Научная статья на тему 'Инновационные подходы к определению торговой наценки'

Инновационные подходы к определению торговой наценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИЯ / ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахарев Владимир Васильевич, Петрушина Анна Викторовна

Данная статья посвящена оценке и анализу величины торговой наценки на товары ООО «Цифровая техника». Выявлены особенности ценообразования исследуемой торговой организации и рассчитаны доли в общем финансовом результате определенных категорий товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бахарев Владимир Васильевич, Петрушина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к определению торговой наценки»

3. Волков. Финансы и кредит. № 10. 2005.

Nargiza Babaeva Muzaffarovna, Ph. D., associate Professor, head of the Department of social Sciences,

Kokand state pedagogical. Institute, Fergana province, Uzbekistan bonu0676@mail.ru THE SECURITIES MARKET AS A SUPPLIER OF INVESTMENT RESOURCES FOR THE DEVELOPMENT OF CORPORATE ENTERPRISES

This article is devoted to studying of essence of innovation activity and the role of securities market in the development and expansion of large corporate enterprises. We discuss and explain the basic functions, types and instruments of the stock markets.

Key words: securities Market, debt instruments, stock market, assets, regulator, investment, the accumulation of funds, primary and secondary market, indexing cost, fixed payment, vouchers, bonds, bills.

УДК 339.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ

Бахарев Владимир Васильевич, к.э.н., доцент Петрушина Анна Викторовна, студент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Данная статья посвящена оценке и анализу величины торговой наценки на товары ООО «Цифровая техника». Выявлены особенности ценообразования исследуемой торговой организации и рассчитаны доли в общем финансовом результате определенных категорий товаров.

Ключевые слова: коммерция, торговая наценка, ценообразование, продвижение.

Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли путем максимально возможного удовлетворения потребностей общества. Коммерческое (торговое) предпринимательство привлекает к себе особое внимание тем, что в нем видится возможность продать товар по цене, значительно превосходящей закупочную цену. Но наличие конкурентов требует внимательного анализа рынка и проведения рациональной ценовой политики.

Цена - это важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, так как предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Также цена является одним из факторов, определяющих спрос на продукт. При установлении цен организация стремится покрыть все затраты, связанные осуществлением своей деятельности, а также обеспечить прибыльность для дальнейшего развития фирмы. Таким образом, цена образуется путем сложения покупной цены и торговой наценки. Торговая наценка - это надбавка к цене товара при его реализации, необходимая для покрытия затрат организации и получения определенной средней прибыли. Наценка включает в себя суммы издержек обращения, связанных

с реализацией товара, суммы налоговых платежей, входящих в цену товара (НДС, акцизный сбор), суммы прибыли от реализации товаров [1-6].

Исследуем подходы к определению наценки на примере ООО «Цифровая техника». Данной организацией создано два сайта, что традиционно для подобных предприятий [7-10]. Первый - для ознакомления с имеющимся на определенных торговых точках перечнем товаров с указанными ценами на них и предназначен для покупателей, предпочитающих совершать покупки непосредственно в магазине, обозначаемый далее как «сеть магазинов». Второй, а именно www.tstehnika.ru, нацелен на аудиторию, которая желает приобрести товар по минимальной цене, не потратив время на посещение магазина [11-16]. Существенная разница в ценах на одни и те же товары напрямую связана с наличием разного рода затрат. В случае, где цены значительно ниже, имеются только складские затраты и затраты по содержанию и ведению сайта. На примере ООО «Цифровая техника» приведем расчет величины торговой наценки на некоторые модели категории товаров «ноутбуки» по формуле:

GP

Тт = — X 100%

где Тт - торговая наценка, %; ОР - валовая прибыль, тыс. руб.;

С - себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

Согласно данным таблицы 1, торговые наценки на некоторые модели ноутбуков, представленные на сайте www.tstehnika.ru не превышают 14%. В данной таблице Рр - закупочная цена, руб., Рг - розничная цена, руб. Продажа ниже себестоимости некоторых моделей связана с отсутствием спроса на них.

Таблица 1 - Расчет величины торговой наценки _по категории товаров «Ноутбуки»_

№ Модель Pp Сеть магазинов www.tstehnika.ru

Pr Tm Pr Tm

1 11.6 Ноутбук Acer R3-131T-C08E

(HD/Touch) Celeron №3050(1.6)/ 20906 21499 2,83 20 990 0,40

2048/SSD/IntelHD/Win10/Blue

2 13.3 Ноутбук Acer V3-372-77E3

(FHD/IPS)i7 6500V (2.5)/8192/ SSD 67497 66499 -1,48 61 990 -8,16

256/Intel HD/BT/Win10/Black

3 14 Ноутбук Acer ES1-432-

P2YS(HD)Pentium №4200 20730 23999 15,8 23 490 13,31

(1.1)/4096/500/IntelHD/BT/Win10

4 15.6 Ноутбук AcerE5-523G-64M №

(HD/AMDA6-9210 (2.4)/4096/ 25489 29999 17,7 28 999 13,77

1Tb/AMDR5M430 2Gb/DVI)

Для проведения наиболее точного исследования необходимо выявление средней величины торговой наценки по различным категориям товаров. Для ее расчета приведем данные по количеству проданного товара, валовой прибыли и выручке организации за 2016 год. Рассчитаем рентабель-

ность продаж по формуле:

GP

ROS = — х 100% R

где ROS - рентабельность продаж, %; R - выручка, тыс. руб.

60 50 40 30 20 10 0

а В

(D

ч ©

Л

а о

и

к о

(D И

« 5«

<D

3 Н а & о

со

S «

(D

4

(D

н

о s

ч

£

(D

К

Л

а

(D

s £

3

s и

X

<D t а О

(D

S

В

2

$

о «

К Ц а

S

о «

SS §

I £

Л о

S «

§

Ч

X

<D

<D

и

ч о

X о

Л рц

к з « а ч «

о н о

н «

<

(U (U

о о

Я к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й «

ч s

о %

с

15

(D

5

6

о

~ и

a S

с

Л &

о

Рисунок 1 - Доля каждой категории товаров в общем объеме выручки, % Таблица 2 - Расчет величины торговой наценки по категор

зиям товаров

Номенклатура Q GP R ROS C Tm

Бытовая техника 694 232,62 2153,53 10,80 1920,9 12,1

Компьютеры 50 196,26 1588,36 12,36 1392,1 14,1

Ноутбуки 817 1942,5 13945,3 13,93 12002,7 16,2

Планшеты, смартфоны, сотовые 5413 8412,5 68041,1 12,36 59628,6 14,1

Аксессуары мобил. устройств 7414 2389,4 4023,86 59,38 1634,5 146

Фототехника и аксессуары 418 603,58 3081,85 19,58 2478,3 24,4

Флеш память 2121 810,35 1793,27 45,19 982,92 82,4

Мониторы 107 160,95 1256,23 12,81 1095,3 14,7

Телевизоры, видео 915 1367,6 7780,97 17,58 6413,4 21,3

Интертейме нт 713 378,95 2585,34 14,66 2206,4 17,2

Аудио 3013 1210,5 3360,3 36,02 2149,8 56,3

Принтеры, копиры, сканеры 103 173,11 833,08 20,78 659,97 26,2

Оргтехника 51 23,726 174,92 13,56 151,2 15,7

Источники питания 1573 277,11 540,74 51,25 263,63 105

Комплектующие 2072 1033,1 7167,7 14,41 6134,6 16,8

Клавиатура, мыши, web-камеры 1612 605,8 1514,9 39,99 909,1 66,6

Чехлы и сумки 2340 923,25 1629,01 56,68 705,75 131

Расходные материалы 1323 456,94 1575,15 29,01 1118,2 40,9

Носители информации 254 25,47 39,45 64,57 13,975 182

Автотовары 614 395,93 2144,82 18,46 1748,9 22,6

Сетевое оборудование 705 228,89 1111,43 20,59 882,54 25,9

Пассивное коммутационное оборудование 1795 163,03 224,06 72,76 61,03 267

Программное обеспечение 112 87,4 390,19 22,40 302,79 28,9

Инструмент 132 37,21 386,31 9,63 349,1 10,7

Услуги 1366 971,16 971,12 100 - -

Страховки 27 13,69 13,69 100 - -

Итого: 35754 23121 128327 18,02 438357 -

Формулу расчета себестоимости из соотношения по определению величины торговой наценки и коэффициента рентабельности продаж:

I ROS \

С = -(ioo%-1)xR

С целью сохранения прибыльности бизнеса, организация занимается продажей других товаров, например, планшетов, смартфонов и сотовых, которые приносят 53% выручки (рис. 1).

Согласно расчетам, результаты которых представлены в таблице 2 (Q -количество товара, шт.), самые высокие наценки приходятся на пассивное коммутационное оборудование, носители информации, аксессуары для мобильных устройств, чехлы и сумки - 267%, 182%, 146% и 131%, соответственно. Их продажа и наиболее рентабельна: доля прибыли составляет большую часть выручки - от 56,68% до 72,76%. Тем не менее, они приносят незначительный доход: аксессуары - 3%, чехлы и сумки - 1,27%, пассивное коммутационное оборудование - 0,17%, носители информации -0,03%.

Таким образом, исследуемая организация делает упор на продажу наиболее востребованных населением товаров и устанавливает торговую наценку на них в пределах от 10 до 25%, так как вынуждена в условиях рынка ориентироваться на цены конкурентов [17-27].

Высокие торговые наценки на аксессуары для мобильных устройств, сумки и чехлы, пассивное коммутационное оборудование объясняются тем, что эти товары являются взаимодополняющими по отношению к мобильным устройствам и компьютерной технике. Поэтому, приобретая «основной» товар по выгодной цене, покупатель оценивает свой выигрыш выше той потери, которую несет при покупке дополнительных товаров по высокой стоимости.

Список литературы

1. Дудакова И. А. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры торговли //Маркетинг. 2010. № 6. С. 76-91.

2. Крымов С.М., Дудакова И.А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С.108-119.

3. Красюк И.А., Казакова Л.В. Маркетинг-контроллинг складского хозяйства в системе маркетингового управления предприятий оптовой торговли //Современные проблемы менеджмента, организации производства и маркетинга: коллективная монография. Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 147с., С. 82-92.

4. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140с., С.72-82.

5. Крымов С.М., Дудакова И.А. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.140 с.

6. Красюк И. А., Казакова Л.В. Особенности использования модели Кано для оценки качества предоставляемых услуг в розничной торговле //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 2 (10). С. 5-17.

7. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

8. Лофиченко Н.В. Торговая надбавка в ценовой политике торговой организации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. №5 (105). С. 75.

9. Красюк И.А., Казакова Л.В. Состояние и проблемы развития складских систем в оптовой торговле Российской Федерации // Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: коллективная монография. Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2012.176 с., С.111-126.

10. Крымов С. М., Капустина И. В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.

11. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2016. 122 с.

12. Дудаков Г.С. Совершенствование организации маркетингового исследования потребительского рынка // В сборнике «Современные концепции развития науки»; сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 51-54.

13. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг как основа построения сервисной экономики //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6 (49). С. 937-947.

14. Крымов С. М. Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 166 с.

15. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Инструменты и методы менеджмента предприятий промышленности и сферы услуг при формировании реляционных стратегий // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-4 (41-4). С.422-429.

16. Жуков С.В., Крымов С.М. Производственные процессы научно-консультационных услуг вуза и системы сервисной поддержки коммерциализации //Вестник ДГТУ. 2012. Т. 12. № 2-1 (63). С. 91-96.

17. Крымов С.М., Кушниренко Т.В. Описание инвестиций в человека на базе концепции жизненного цикла //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 9. С. 38-39.

18. Хухлаев Д.Г. Научно-практические рекомендации по организации потребительского товарного кредитования в розничной торговле: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. 2015. 118 с.

19. Хухлаев Д.Г. Сетевые технологии в розничной торговле: направления теоретического развития сетевого принципа развития розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 1019-1023.

20. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 11. pp. 83-91.

21. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 11. pp. 203-213.

22. Красюк И.А., Кузнецов Н.Г., Медведева Ю.Ю., Степченко Т.С., Федько В.П. Маркетинг в торговле. Ростов-на-Дону, 2013. 295с.

23. Хухлаев Д.Г. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур //Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1119-1122.

24. Крымов С.М., Евграфов А.А. Формирование маркетинг-контроллинга в организационной структуре складского хозяйства предприятия оптовой торговли // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 68-75.

25. Кириллова Т.В. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 3137.

26. Лямин Б.М. Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле // Экономика и управление. 2016. № 12 (134). С. 107-113.

27. Капустина И.В., Черняга Р.Ю. Факторы территориальной организации розничной торговли //Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2014. № 1. С. 151-156.

Bakharev Vladimir, ussociate Professor, Candidate of Economic Sciences Petrushina Anna, student (e-mail: anya.petrushina.97@mail.ru) Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg INNOVATIVE APPROACHES TO THE DEFINITION OF TRADE MARGINS

Abstract. This article is devoted to calculation and analysis of the distribution margin on goods of LLC «Tsyfrovaya technical». Detected features of pricing of the trading organization and calculated share of general financial results of certain commodity group. Key words. Trading, distributionmargin, pricing, promotion.

УДК 657

КОРПОРАТИВНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПЛАНЫ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Баянова Ольга Викторовна, к.э.н., доцент, доцент, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, г.Пермь, Россия E-mail: olga26735 76@yandex.ru

Статья содержит исследование источников финансирования развития сельского хозяйства. Предложено создание отраслевого негосударственного пенсионного фонда. С помощью CWOT-анализа обоснована эффективность вложений в корпоративные пенсионные планы.

Ключевые слова: корпоративные пенсионные планы; финансирование; сельское хозяйство

В рыночных условиях хозяйствования у экономических субъектов довольно часто возникают потребности в дополнительном вложении средств. Такие вложения могут быть в двух формах: инвестирование сторонними организациями и финансирование за счет собственных либо заемных источников. Первый вариант не может гарантировать сохранность вложений собственников предприятий, так как их состав будет изменен. У второго варианта есть проблема - использование собственных средств возможно только при их наличии. Заемные средства - более реальный, но в то же время самый затратный способ, так как за чужие деньги необходимо будет заплатить проценты. Однако есть и еще один источник финансирования -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.