стратегии в структуре стратегического управления предприятием.

Ключевые слова: инновации, технология, стратегия, инновационная стратегия, развитие, предприятие, инновационный потенциал, стратегическое управление, процесс.

ИННОВАЦИЯЛЫК СТРАТЕГИЯЛАР УЮМДАРДЫН ТУРУКТУУ emrYYCYHYH ФАКТОРУ КАТАРЫ

Аннотация

Макалада инновациялык енугуу стратегиясынын мацызы тастыкталган. Инновациялык енугуу стратегияларынын классификациясы каралат. Жургузулген изилдеелердун негизинде авторлор инновациялык стратегиянын турлерунун жалпы мунездемесун сунушташты. Иштелип чыккан инновациялык енугуу стратегияларынын турлеру ар кандай инновациялык иш-чараларды киргизууну эске алуу менен уюмдарды рейтингдештируу, алардын иштее процессиндеги кучтуу жана алсыз жактарын аныктоо мумкунчулугун камсыз кылган жалпы атаандаштыкка жендемдуулук коэффициентин аныктоого мумкундук берет. Инновациялык стратегиялардын ортосундагы байланыш керсетулген. Ишкананы стратегиялык башкаруу структурасында инновациялык стратегиянын багыттарынын

мунездемелеру аныкталган.

INNOVATION STRATEGIES AS A FACTOR OF STABLE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS

Abstract

The article substantiates the essence of the innovative development strategy. The classification of innovative development strategies is considered. Based on the conducted research, the authors proposed a general description of the types of innovation strategy. The developed types of innovative development strategies make it possible to determine the overall competitiveness coefficient, which provides the ability to rank organizations, identify strengths and weaknesses in the process of their functioning related to the implementation of innovative activities, taking into account the introduction of various types of innovations. The relationship between innovation strategies is shown. The characteristics of the directions of innovation strategy in the structure of strategic management of an enterprise are revealed.

Ачкыч свздвр-- инновация, технология, стратегия, инновациялык стратегия, вHYгYY, ишкана, инновациялык потенциал, стратегиялык башкаруу, процесс.

Keywords: innovation, technology, strategy, innovation strategy, development, enterprise, innovative potential, strategic management, process.

В настоящее время в основе преобразований, происходящих в современной экономике Кыргызстана, особое место отводиться на стратегическую инновационную направленности предприятии. При решение данной проблемы необходимо более детальное изучение роста инновационной активности организаций, обладающее огромного научно-технического потенциала, способные обеспечить долгосрочную, ориентированную на разнообразные потребности рынка, стратегию развития. Однако, исследование показывают, что этот потенциал используется не на должном уровне в деятельности предприятии. В практике хозяйствования предприятий инновационная деятельность продолжает отождествляться в основном с функцией поддержания технического уровня производства, хотя по признанию многих теоретиков и практиков, остается не решенной до конца проблема непосредственного активного включения ее в рыночные отношения. Отсюда вытекаю мнение, что не полномасштабно определяются факторы повышения эффективности деятельности в инновационном аспекте, ограничивается инициатива специалистов ее осуществляющих, и в целом, их научно-технических структур.

По мнения многих исследователей в области стратегического управления, что современные условия стабильного экономического развития требуют возрастающей роли интеллектуальной и инновационной составляющей стратегической деятельности предприятий. В целом, все свидетельствует о необходимости исследований, в основе которых лежали бы проблемы инновационного развития, обеспечивающие формирования типы стратегии инновационного развития.

Мировой опыт свидетельствует, что на основе общих принципов каждое предприятие выбирает ту или иную систему, делает акцент на отдельных сторонах деятельности предприятия, вводя этот ориентир в основу планирования. Таким образом, становится необходимым рациональный выбор стратегии инновационного развития предприятия, что требует рассмотрения различных подходов и моделей ее формирования.

Многие авторы различают разную классификацию стратегий инновационного развития. Так, Б. Е. Фишман предлагает четыре типа стратегии инновационного развития: самостоятельное производство инноваций, «быстрый второй», «отставание с минимальными затратами», «заполнение пробелов» [4].

Б. Санто классифицирует инновационные стратегии по уровням управления в пределах институциональных инновационных стратегий, выделяя пассивную, наступательную и стагнационную [2].

В. О. Василенко разделяет инновационные стратегии по отношению к условиям внешней среды и внутреннему положению фирмы на наступательную, оборонительную, авангардную, имитационную [3].

Р. А. Фатхутдинов предлагает осуществлять разделение инновационных стратегий на виолентную (силовую), патиентную (нишевую), коммутантную (стратегии приспособления) и эксплерентную (пионерскую), предлагая для каждой из них разные виды инноваций [5].

В современных условиях хозяйствования Г. Т. Пятницкая выделяет следующие основные группы стратегий [1]: традиционная, оппортунистическая, имитационная, оборонительная или защитная, поглощающая, наступательная, авангардная, упреждающая маневры. Отметим, что К. П. Янковский и И. Ф. Мухаррам к наступательным стратегиям относят агрессивные и умеренные инновационные стратегии, а остаточную и адаптивную - к стратегиям оборонительного типа [3].

Анализ рассмотренных классификаций позволяет сделать вывод, что чаще всего выделенные разными авторами типы инновационных стратегий обладают одинаковыми

характеристиками, условиями выбора, имеют схожие названия, не повторяя при этом содержания, или схожие виды имеют разные названия. Например, наступательная инновационная стратегия Х. Фримана, сочетая в себе черты активно наступательной инновационной стратегии и острой наступательной инновационной стратегии, что по своим содержательным характеристикам близка к стратегии «самостоятельного производства инноваций». Аналогичная ситуация прослеживается с имитационной, защитной и пассивной инновационными стратегиями, остаточной и стратегией «заполнение пробелов».

Однако подобные классификации описывают различия инновационной деятельности предприятия с позиции активной или пассивной инновационной политики, радикальных ново введений в частности в сфере НИОКР и модификаций, имеющихся ресурсов, отношение к рискам и имеющейся стратегической позиции предприятия на рынке (табл. 1), где защитные инновационные стратегии характеризуются концентрацией на определенном рынке или его сегменте, узкой рыночной ориентацией или защитой своей доли рынка, направленностью на сохранение стратегических позиций, стремлением удержаться среди новаторов, а наступательные инновационные стратегии - постоянным расширением деятельности, освоением новой продукции, поиском конкурентных преимуществ.

Таблица 1. Обобщающая характеристика типов инновационной стратегии

Зщцщные шшоващюжые стратепш Шстуштель^ое шшрвщдюш1^страт^щ

Нщовщдюншя пщпщпт предприятия Пассивная, адаптационная, инновационная деятельность направлена на содержание полученных конкурентных позиций. Активная инновационная деятельность направлена на достижение тонического и

Ищоващошшй потешдтал

Инновационная деятельность направлена на наращивание инновационного потенциала и улучшения показателей хозяйственной деятельности. При наличии высоких ресурсных, научно-технических возможностей инновационная деятельность направлена на эффективное потенциала.

Уровжь риска

Инновационная деятельность предприятия в условиях низкого уровня риска. Инновационная деятельность в условиях повышенного уровня риска.

Вид инноваций

Незначительные модификации в таких направлениях инновационной деятельности, как управление и социально-психологическая работа с персоналом Нововведения рад икальные с использованием собственных научных разработок, модернизации и реорганизации.

Стратегическая позиция предприятия

Незначительная доля нарынке. небольшая конкуренция. Устойчивая позиция на рынке, наличие монополии или олигополии.

В условиях быстро растущих и динамичных изменений внешней среды национальной экономике, одним из решающих факторов устойчивого развития современной организации становится грамотно выбранная стратегия развития, обеспечивающая возможность гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия современной действительности и ее устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе. В свою очередь, именно инновационное развитие организации является драйвером роста отраслей и комплексов национальной экономики, которое подразумевает под собой процесс, направленный на

реализацию инновационной стратегии организации, способствующей формированию устойчивого конкурентного преимущества в рамках осуществления рыночной деятельности.

Мировой опыт свидетельствует, что анализ инновационного развития хозяйствующих субъектов основан на исследованиях экзогенных и эндогенных факторов, формирующих инновационный потенциал, а также ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие организации. В этой связи в современных условиях важным фактором выбора предприятием того или иного вида инновационной стратегии должно выступать ресурсное обеспечение в органическом сочетании с целями стратегии, исследуем взаимодействие именно этих двух факторов и их влияние на формирование предприятием стратегии инновационного развития, отмечая, что инновационные цели организации вытекают из общих стратегических целей, а ресурсный набор предприятия формирует необходимый инновационный потенциал.

Таким образом, на основании проанализированных подходов можно утверждать, что управление инновационным развитием предприятия не ограничивается только определением целей инновационной стратегии, а требует оценки возможностей фирмы по мере их реализации. Из этого следует, что инновационная цель формирует вектор развития, который должен обеспечивать достижение поставленных целей, но лучшие результаты предприятие может получить лишь при условии соответствия его целей имеющемся инновационному потенциалу, через который происходит развитие организации. Поэтому выбор и реализация инновационной стратегии зависит от состояния инновационного потенциала, формирование которого может осуществляться за счет компонентов и элементов внутренней среды предприятия. Набор ресурсов (финансовые, материальные, информационные, социальные и т. д.), которыми располагает предприятие, формирует его инновационный потенциал и характеризует готовность к систематическому инновационному развитию, что влияет на структуру и направления инновационной стратегии.

Список литературы:

1. Борисенко, И. А. Инновационный менеджмент: управление интелектуальной собственностью : учеб. пособие [Текст] / И. А. Борисенко. Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2003. - 63 с.

2. Бурков, В. Н. Теория графов в управлении организационными системами [Текст] / В. Н. Бурков, А. Ю. Заложнев, Д. А. Новиков. - М. : Син- тег, 2001. - 124 с.

3. Василенко, В. О. 1нновацшний менеджмент : навч. поаб. для студ. вищ. навч. закл. [Текст] / В. О. Василенко, В. Г. Шматько. - К. : ЦУЛ, 2003. - 439 с.

4. Фишман, Б. Е. Инновационный менеджмент : метод. пособие Ч. I [Текст] / рук. Б. Е. Шишман ; ред. М. Н. Скотникова. - К. : РАМО, 1991. 112 с.

5. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менедж-мент : учебник для вузов [Текст] / Р. А. Фатхту- динов. - 2-е изд. - М. : ЗАО «Бизнес-школа»; «Интел-Синтез», 2000. - 624 с.

6. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Управление инновациями в организации: учеб. пособие. М.: «Омега-Л», 2009. 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.