Научная статья на тему 'Инновационные социально-образовательные программы для инвалидов пожилого возраста в контексте развития теории "благополучного старения"'

Инновационные социально-образовательные программы для инвалидов пожилого возраста в контексте развития теории "благополучного старения" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELDERLY PERSON / DISABLED PERSON / PEOPLE WITH DISABILITIES / CREATIVE POTENTIAL / SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / INNOVATIVE PROGRAMS / THEORY OF "SAFE AGING" / CONTINUING EDUCATION SYSTEM / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / ИНВАЛИД / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕОРИЯ "БЛАГОПОЛУЧНОГО СТАРЕНИЯ" / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Светлана Соломоновна, Талятов Анатолий Ибрагимович

В статье рассматриваются возможности развития теории и практики «благополучного старения» в условиях современной социальной реальности. Приводятся примеры участия пожилых инвалидов с проблемами зрения в инновационно-образовательных программах, способствующих не только их адаптации в социуме, но и активной позиции в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Светлана Соломоновна, Талятов Анатолий Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SOCIO-EDUCATIONAL PROGRAMS FOR ELDERLY PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE THEORY OF “SAFE AGING”

The article discusses the possibilities for developing the theory and practice of “safe aging” in modernsocial reality. Examples of the participation of elderly disabled people with vision problems in innovative educational programs that contribute not only to their adaptation in society, but also to the active position in the system of continuing education are given

Текст научной работы на тему «Инновационные социально-образовательные программы для инвалидов пожилого возраста в контексте развития теории "благополучного старения"»

С.С. Лебедева, А.И. Талятов

(Санкт-Петербург)

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ «БЛАГОПОЛУЧНОГО СТАРЕНИЯ»

INNOVATIVE SOCIO-EDUCATIONAL PROGRAMS FOR ELDERLY PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE THEORY OF "SAFE AGING"

В статье рассматриваются возможности развития теории и практики «благополучного старения» в условиях современной социальной реальности. Приводятся примеры участия пожилых инвалидов с проблемами зрения в инновационно-образовательных программах, способствующих не только их адаптации в социуме, но и активной позиции в системе непрерывного образования. Ключевые слова: пожилой человек, инвалид, люди с ограниченными возможностями здоровья, творческий потенциал, социально-образовательная деятельность, инновационные программы, теория «благополучного старения», система непрерывного образования.

The article discusses the possibilities for developing the theory and practice of "safe aging" in modern social reality. Examples of the participation of elderly disabled people with vision problems in innovative educational programs that contribute not only to their adaptation in society, but also to the active position in the system of continuing education are given.

Key words: elderly person, disabled person, people with disabilities, creative potential, social and educational activities, innovative programs, theory of "safe aging", continuing education system.

Международные тенденции, связанные с увеличением доли пожилых людей в целостной структуре общества, обостряют внимание к проблемам, которые в настоящее время стали наиболее актуальными:

- пересмотр представлений о старости и старении, использование идей «благополучного старения» в реальной практике;

- учёт последних научных достижений, исследующих социально-психологический статус и социальные роли пожилых;

- анализ складывающегося реального опыта социально-образовательной деятельности пожилых людей, их участия в федеральных и муниципальных программах;

- создание инновационных образовательных программ в работе с пожилыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [6].

В основе современного подхода к лицам пожилого возраста лежат следующие концептуальные положения:

- система взглядов на пожилое поколение, разработанная ООН в связи с высокими темпами старения в странах Европы и России, и выдвижение идеи «общество для всех возрастов»;

- «новая модель старости» строится на достижениях геронтопсихологов, пропагандирующих идею успешного и благополучного старения, которая открывает

новые возможности для лиц пожилого возраста;

- реализация основных принципов социального государства, заложенная в основополагающих документах Российской Федерации;

- реальная отечественная практика участия активных пожилых людей во всех сферах жизни, многолетий опыт реализации программ «Старшее поколение», «День пожилого человека», «Серебряный возраст», «Активное старение» и др.

Высокие темпы старения в странах Европы побудили ООН разработать систему взглядов на старшее поколение, которые определяют политику, предусматривающую ориентацию на универсальные гуманитарные нормы и реализацию идеи гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества, удовлетворение их потребностей, использование накопленного потенциала пожилых людей, и не только профессиональной направленности, но и связанного с жизненным опытом во всех социальных сферах. Программа «Старшее поколение» выступает носителем традиций, обеспечивающих связь времён с ориентацией на перспективы развития общества. Позитивный опыт людей старших возрастов воспринимается как значимый фактор социальных достижений общества и качественная характеристика современной цивилизации, что обусловливает выживание и прогресс человечества.

Идеи, связанные с новой моделью старения, нашли отражение в Международном плане действий по проблемам старения (1982), глобальных целях по проблемам старения до 2001 года (1992), в Принципах ООН «сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятых 46-й Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 года. В дальнейшем эти положения, высказанные в документах Программы ООН по старению, были сгруппированы по позициям: независимость, участие, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Тот факт, что пожилое поколение является одним из основных объектов социальной политики не только в настоящее время,

но и в долгосрочной перспективе, побудил ООН к выдвижению идеи «общество для всех», добавить «общество для людей всех возрастов». Межвозрастная солидарность на уровне семьи, общества, государства выражается в утверждении вызывающей уважение позиции граждан пожилого возраста: осознавать свою социальную ответственность, содействовать развитию общества, участвовать во всех сферах жизни.

В конце XX века в европейской герон-топсихологии возник интерес к популярной в последние годы концепции «успешного» или «благополучного старения», одним из авторов которой выступает Р. Хавидгарст. Успешность старения понимается как достижение соответствия между внешним окружением и внутренним миром пожилого человека. При этом Р. Хавидгарст рассматривает термин «счастливое старение» как «добавленная жизнь к обычным годам» и получаемое от жизни удовлетворение [8].

Успешным, благополучным считается такое старение, при котором пожилой человек способен адаптироваться к нарастающим возрастным изменениям в своём организме, при этом сохраняя цель и смысл жизни. В этом случае для пожилого человека характерно совершенствование умений разрешать кризисы, обретать новые возможности, пользоваться механизмом сохранения и воспроизведения проявлений предыдущего периода жизни. Возможность сохранения этого механизма предоставляют организованные специалистами занятия образовательной, социокультурной, прикладной деятельностью, которые улучшают качество жизни и обеспечивают её продолжительность [7].

В этом же направлении ведутся исследования, которые рассматривают счастливую или успешную старость как многомерную переменную, включающую физиологические и психологические компоненты.

Современные психологи в успешной старости видят позитивное или даже идеальное функционирование человека, которое объясняется тем, что на протяжении жизненного пути он смог сохранить развивающий его потенциал творческой работы (Б.Г. Ананьев, Л.А. Рудкевич и др.).

Многие современные учёные приходят к выводу, что успешная старость наступает у гармоничных личностей, с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и продолжающих работать в этом направлении после выхода на пенсию. Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворённостью, мудрой просветлённостью и философским отношением к смерти.

Э. Эриксон отмечал, что у тех, кто заботится о других, переживал триумфы и поражения, был вдохновителем для людей, выдвигал идеи, постепенно созревают результаты предшествующих стадий. По его мнению, в старости формируется настоящая зрелость, которую он называл поздней зрелостью.

Идеями активного старения занимались многие отечественные учёные: Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, М.Э. Елютина, Л.И. Ермак, Н.П. Литвинова, Г.П. Медведева, В.Д Роик, Л.А. Рудкевич, Г.С. Сухобская, Л.И. Холостова и др. Ими исследовались потребностно-мо-тивационная сфера пожилых людей, динамика социально-личностного самоопределения после выхода на пенсию в новой жизненной ситуации, особенности организации и содержания образовательной, социокультурной и общественной деятельности.

Особое внимание в настоящее время уделяется различным продуктивным практикам, инициаторами которых выступают лица пожилого возраста. Значительное место в структуре их деятельности занимает добровольческая деятельность, волонтёр-ство, организация форумов и конференций по актуальным вопросам общественной жизни (1).

Как известно, принцип социального государства заключается в том, что трудоспособные его члены должны зарабатывать на жизнь, а социальную помощь необходимо оказывать тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно.

Выделение в общей структуре пожилых людей социального слоя, который в основ-

ном может решать свои проблемы самостоятельно или при незначительной помощи со стороны государства, безусловно, должно учитываться при реализации социальной политики. При этом необходимо создавать условия, поддерживающие их самостоятельные проявления, творческий потенциал и возможности личностного роста [4].

Изменения возрастной структуры общества, увеличение средней продолжительности жизни, рост численности и доли старших возрастных когорт в популяции населения потребовали адекватного изменения в системе социального обслуживания новой модели, которая представлена в Федеральном законе № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (от 28.12.2013 г.).

На базе федеральных целевых программ были разработаны региональные программы, где ведущее место занимает система модернизации социальной защиты населения. В качестве главной цели выступает социальная поддержка граждан пожилого возраста, где предусмотрено:

- развитие принципов адресного подхода к оказанию услуг нуждающимся гражданам;

- развитие сети учреждений социального обслуживания, учитывающей объективные многообразные потребности лиц пожилого возраста;

- стимулирование негосударственного сектора в сфере предоставления услуг.

Для системы социального обслуживания в настоящее время характерен инновационный скачок, связанный с реализацией Федерального закона от № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 01.05.2019). Речь идет о введении самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, организации платных социальных услуг. Нововведения, связанные с этим законом, предполагают изменения в сфере идеологии, психологии и мотивации кадров. При этом требуется новое организационно-правое оформление процессов предоставления социальных услуг, активное введение информационных и других современных технологий.

Реализация идей новой пенсионной реформы вызвана не только экономической необходимостью, но и происшедшими изменениями в общественном сознании относительно социального статуса и социальных ролей. Ярко проявляется активность, инициативы и творчество людей, перешагнувших пенсионный возраст. При этом необходимо учитывать созидательный потенциал личности пожилого человека, возможности его вклада в общественную жизнь и предоставления ему выбора личностных стратегий организации собственной жизни [3].

На определенную дифференциацию людей пожилого возраста указывает главный геронтолог Министерства здравоохранения О.Н. Ткачева, ставя вопрос о целесообразности деления: молодые пожилые, средние пожилые, старшие пожилые. Предлагается следующая дифференциация: общественно-активные пожилые, индивидуально-активные пожилые, зависимые пожилые [4].

Наличие пожилых людей в обществе имеет позитивные стороны:

- пожилые люди отличаются высоким интеллектуальным ресурсом, резервом накопленного опыта предыдущей жизни, умением мыслить системно не только на основе знаний, но и богатой практики в разных структурах и разных сферах общественной жизни;

- пожилые люди, занимающиеся в университетах третьего возраста, в высших народных школах и других социально-образовательных структурах, являются организаторами новых форм и технологией системы непрерывного образования, тем самым внося вклад в теорию и технологию педагогической науки;

- участие пенсионеров в общей структуре общества влияет на показатели трудоустройства;

- наличие пенсионеров позитивно влияет на показатели страхования;

- социальная активность пожилых оказывает положительное действие на создание государственных программ федерального, муниципального, местного уровней и пути их реализации на основе большого опыта предыдущих лет и умения его использовать в современных условиях.

Особое значение приобретают программы для пожилых людей с ограниченными возможностями здоровья, которые выступают дополнительным ресурсом для их социализации, вносят вклад в теорию и практику непрерывного образования взрослых.

В то же время современный взгляд на пожилых людей выявляет противоречия между опытом, который они имеют, и возможностями его реализации.

Необходимо учитывать, что у пожилых людей (как показывает ситуация на выборах) проявляется здоровая консервация. Они в большой степени надеются на государство, так как зависят от него. У них есть с чем сравнивать и что терять. Взгляд пожилых на жизнь включает все этапы, которые они прошли в предыдущей жизни. В связи с этим, как отмечают учёные, многим из них легче осознать значимость своего личного и профессионального пути, что и определяет духовную составляющую пожилых людей и в этом плане позитивный ресурс их влияния на общество.

Социальная политика на современном уровне должна строиться с учётом накопленного потенциала, потребностей разных групп пожилых людей, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, их богатого ресурса в целях позитивного развития всего общества.

Исследование, проведённое специалистами РГПУ им. А.И. Герцена среди членов общественной организации ВОС, выявило интересные данные о готовности пожилых людей с проблемами зрения реализовывать нормативный для конкретных исторических условий образ жизни. У пожилых людей с проблемами зрения наблюдается более выраженное мнение, чем у их сверстников с сохранным зрением, о негативном отношении общества к пожилым людям (75%). По мнению слепых и слабовидящих людей пожилого возраста, общество недооценивает позитивный опыт лиц пожилого возраста. У 70% инвалидов по зрению сохраняется круг социального общения, унаследованного из сферы прежней трудовой деятельности, в то время как у нормально видящих респондентов этот показатель составляет 65% [2].

Для инвалидов по зрению трансляция жизненного опыта связана со следующими обстоятельствами: участие в мероприятиях с привлечением ветеранов, передача национальных, культурных и религиозных традиций молодёжи. Пожилые люди с проблемами зрения обнаруживают большую заинтересованность в книгах, телерадиопередачах, посещении общественных и культурных заведений. У них вызывают интерес эстрадные концерты, театральные спектакли, выставки в музеях, телесериалы, радиоспектакли, многие сами участвуют в различных творческих коллективах [2].

Инвалиды по зрению испытывают потребность в новизне и расширении духовного пространства, на это указывают 65% слепых и слабовидящих. При этом инвалиды по зрению обнаруживают более интенсивную потребность в освоении компьютера и сети Интернет.

В отличие от пожилых людей, не имеющих инвалидности по зрению, инвалиды по зрению указывают на дефицит в общении с искусством. Из видов творческой деятельности инвалиды по зрению предпочитают игру на музыкальных инструментах, пение, декламирование.

Пожилые люди с проблемами зрения заинтересованы в социальных контактах и широком спектре способов включения в общественно-культурную жизнь. Об этом свидетельствует участие в программах, организованных на базе Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих, где на протяжении многих лет реализуется проект «Азы духовной культуры», проводятся циклы лекций и творческих мероприятий с привлечением специалистов петербургских институтов, театров, музеев и т.д.

В 2019 г. исполняется 20 лет деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению», который ведёт целенаправленную систематическую работу с лицами, потерявшими зрение во взрослом состоянии. Среди них значительную часть составляют люди пожилого возраста.

На базе Центра реализуется целенаправ-

ленная программа реабилитации инвалидов по зрению, комплекс общеразвиваю-щих мероприятий, экскурсионных занятий, позволяющих лицам, потерявшим зрение, восстановить утраченные представления и сформировать новые образы. В рамках социокультурной реабилитации совместно с библиотекой для слепых и слабовидящих организуется просмотр фильмов с тифло-комментариями.

Новые возможности для развития творчества открыли литературный салон «Книголюб» и театральная студия «Фигаро». Литературный салон «Книголюб» возглавляет специалист Центра В.Н. Воробьёва, инвалид I группы по зрению, которая владеет богатой палитрой способов и технологий раскрытия внутреннего потенциала пожилого человека, потерявшего зрение. Это эвристическая беседа, игровой конкурс, литературный семинар, диспут, викторина и т.д. [5].

Большинство специалистов центра - это инвалиды по зрению. Специалисты по пространственному ориентированию Н.А. Кулакова и О.Е. Кульчицкая в процессе индивидуальной работы ведут профессионально подготовленные экскурсии с реабилитанта-ми, рассказывая об исторических и культурных местах Центрального района Санкт-Петербурга. Проблемой духовного воспитания с реабилитантами много лет занимается специалист Центра А.П. Садчиков, инвалид по зрению. Энергией и оптимизмом заражает пожилых людей преподаватель по физической культуре Н.И. Тимофеева, уже перешагнувшая пенсионный возраст, и психолог Ю.М. Ломакина, закончившая магистратуру в РГПУ им. А.И. Герцена.

В течение ряда лет с новейшими информационными технологиями знакомили реабилитантов педагоги В.Н. Довыденков, Ю.Е. Левичев, Е.В. Заболоцкая [5].

Большинство специалистов центра с 1994 года участвуют в ежегодных научно-практических конференциях по актуальным вопросам непрерывного образования, социальной защиты и реабилитации инвалидов. Конференции проводились на базе Института образования взрослых РАО с 1994 по 2003 год, а с 2004 года - на базе Санкт-Петербургского государственного

института психологии и социальной работы и СПб профессионально-реабилитационного центра. За этот период специалистами центра, имеющими инвалидность по зрению, было опубликовано в материалах сборника конференции свыше 300 статей из их опыта работы. Значительное количество докладов было посвящено вопросам использования информационных технологий как важнейшего средства реабилитации инвалидов по зрению [1].

В настоящее время наступил новый этап работы по освоению информационно-коммуникативных технологий на базе созданного отдела дополнительного образования.

Реализация положений конвенции ООН «О правах инвалидов» опирается на два принципа. Первый из них - принцип «универсального дизайна» - направлен на создание безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ к объектам и услугам, которые необходимы человеку вне зависимости от ограничений жизнедеятельности.

Второй принцип связан с обеспечением человека с ограниченными возможностями адаптированной средой жизнедеятельности. При этом учитываются организационные, технические возможности, которые необходимо предоставить инвалиду. Это касается вопросов коммуникации, получения инвалидами социальных и транспортных услуг, создания «безбарьерной» психологической среды в обществе, различных видов современной реабилитационной техники

[4].

Инновационным направлением деятельности Центра выступает разработка и реализация для лиц с проблемами зрения, особенно пожилых людей, программ дополнительного образования, позволяющих им пользоваться вспомогательными средствами ориентирования и иметь мобильные устройства.

При реализации программ дополнительного образования, имеющих социально-педагогическую направленность, принимается во внимание ряд принципов:

- уважение к личности пожилого человека, его выбору, особенностям организации интеллектуальной деятельности;

- укрепление межпоколенческих отношений и коммуникативных связей, в процессе образовательной деятельности с ориентаций на дальнейшее самообразование;

- учёт особенностей ограничений по зрению, индивидуальный подход к реа-билитанту в процессе всего периода усвоения программы, а затем и использование результатов обучения на практике [3].

В 2018-2019 г. программу «Основы компьютерной грамотности» 18 часов в неделю осваивали 14 человек (от 21 до 80 лет), из них - 6 человек пожилого возраста, 8 человек - трудоспособного возраста.

Программу «Новые технические средства реабилитации и современные реабилитационные технологии для инвалидов и пожилых людей» 9 часов в неделю осваивало 7 человек в возрасте от 20 до 86 лет.

Программу «Пространственное ориентирование с помощью GPS навигации» (9 часов) осваивало 7 человек в возрасте от 44 до 72 лет.

Программу «Индивидуальное абонентное устройство "Ориентир"» системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город» (9 часов) осваивало 37 человек в возрасте от 20 до 86 лет.

Программу «Основы взаимодействия незрячих пользователей с мобильными устройствами на базе операционных систем: OS Android» (9часов) осваивало 15 человек в возрасте от 36 до 83 лет.

Реализация этой программы для слушателей очень эффективна:

• пожилые люди с проблемами зрения, а среди них даже есть представители старших возрастных групп, могут реали-зовывать свои образовательные мотивы, в значительной мере направленные на развитие социальных связей, интеграцию в современное общество;

• укрепляются межпоколенческие связи, система взаимопомощи и поддержки лиц с проблемами зрения;

• расширяются образовательные и социокультурные пространства и реализуются творческие замыслы пожилых людей с проблемами зрения.

Таким образом, в этом случае мы можем говорить о развитии на практике идей «благополучного старения» для пожилых людей

с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Литература

1. Добровольческие инициативы в социально-образовательной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста / науч. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух. - СПб.: СПб ГИПСР, 2018.

- 224 с.

2. Кантор В.З., Волкова И.П., Смирнова Н.Н. Образ жизни инвалидов по зрению пожилого возраста: ориентиры добровольческой деятельности в сфере их социальной реабилитации // Реализация идеи добровольчества в социальной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста / науч. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух. - СПб.: СПб ГИПСР, 2016.

- С. 4-16.

3. Королева Е.Г., Мухлаева Т.В. Образование для пожилых людей в контексте концепции «благополучного старения» // Человек и образование. - 2018. - №4. - С. 147-151.

4. Реабилитация - XXI век. Традиции и инновации. Программа II национального конгресса с международным участием. - СПб., 2018. - 36 с.

5. Развитие взаимосвязи государственных и благотворительных инициатив в работе с инвалидами и лицами пожилого возраста // науч. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух. - СПб.: СПб ГИПСР, 2017. - 138 с.

6. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года (распоряжение от 5 февраля 2016 г. № 164-р).

7. Тонконогая Е.П., Лебедева С.С., Безух С.М. Развитие дополнительного образования социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста // Человек и образование.

- 2018. - № 3. - С. 111-114.

8. Havighurst R. J. Successful aging // The Gerontologist. 1961. Vol. 1(1). P. 8-13.

9. Марон А.Е., Степанова М.В. Образование пенсионеров: тенденции и опыт развития // Человек и образование. - 2018. - № 1. - С. 87-91.

10. Горшкова В.В., Костецкий В.В. Образование взрослых: смена парадигмы на рубеже тысячелетий// Педагогика. -2009. -№5. -с. 41-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.