Научная статья на тему 'Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС'

Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС) / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION (FSES) / PROJECT-RESEARCH WORK / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкова Тамара Сергеевна

Рассматривается организация проектно-исследовательской деятельности при обучении физике в средней школе с целью развития творческих способностей учащихся в рамках ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO WORK WITH GIFTED CHILDREN UNDER IMPLEMENTATION FSES

The organization of design and research activities in teaching physics in secondary schools to develop creative abilities of students within the FSES is considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

УДК 373.5.016

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© Т.С. Зенкова

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС); проектно-исследовательская работа; одаренные дети.

Рассматривается организация проектно-исследовательской деятельности при обучении физике в средней школе с целью развития творческих способностей учащихся в рамках ФГОС.

В настоящее время модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных способностей и самореализации. Важная роль в этом процессе отведена работе с одаренными и талантливыми детьми.

Профессиональная деятельность учителя физики должна непосредственно согласовываться с теми требованиями, которые предъявляются к целям, задачам и содержанию образования в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1].

В связи с этим приоритетными направлениями на уроках физики являются:

- формирование ключевых компетенций по физике на конструктивном и творческом уровне;

- развитие исследовательских компетенций учащихся через введение проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- формирование социальных компетенций и создание комфортной атмосферы на уроке, располагающей к продуктивной творческой деятельности преподавателя и учащихся.

В настоящее время важное место в обучении физике в рамках ФГОС в средней школе занимает организация проектно-исследовательской деятельности с целью развития творческих способностей учащихся. В условиях реформирования школьного образования учителю необходимо обеспечить всестороннее развитие личности школьников. Система традиционных уроков направлена, в основном, на формирование репродуктивных способностей в обучении. Вместе с тем необходимо развивать у учеников способности к самостоятельной познавательной деятельности, умение анализировать и обобщать свой опыт и знания в рамках ФГОС. Для реализации этих задач необходимо включать учащихся в проектно-исследовательскую работу. Для оптимального развития творческих способностей учеников, выявления одаренных детей и эффективной орга-

низации проектно-исследовательской работы важно проводить мониторинговые исследования по изучению уровня их развития и направленности интеллектуальной сферы [2, 3].

Таким образом, структура работы при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся состоит из следующих компонентов:

1) проведение психологического тестирования для выявления и оценки способностей одаренных детей;

2) использование результатов тестирования для дифференцированного вовлечения учащихся в различные виды исследовательской деятельности;

3) анализ и обобщение исследовательской работы учащихся.

Исследовательский проект начинается с планирования. Необходимо вместе с учащимися выбрать тему проекта, соответствующую их интересам и способностям, а также сформулировать цели и задачи работы. План проекта включает следующие разделы.

1. Актуальность выбранной темы.

2. Теоретическое обоснование.

3. Историческая справка.

4. Основные этапы проекта.

5. Заключение.

6. Используемая литература.

Заключительным этапом в исследовательской работе ученика является подготовка презентации и выступление на научно-практических конференциях, уроках-семинарах, обсуждение полученных результатов.

Также важной частью любого исследовательского проекта является нахождение межпредметных связей, что способствует развитию абстрактного мышления и воображения учащихся. Проекты должны развивать исследовательские навыки и поощрять стремление каждого ученика к пониманию себя как самостоятельной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Зенкова Т.С. Развитие творческих способностей учащихся средней школы в процессе проектно-исследовательской деятельности // 8 Царскосельские чтения: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф., 21-22 апреля 2004 г. СПб., 2004. Т. 3. С. 36-38.

Zenkova T.S. INNOVATIVE APPROACHES TO WORK WITH GIFTED CHILDREN UNDER IMPLEMENTATION FSES

The organization of design and research activities in teaching physics in secondary schools to develop creative abilities of students within the FSES is considered.

Key words: federal state educational standard of general education (FSES); project-research work; gifted children.

Зенкова Тамара Сергеевна, Лицей № 29, г. Тамбов, Российская Федерация, учитель физики, e-mail: kafedra_kmm@mail.ru

Zenkova Tamara Sergeyevna, Lyceum № 29, Tambov, Russian Federation, Teacher of Physics, e-mail: kafe-dra_kmm@mail.ru

3. Зенкова Т.С. Оценка уровня готовности учащихся к проектной деятельности на уроках физики // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2007. Т. 12. Вып. 2. С. 308-311.

Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.