66
Педагогические науки
УДК: 378.14
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕДАГОГИКЕ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
Исаева Э. Л., кандидат химических наук, доцент, заведующая кафедрой химических дисциплин и фармакологии,
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный Е-mail: [email protected]
В условиях гиперболического роста информации остро стоит вопрос освоения методологических знаний, инвариантных в нескольких дисциплинах. На примере организации учебного процесса в Медицинском институте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Чеченский государственный университет» рассмотрено использование очень актуальной педагогической технологии, основанной на принципе междисциплинарности и трансдисциплинарности. Рассмотренные примеры использования трансдисциплинарных знаний в дисциплинах медицинского профиля демонстрируют возможность применения этой технологии в любой дисциплине.
Ключевые слова: образование, междисциплинарность, трансдисциплинарность, инновации, интеграции.
innovative processes in pedagogy on the example of interdisciplinary and transdisciplinary
Isaeva E. L., candidate of chemical Sciences, associate Professor, head of the Department of chemical
disciplines and pharmacology,
FSBEI HE «Chechen state University», city of Grozny
Е-mail: [email protected]
In conditions of hyperbolic growth of information, there is an acute issue of mastering methodological knowledge, invariant in several disciplines. On the example of the organization of the educational process at the Medical Institute of the Federal State Budgetary Educational Institution «Chechen State University», the author considers the use of a very relevant pedagogical technology based on the principle of interdisciplinarity and transdisciplinarity. The considered examples of the use of transdisciplinary knowledge in medical disciplines demonstrate the possibility of using this technology in any discipline.
Key words: education, interdisciplinarity, transdisciplinarity, innovation, integration.
Сегодня во всем мире можно наблюдать интеграционные процессы, которые называются процессами глобализации. К ним можно относиться по-разному, но отрицать их нельзя: данные процессы продиктованы объективными трендами развития человечества. Теперь даже самое хорошее фундаментальное образование, полученное однажды на всю жизнь, не обеспечит успешности его владельцу. Сегодня всем педагогам известен новый слоган: «научить учиться». Зачем? Чтобы уметь самому себе ставить образовательные
цели, а также добывать и использовать нужную информацию. В этом и заключается изменение педагогической парадигмы, являющееся следствием гиперболически растущей информации. В основе такой педагогики должен лежать принцип трансдисциплинарности, т. е. освоение в процессе обучения определенных генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение и открывающих широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕДАГОГИКЕ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
Таким образом, идея трансдисциплинарности заключается в интеграции знаний, необходимых в самых разных предметных областях [3].
Рассмотрим, как реализуется инновационный подход к образовательному процессу в Медицинском институте Чеченского государственного университета, обучение в котором - это начало большого пути к перспективному трудоустройству и успешной карьере. Являясь структурным подразделением университета, Медицинский институт определил функционально поддерживающими компонентами образовательную деятельность и научные исследования [2].
Учебная программа является междисциплинарной и трансдисциплинарной. Темы организованы таким образом, чтобы облегчить взаимосвязь знаний при их усвоении на разных дисциплинах.
Примером интеграции по горизонтали (изучаемой одновременно) является интеграция тематики фундаментальных наук: например «Анатомия человека» - «Гистология, цитология, эмбриология» (Расположение, анатомическая проекция по системам и органам / Микроскопическая и ультрамикроскопическая нормальная структура клеток, тканей и органов); «Биология» -«Гистология, цитология, эмбриология» (Структурные особенности клетки / Функционирование клетки); «Биохимия» - «Физиология» (Структура и особенности биологических мембран / Проницаемость мембраны; Структура, биосинтез, регуляция секреции, механизмы действия гормонов / Физиологические эффекты гормонов); «Патофизиология» - «Патологическая анатомия» (Патофизиология дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем / Морфологические изменения при патологических процессах дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем) или интеграция тематики клинических дисциплин: «Лучевая диагностика» - «Общая хирургия» (Рентгенологический диагноз травм и заболеваний костно-суставного аппарата / Семиология хирургических заболеваний костно-суставного аппарата); «Факультетская терапия, профессиональные болезни» - «Факультетская хирургия» (Патология тонкой и толстой кишки: этиология, патогенез, диагностика, клиника, лечение, профилактика, прогноз / Хирургическая патология тонкой и толстой кишки); «Госпитальная терапия, эндокринология» - «Госпитальная хирургия» (Болезни щитовидной железы, диффузный
токсический зоб, аутоиммунный и фиброзный тиреоидит, эндемический зоб, гипотиреоз, рак щитовидной железы / Хирургическая патология щитовидной железы).
Интеграция дисциплин по вертикали определяется структурой учебной программы. В первые годы обучения преподаются преимущественно фундаментальные дисциплины, прогрессивно раскрывающие структуру и нормальные процессы человеческого организма, а затем - патологические процессы. Полученные студентами при изучении фундаментальных дисциплин знания и навыки создают основу для приобретения профессиональных дисциплин и их развития на клинических дисциплинах.
Примеры: «Анатомия человека» - «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» - «Топографическая анатомия, оперативная хирургия» - «Факультетская хирургия» - «Госпитальная хирургия»; «Нормальная физиология» - «Патофизиология, клиническая патофизиология» - «Факультетская терапия, профессиональные болезни» (Физиология сердца: функциональные особенности ведущей системы миокарда; динамика сердечного цикла / Патофизиология хронической коронарной недостаточности / Хроническая коронарная недостаточность: клиническая картина, диагностика, лечение); «Микробиология, вирусология» -«Инфекционные болезни» - «Эпидемиология» (Принципы классификации и номенклатуры микроорганизмов; морфология, структура и физиология бактерий и вирусов / Заболевания, вызванные бактериями и вирусами: клиническая картина, лабораторная диагностика; принципы лечения / Эпидемиологическая характеристика и профилактика инфекционных заболеваний).
Красноречивым примером интеграции дисциплин по вертикали является раздел «Навыки общения с пациентом». Первый контакт с пациентом имеет место на первом курсе в рамках учебной и производственной практики. На втором и третьем курсе, в рамках дисциплины «Общий уход за больными», имеется возможность интеграции знаний, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам («Философия», «Психология и педагогика», «Деловое общение») и развития навыков эффективного общения с пациентом. На третьем курсе, для облегчения адаптации студента в работе с реальным пациентом, он начинает обучение со стандартизированными пациентами в аккре-
дитационно-симулиционном центре. Впоследствии, во время летней клинической практики «Помощник медицинской сестры» он применяет полученные навыки:способ общения с пациентами, степень выражения эмпатии и интереса к пациенту и его жалобам, способность установить доверительные отношения с больным, соблюдение принципов медицинской этики в общении с пациентом, коллегами, медицинским персоналом. Они служат предварительным этапом для доступа студента к клиническим дисциплинам, где развивается и повышается их уровень сложности. Например, в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», «Онкология» формируются навыки сообщения плохих новостей, ведения терминальных больных. На пятом курсе, в рамках модуля «Психиатрия, медицинская психология», получают навыки общения и первичной медицинской помощи пациентам, имеющим психиатрические проблемы.
Другим примером интеграции дисциплин по вертикали является последовательность преподавания заболеваний внутренних болезней в учебном плане, с выполнением конкретных задач на каждом этапе обучения.
Баланс между выборными и обязательными дисциплинами рамочно регулируется федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Для реализации возможности индивидуального развития студента в учебный план включены элективные и факультативные дисциплины.
Элективные дисциплины обеспечивают студентам возможность обучения в соответствии с
их желанием. Студенты могут выбрать из пары предложенных дисциплин интересующую их дисциплину в конце каждого учебного года, при этом выбранная элективная дисциплина становится обязательной. Цель данных дисциплин состоит в индивидуализации профессионального пути студента, углублении знаний в интересующих его областях, а также в выборе специальности для последующего обучения в ординатуре.
Рабочие программы элективных и факультативных дисциплин ежегодно обсуждаются на заседаниях кафедр, ученого совета института. Таким образом, содержание этих дисциплин соответствует уровню обучения и предлагаемым результатам обучения.
Практическое обучение студентов является одной из базовых составляющих процесса подготовки врачей, и его цель состоит в углублении теоретических знаний, формировании практических навыков, создании условий для скорейшей интеграции будущих выпускников в практическую медицину.
Приведем следующий пример: как реализуется непрерывное образование в течение всей деятельности обучающихся. Специальности Медицинского института предполагают не только накопление знаний, которые, благодаря прогрессу и развитию медицинской науки и практики, могут устареть за относительно короткий период времени, но и предусматривают преемственность компетенций, формируемых образовательной программой специалитета, компетенциями в ординатуре.
В результате освоения программы специалитета выпускник должен владеть: В результате освоения программы ординатуры выпускник должен владеть:
готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-15); Дисциплина Гигиена Специальность Лечебное дело готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1); Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Специальность Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕДАГОГИКЕ НА ПРИМЕРЕ МЕЖЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
готовность к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-12); Дисциплина Акушерство Специальность Лечебное дело готовность к ведению, родовспоможению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании акушерско-гинекологической медицинской помощи (ПК-6); Дисциплина Акушерство и гинекология Специальность Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-14); Дисциплина Медицинская реабилитация Специальность Лечебное дело готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8); Дисциплина Клиническая фармакология Специальность Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-15); Дисциплина Гигиена Специальность Лечебное дело готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9); Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Специальность Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
способность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-17), Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения Специальность Лечебное дело готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10); Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Специальность Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
способность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-19); Дисциплина Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф Специальность Лечебное дело готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12). Дисциплина Медицина чрезвычайных ситуаций Специальность Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Для соответствия современным достижениям в области обучения, качество образования требует постоянного улучшения среды обучения, в том числе образования на основе передовых информационных технологий, изменения и совершенствования содержания рабочих программ, внедрения новых методик преподавания и обучения. К мерам повышения уровня владения методами преподавания и оценки относится
политика непрерывного профессионального развития профессорско-преподавательского состава, преследующая цель обеспечения систематического планового процесса углубления и обновления знаний, развития способностей и формирования компетентности, в том числе в области педагогики, необходимой для эффективной практики в выполнении обязанностей, соответствующих занимаемой должности [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсалиев Ш. М-Х., ИсаеваЭ. Л., Иванова С. В. / Формирование кадровой стратегии вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. № 4. 2020. С. 23-25.
2. ИсаеваЭ. Л. Научный подход к образовательному процессу - основа подготовки высокопрофессиональных медицинских специалистов // Научные известия. № 18. 2020. С. 53-56.
3. Солодова Е. А., Ефимов П. П. / Трансдисциплинарность - современная педагогическая технология интеграции знаний // Интеграция образования. № 2. 2014. С. 20-24.