Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / летние практики / оформление на работу / изменения показателей компетентности. / students / summer internships / employment / changes in competency indicators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич, Полякова Антонина Валентиновна, Васильковская Юлия Алексеевна

Цель исследования: анализ изменения показателей компетентности студентов факультета физической культуры Сочинского государственного университета в зависимости от организации производственных, профессионально-ориентированных практик. Две группы студентов СГУ (п=10-12) проходили практики профессионально-ориентированные и по специализации. Студенты двух экспериментальных групп (п=10-12), по желанию, осуществляли продленную практику, когда к шести неделям практик в июне-июле, добавлялась работа в каникулярное время, и снова шесть недель практик в сентябре-октябре. Официально оформлялись на работу. Исследование показало, что в группах студентов, практикующихся с официальным оформлением на работу и полностью вливанием, на этот период, в трудовые коллективы, достоверно превосходили своих сокурсников по когнитивным компетенциям («для достижений», «для влияния на людей», «для сотрудничества»); по аффективным компетенциям («для влияния на людей» и «для сотрудничества»); по волевым («для влияния на людей» и «для сотрудничества»); а также по навыкам и опыте («для сотрудничества») (р<0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич, Полякова Антонина Валентиновна, Васильковская Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purpose of the study: analysis of changes in the competence indicators of students at the Faculty of Physical Education of Sochi State University, depending on the organization of production, professionally oriented practices. Two groups of SSU students (n=10-12) underwent professionally oriented and specialization internships. Students of two experimental groups (n=10-12), if desired, carried out extended practice, when work during the holidays was added to six weeks of practice in June-July, and again six weeks of practice in September-October. Officially registered for work. The study showed that in groups of students who practiced with official registration for work and were fully integrated into work teams for this period, they were significantly superior to their fellow students in cognitive competencies («for achievement», «for influencing people», «for cooperation»); by affective competencies («to influence people» and «to collaborate»); by volitional («to influence people» and «to cooperate»); and also by skills and experience («for cooperation») (p<0.05).

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК»

Педагогика

УДК 378.17/796/799

кандидат педагогических наук, доцент Томилин Константин Георгиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи); кандидат биологических наук, доцент,

заведующая кафедрой ФКиС Полякова Антонина Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи) кандидат педагогических наук, доцент Васильковская Юлия Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК

Аннотация. Цель исследования: анализ изменения показателей компетентности студентов факультета физической культуры Сочинского государственного университета в зависимости от организации производственных, профессионально-ориентированных практик. Две группы студентов СГУ (п=10-12) проходили практики профессионально-ориентированные и по специализации. Студенты двух экспериментальных групп (п=10-12), по желанию, осуществляли продленную практику, когда к шести неделям практик в июне-июле, добавлялась работа в каникулярное время, и снова шесть недель практик в сентябре-октябре. Официально оформлялись на работу. Исследование показало, что в группах студентов, практикующихся с официальным оформлением на работу и полностью вливанием, на этот период, в трудовые коллективы, достоверно превосходили своих сокурсников по когнитивным компетенциям («для достижений», «для влияния на людей», «для сотрудничества»); по аффективным компетенциям («для влияния на людей» и «для сотрудничества»); по волевым («для влияния на людей» и «для сотрудничества»); а также по навыкам и опыте («для сотрудничества») (р<0,05).

Ключевые слова: студенты, летние практики, оформление на работу, изменения показателей компетентности.

Annotation. Purpose of the study: analysis of changes in the competence indicators of students at the Faculty of Physical Education of Sochi State University, depending on the organization of production, professionally oriented practices. Two groups of SSU students (n=10-12) underwent professionally oriented and specialization internships. Students of two experimental groups (n=10-12), if desired, carried out extended practice, when work during the holidays was added to six weeks of practice in June-July, and again six weeks of practice in September-October. Officially registered for work. The study showed that in groups of students who practiced with official registration for work and were fully integrated into work teams for this period, they were significantly superior to their fellow students in cognitive competencies («for achievement», «for influencing people», «for cooperation»); by affective competencies («to influence people» and «to collaborate»); by volitional («to influence people» and «to cooperate»); and also by skills and experience («for cooperation») (p<0.05).

Key words: students, summer internships, employment, changes in competency indicators.

Введение. Более 30 лет назад, при создании в Сочи нового института (который, со временем, перерос в «Сочинский государственный университет курортного дела и туризма», а затем в классический Университет), преподаватели факультета физической культуры (ФФК) четко осознавали главные векторы развития будущего Международного курорта: зимние и водные виды спорта и отдыха (горные лыжи, сплавы по горным рекам, туризм, яхтинг, технические виды водного пляжного отдыха и т.д.).

Обращение к зарубежному опыту подготовки «Горных гидов», а также специалистов и аниматоров, работающих на пляжах, показал большое значение учебных и особенно производственных практик. Которым отдавалось до 30% учебного времени (как правило на конкретных рабочих местах, с получением заработной платы) [1,2].

Особое внимание к подготовке и сертификации квалификации за рубежом уделяется специалистам, работающим с клиентами в опасных для жизни и здоровья видах спорта и отдыха. Ассоциации «Association of Canadian Mountain Guides» в Канаде (ACMG) и «International Federation of Mountain Guides Associations» во Франции (IFMGA) - ведут подготовку Горных гидов:

- обучение и сертификация проводятся с акцентом на практические навыки соискателей (40% теория, 60% практика), и жесткости требований (до 50% экзаменуемых не сдают итоговое тестирование);

- особое внимание уделяется технологиям работы с клиентом (безупречное обеспечение техники безопасности, предусмотрительность к клиенту, доброжелательность и т.д.); в число учебных дисциплин при обучении включены педагогика и психология;

- ACMG и IFMGA и др. осуществляют формирование компетенций своих обучаемых по двум направлениям -«Зима-Лето»: «Лето» - гид по пешеходному туризму, инструктор по скалолазанию, скальный гид, гид по альпинизму, горный гид; «Зима» - лыжный гид для работы с клиентами (ски-тур, хели-ски, бэккантри-фрирайд и т.п.), а также в районах с постоянным оледенением [1,4].

После «Олимпиады 2014» Красная Поляна получила современное оборудование для обеспечения зимнего отдыха больших масс людей. Но пляжный отдых технические виды водной рекреации и парусный туризм в Сочи все же будут пользоваться большой популярностью.

Подготовкой высококвалифицированных яхтенных капитанов занимаются «Royal Yachting Association» (Британия), и «International Yachtmaster Training» (США). Начиная с уровня Flotilla Skipper/Watchkeeper и далее, обучение состоит из практической и теоретической части. Кандидат должен удовлетворять требованиям к здоровью, достаточным, чтобы получить водительские права. Необходимо знание базового английского, умение держаться на воде.

Для получения итогового сертификата требуется минимальный стаж 200 морских миль, 10 дней в море. Сертификат «Bareboat Skipper» удостоверяет, что обладатель диплома имеет знания и навыки достаточные для плавания в качестве капитана (Skipper) на яхте размером до 50 футов и удалением от берега до 20 морских миль (в дневное время суток) [1,5].

В городе Сочи в яхтенном порту «Сочи Гранд Марина» подготовкой яхтенных капитанов занимается «Yacht Russia Sailing Academy». Арендующая яхты, с обучением новичков на 10 современных килевых парусных яхтах «EFAN 210», с выдачей дипломов шкиперов. И проводящая мастер-классы, спортивные праздники, индивидуальные тренировки и корпоративные регаты.

На сочинском факультете проблемой стали практики будущих специалистов по водным видам рекреации, которые могли проводиться только в летние месяцы. Проведение «Круглого стола» с привлечением ведущих специалистов-

работодателей города-курорта к обсуждению этой проблемы выявило серьезные противоречия. Выссказывая положительные отзывы о хорошем уровене профессиональной подготовленности студентов ФФК, а также о неплохих их личностных качеств, основная группа работодателей отказывались их брать на 6-ти недельную летнюю практику.

Для руководителей учреждений города Сочи летнее время проведения практик студентов СГУ связано с большими неудобствами. Большое скопление людей с детьми, тяжелые погодные условия (жара, повышенная влажность, солнечная радиация и т.д.) не позволяют уделять практикантам нужное внимание. Если практикант будет зачислен в штат учреждения - это решает многие проблемы.

Цель исследования: анализ изменения показателей компетентности студентов факультета физической культуры Сочинского государственного университета в зависимости от организации производственных, профессионально-ориентированных практик.

Изложение основного материала статьи. Естественный педагогический эксперимент включал анализ компетенций обучаемых после прохождения практик: «профессионально-ориентированной» (6 недель) и «по специализации» (6 недель) I и IV группами студентов (п=10-12). А также анализ компетенций студентов экспериментальных II и III групп (п=10-12), для которых, по их желанию, проведение летних практик было увеличено, когда к шести неделям практик в июне-июле, добавлялась работа в каникулярное время, и снова шесть недель практик в сентябре-октябре. Для этого, при согласовании с директорами учреждений (ДСШ парусного центра, санатория «Ставрополья», СПА-отеля «Рэдиссон Лазурная» и др.), практиканты кафедры «Зимние и водные виды рекреации» официально оформлялись на работу и полностью вливались, на этот период, в трудовые коллективы (создавая эффект полного погружения в профессиональную среду), получали соответствующую зарплату (таблица 1).

Таблица 1

Календарный учебный график для студентов экспериментальных групп

Месяцы обучения Годы обучения студентов

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Сентябрь В В п

Октябрь п

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль Г Г Г пг

Март

Апрель

Май п

Июнь В в вп п

Июль ПК

Август ПК

Условные обозначения:

в - занятия ВВР

вп - занятия ВВР помощником преподавателя

г - занятия горнолыжным спортом

гп - занятия горнолыжным спортом помощником преподавателя

п - производственные практики

ПК - производственные практики в период каникул

Этому предшествовала большая работа преподавателей ФФК (таблица 1) на занятиях по «водным видам рекреации» (ВВР), проходившим на пляже (плавание, игры в воде и у воды, гребле на байдарках и катамаранах) [2, 3]. С параллельными занятиями на стадионе по легкой атлетике или спортивным играм на площадках санатория.

В июне студенты занимались в Сочинском парусном центре, проходя начальное обучение по управлению швертботом, крейсерской яхтой или парусной доской. Параллельные занятия включали спортивные игры или спортивную гимнастику.

На третьем курсе студенты проходили педагогическую практику в школе. А на занятиях по «Водным видам рекреации» им выдавался лекционный теоретический материал по парусному спорту, с предупреждением, что в июне каждый из них, на так называемых «Инструкторских практиках», будет обучать первокурсников (улучшая посещаемость и качество оформления конспектов).

На первом июньском занятии в Сочинском парусном центре студенты 3-го курса выстраивались перед шеренгой первокурсников. Каждому из «инструкторов» преподаватель в краткой форме давал положительные характеристики (рассказывая об их спортивных успехах и достижениях). Далее первокурсники должны были распределиться на группы по четыре человека и сами выбрать себе «инструктора».

Удачной находкой преподавателей была итоговая оценка «инструкторам-третьекурсникам», которая рассчитывалась, в зависимости от успешности освоения азов парусного спорта их подопечными. Это существенно повышало мотивацию как «инструкторов», так и обучаемых первокурсников, которым не хотелось подвести понравившегося им третьекурсника.

Помимо занятий по ВВР аналогичные по форме мероприятия проводились на Красной поляне по горнолыжному спорту.

Компетенции пятикурсников после прохождения всех практик оценивались работодателями («оценка экспертами»), С помощью специально разработанной для этого производственной характеристики, где по определенной системе проводилась оценка важнейших показателей компетентности студента («для достижений», «для влияния на людей», «для сотрудничества»), с когнитивными, аффективными и волевыми составляющими, а также навыками и опытом.

В характеристике требовалось выбрать одно из пяти определений для количественной (в %) оценки каждого показателя компетентности: 20; 40; 60; 80; 100 % соответствия требованиям руководства учреждения [2].

Таблица 2 содержит изменения компетентности студентов 4-го курса ФФК (в %), по итогам всех пройденных во время обучения практик. Где выделены жирным шрифтом показатели компетентности студентов, проходивших практики «на рабочих местах» II и III групп, отличающиеся (при р<0,05) с показателями групп I и IV студентов, с обычными практиками.

Таблица 2

Изменение компетентности студентов СГУ (в %) 4-го курса факультета ФК (по итогам летних практик)

Показатели компетентности Группы Для достижений Для сотрудничества Для влияния

Когнитивные I 20,0+7,5 4,2+5,9 13,3+7,0

II 45,1+6,3 28,4+7,4 7,7+6,9

III 7,8+6,0 10,4+2,5 26,4+6,5

IV 26,0+8,3 5,2+3,9 16,2+4,2

Аффективные I 22,4+9,9 38,9+3,6 23,4+6,4

II 12,9+7,4 54,9+8,3 42,0+4,9

III 2,6+4,5 86,5+4,6 9,3+8,2

IV 19,3+7,1 41,9+4,4 12,1+4,8

Волевые I 91,1+0,3 48,1+9,3 13,3+7,0

II 71,0+2,5 96,2+5,4 62,6+1,5

III 100+0,0 54,8+7,0 75,9+7,6

IV 82,6+1,5 36,9+6,6 16,2+4,8

Навыки и опыт I 74,3+10,7 62,1+4,7 8,7+0,6

II 83,9+9,9 65,8+5,8 49,7+5,9

III 95,8+7,2 75,0+4,0 68,4±3,8

IV 79,1+6,3 42,1+9,7 11,3+4,0

Видно, что в группах студентов, практикующихся с официальным оформлением на работу и полностью вливанием, на этот период, в трудовые коллективы, достоверно превосходили своих сокурсников по когнитивным компетенциям («для достижений», «для влияния на людей», «для сотрудничества»); по аффективным компетенциям («для влияния на людей» и «для сотрудничества»); по волевым («для влияния на людей» и «для сотрудничества»); а также по навыкам и опыте («для сотрудничества») (р<0,05).

Для руководителей санаториев, турбаз и спортивных школ Сочи, распределение студентов ФФК на летние длительные практики имело определенный эффект. Каждое такое учреждение стало заинтересовано в налаживании взаимовыгодного сотрудничества с факультетом, и получения квалифицированных работников. Санатории стали предоставлять бесплатно (в межсезонье) свои пустующие спортивные площадки и инвентарь; организовывали массовые мероприятия и экскурсии с приглашением преподавателей и студентов ФФК. В отдельных случаях обеспечивали номерами в санатории приглашенных на факультет преподавателей из других вузов.

В тоже время отмечены негативные тенденции раннего перехода бывших практикантов на постоянную работу в санатории, турбазы, ДСШ и постоянные пропуски занятий на пятом курсе.

По приказу МНиО РФ № 940 (от 19 сентября 2017 года) Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», запланирован ВУЗам перечень практик на выбор (ознакомительная, тренерская, педагогическая, организационная, профессионально-ориентированная, преддипломная). Отдавая право самостоятельно выделять необходимые объемы часов на каждую практику, с учетом особенностей региона где расположен ВУЗ [6]. Разочарование руководителей высшей школы в Болонской системе дает высокие шансы перехода обучения будущих специалистов физической культуры и спорта на пятилетнее обучение. Что дает возможность желающим студентами длительно практиковаться с официальным оформлением на работу и получением заработной платы.

Выводы. Педагогический эксперимент по подготовке обучаемых факультета физической культуры водным видам рекреации и горнолыжному спорту, а также размещению студентов на производственные практики на конкретные рабочие места с оплатой труда (с использованием двух месяцев каникул) показал высокую эффективность апробируемых инновационных методик:

- использование студентов 3-4 курсов для «Инструкторской практики» в качестве помощников преподавателя;

- направление (по желанию студентов) на производственные практики на конкретные рабочие места с оплатой труда (с использованием двух месяцев своих каникул);

- внешней оценки экспертами демонстрируемых на практиках студентами компетенций, с помощью специально разработанной формы производственной характеристики, где по определенной системе проводилась оценка важнейших показателей компетентности студента («для достижений», «для влияния на людей», «для сотрудничества»), с когнитивными, аффективными и волевыми составляющими, а также навыками и опытом.

Литература:

1. Отчет по исполнению I этапа Государственного контракта №06.081.11.0049 от 07 ноября 2013 г. «Разработка и апробация модели центра сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в области рекреации и спортивно-оздоровительного туризма». Приложение 2. - Сочи: СГУ, 2013. - 351 с.

2. Томилин, К.Г. Производственные и учебные практики студентов спортивного профиля: Сочинский опыт / К.Г. Томилин, A.B. Полякова, Ю.А. Васильковская, Ю.А. Тумасян, Л.В. Малыгина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022,-№10(212). - С. 449-454

3. Томилин, К. К вопросу повышения эффективности учебных и производственных практик студентов ИФК / К. Томилин, И. Овсянникова, Ю. Васильковская, Э. Лактионова, Л. Малыгина // Formarea continua a specialistului de cultura fizicä Tn conceptul acmeologic modern: Materialele Conferintei §tiint¡fice Internationale, Edijia 1-a, 3 decembrie 2020, Chijinau, República Moldova. - Chi§inäu: S.n., 2020 (Tipogr. «Valinex»), - PP. 127-132

4. Томилин, К.Г. Горнолыжный отдых: международная модель сертификации квалификации гидов / К.Г. Томилин // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Нижневартовск, 14 марта 2014 г. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского ун-та, 2014. - С. 274-279

5. Томилин, К.Г. Подготовка специалистов для сферы туризма: мировой опыт / К.Г. Томилин // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. -2015. -№4(2). - С. 123-127

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/al92ca7fD4462321b7d8b446134226efff51584c/ (Дата обращения 25.04.2022)

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Тюкавкин Сергей Дмитриевич

Высшая школа дизайна и искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); руководитель, кандидат педагогических наук, доцент Вольгушев Антон Евгеньевич Высшая школа дизайна и искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ЗНАЧЕНИЕ КАРАНДАШНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА

Аннотация. В статье рассматривается карандашная иллюстрация и ее особенности в качестве учебного задания по иллюстрированию художественного произведения в рамках дисциплин «Ручная и печатная графика», «Книжная графика». Занятия по созданию иллюстраций к литературному произведению на уроках изобразительного искусства в школе направлены, в первую очередь, на поддержание интереса у детей и подростков к книге и культуре ее оформления. В этой связи особое значение при обучении студентов имеют задания, связанные не только с собственно иллюстрированием, но и с освоением новых графических техник и технологий, изучением теории и практики композиции, а также с апробированием творческого процесса в целом. Необходимо отметить особую роль цвета в графическом искусстве, и книжной иллюстрации, в частности. Рассматривая творчество мастеров отечественной книжной графики, автор приходит к выводу об условном значении цвета в их иллюстрациях независимо от использованных материалов (акварель, пастель, карандаш). В статье приведены виды карандашной иллюстрации, даны характеристики инструментов и материалов, проведены практические советы, позволяющие избежать многих ошибок в работе по созданию иллюстрации.

Ключевые слова: книга, графика, творчество, иллюстрация, карандашная иллюстрация, рисунок, эскиз, учебная дисциплина, цвет.

Annotation. The article discusses pencil illustration and its features as a training task for illustrating a work of art within the discipline "Manual and printed graphics". Classes on creating illustrations for a literary work in art classes at school are aimed primarily at maintaining the interest of children and adolescents in the book and the culture of its design. In this regard, tasks related not only to illustrating proper, but also to mastering new graphic techniques and technologies, studying the theory and practice of composition, as well as testing the creative process as a whole are of particular importance in teaching students. It is necessary to note the special role of color in graphic art, and book illustration in particular. Considering the work of the masters of Russian book graphics, the author comes to the conclusion about the conditional meaning of color in their illustrations, regardless of the materials used (watercolor, pastel, pencil). The article presents the types of pencil illustrations, gives the characteristics of tools and materials, provides practical tips to avoid many mistakes in the work of creating illustrations.

Key words: Book, graphics, illustration, pencil illustration, drawing, sketch, academic discipline, color.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В образовательном процессе на художественно-педагогическом факультете современного вуза занятия, связанные с разработкой книжной иллюстрации, имеют большое образовательное и воспитательное значение. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Иллюстрация - это первый вид искусства, с которым сталкивается ребенок, ведь книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научился читать и писать [3, С. 8]. Иллюстрирование - интереснейшая и не простая задача для художника, прежде всего по разнообразию выбора техник и материалов, подходящих для конкретных видов и жанров литературного произведения. В качестве учебного задания иллюстрирование текстов способствует развитию воображения у учащихся, а также расширению выразительных возможностей используемых ими графических техник.

Обращаясь к истории книжной иллюстрации, мы наблюдаем, как несколько поколений художников посвятили себя искусству книжной графики. За последние десятилетия классические традиции иллюстрирования претерпели существенное обновление и развитие. С возникновением новых графических техник выполнения художники активно стали применять новые приёмы в работе, пробовать новые пластические решения и стили. При этом технология и инструменты постоянно совершенствуется. Среди используемых техник обнаруживаем преобладание печатной графики (гравюры), иллюстрации, выполненные тушью, красками или в смешанных техниках. Цветной карандаш в книжной графике возникает позже других техник - во второй половине XX века [4].

Художники-иллюстраторы прошлого и настоящего, имея индивидуальные запросы, обращаются к цветным карандашам благодаря их несомненным достоинствам. Так данная техника обрела признание многих художников по всему миру, которые выбрали её для своих работ.

Изложение основного материала статьи. Как известно, в основе создания книжной иллюстрации лежит взаимодействие чёрного и белого, а ее облик во многом зависит от белого фона печатной страницы. Рисунок любой иллюстрации строится с использованием основных выразительных средств: линии, штриха и пятна. Также часто используется цвет, который в книжной графике существует в виде цветной линии, цветных точек и пятен, цветного штриха или их сочетаний [2].

Не смотря на то, что иллюстрация тесно связана с литературным текстом, её создание - это, прежде всего, творческий процесс, творческое переосмысление художником произведения. Поэтому не столько важно, что показать, сколько - как показать, как выразить графическими средствами литературную основу.

Особенностью процесса создания иллюстраций является непременное условие работы по представлению. В этом данная дисциплина сродни предмету «композиция», где автор последовательно движется от замысла к его воплощению. Специфика иллюстрирования предполагает наличие нескольких произведений образующих графическую серию, объединенных общим стилем. Здесь «стиль как совокупность признаков, характеризует индивидуальную манеру художника...» [1, С. 24].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.