Научная статья на тему 'Инновационные схемы построения учебника'

Инновационные схемы построения учебника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУПЕНЧАТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАЛОННЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / TEXTBOOK / INNOVATION TECHNOLOGIES / PERSON-ORIENTED TECHNOLOGIES / TEACHING / GRADUAL EDUCATION / QUALITY STANDARD OF KNOWLEDGE / OBJECTIVE CONTROL / MANAGEMENT / EFFECTIVENESS / COMPETENCE / WORLD OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаманчук Петр Сергеевич, Мендерецкий Вадим Владиславович, Засанова Илона Вилориевна

На примере созданных учебников по методике и технике учебного физического эксперимента в статье обосновываются концептуальные основы построения инновационных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атаманчук Петр Сергеевич, Мендерецкий Вадим Владиславович, Засанова Илона Вилориевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Schemes of Textbooks Compiling

Essential principles of innovation works compiling on the basis of the published textbooks on the methods of study and technologies of physics experiment are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Инновационные схемы построения учебника»

ПЕДАГОГИКА

УДК 370.1 ББК 31.21

П. С. Атаманчук В. В. Мендерецкий И. В. Засанова

г. Каменец-Подольский, Украина

Инновационные схемы построения учебника

На примере созданных учебников по методике и технике учебного физического эксперимента в статье обосновываются концептуальные основы построения инновационных произведений.

Ключевые слова: учебник, инновационные технологии, личностно ориентированное обучение, ступенчатое образование, эталонные измерители качества знаний, объективный контроль, управление, результативность, компетентность, мировоззрение.

P S. Atamanchuk V. V. Menderetsky

I. V. Zasanova

Kamenets-Podolsky, Ukraine

Innovation Schemes of Textbooks Compiling

Essential principles of innovation works compiling on the basis of the published textbooks on the methods of study and technologies of physics experiment are discussed in the article.

Key words: textbook, innovation technologies, person-oriented technologies, teaching, gradual education, quality standard of knowledge, objective control, management, effectiveness, competence,

world outlook.

Учебник всегда был важным средством трансляции стандартов любой образовательной области (содержание и образовательная среда). Однако во многих педагогически ориентированных, образовательно-профессиональных программах (ОНИ) и образовательно-квалификационных характеристиках (ОКХ) прогнозируемые уровневые профессиональные компетентности и мировоззрения не детерминируются объективными факторами, которые бы настраивали учебный процесс на формирование у студента профессионально значимых качеств. Для устранения такого противоречия - содержание учебно-познавательной деятельности, с одной стороны, и отсутствие конкретизированных целей этой деятельности, с другой, - следует ориентироваться на бинарную целевую программу. Особенность такой целевой программы состоит в четком определении качественных показателей осведомленности, которые соотносятся одновременно с содержанием конкретной учебной дисциплины и содержанием методической подготовки будущего педагога. Такой подход должен пронизывать все учебно-методические произведения по методике обучения [1; 2; 4].

Понятно, что учебник является надежным средствомтрансляциисодержанияиидеологиикон-кретного образовательного стандарта. Авторы проекта (рис. 1, рис. 2) учебников (1. Атаманчук П. С., Ляшенко А. И., Мендерецкий В. В., Николаев А. М. Методика и техника учебного физического эксперимента в основной школе: учебник для студентов высших учебных заведений. - Каменец-Подольский: К-ПНУ, 2010. - 292 с., 2. Атаманчук П. С., Ляшенко А. И., Мендерецкий В. В., Николаев А. М. Методика и техника учебного физического эксперимента в старшей школе: учебник для студентов высших учебных заведений. - Каменец-Подольский: К-ПНУ, 2010. - 392 с. ), основным назначением учебников считают обеспечение условий формирования профессиональных качеств будущего учителя физики. Авторы впервые в отечественной и мировой практике обосновали и внедрили технологию бинарных целевых ориентаций (физика, методика физики). Заданный подход [1-9], синтезируя в себе технологию управленческих влияний на процедуру, выступает надежной предпосылкой действенности обучения (формирование компетенций и мировоззренческих качеств будущего учителя физики).

П, С. АТАМАНЧУК О. I. ЛЯШЕНКО В. В. МЕНДЕРЕЦЬКНЙ О. М. КІКОЛАЄВ

МЕТОДИКА І ТЕХНІКА НАВЧАЛЬНОГО ФІЗИЧНОГО ЕКСПЕРИМЕНТУ В СТАРШІЙ ШКОЛІ

+ е

Рис. 1. Макет обложки 1-го учебника

Определим основные новации относительно организационных, содержательных и процессуальных особенностей построения учебного материала презентованных учебников:

Причинно-следственная обусловленность. Становление будущего учителя проходит через объединение в себе двух взаимосвязанных процессов: организацию деятельности студента и контроль этой деятельности. Объектом управления здесь выступает студент (как управляемая и самоуправляемая система); объектом контроля -педагогическая деятельность этой личности;

Рис. 2. Макет обложки 2- го учебника

предметом управления является процесс достижения будущим специалистом проектированного результата обучения [1]; предметом контроля -протекание процесса овладения запланированными профессиональными качествами. Успех в обучении является следствием удачных управленческих действий [1-5], когда гарантированно формируются базовые человеческие качества (компетентности): осведомленность, воспи-

танность, творчество, общительность, художественное творчество, мировоззрение (рис. 3).

Причинно-следственные обусловленности

Совершенно логично, что информация для своего отображения нуждается в использовании разных знаковых систем (языков) - от предельно точно абстрактной к конкретно-образным художественным языкам. И понятно также, что слож-нокомпонентность информации предопределяет неодинаковость видов педагогического оценивания успешности усвоения ее составляющих и сформированности соответствующих личностных качеств - от сугубо количественных к сугубо качественным оценкам.

Прогнозированость. Конечно, педагогическая практика должна прогнозировать сфор-мированность личностных компетентностей.

Целеустремленно корректировать, регулировать, управлять профессиональными качествами будущего специалиста возможно лишь при условии согласования и одновременной стандартизации как содержания, так и образовательной среды относительно конкретной образовательной области [1-3]. Понятно, что образовательная среда подле-

жит стандартизации как идейно-технологической, так и за ресурсно-материальной частей. Игнорирование же потребности формирования образовательных сред, адекватных содержательным образовательным стандартам обрекает любую образовательную область на неудачу.

Объективный контроль в обучении и управление этим процессом. Весьма важно, чтобы переход на европейские стандарты побудил отечественное образование наращивать свой потенциал относительно обеспечения качественной профессиональной подготовкой специалистов (за счет эффективного управления этим процессом) и обогащал уже имеющиеся приоритеты. При таких условиях главным результатом исследований стало теоретическое обоснование и технологическая интерпретация концепции целенаправленного управления качеством подготовки будущих специалистов [8] с акцентом на личност-но ориентированное обучение и ступенчатое образование [2-5]. Результаты наших исследований прошли широкую апробацию в ходе международных, всеукраинских, региональных и межвузовских конференций, они введены в учебный процесс средних и высших учебных заведений.

И все же необходимо признать, что сегодня еще мало внимания отводится анализу возможного влияния ультра новых научных достижений и технологических изобретений на течение мировых социальных процессов, образование и науку, наконец, на основы построения антропосферы и ежедневное бытие человека. При таких условиях те, кто будет обучать, обречены на «отставание» от нужд времени за уровнями содержательной и профессиональной осведомленности.

К сожалению, начавшийся переход на стандарты среднего и высшего образования не полностью решает указанное противоречие и даже его усиливает из-за отсутствия стандартизации образовательной среды. Исследования аналогичного характера ни в Украине, ни на мировом уровне не выполнялись.

В целом же имеем возможность определить основные предпосылки формирования профессиональных компетенций будущего педагога, а именно:

• его вовлечение в активную познавательную деятельность так, чтобы «теоретик» больше практиковал, а «эмпирик» больше теоретизировал [1; 3];

• действенный уровень осведомленности специалиста формируется только через надлежащее внушение отношений к объекту познания;

• принцип динамического баланса рационально-логического и чувственноэмоционального в восприятии и усвоении, ле-

жащий в основе обучения, оказывает содействие формированию у студентов надлежащих профессиональных качеств и собственного педагогического кредо [1-4].

Установлено, что при обретение конкретных знаниевых и профессиональных компетенций осуществляется по трем параметрам, которые соответственно охватывают все временное пространство (прошлое, настоящее, будущее) деятельности человека: стереотипность, осознанность, пристрастность [1]. В шкале рангов (низший, оптимальный, высший) определены критерии этих параметров (качественные показатели (эталоны) результатов обучения): заученные знания (ЗЗ), подражание (П), понимание главного (ПГ), полное владение знаниями (ПВЗ), умение применять знание (УПЗ), навык (Н), убеждение (У) (рис. 4).

ПГ - понимание главного; ЗЗ - заученные знания;

П - подражание; ПВЗ - полное владение знаниями;

УПЗ - умение применять знания; Н - навык; У - убеждение

Рис. 4. Интегральные измерители качества знаний (компетенций)

Сущность объективного контроля всегда сводится к сравнению приобретенных значений отдельного параметра с выбранными эталонами: (ПГ), (ЗЗ), (НС), (ПВЗ), (УПЗ), (Н), (П).

На этих началах нами обоснованы и доказаны [1-4] следующие технолого-методические возможности:

• построение образовательного прогноза и разработка структурно-логической схемы содержания модели образования, которое охватывает содержательную, организационную и операционную составляющую познавательной деятельности;

• создание схемы-матрицы целевой учебной программы и использование ее как средства це-леориентаций соответствующей образовательной модели обучения (рис. 5);

• результативность системы управления учебно-познавательной деятельностью, которая обслуживается разными областями знаний (психология, педагогика, нейрофизиология, кибернетика, философия и т. п.), которая проявляется в постепенном переведении этого процесса в режим саморегулированного протекания (рис. 6);

СХЕМА-МАТРИЦА ЦЕЛЕВОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Название Объективно-предметные ус- Уровень усвоения учебного

раздела, ловия д остижения цели материала

количество Педаго- Учеб- Способ Во В По

часов, гическая но- интел- время про- оконча-

список техноло- мате- лекту- заня- цессе нии

основных гия; ме- риаль- альной тий изу- изуче-

познава- тодоло- ная актив- чения ния

тельных гия, обу- база; ности; раз- учебно-

задач чения мето- тип дела го

диче- зада- (темы) предме-

ский ний та

ком-

плекс

Рис. 5. Механизм целеориентаций учебного процесса

Вероятная схема саморегулируемого процесса обучения

Н

II -н-

н

У

ПВЗ

УПЗ — | | ^¡_П?_ Н

• Штриховым контуром по эталону «Привычка» указываем на то, что в традиционном обучении формирования поведенческих привычек еще не всегда согласовано с мерой притязаний ученика (студента), а потом может и не происходить

Рис. 6. Обеспечение гарантированной результативности в обучении

• значимость образовательной среды в обучении по дидактической схеме, которая ориентирует на фиксированный результат-эталон, бусловлива-ется адресной информационно-технологической и материально-технической поддержкой учебнопознавательной деятельности и т. п.

Государственные требования к образовательно-квалификационному уровню и к качеству личности будущего педагога определяют направления формирования характерных профессиональных качеств личности в профессиональной подготовке студента (знания, ценности, проекты, диалогизмы, творчество), определяющим среди них является формирование методологии приобретения профессиональных знаний. Осуществляя профессиональную подготовку на основе целевой образовательно-профессиональной программы, построенной по бинарному принципу, достигаем надлежащих эталонных уровней содержательной (по конкретному учебному предмету) и профессиональной (методической) осведомленности.

Как показывает опыт «эксплуатации» презентованных учебников, мера сложности познавательных задач относительно профессиональной подготовки от одной лабораторной работы к следующей должна постоянно возрастать, при этом следует опираться как на предыдущий педагогический и методический опыт, полученный студентом в ходе академического обучения в высшем учебном заведении, так и на опыт, приобретенный в ходе педагогических практик.

Технология обеспечения прогнозируемых уровней профессиональной компетентности в условиях экспериментальной деятельности заключается в следующем. Уровень опорных знаний является своеобразным «пусковым механизмом» результативного обучения. Для выявления уровня опорных знаний (содержание соответствующих тем школьного курса физики и содержание профессиональной осведомленности относительно методического препарирования этого содержания) студентам предлагаются соответствующие задачи. Существенным технологическим моментом в этой ситуации есть то, что он выступает своеобразным упреждающим средством стимулирования учебно-познавательной активности субъекта. Для обнаружения уровня опорных знаний (содержание соответствующих тем школьного курса физики и содержание профессиональной осведомленности относительно его методического препарирования) студентам предлагаются, соответственно работе практикума, диагностические задания. Задачи для осуществления диагностического контроля опорного уровня осведомленности и опыта могут проектироваться не только на уровнях ПГ, ЗЗ или НС. Они могут быть и высшего уровня, поскольку речь идет о достижениях предыдущих этапов обучения студентов. Предлагая задачи для вступительного контроля, ориентируемся на то, что при условии 50-процентного подтверждения уровня осведомленности студента он допускается к выполнению лабораторной работы. При низшем уровне преподаватель должен предоставить ему соответствующую консультативную помощь.

В части деятельности, которая касается выполнения и осмысления наблюдений, опытов, исследований, также ориентируемся на требования целевой программы. Смысл целеориентаций сводится к тому, что соответственно высшим уровням, определенным целевой программой, необходимо больше внимания и учебного времени уделять проведению наблюдений, опытов, исследований и т. п., что касается более весомого учебного материала (высшие цели). Требуем, чтобы в своих отчетах студенты отображали суждения, которыми бы удостоверяли собственный уровень содержательной осведомленности и готовности методически и технологически препарировать конкретный учебный материал на язык выводов, доступных ученику. Приводим описания опытов относительно определенных тем, в контекстах которых будущий специалист «открывает» для себя существенные методические «ниши».

Для тех, кто обнаруживает повышенный интерес к обучению и оперативно справляется с поставленными заданиями, предлагаются дополнительные экспериментальные задачи, целевое назначение которых - последующее углубление

уровня профессиональной экспериментаторской подготовки будущего учителя физики. Подчеркиваем, что вдумчивое выполнение таких заданий значительно «сокращает» дистанцию между потенциалом ученика и будущим учителем.

Завершающий этап каждой лабораторной работы практикума - это доведение уровня содержательной и профессиональной компетентности будущего специалиста в пределах конкретной темы к требованиям и нуждам времени. В учебниках даны сформированы задания по каждой теме курса физики основной и старшей школ, которые имеют конкретную методическую направленность и содержащих требования относительно профессиональной подготовки студента. Завершающий контроль ориентируем на использование заданий, с предметной и профессиональной направленностью. Существенным технологическим моментом является то, что для выявления уровня осведомленности (содержание соответствующих тем школьного курса физики и профессиональной компетентности относительно его методического объяснения) студентам предлагаются специально подобранные задания для текущего контроля уровня профессиональной компетентности [4].

Приходим к выводу, что целеориентации студента по методике и технике школьного фи-

зического эксперимента, которые концептуально выстраиваются на основе использования целевых программ, оказывают содействие профессиональному саморазвитию, самоопределению и самореализации будущих учителей физики. Это создает условия для овладения студентом формами и методами творческого познания, сопровождается постоянным развитием инициативы и творческой деятельностью, которая происходит в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи, повышает эффективность учебного процесса, углубляет усвоение учебного материала, оказывает содействие овладению методологией исследовательской деятельности, совершенствует навыки работы с методической литературой и технической информацией, формирует педагогическое кредо будущего специалиста. Государственные требования к образовательно-квалификационному уровню будущего учителя определяют направления формирования характерных профессиональных качеств личности в профессиональной подготовке студента (знания, ценности, проекты, диалогизмы, творчество), определяющим среди которых является формирование методологии поиска компетенций и мировоззренческих качеств будущего учителя.

Список литературы

1. Атаманчук П. С. Инновационные технологии управления обучением физике: моногр. Каменец-Пододольский: К-ПГПУ, 1999. 174 с.

2. Атаманчук П. С., Семерня О. Н. Методические основы управления обучением физике: моногр. Каменец-Подольский: К-ПГУ, 2005. 196 с.

3. Атаманчук П. С., Самойленко П. И. Дидактика физики (основные аспекты): моногр. М.: Московский гос. ун-т технологий и управления, 2006. 254 с.

4. Атаманчук П. С. Учебник как основной носитель образовательного стандарта: сб. науч. ст. по материалам XVI Междунар. научно-практ. конф. (Ужгород - Гирляны; 6-9 мая 2008 г.). Ужгород: Лира, 2008. 304 с.

5. Методика и техника учебного физического эксперимента в основной школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П. С. Атаманчук, А. И. Ляшенко [и др.]. Каменец-Подольский: К-ПНУ, 2010. 292 с.

6. Методика и техника учебного физического эксперимента в старшей школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П. С. Атаманчук, А. И. Ляшенко [и др.]. Каменец-Подольский: К-ПНУ, 2010. 402 с.

7. Атаманчук П С., Мендерецкий В. В., Николаев А. М. Методическое обеспечение учебного физического эксперимента (10 класс): учеб. пособие. Каменец-Подольский: ФОП Сисин А. В., 2007. 157 с.

8. Атаманчук П. С., Мендерецкий В. В., Николаев А. М. Методическое обеспечение учебного физического эксперимента (11 класс): учеб. пособие. Каменец-Подольский: Буйницкий А. А., 2008. 212 с.

9. Волков И. П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.