3. Статистика Всемирного банка. Проект «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org.
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru.
5. Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета. - 2002. - № 245.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - 2013. - № 80.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ В КРУПНОМ ГОРОДЕ
© Преображенская Е.Г.*
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
В статье рассмотрены основные направления применения инновационных подходов в управлении жилой недвижимостью в крупном городе; обозначены цели и принципы управления объектами жилой недвижимости в современных условиях развития жилищной сферы; выявлены проблемы, препятствующие инновационному развитию сферы жилищных услуг.
Ключевые слова эффективность управления жилой недвижимостью, принципы управления, инновационные подходы, управленческие и технологические инновации, сбалансированная система показателей, бюджетирование, стратегический подход, стандартизация и сертификация в сфере жилищных услуг, проблемы инновационного развития жилищной сферы.
В современных условиях развития жилищной сферы эффективное управление жилой недвижимостью не представляется возможным без непрерывного процесса отбора и применения соответствующих инновационных подходов.
Эффективное управление жилой недвижимостью выступает одновременно рыночным и социальным фактором, т.к. формирует не только положительный экономический эффект хозяйственной деятельности управляющих организаций, но и позволяет обеспечить условия проживая граждан,
* Аспирант кафедры Экономики и менеджмента недвижимости.
соответствующие требованиям комфортности и безопасности; оптимизировать нагрузку на семейные бюджеты. Таким образом, эффективность управления жилой недвижимостью можно рассматривать с точки зрения экономической и социальной эффективности.
Целью инновационной деятельности является интенсификация использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Целый ряд исследований посвящен вопросам внедрения процессных и управленческих инноваций в управление объектами жилой недвижимости, разработке региональных программ инновационного развития жилищной сферы, применению программно-целевых подходов, проектного управления и др.
Жилищный кодекс определяет управление многоквартирными домами (МКД) как деятельность по обеспечению благоприятных и безопасных условия проживания; надлежащее содержание общего имущества МКД и решение вопросов его пользования; предоставление коммунальных услуг [1].
Среди основных принципов управления жилой недвижимостью крупных городов можно выделить следующие:
- принцип целенаправленности;
- принцип комплексности;
- принцип адаптивности;
- принцип эффективности;
- принцип экологической безопасности [4].
На сегодняшний день рынок жилищных услуг населению является быстрорастущим. В 2011 году о жилищные услуги населению составил 5,9 % от всего объема платных услуг (327 654 млн. руб.) [8]. Однако, несмотря на проводимые реформы в жилищной сфере в течение последних нескольких лет, сфера управления жилой недвижимостью до сих пор не лишена многих недостатков. В числе основных проблем можно отметить низкое качество содержания жилых домов. По данным Росстата в России на 2011 год на долю ветхого и аварийного жилого фонда приходилось порядка 98,64 млн. кв. м площади всего жилого фонда страны [8].
Среди проблем в механизме воспроизводства жилого фонда в крупных городах, которые определяют конфликтное поведение участников рынка жилой недвижимости (собственников жилья, управляющих компаний, подрядных организации и др.) можно выделить следующие: низкое качество работ по содержанию и ремонту МКД (многоквартирных домов); некачественный отбор подрядных организаций; безынициативность собственников жилья в вопросах управления своим домами, повышения показателей энергоэффективности; нецелевое использование средств и др. [5].
Часть проблем управления жилой недвижимостью крупного города также связана с многообразием решаемых задач и выполняемых работ на разных уровнях управления; со спецификой и разнообразием характеристик объектов управления; невозможностью зачастую быстрого получения и обра-
ботки актуальной информации о состоянии этих объектов, и как результат -затруднения в принятии своевременных управленческих решений.
Необходимо отметить, что совершенствование системы управления жилой недвижимостью в крупном городе должно осуществляться с применением стратегического подхода. Данный подход определяет приоритетной целью долговременное устойчивое развитие данного направления экономической деятельности, а не получение сиюминутных выгод. Стратегический подход увязывает повышения эффективности управления жилой недвижимостью с целями развития крупного города, обеспечивает согласованность их временных и ресурсных параметров. Стратегический подход ориентируется на использование новейших методов и технологий, которые способствуют повышению конкурентоспособности управляющих организаций и определяют устойчивость бизнеса на долгосрочную перспективу [9].
Применение инноваций должно иметь комплексный характер и охватывать все аспекты управления объектами жилой недвижимостью в крупном городе.
Согласно Жилищному кодексу РФ собственники жилья могут выбрать один из трех вариантов управления жилым домом: непосредственное МКД; создание товарищества собственников жилья; привлечение к управлению управляющей организации.
В результате сегодня в крупных городах действует множество экономических субъектов, для сбалансированный деятельности которых необходимы соответствующие интеграционные механизмы (интеграторы). К ним можно отнести следующие средства:
- единая система информационного обмена;
- постоянные прямые контакты между властью, потребителями и производителями жилищных благ;
- стройная система правового регулирования деятельности;
- стратегия развития жилищной сферы, разделяемая и поддерживаемая всеми участниками жилищных отношений [4].
Сегодня важной проблемой повышения эффективности управления жилой недвижимостью остается проблема сбалансированности результатов деятельности различных управляющих структур (социальных, экономических и др.).
В связи с этим одним из перспективных инновационных подходов в управлении жилой недвижимостью является использование методологии сбалансированный системы показателей (ССП).
Сбалансированная система показателей - такая методика анализа состояния и системы стратегического управления организацией, которая на основе измерения и оценки ее эффективности по специально подобранному набору показателей, позволяет учесть все существенные с точки зрения стратегии организации аспекты ее деятельности (финансовые, производственные и др.).
Данная методика отражает баланс между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми измерителями, внешними и внутренними направлениями деятельности, основными и вспомогательными параметрами [6].
Каплан Р. и Нортон Д. выделили следующие четыре направления (проекции), которые вместе формируют сбалансированную систему показате-лей:проекция маркетинга; проекция внутренних бизнес-процессов; проекция инноваций и обучения; финансовая проекция [7].
Для сферы управления жилой недвижимости крупного города сбалансированная система показателей может быть представлена совокупностью следующих четырех проекций [2]:
- финансово-экономический блок;
- показатели производственных процессов;
- показатели инноваций и развития;
- характеристики потребителей жилищно -коммунальных услуг (ЖКУ).
Для повышения эффективности деятельности управляющих компаний в
сфере жилой недвижимости целесообразно также использование такие современных технологий управления как: бенчмаркинг, реинжиниринг, аутсорсинг, сбалансированная система показателей (The Balanced Scorecard -BSC) [3].
Еще одна современная технология управления - бюджетирование. Данная технология представляет собой не только способ планирования и контроля результатов хозяйственно-финансовой деятельности, но и способ подготовки и представления отчетности собственникам жилья. Бюджетирование позволяет производить пообъектный учет доходов и расходов: формирование бюджетов по объектам управления; формирование бюджетов по основным сферам бизнеса (операционная, финансовая, инвестиционная); контроль исполнения бюджетов, анализ причин отклонения фактических показателей от плановых; принятие решений на основе результатов анализа [9].
При внедрении новых технологий в процесс управления жилой недвижимостью крупного города актуальной является проблема расчета экономической эффективности инновационных проектов, а также проблема выбора альтернативных вариантов применяемых в процессе инновационной деятельности методов, технологий, подходов и средств.
Оценка альтернатив включает в себя прогнозирование и оценку качественных и количественных целей управления при выборе того или иного альтернативного варианта развития; моделирование возможных последствий реализаций предложенных альтернатив.
Некоторые исследователи в своих работах отмечают, что одной из проблем, возникающих при оценке экономической эффективности инновационных проектов в сфере управления жилой недвижимостью крупного города является необходимость построения некоторой безразмерной совокупности оценок результатов инновационного проекта и последующее сведение дан-
ной совокупности к единому интегральному показателю. Таким образом, речь идет о применении интегральной оценки инновационной деятельности в сфере управления объектами жилой недвижимости [2].
Пути совершенствования управления жилищной включают также развитие и применение методов сертификации и стандартизации деятельности по управлению МКД, что позволит повысить качество жилищных услуг и очистит рынок от недобросовестных исполнителей; создание региональных и муниципальных стандартов качества управления жилой недвижимостью; развитие системы профессиональной подготовки управленческих кадров. Кроме того, необходимо говорить о необходимости внедрении современных технических разработок в практику управления МКД. В первую очередь это касается технологических разработок, которые связаны с эксплуатацией и ремонтом объектов жилой недвижимости; повышением их энергоэффективности; совершенствованием эксплуатационных качеств, увеличением срока службы и др.
Сегодня можно выделить следующие проблемы, которые препятствуют и усложняю процесс внедрения инновационных технологий в сфере управления объектами жилой недвижимостью: низкая инвестиционная привлекательность; недостатки и недоработки законодательства; отсутствие должной поддержки со стороны государства предприятий, которые занимаются разработкой, производством и внедрением инноваций; недостаток высококвалифицированных специалистов; отсутствие или низкая экономическая заинтересованность субъектов управления жилой недвижимостью в применении инноваций.
Список литературы:
1. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 01.09.2013).
2. Божухин В.Б. Совершенствование механизма развития предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства). - СПб., 2010.
3. Васильева Н.В. Экономика жилищной сферы (конспект лекций). - СПб.: ФГОУ ВПО «СПбГИЭУ», 2009. - С. 58-59.
4. Васильева Н.В. Управление развитием жилищной сферы в регионах России: факторы эффективности: монография / Н.В. Васильева. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 271 с.
5. Казаков В.А. Воспроизводство жилищного фонда муниципальных образований как фактор реализации социальной направленности регионального регулирования: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). - Казань, 2011.
6. ^вшов С.И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - N 24.
7. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - Олимп-Бизнес, 2010. - 320 с.
8. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. / Росстат. - М., 2012. - 786 с.
9. Ягудин Р.В. Управление жилой недвижимостью в крупном городе в современных условиях развития жилищной сферы: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). - Санкт-Петербург, 2008.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
© Сулейманова Ю.С.*, Егорова Е.Н.*
Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург
В статье рассматриваются элементы системы, направления информационных систем управления на предприятии.
Ключевые слова: информационная система, система управления, адаптация, функционирование системы, планирование.
Переход нашей страны к рыночным отношениям в экономике с одной стороны и стремительный научно-технический прогресс в области электронных гаджетов с другой - чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Одно из таких достижений - информационные системы управления.
Информационная система управления - это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для принятия управленческих решений в интересах достижения организацией или предприятием поставленной цели.
К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией.
Информационная система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация управляется неэффективно, то никакая информационная система ей не поможет.
Предприятия должны продуктивно реагировать и адаптироваться к изменениям внешней среды, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.
* Магистрант.
* Старший преподаватель кафедры Экономики, кандидат экономических наук.