О Н. ПРЯЖНИКОВА. * ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ. (Обзор).
Аннотация. Распространение мобильных коммуникаций и использование современных технологических решений для профилактики и лечения больных стимулируют развитие мобильного здравоохранения и персонализированной медицины в странах Азии. Новые методы в здравоохранении, прежде всего, призваны обеспечить сохранение здоровья населения в условиях роста продолжительности жизни.
Ключевые слова: мобильное здравоохранение; коммодифи-кация здоровья; персонализированное здравоохранение; индекс персонализированного здоровья; страны Азии; Азиатско-Тихоокеанский регион.
O.N. PRYAZHNIKOVA. Innovative approaches to development of healthcare in the Asian region (Review).
Abstract. The spread of mobile communication and use of advanced methods of prevention and treatment stimulate the development of mobile healthcare and personalised medicine in Asian countries. New methods in health care, first of all, preserving the health of the population in the face of increasing life expectancy.
Keywords: mobile healthcare; health commodification; personalised healthcare; personalised health index; Asian countries; Asia-Pacific.
Для цитирования: Пряжникова О.Н. Инновационные подходы к развитию здравоохранения в Азиатском регионе. (Обзор) // Социальные и
* Пряжникова Ольга Николаевна - научный сотрудник отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН.
113
гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2021. - № 3. - С. 113-122. DOI: 10.31249/RVA/2021.03.10
В сфере здравоохранения стран Азии, как и на глобальном уровне, происходят фундаментальные сдвиги. Инновационные достижения в сфере медицинских технологий диагностики и лечения открывают новую эру персонализации моделей лечения, профилактики заболеваний и ухода за больными с учетом не только особенностей их истории болезни, жизненных обстоятельств и предпочтений, но также и их генетики.
В Азиатском регионе наблюдается почти всеобщее распространение мобильной связи и пользование мобильными телефонами. Этот феномен позволил большинству стран региона пропустить ряд этапов в эволюции здравоохранения, для которых характерны традиционные подходы к организации системы здравоохранения, исторически сформировавшиеся в развитых странах. Возможность широкого использования мобильных средств коммуникации в Азии дала импульс для развития такого инновационного вида медицинских услуг, как мобильное здравоохранение. Мобильное здравоохранение (МЗ) представляет собой комплекс мобильных технических средств, которые применяют для проверки состояния больных, помощи в лечении, отслеживания эпидемических вспышек и профилактики хронических заболеваний. Разработка эффективной политики развития МЗ предполагает применение распространенных среди населения практик использования мобильных устройств с целью изменения поведения людей для улучшения их здоровья. Проведенные в Азиатском регионе исследования инициатив МЗ вошли в книгу «Инновации в области мобильного здравоохранения в Азии» [3], посвященной анализу социальных и культурных особенностей реализации МЗ в ряде стран Азии.
Так, в Пакистане в рамках проекта, финансируемого Пакистанским национальным фондом исследований и разработок в области ИКТ (Pakistan's National ICT R&D fund), женщины-медработники в сельских районах были обучены навыкам использования мобильных телефонов для аккумуляции информации о здоровье пациентов и дистанционного взаимодействия с врачами-специалистами. В ходе исследования были выявлены слабые места проекта: высокие трудозатраты, связанные с вводом данных в мо-
бильный телефон, и неуверенность пациентов в обеспечении конфиденциальности их личных данных на мобильных устройствах. Для преодоления такого рода трудностей подчеркивается важность дальнейшего совершенствования элементов коммуникации и ориентированных на пользователя инструментов, которые могут быть использованы практикующими врачами в рамках МЗ. В частности, специалисты рекомендуют медикам создавать групповые рассылки текстовых и / или визуальных сообщений и обновлений, направленных на решение конкретных проблем со здоровьем [3, с. 21].
Анализ государственной программы мониторинга состояния здоровья диабетиков в сельской местности о. Явы выявил появление новых коммуникативных практик, связанных с обменом текстовыми сообщениями о состоянии здоровья среди женщин-диабетиков с врачами и волонтерами, участвующими в реализации данной инициативы. Подчеркивается, что такие практики способствуют укреплению здоровья самих участников и членов их семей, а также возникновению эффекта агентности, необходимого для налаживания коммуникации в рамках любых проектов развития [3, с. 64].
Авторы книги отмечают рост влияния корпоративного сектора в сфере МЗ. Исследование особенностей использования фит-нес-приложений представителями среднего класса Китая, стремящихся улучшить свое здоровье, выявило, что мобильные устройства обеспечивают связь между медицинскими работниками, клиентами (пациентами) и бюрократическими службами страны, отслеживающими состояние здоровья населения. Кроме того, рост популярности фитнес-приложений расширяет возможности для участия частного бизнеса в лице разработчиков программного обеспечения в деле улучшения здоровья различных слоев населения. Частные компании Китая все чаще предлагают эффективные решения для общественного здравоохранения.
Важно отметить, что эксперты отмечают глобальную тенденцию перехода ответственности за сохранение здоровья населения от государства к самим физическим лицам, чему кроме прочего способствует распространение мобильных устройств. Этот тренд находит выражение, прежде всего, в росте использования людьми фитнес-приложений, что ускоряет процессы коммодификации
здоровья, т.е. придания ему товарных свойств. Специалисты обращают внимание на то, что процессы коммодификации здоровья стимулируют возникновение новых видов сетей и сообществ, внутри которых пользователи мобильных устройств общаются друг с другом. Таким образом, в ходе развития МЗ в азиатском регионе вокруг проблем, связанных со здоровьем, возникают новые интернет-сообщества [3, с. 120].
Рассматривая проблему масштабируемости проектов МЗ, исследователи проанализировали опыт разных стран в этой сфере и выявили ряд ключевых факторов поддержки масштабирования МЗ в регионе. Они включают развитие инфраструктуры, рост качества политической среды, развитие институциональной среды, наличие передовых технологий, подготовку квалифицированной рабочей силы в сфере здравоохранения, финансовую устойчивость реализуемых программ и научно обоснованный подход к развитию МЗ (3, с. 32). Эксперты утверждают, что залогом успеха масштабирования МЗ в странах Азии и Африки является качественный мониторинг и адекватный анализ потребностей пользователей мобильных устройств, связанных с сохранением здоровья. Это позволит выработать простые и экономически эффективные решения на всех уровнях системы здравоохранения, которые смогут оказать положительное влияние на качество здоровья населения.
Кроме того, быстрое распространение новых мобильных устройств и рост цифровых платформ будет нуждаться в постоянной модификации моделей использования мобильных устройств и приложений в рамках МЗ. В представленных в книге исследованиях подчеркивается, что при реализации инициатив МЗ в Азиатском регионе следует учитывать социальные и культурные особенности локальной среды.
По мнению Т. Эстреллы, автора доклада «Видение Азиатско-Тихоокеанского региона в 2050 году» [2], социальные структуры азиатских стран, сформированные под влиянием ценностей, в том числе конфуцианских, ставят общественные и семейные интересы выше личных. В странах АТР растет продолжительность жизни, и население региона адаптировалось к его последствиям в рамках существующих семейных укладов вместо создания новых, внешних по отношению к семье структур. В рамках семей продолжает оказываться активная эмоциональная и финансовая под-
держка людям старших возрастов. В результате привлечения инновационных моделей частного финансирования и использования традиционного медицинского страхования страны региона начинают активно внедрять схемы персонализированной медицины (ПМ) без значительных бюджетных вливаний [2, p. 6]. ПМ, или индивидуализированная медицина, представляет собой совокупность методов профилактики патологических состояний, диагностики и лечения, основанных на индивидуальных особенностях пациента.
В январе 2019 г. в рамках инициативы «FutureProofing Healthcare», осуществляемой группой из 15 ведущих экспертов в области здравоохранения из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), было объявлено о создании Азиатско-Тихоокеанского индекса персонализированного здоровья (Asia-Pacific Personalised Health Index) (АТИПЗ). Он представляет собой первый в своем роде инструмент политики для оценки готовности 11 систем здравоохранения стран региона (Австралия, Китай, Япония, Индия, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и Новая Зеландия) к внедрению такого инновационного подхода в здравоохранении, как персонализированное медицинское обслуживание [1, с. 4].
Инициатива по расчету АТИПЗ направлена на то, чтобы помочь всем заинтересованным участникам экосистемы здравоохранения понять сильные стороны и потребности местных, национальных и региональных властей, вооружить руководителей стран релевантной информацией о возникающих изменениях и обеспечить эффективность принятия решений, которые могут способствовать будущему развитию системы здравоохранения.
Индекс построен на надежных и общедоступных статистических данных, дополненных данными, предложенными представителями органов здравоохранения АТР и подтвержденными группой ведущих экспертов в области здравоохранения. АТИПЗ оценивает эффективность по 27 различным индикаторам персонализированного здоровья в рамках четырех категорий, таких как «Политический контекст», «Медицинская информация», «Персонализированные технологии» и «Медицинские услуги». Согласно баллам индекса, которые могут варьироваться от 0 до 100, страны региона ранжируются по уровням: высший (Сингапур, Тайвань,
Япония), устойчивый (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия), удовлетворительный (Таиланд, Малайзия, Китай, Индия) и слабый (Индонезия).
Результаты расчета индекса показали, что Сингапур демонстрирует наивысшие результаты благодаря сочетанию высокого уровня цифровизации, всеобъемлющих национальных стратегий развития в разных сферах жизни общества, качественной инфраструктуры и обширного инновационного потенциала. Это привело к получению им наивысших оценок в категориях «Медицинская информация» и «Персонализированные технологии». Второе и третье места в рейтинге индекса заняли соответственно Тайвань и Япония. Наименьшие баллы получили системы здравоохранения Китая, Индии и Индонезии [1, с. 8].
В докладе «Развитие персонализированного здравоохранения в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [1], изданном в рамках инициативы FutureProofing Healthcare, созданной компанией Roche в сотрудничестве с Копенгагенским институтом исследований будущего (Copenhagen Institute for Futures Studies), представлены краткие характеристики систем здравоохранения азиатских стран в контексте их готовности к развитию инновационной персонализированной медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Сингапура реализует всеобъемлющую политику в области здравоохранения, получившую название «Three Beyonds» и преследующую цели экономии расходов, повышения качества и персонализации медицинских услуг. Сингапур также инвестировал 3,2 млрд в течение 2020 г. в разработку передовых мобильных приложений ПМ, текущие исследования и инновации в данной сфере.
В Индии в 2020 г. запущен проект Genome India, одобренный правительством, который реализуется при сотрудничестве 20 индийских институтов с целью получить референсный геном (репрезентативный набор генов идеализированного представителя населения страны) на основе образцов, собранных у 1 0 тыс. граждан Индии. Это поможет заложить основу для передовой ПМ в стране, а также решить проблему разнообразия генома в целом, так как раньше данные для него поступали от городского белого населения среднего класса и не обеспечивали репрезентативность населения Индии во всем его разнообразии.
В Южной Корее в стадии разработки находится информационная система на базе облачных технологий и блокчейна, предназначенная для имплементации более индивидуализированного подхода к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в специализированных больницах. Система разрабатывается Медицинским центром Корейского университета совместно с Samsung SDS, мировым лидером в области цифрового здравоохранения и облачных сервисов, NAVER Business Platform (NBP), национальным провайдером информационных технологий, и научно-исследовательскими учреждениями здравоохранения страны. С целью повысить качество ухода за пациентами система сможет проводить анализ больших данных процесса и результатов лечения, что будет способствовать развитию ПМ и расширению использования искусственного интеллекта в здравоохранении.
Один из муниципалитетов Таиланда - Саэнсук - инициировал проект «умного города для пожилых людей» (smart city for the elderly). В результате партнерства ряда государственных и частных организаций была разработана городская IoT-платформа (платформа Интернета вещей) путем создания двух устройств для мониторинга состояния здоровья - Watchfully и Oura. Первое из них представляет собой браслет или устройство в форме ожерелья, которое предупреждает членов семьи или другие лица, осуществляющие уход за тем или иным пациентом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Прибор отслеживает местоположение и может связаться со службой экстренной помощи в случае падения или необходимости немедленной медицинской помощи. Oura - это устройство в форме кольца, которое отслеживает жизненно важные функции пользователя и анализирует данные с целью улучшить качество его сна. Оба девайса призваны улучшить качество жизни пожилых людей, а также увеличить их независимость от сторонней опеки.
В Тайване компания iXensor разработала цифровое решение для анализа крови (point-of-care testing) с помощью смартфона. Благодаря дополнительному устройству для смартфона и цифровому приложению пользователи могут получать в реальном времени анализ крови, что помогает справиться с хроническими состояниями или предотвратить обострение болезни. Совсем
недавно iXensor разработал приложение для анализа на антиген ТОУГО-19.
Компания Smartpeep, распространяющая технологии искусственного интеллекта на рынке Малайзии, разрабатывает автоматизированные системы мониторинга для ухода за пациентами и пожилыми людьми с повышенным риском падения и низким уровнем подвижности. Подобные интеллектуальные технологические инструменты снижают нагрузку на медицинских работников в домах престарелых и имеют широкое применение в условиях домашнего ухода за пациентами.
Китайский технологический гигант ТепсеШ; разработал систему медицинских инноваций А1МК на базе искусственного интеллекта в виде облачной платформы. Она используется в Китае для обмена визуализированными данными о здоровье пациентов и дает возможность диагностики ряда заболеваний путем сканирования изображений. В настоящее время система позволяет диагностировать на ранних стадиях рак пищевода с точностью более 90%, а саркоидоз легких и диабетическую ретинопатию с точностью 95 и 97% соответственно.
В Индонезии цифровая консультационная служба Halodoc, основанная в 2016 г., насчитывает в своей базе данных 2 млн пользователей и 20 тыс. врачей и дает возможность осуществлять ежедневно тысячи медицинских консультаций за более низкую плату, чем при личной встрече. Halodoc позволяет пользователям оплачивать получаемые ими услуги из своей медицинской страховки и обеспечивает доставку назначенных лекарств благодаря сотрудничеству с аптечными сетями. В результате служба помогает решить основную проблему здравоохранения Индонезии, связанную с нехваткой врачей во многих сельских районах страны.
В Японии правительство создало Комплексную систему социальной помощи, которая объединяет услуги здравоохранения, долгосрочного ухода, подбора жилья и услуг по поддержке жизнедеятельности. Благодаря этой системе пожилые японцы могут получать постоянную качественную помощь в своих местных сообществах, а не в специализированных учреждениях. Это позволило сократить бюджетные расходы на здравоохранение, загруженность больничных коек и время, проводимое пациентами в больницах, а также в целом улучшило здоровье граждан.
Делая прогноз о дальнейшем, вплоть до 2050 г., развитии модели здравоохранения в Азиатском регионе, Т. Эстрэлла говорит о том, что правительства стран региона продолжат политику трансформации систем здравоохранения, нацеленную сейчас на «лечение больных», в сторону ПМ, нацеленной на «активную профилактику заболеваний» [2, с. 8].
В результате, такие страны, как Китай, Япония и Южная Корея, где существует универсальная система базового здравоохранения, смогут освоить и имплементировать новые медицинские практики, обусловленные ростом долголетия населения, быстрее по сравнению со странами Азии, где единая система отсутствует. По мнению, Т. Эстрэллы, борьба с широким распространением таких хронических болезней, как диабет в Индии, деменция в Китае, сердечно-сосудистые заболевания в Юго-Восточной Азии, побудит правительства азиатских стран и рядовых граждан с готовностью освоить новые методы лечения и меры профилактики для уменьшения их негативного влияния на здоровье населения в условиях роста продолжительности жизни. Кроме того, тот факт, что практически повсеместно в Азиатском регионе в процессах лечения и профилактики заболеваний делается ставка на взаимодействие с использованием мобильных средств связи, потребителям медицинских услуг придется быстро адаптироваться к участию в программах профилактики, основанных на использовании передовых цифровых технологий [2, с. 11].
Высока вероятность того, что правительства стран Азии с низкими доходами будут активнее налаживать партнерские отношения с частным сектором и близлежащими странами региона, чтобы найти и использовать оптимальные решения в ходе трансформации здравоохранения. В результате, например, население государств с низкими доходами, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам и Камбоджа, а также крупнейшие страны региона, такие как Индия, где менее развита система здравоохранения, смогут пользоваться одинаковым доступом к медицинским услугам, как их соседи, ставшие в свое время лидерами изменений.
Список литературы
1. Getting to Personalised Healthcare in APAC: Findings, insights, and recommendations / Future Proofing Healthcare. - 2020. - 33 p. - URL: https://futureproofing healthcare.com/sites/default/files/2021-01/FINAL_Getting%20to%20Personalised %>20Healthcare%20in%>20APAC%>20whitepaper%>20%>28compressed%>29.pdf
2. Estrella T. A vision for Asia Pacific in 2050 : At a glance / Future Proofing Healthcare. - 2020. - 23 p. - URL: https://futureproofinghealthcare.com/sites/de fault/files/inline-files/Roche%20A%20vision%20for%20Asia%20Pacific%20in% 202050%20whitepaper%20FINAL%2019.06.20_0.pdf
3. mHealth innovation in Asia: Grassroots challenges and practical interventions / Ed. by E. Baulch, J. Watkins, A. Tariq ; Asian development bank. - Singapore : Springer, 2018. - 131 p.