Научная статья на тему 'Инновационные подходы реализации информационных технологий в образовании'

Инновационные подходы реализации информационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голошумов А.Ю.

В материалах представлена идея реализации информационных технологий в контексте герменевтической парадигмы. Обозначена необходимость развития информационной герменевтики в условиях инноваций в образовании. В связи с чем в статье раскрыты такие понятия как «Герменевтика» и «Информационная герменевтика». Представлены и обоснованы методологические позиции актуализации герменевтического направления информатизации социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches of implementation of information technologies in education

The materials present the idea of information technologies implementation in the context of the hermeneutic paradigm. It highlights the need for the development of an information Hermeneutics in terms of innovation in education. In this connection, the article reveals such notions as «Hermeneutics» and «Informational Hermeneutics». It presentes and justifies the methodological position of the actualization of hermeneutic direction of society informatization.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы реализации информационных технологий в образовании»

информатизация образования

Голошумов А.Ю.

инновационные подходы реализации информационных технологий в образовании

Характерной чертой последних десятилетий XX и начала XXI веков явилось беспрецедентное по темпам развитие современных информационных технологий, включающих новые средства связи и обработку информации и коммуникации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена [1,2]. Информатизация социума обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала, сконцентрированноговпечатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;

• интеграцию информационных технологий с научными, производственными процессами, инициирующее развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Информатизация образования, являясь составной частью глобального процесса информатизации социума, определяет актуальность исследования проблем развития и использования в современном обществе информационных технологий, которые открывают принципиально новые дидактические возможности как в системе интерактивного обучения, так и в воспитании будущего специалиста в условиях «открытого образования» [4].

На фоне этого в научных исследованиях все чаще стали рассматриваться такие понятия, как информация, информационный ресурс, информационное

общество, информационная культура личности и общества, воспитание личности в информационном образовательном пространстве.

В данном контексте важно понимать, что в основе информационной культуры личности в целом лежат смысложизненные, или общечеловеческие ценности. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора.

В нашем исследовании ценности рассматриваются как глубинные мотивационные структуры личности, которые находят свое отражение в ценностных ориентациях, ценностно-смысловых установок личности. В процессе формирования ценностных ориентаций личности, в воспитании личности средствами информационно-коммуникационных технологий особое значение имеет герменевтическое учение, а в условиях информатизации социума, одно из направлений данного учения, - информационная герменевтика. Герменевтика (греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковыващий) - учение об истолковании; теория интерпретации и понимания текстов [6].

Информационную герменевтику мы рассматриваем как выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимания и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностного опыта социума. Обращение к герменевтике обусловлено тем обстоятельством, что в центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для процесса обучения и воспитания личности уникальное значение, так как затрагивает интересы всех социальных структур.

Информационная герменевтика непосредственно обращёна к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам образовательной и профессиональной деятельности. А.Ф. Закирова пишет, что «задача создания новой ценностной системы общества - системы открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, собирающей воедино современные социально значимые ценности и установки с передовыми отечественными традициями, - обозначена в качестве одного из направлений образовательной политики России на современном этапе» [5, с. 4]. Это подтверждает актуальность и своевременность научных исследований по информационной герменевтике, решающей задачу движения к идеалам духовности на основе гуманистического миропонимания.

Востребованность информационной герменевтики обусловлена, прежде всего, внутренними тенденциями самой социально-экономической системы с её нарастающим вниманием к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям человеческой субъективности. А.Ф. Закирова подчеркивает, что механизм герменевтического понимания информационного знания представлен в концепции тройного мимесиса П. Рикёра: в процессе понимания субъект проходит путь от квазинарративных структур самой жизни - через встречу с миром текста - вновь к жизни, куда изменившееся в процессе

работы с текстом «я» вносит новые, почерпнутые из текста, представления и ценности о себе. При этом информационные тексты не только задаются в качестве материала для интерпретации и истолкования: само понимание связано с конструированием текстов. Большую важность имеет свободное оперирование смысловой информацией, словесное выражение и проговаривание жизненных ситуаций, умение увидеть целостность и причинно-следственные связи событий.

Обращение к информационной герменевтике обусловлено тем, что всякий контент информационных ресурсов интертекстуален. В нем выделяются гипертексты различного уровня иерархии, восприятие которых предполагает осознание и интерпретацию разных знаковых систем в единстве с содержанием информационного объекта. Технологическим механизмом в системе герменевтической интерпретации контента информационного ресурса выступает взаимосвязь и взаимообусловленность следующих действий: на первом этапе - постановка проблемы, поиск и погружение в ценности информационного пространства; второй этап - анализ, интерпретация, осмысление и понимание универсальных общекультурных смыслов информации; третий этап -рефлексивная оценка индивидуального информационного опыта деятельности

[3].

Использование информационной герменевтики позволит актуализировать воспитательный потенциал информационных ресурсов. Рассматривая сущностную характеристику понятия «потенциал» как источник, возможность, средство, запас, то, что может быть приведено в действие, использовано для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, выделяем следующие составляющие воспитательного потенциала используемых в образовательной практике информационных ресурсов: многообразие видов, форм и технологий предоставления информации; многофункциональность, интерактивность и доступность материала; учет потребностей и возможностей пользователей; отражение ценностных установок окружающего социума; соответствие специфике восприятия различных возрастных групп пользователей; гибкость и адаптивность контента. Реализация данных позиций в системе современного образования позволит решать следующие задачи:

• умение самостоятельно находить в тексте главный элемент;

• развитие проблемного видения, самостоятельности суждений;

• умение концентрировать внимание и мыслительную активность;

• развитие потребности постичь источник поставленной проблемы, её суть;

• умение устанавливать структурные связи между элементами научных знаний;

• умение проникать в противоречивую сущность постигаемых явлений, видеть отношения единства и противоположности их сторон.

Герменевтическая интерпретация выступает как аналитико-синтетическая деятельность личности по творческому освоению (присвоению) информации, предшествующая непосредственному использованию этой информации в практической деятельности. В основе механизма герменевтической

интерпретации информационного объекта - установление связи между логико-познавательной и ценностно-смысловой характеристиками деятельности через осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания в едином процессе антиципации (предвосхищения) и рефлексии субъекта деятельности.

В центре внимания информационной герменевтики - проблема смыслообразования, смыслосозидания в контексте отношений объективно-содержательных характеристик смысловых образований и конкретных форм их функционирования. В связи с чем реализация информационной герменевтики актуализирует обращение к ценностно-смысловой и субъективно-эмоциональной стороне в анализе и оценке объектов и явлений информационного пространства.

герменевтическое направление в условиях информатизации социума сегодня разрабатывается с целью определения методов и приёмов, способствующих приближению, к наиболее полному и всестороннему постижению человека социокультурной реальности в целом в контексте взаимодействия аффективных и интеллектуальных начал деятельности на основе соединения рационального и иррационального в познании и понимании окружающей действительности.

С герменевтико-интерпретационных позиций понимание действительности носит эвристический и поливариативный характер, обусловленный помимо логико-научного бесконечным множеством субъективных факторов. Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную проблему или познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием личного жизненного опыта и социально-культурного фона. Оптимизация воспитательного потенциала информационной герменевтики позволит обеспечить обучающихся не только информационным банком знаний, умениями самостоятельно исследовать и использовать информацию, но и актуализировать в их сознании систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения в информационное пространство как самоценное явление, обеспечить повышение уровня информационной компетентности личности в единстве с развитием ценностно-смысловых оснований их образовательно-профессиональной деятельности.

литература

1. Берулава, М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 1998. -№1. - С. 14.

2. Берулава, Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - №6. - С. 10-15.

3. Голошумова Г. С. Социально-педагогический потенциал информационной герменевтики / Г. С. Голошумова, А.Ю. Голошумов, П.С. Ефимова, С.Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1. - С. 153-155.

4. Голошумова, Г.С. Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект / Г. С. Голошумова, А.Ю. Голошумов, П.С. Ефимова, С.Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2. - С. 201-203.

5. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика / А. Ф. Закирова // М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. - 328 с.

6. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. - М.: Рус. яз., 2002. - 856 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.