http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №1
УДК 378.1
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СРС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
С.Ю. Лескова, Ю.Ю. Забалуева, С.Н. Павлова, Л.Н. Белимова, М.Б. Данилов
INNOVATIVE APPROACHES IN THE IMPLEMENTATION OF THE CDS IN NEW EDUCATIONAL PROGRAMS
S.Yu. Leskova, Yu.Yu. Zabalueva, S.N. Pavlova, L.N. Belimova, M.B. Danilov
Аннотация. Выполнен анализ образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров, учебных планов и учебно-методических комплексов отдельных дисциплин. Определены основные цели самостоятельной работы студентов (СРС) при компетентностном подходе к образовательному процессу. Для реализации СРС в магистратуре предложена базаовая структура портфолио, включающая ряд обязательных блоков: общие сведения и тема магистерской диссертации; блок имеющихся достижений (бакалаврская выпускная работа, публикация, грамоты и т.д.); блок индивидуальных заданий (тема реферата по дисциплине, алгоритм выполнения индивидуальной лабораторной работы, материалы проработки нормативной и технической докуменации и т.д.); блок информационного взаимодействия (отзывы, результаты консультаций, рецензии, мнения других магистрантов и т.д.); блок самоанализа (план магистерской диссертации, анализ результатов теоретических и практических изысканий и т. д.); блок перспективных идей (все, что предстоит сделать в рамках изучаемой дисциплины).
Ключевые слова: образовательные программы; учебно-методический комплекс; компетентностный подход; самостоятельная работа студента; практико-ориентированный подход к изучению дисциплины; магистрерская диссертация; научно-исследовательская работа
Abstract. The analysis of the educational standards of bachelor's and master's degrees, curricula and teaching methods of individual disciplines. The main purpose of the CDS at the competent approach to the educational process. For the implementation of the CDS in the magistracy proposed main structure of porfolio, including a number of compulsory modules: general information and the theme of master's thesis; block of achievements (Bachelor WRC, publication, letters, etc.); block individual tasks (an essay on the theme of discipline, algorithm performance of individual laboratory work, study material regulatory and technical documents, etc.); unit of information exchange (reviews, the results of consultations, reviews, opinions of other masters, etc.); unit self-examination (master's thesis plan, the analysis of the results of the theoretical and practical research, etc.); Block promising ideas (all that remains to be done in the framework of the study subjects).
Keywords: education program; training complex; competence approach; independent work of students; practice-oriented approach to the study of the discipline; MA research work
Самостоятельность - важная характеристика человека, которая показывает умение ставить цель и добиваться их достижения собственными силами. Кроме того, самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность к сознательному действию и, наконец, принятие решений, в том числе и нетрадиционных.
Основной задачей инженерного образования является формирование специалиста, способность творчески мыслить, к саморазвитию, к инновационной деятельности и к непрерывному самообразованию. Для решения этой задачи недостаточно простой передачи
http://vestnik-nauki.ru/
готовых знаний от преподавателя к студенту. Поэтому образовательный процесс должен предполагать формирование у студента умения формировать проблему, определения и анализа путей ее решения, формирования адекватного решения [1].
Сегодня, безусловно, реформа высшей школы по большому счету предполагает переход от парадигмы обучения к парадигме образования. В связи с этим СРС становится не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Таким образом, следует констатировать, что высшая школа переходит от обучения студентов к управлению образовательным процессам и, прежде всего, их самостоятельной работе.
В этих условиях на кафедре «Технология мясных и консервированных продуктов» осуществляется анализ учебно-методических комплексов дисциплин по реализации часов, отведенных на СРС.
Предварительно были сформированы общие для всех дисциплин цели, задачи и пути реализации самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, определили, что же такое самостоятельная работа студентов. Известно, что любой вид занятий, создающий условия для зарождения активности студента связан с самостоятельной работой. Поэтому самостоятельная работа представляется как вид деятельности с определенной формой организации и выбранными средствами обучения. На основании изложенного следует выделить основные цели СРС (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные цели самостоятельной работы студентов
Реализация учебных планов, разработанных на основе новых стандартов, предполагает перевод части учебного материала на самостоятельные, внеаудиторные занятия. Это означает не механический перевод числа часов на СРС, а предполагает решение задач, представленных на рис. 2.
Работа коллектива кафедры по организации самостоятельной работы студентов ориентирована не на оптимизацию отдельных ее видов, а в создании условий для проявления высокой активности и ответственности (далее см. рис. 2).
http://vestnik-nauki.ru/
Рисунок 2 - Приоритетные задачи для усиления роли СРС
Простейший путь - это уменьшение числа аудиторных часов в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения качества образования. В общем случае предлагают два основных направления организации обучения [2], что, на наш взгляд, является общеприемлемым подходом. Первый - это активные формы самостоятельной работы, которые предполагают контакт преподавателя со студентами (рис. 3). Второй -интерактивные формы самостоятельной работы, при реализации которых, в отличие от первого, студенты могут общаться друг с другом (рис. 4). Примеры активных и интерактивных форм проведения СРС представлены в таблице.
Таблица - Примеры форм проведения самостоятельной работы студентов
Примеры форм проведения СРС
Активные формы СРС Интерактивные формы СРС
1. Индивидуальные занятия со студентами 2. Конспектирование лекций 3. Консультация 4. Выполнение индивидуальных заданий, контрольных, курсовых и дипломных работ 5. Подготовка научных докладов и рефератов и т.д. 1. Анализ ситуационных задач 2. Проектная деятельность 3. Выполнение творческих заданий 4. Выступления на конференциях 5. Подготовка презентации 6. Решение комплексных задач и т.д.
Важным этапом в совершенствовании самостоятельной работы студентов является эффективный контроль СРС, который может быть реализован при наличии фонда активных методов контроля, основные группы которых представлены на рис. 4.
http://vestnik-nauki.ru/
Пути организации учебного процесса на основе СРС
Рисунок 3 - Организация учебного процесса на основе СРС
Рисунок 4 - Активные формы контроля самостоятельной работы
При организации контроля СРС мы обращаем внимание на новые методы. В последнее годы, наряду с традиционными формами контроля зачетами и экзаменами, выделяют рейтинговую систему контроля [3]. Однако введение рейтинга требует дополнительных затрат от преподавателя.
По дисциплинам кафедры в основном предусмотрен тестовый контроль знаний и умений, который в значительной мере освобождает преподавателя от рутиной работы, хорошо дифференцирует испытуемых по уровню знаний и умений и главное, позволяет индивидуализировать обучение путем составления заданий для различных форм СРС. Кроме того, преподаватель имеет возможность прогнозировать результаты обучения каждого студента.
Эффективность реализации ФГОС в вузе во многом зависит от создания организационно-методической базы, которая позволит обеспечить освоение студентами основных образовательных программ.
Одной из главных составляющих этой базы является организационное и методическое обеспечение самостоятельной работы.
В Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации СРС рассматривается как один из видов учебных занятий [2].
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2015, Т. 1, №1
При реализации магистерских программ каждая дисциплина предполагает выполнение самостоятельной работы с объемом часов до 60% от общей нагрузки. На рисунке представлены дисциплины первого года обучения.
Из рис. 5 видно, что в профессиональном цикле магистранты изучают четыре дисциплины.
Анализ учебно-методических комплексов дисциплин, которые реализуются на кафедре показал, что каждая дисциплина предполагает выполнение практических и лабораторных занятий. При разработке методических материалов для этих видов занятий придерживались 4-х основных принципов: ориентация занятий на тему будущей магистерской диссертации; индивидуализация заданий в соответствии со специализацией программы; обязательное включение элемента исследовательской работы (на лабораторных работах - эксперимент на практических занятиях - анализ теоретического материала); публичное представление результатов.
Так, дисциплина «Технологические основы инновационной деятельности» предполагает выполнение лабораторных работ по индивидуальной тематике в соответствии с темой магистерской диссертации.
Профессиональный цикл
Рисунок 5 - Дисциплины профессионального цикла магистерской программы
Отмечено, что именно в рамках самостоятельной научно-исследовательской работы возникает положительная мотивация магистранта на достижение реальных результатов, создается основа для формирования экспериментальной части диссертации, совершенствуютя умения и навыки.
Особую актуальность вопросу индивидуализации процесса подготовки магистра придает обостряющаяся конкуренция на рынке труда, те особенности современной профессиональной деятельности, которые диктуют необходимость постоянного самообучения, повышения квалификации, совершенствования полученных в вузе компетенций.
Практико-ориентированный подход к изучению дисциплины с постоянным поиском индивидуальных ориентиров является важным атрибутом реализации самостоятельности магистрантов.
Весь объем часов, отведенных на выполнение лабораторных работ, направлен на совершенствование навыков научного исследования, выполнение в индивидуальном порядке лабораторной работы. Важно отметить, что каждый этап выполнения лабораторной работы с
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №1
элементами НИР адекватно оценивался одним из контрольно-измерительных инструментов. Для магистрантов результаты исследовательской части представляли собой материал для научного доклада на конференции.
Теоретической базой для выполнения лабораторной работы является материал, подготовленный на практических занятиях: подбор нормативной и технической литературы, методик проведения исследований, подбор и изучение материальной части (приборы, реактивы, химическая посуда и т.д.)
Первым и наиболее важным этапом выполнения самостоятельной исследовательской работы является определение элементов инновации изучаемой технологии в целом или отдельного процесса, объекта. Для этого магистрант использует материал реферата по своей теме, методическую подборку по технологиям переработки сырья животного происхождения (описание основных технологий, схемы и карты, особенности отдельных технологических процессов). Основные ориентиры при выполнении данной части работы определяются на лекциях.
Для систематизации результатов изучения дисциплины каждый магистрант формирует один из видов портфолио (по собственному усмотрению) [3]. Нами предлагается базовая структура портфолио, которая включает следующие обязательные блоки: общие сведения и тема магистерской диссертации; блок имеющихся достижений (бакалаврская ВКР, публикация, грамоты и т.д.); блок индивидуальных заданий (тема реферата по дисциплине, алгоритм выполнения индивидуальной лабораторной работы, материалы проработки нормативной и технической документации и т. д.); блок информационного взаимодействия (отзывы, результаты консультаций, рецензии, мнения других магистрантов и т.д.); блок самоанализа (план магистерской диссертации, анализ результатов теоретических и практических изысканий и т.д.); блок перспективных идей (все, что предстоит сделать в рамках изучаемой дисциплины).
В заключении следует отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов каждый преподаватель определяет индивидуально с учетом специфики курса, уровня подготовки студента, формирования определенной рабочей программой дисциплины компетенций.
1. Данилов М.Б., Забалуева Ю.Ю., Лескова С.Ю., Гомбожапова Н.И. Компетентностный подход в образовании как новая форма подготовки специалистов пищевых отраслей // Пищевая промышленность, 2011. №12. С. 8-9.
2. Гордеева В.В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов // Известия ПГПХ им. В.Г. Белинского, 2012. № 28. С. 736-738.
3. Березовский Г.С., Волхонов М.С., Иванова А.Ф., Мамаева И. А. Организация СРС в рамках модульно-рейтинговый системы // Высшее образование в России, 2013. № 8. С. 156-
4. Федорова М. А. Портфолио научно-исследовательской деятельности студента // Высшее образование в России, 2013. № 8-9. С.158-160.
Лескова Светлана Юрьевна ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ, Россия, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология мясных и консервированных продуктов», E-mail: [email protected].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
158.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
--2Q15, Т. 1, №1
Leskova Svetlana Yuryevna East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia, Ph.D., associate professor of the department «Technology of meat and canned products» E-mail: [email protected].
Забалуева Юлия Юрьевна ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ, Россия, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология мясных и консервированных продуктов», Е-mail: [email protected]
Zabalueva Yulwa Yurievna FSEI HPE «East-Siberian State University of Technology and Management», Ulan-Ude, Russia, Ph.D., associate professor of the department «Technology of meat and canned products» Е-mail: [email protected]
Павлова Светлана Николаевна ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ, Россия, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология мясных и консервированных продуктов». Е-mail: [email protected].
Pavlova Svetlana Nikolaevna FSEI HPE «East-Siberian State University of Technology and Management», Ulan-Ude, Russia, Ph.D., associate professor of the department «Technology of meat and canned products»
Белимова Лариса Николаевна ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ, Россия, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация, управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг».
Е-mail: [email protected].
Belimova Larisa Nikolaevna FSEI HPE «East-Siberian State University of Technology and Management», Ulan-Ude, Russia, Ph.D., associate professor of «Economics, organization, management of the enterprises of processing industry and services» Е-mail: [email protected].
Данилов Михаил Борисович ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ, Россия, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология мясных и консервированных продуктов» Е-mail: [email protected].
Danilov Mikhail Borisovich «East-Siberian State University of Technology and Management», Ulan-Ude, Russia, doctor of technical sciences, professor, head of the department «Technology of meat and canned products» Е-mail: [email protected].
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в. Данилов М.Б., 8 (3012) 41-71-18