Научная статья на тему 'Инновационные проекты в системе управления развитием организации'

Инновационные проекты в системе управления развитием организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1410
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATION / ECONOMY / ENTERPRISE / INDUSTRY / DEVELOPMENT / PROBLEMS / INNOVATIVE PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаев Сергей Александрович

В статье рассмотрены проблемы развития инновационных проектов на примере конкретного предприятия, проанализированы различные составляющие инновационного проектирования, раскрыто его влияние на развитие организации. Сформулированы направления решения проблем инновационного развития предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative projects in the system of control management of the organization’s development

The article deals with the problems of development of innovative projects on the example of the particular company in the Russian economy. Various components of innovative design are analyzed, and the influence on the organization’s development is proves. The guidelines for solving the problems of the organization’s innovative development are laid down.

Текст научной работы на тему «Инновационные проекты в системе управления развитием организации»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

УДК 334.7.02:001.895

С.А. Тургаев

Инновационные проекты в системе управления развитием организации

В статье рассмотрены проблемы развития инновационных проектов на примере конкретного предприятия, проанализированы различные составляющие инновационного проектирования, раскрыто его влияние на развитие организации. Сформулированы направления решения проблем инновационного развития предприятий.

The article deals with the problems of development of innovative projects on the example of the particular company in the Russian economy. Various components of innovative design are analyzed, and the influence on the organization's development is proves. The guidelines for solving the problems of the organization's innovative development are laid down.

Ключевые слова: инновации, экономика, предприятие, промышленность, развитие, проблемы, инновационный проект.

Key words: innovation, economy, enterprise, industry, development, problems, innovative project.

Современный период социально-экономического развития характеризуется, с одной стороны, углубляющейся глобализацией экономического пространства, а с другой - активизацией деятельности государств по защите национальных рынков. В этой связи возрастает острота конкуренции как за рынки сбыта продукции, так и за ресурсы, которые становятся все более ограниченными и имеющими все более высокую стоимость. Это создает для организаций как экономических агентов весьма противоречивую и неустойчивую внешнюю среду.

П w w w

В таких условиях управление хозяйственной организацией все больше имеет основной целью не столько максимизацию прибыли, сколько обеспечение её (организации) экономической безопасности и устойчивости функционирования, повышение гибкости реагирования на изменяющуюся ситуацию, рост эффективности использования ресурсов при достаточной норме прибыли. Исходя именно из этих целей и должна строиться сегодня вся система управления организацией: как ее текущим функционированием, так и развитием.

Между тем, как отмечают специалисты, на современном этапе менеджменту построить систему развития своего предприятия го-

© Тургаев С.А., 2014

раздо сложнее, чем обеспечить оптимальное решение проблем оперативного характера, поскольку в этом случае на первый план выступают не задачи количественного роста, а укрепление устойчивости организации, повышение качества продукции и создание долговременных гарантий сбыта продукции и стабильных отношений с поставщиками, в том числе с государственными структурами [3].

Существующая система управления организациями в российской экономике во многом, по нашему мнению, до сих пор несет на себе отпечаток той системы управления, которая была характерна для советского периода. Прежняя система была выстроена под жесткую вертикаль государственного управления и стабильные условия финансового, материально-технического обеспечения, гарантированный сбыт продукции. И тогда она в целом показывала достаточную эффективность. Однако кризис советской экономики в свое время был вызван не внутренними проблемами предприятий, а скорее неправильной, как показало время, ценовой, финансовой, экономической политикой в отношении предприятий, усложнением внешнеэкономической среды. Нынешняя система управления организацией нуждается в совершенствовании, поскольку в силу инерции она не позволяет оперативно взаимодействовать с рыночной средой, склонна к затратным решениям, не ориентирована на инновационное развитие. В такой организации не могут быть внедрены в полной мере механизмы и технологии проектного управления как наиболее эффективной в современных условиях формы управления в организациях, позволяющей быстро реализовывать инновационные решения и быстро реагировать на складывающуюся конъюнктуру.

Между тем обеспечение развития организации в условиях изменяющейся конъюнктуры и ограниченности ресурсов возможно прежде всего на основе разработки и внедрения инновационных проектов как наиболее гибкого и эффективного инструмента решения инвестиционных задач. По нашему мнению, именно инновационное проектирование явится тем звеном, которое обеспечит совершенствование всей системы управления развитием хозяйственной организации или предприятия.

Имеющаяся в Российской Федерации практика инициирования и разработки инновационных проектов имеет незначительные масштабы и связана прежде всего с оборонно-промышленным комплексом, поскольку именно в нем существуют действительные потребности производства, а сами проекты осуществляются с широким использованием зарубежного опыта. В других же сферах экономики инновационные проекты в основном носят поисковый характер и реализуются прежде всего за счет бюджетного финансирования на цели НИОКР. Средства самих предприятий мало участвуют в

финансировании проектов, что свидетельствует о слабой связи реального сектора экономики с инновационными разработками [4]. Неслучайно возникают трудности с реализацией ряда инновационных продуктов, разработка которых финансировалась государством или государственными структурами. Предприятия не хотят их приобретать не только по причине недостатка средств, но и по причине их текущей неактуальности для конкретных предприятий, особенно при наличии дешевых иностранных аналогов. В условиях санкций картина может измениться.

В целом инновационный проект представляет собой систему организационных, финансовых, исследовательских, производственно-технических и маркетинговых мероприятий, которые направлены на создание и внедрение в условиях рынка новых продуктов, работ, услуг не имеющих аналогов в производственной практике и обеспечивающих существенное повышение эффективности и качества результатов деятельности предприятия.

Эффективное управление инновационными проектами требует учета их отраслевых и функциональных особенностей, условий инициирования и реализации. С учетом этого можно рассмотреть различные типы инновационных проектов для целей управления. Таким образом, типологию инновационных проектов целесообразно проводить по нескольким критериям.

Во-первых, это институциональный критерий, характеризующий субъекта инновационного проектирования. Здесь можно выделить инновационные проекты, осуществляемые государственными структурами, крупными корпорациями, малыми инновационными предприятиями, инновационными фирмами при научных организациях и вузах, проекты, реализуемые на принципах частно-государственного партнерства и по международным инициативам.

Во-вторых, в зависимости от сферы внедрения можно предложить отраслевую типологию инновационных проектов.

В-третьих, в зависимости от функциональной направленности инновационных проектов их можно разделить на проекты, нацеленные на такие виды инноваций, как процессные, технологические, продуктовые, маркетинговые, организационные, экологические, образовательно-кадровые.

Влияние инновационных проектов на развитие конкретной организации может характеризоваться следующими результатами:

•получение дополнительных средств для развития организации в результате реализации инновационных продуктов;

•освоение производства новых видов продукции, пользующихся спросом на мировом и отечественном рынках;

•внедрение новых технологических процессов в производство, повышение качественных характеристик выпускаемой продукции;

•обеспечение кадровыми ресурсами новых направлений развития предприятия;

•снижение материалоемкости продукции;

•рост экспортных поставок, повышение доли экспорта в общем объеме производства;

•увеличение стоимости компании, повышение конкурентоспособности предприятия.

Рассмотрим практику использования инновационных проектов при решении вопросов, связанных с обеспечением устойчивого развития и повышением конкурентоспособности предприятий высокоточного машиностроения. Для исследования автором было выбрано предприятие радиоэлектронной отрасли с условным названием «Микрочип». Предприятие производит высокоточную продукцию, приборы, средства управления и контроля технологическими процессами, изделия специального назначения для высокотехнологичных секторов экономики страны и на экспорт. Продукция предприятия характеризуется высокой долей добавленной стоимости, малой материалоемкостью, значительными затратами на научно-проектную подготовку. Предприятие имеет разветвленные связи по кооперации, но не входит в какие-либо более крупные производственные структуры. По организационно-правовому типу является открытым акционерным обществом без существенного участия государства. По величине персонала и объему продукции относится к крупным предприятиям. Имеет несколько филиалов и дочерних предприятий. Расположено в крупном научном и промышленном центре. Все это определяет специфику управления развитием предприятия и инициирования разработки и внедрения инновационных проектов. В последние годы на предприятии был реализован целый ряд эффективных инновационных проектов. Ниже анализируется практика управления теми инновационными проектами, в которых непосредственное участие принимал автор. Основные характеристики данных проектов приведены в таблице.

Таблица

Основные характеристики инновационных проектов

Наименование проекта Цель проекта Сфера внедрения Значение для развития предприятия

Разработка средств дистанционного мониторинга объектов дорожной инфраструктуры, транспортных коммуникаций нового поколения Повышение эффективности мониторинга дорожно- транспортной инфраструктуры Предприятия и организации транспорта и дорожного хозяйства Освоение новых видов продукции. Увеличение финансовых ресурсов для развития

Продолжение табл.

Разработка и внедрение 1Т-сервисов для объектов международного транспортного коридора Санкт-Петербург -Хельсинки Создание нового поколения сервисных объектов для интермодальных транспортных коридоров Интеллектуальные транспортные системы Освоение новых видов продукции. Повышение конкурентоспособности продукции и рост экспорта

Разработка и организация производства устройств для сенсорного ввода информации и управлением на предприятии Создание уникального, многоцелевого оборудования Системы управления и организации произ-водственног о процесса Повышение производительности труда. Повышение эффективности управления инвестиционными проектами

Разработка высокочувствительных датчиков пожарной опасности для оборудования нового поколения Обеспечение пожарной безопасности на современных объектах Предприятия и организации высокотехнологичной сферы народного хозяйства Повышение уровня безопасности в организации. Увеличение конкурентоспособности новых инвестиционных проектов

Анализ практики реализации проектов на предприятии «Микро-чип» позволил выделить ряд негативных факторов, тормозящих инновационное развитие предприятия.

Так, в первую очередь можно отметить проблемы, связанные с спросом на отечественную продукцию. Большинство предприятий России работают в состоянии кризиса и из-за этого не в состоянии сформировать такую стратегию фирмы, которая помогла бы им перейти на инновационный путь развития. Вследствие этого уровень предпринимательской уверенности на предприятиях достаточно низок. Значительное влияние имеет фактор недоверия потребителей к товарам, произведенным отечественными предприятиями. В итоге все это ведет к невысокому спросу на рынке.

Далее, недостаточность механизмов государственной поддержки, отсутствие достаточной заинтересованности финансового сектора в кредитовании реального сектора экономики обусловливает сложности в финансировании инновационных проектов на предприятиях. Собственных же ресурсов у большинства предприятий для

замены основных фондов, например обновления парка высокотехнологичного оборудования, просто нет.

Кроме того, реализация инновационной продукции затрудняется в связи с отсутствием эффективных методов изучения рынка предприятиями-разработчиками. Зачастую, начиная очередной инновационный проект, руководство принимает решения, не проводя предварительно глубокого мониторинга рынка. Поэтому нередко создается ситуация, когда завершенная опытно-конструкторская разработка изделий не востребуется рынком, устаревает морально и физически еще до попытки реализации [1].

К тому же, современные технологии тесно связаны с подготовкой высококвалифицированных кадров. К настоящему времени в стране не преодолен серьезный отрыв в подготовке специалистов от реальных потребностей инновационного развития предприятий. Не способствует этому реформа системы образования, в том числе кампания по закрытию многих технических вузов, средних специальных учебных заведений под предлогом неэффективности. Возрастает дефицит инженерно-технических и рабочих кадров по целому ряду специальностей.

Нельзя обойти стороной и системные недостатки в самой структуре управления исследуемым предприятием, которая по своей сути остается бюрократизированной, жесткой и не отвечает тем самым требованиям инновационного развития.

Проведенный анализ практики показывает, что пока нет удобной и эффективной системы управления инновационными проектами. Каждый проект осуществляется по своему изолированному циклу без достаточной связи с другими проектами. Нет должной координации проектов. Как правило, отсутствует общий план инициирования и реализации проектов в соответствии с стратегией развития предприятия. Проекты не увязываются в единую систему. Нет критериев выделения приоритетных проектов. Отбор проектов в целях их финансирования в значительной мере носит субъективный характер. Управление проектами осуществляется по шаблонам, созданным в середине XX в. Имеющиеся структуры (центры, отделы) управления проектами на предприятии, по сути, являются контрольно-надзорными органами, осуществляющими сбор информации о проектах, но не управляющими ими.

Таким образом, можно сделать вывод, что пока нет удобной и эффективной системы управления, в том числе инновациями, на предприятии, которая явилась бы одним из факторов, стимулирующих активное инновационное поведение предприятий.

В этой связи необходимо сделать так, чтобы предприятия рассматривали инновационность как свое основное конкурентное преимущество. Пока же, как отмечают Т. Кузнецова и В. Рудь, лишь

чуть более 10 % российских компаний в конкурентной борьбе делают ставку на инновационное развитие [2], а основное внимание они отводят гибкой ценовой политике, налаживанию неформальных связей.

Таким образом, эффективное управление инновационными проектами требует создания определенной системы обеспечения разработки и реализации проектов. Основные ее элементы показаны на рисунке.

Рисунок. Система обеспечения разработки и реализации инновационных проектов на предприятии

Стратегическое обеспечение предполагает то, что инновационный проект должен разрабатываться и внедряться под конкретную

задачу развития, сформулированную в среднесрочном или долгосрочном плане предприятия.

Маркетинговое обеспечение состоит в мониторинге рынка, выявлении потребностей в инновационных продуктах, проведении мероприятий по продвижению предлагаемого проекта, рекламе будущих продуктов.

Важное значение имеет коммерческое обеспечение проекта, заключающееся в работе с будущими заказчиками, определении ценовой политики, затрат, возможных объемов прибыли, проработке договоров о намерениях.

Разработанный инновационный проект требует проведения различных мероприятий, нацеленных на внедрение проекта, сервисное обслуживание. Для этого необходимо создание соответствующих элементов в рамках общей системы управления проектом.

Финансовое обеспечение должно предусматривать расчет необходимых финансовых ресурсов для разработки и реализации проекта, выявление возможных источников финансирования, механизмов привлечения финансовых средств, определение показателей эффективности проекта.

Организационное обеспечение начинается с назначения руководителя, главного менеджера проекта, определения полного состава участников проекта, предполагает формирование организационного плана работ, сетевых графиков разработки и реализации.

Руководителем и главным менеджером предприятия формируется команда проекта. Кадровое обеспечение предполагает назначение конкретных ответственных за все этапы и мероприятия при разработке и реализации инновационного проекта, определение стимулирующих мер.

Успешная разработка проекта требует создания информационного сопровождения. Его главная задача - обеспечение команды проекта полной информацией о зарубежных и отечественных разработках в данной сфере, в том числе о научно технических прогнозах.

Инновационное проектирование неразрывно связано с проведением различного рода научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок для данного конкретного проекта. Необходимо определить полный перечень таких разработок, возможных исполнителей.

Наконец, на завершающих стадиях разработки проекта необходимо провести его экспертизу. В ней могут участвовать как работники предприятия, так представители возможных заказчиков и

потребителей продукции, а также видные отечественные и зарубежные специалисты.

Предложенная система управления инновационными проектами

и ^ и ^ и | и

на предприятии является полной, гибкой, удобной, функциональной и достаточно эффективной для применения в российских социально-экономических условиях.

В заключение следует подчеркнуть, что при сложившихся социально-экономических условиях повышение роли инновационных проектов в развитии организации является безальтернативным и требует построения инновационно-ориентированной системы управления предприятием, в которой должны найти место все элементы управления инновационными проектами с момента разработки до реализации.

Список литературы

1. Инновационное развитие экономики: Международный опыт и проблемы России / науч. ред. В.П. Федоров. - М., СПб.: Нестр. История, 2012.

2. Кузнецова Т.Е., Рудь В. А. Конкуренция, инновации и стратегии развития предприятий // Вопр. экономики. - 2013. - № 12. - С. 81-109.

3. Тургаев С.А., Ходачек В.М. Налоговая политика и инновационное развитие хозяйствующих субъектов // Науч. тр. Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. - С. 442-452.

4. Тургаев С.А. Тенденции и проблемы инновационного развития организаций в Российской Федерации // Управленческое консультирование. - 2013. -№ 1. - С. 69-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.