Научная статья на тему 'Методические подходы к анализу инновационной деятельности кондитерского комбината'

Методические подходы к анализу инновационной деятельности кондитерского комбината Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крымов Сергей Михайлович, Куликова Дарья Владимировна, Львова Анна Леонидовна

В статье исследована деятельность петербургского кондитерского производства «Невские берега». Выявлены сильные и слабые стороны предприятия. Приведены рекомендации по совершенствованию развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крымов Сергей Михайлович, Куликова Дарья Владимировна, Львова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к анализу инновационной деятельности кондитерского комбината»

19. Кириллова Т.В. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на основе использования интегрированной ERP-системы // Наука Красноярья. 2016. № 5 (38). С.132-145.

20. Капустина И.В. Региональные продовольственные балансы: основные аналитические процедуры // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 4. С. 74-78.

Krasyuk Irina Anatolievna, doctor of Economics Sciences, Professor (e-mail: iri-krasjuk@yandex.ru)

Butov Andrei, student (e-mail: andrei.butov.work@gmail.com) Saint Petersburg Polytechnic University Peter the Great

MARKETING ASSESSMENT OF THE IMPACT OF ADVERTISING ON SALES AND PROFITABILITY OF A TRADING COMPANY

Abstract. The analysis of the impact of advertising on various measures of activity of the en-terprises.Substantiates the importance of advertising in modern society. Analyzed statements of leading companies of St. Petersburg. Keywords. Analysis, influence, advertising, profit.

УДК 339.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНДИТЕРСКОГО КОМБИНАТА Крымов Сергей Михайлович, д.э.н., профессор (e-mail: SKrymov@yandex.ru) Куликова Дарья Владимировна, студент Львова Анна Леонидовна, студент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В статье исследована деятельность петербургского кондитерского производства «Невские берега». Выявлены сильные и слабые стороны предприятия. Приведены рекомендации по совершенствованию развития.

Ключевые слова: анализ деятельности, сильные и слабые стороны, совершенствование развития.

За последние годы произошли изменения в предпочтениях и требованиях потребителей к продовольственным товарам, а именно, к их ассортименту и качеству. В частности, можно заметить растущую тенденцию к потреблению готовой продукции [1-9]. Одними из самых востребованных изделий являются кондитерские. В связи с этим на рынке появляются новые производители и ритейлеры, ведущие между собой конкурентную борьбу за наибольшую долю рынка в данном сегменте. Именно поэтому данное исследование является актуальным.

На сегодняшний день список крупных компаний, производящих и реализующих кондитерские изделия на территории Санкт-Петербурга, составляют: Север-Метрополь, Фили Бейкер, Карат Плюс, Буше, Бизе, «Невские берега». В данной работе проведен анализ деятельности компаний по выпуску кондитерских изделий на примере кондитерского комбината АО

«Невские берега».

Кондитерский комбинат «Невские берега» является одним из лидеров профильного рынка. Его история начинается с 1955 года, когда он именовался как комбинат мучнисто-кондитерских изделий, а моментом учреждения и государственной регистрации акционерного общества считается 18 июня 1993 г. Согласно уставу, основной целью деятельности «Невские берега» является получение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах и услугах. Миссия направлена на обеспечение максимально широкого ассортиментного ряда изделий и повсеместная доступность. Главная ценность для комбината - творческий подход к своей работе.

Комбинат предоставляет возможность своим клиентам выбирать продукцию на любой вкус, поэтому с помощью проведенного опроса мы исследовали структуру потребительского спроса. Респондентам был задан вопрос: «Какие изделия кондитерского комбината «Невские берега» Вы приобретаете чаще всего?». В опросе приняли участие 97 клиентов. На рис. 1 видно, что наиболее популярными среди покупателей являются фирменные наборы, торты и бисквиты [10-12].

Изделия с длительным

Весовая сроком продукция хранения 4% 120/0

Печенья,бисквит ы

160/

Восточные сладости 8%

Пирожные 10%/

Элитные торты(на заказ) 7%

Фирменные наборы 24%

Рисунок 1 - Структура потребительских предпочтений кондитерского комбината «Невские берега» в первом квартале 2017 года

Следующей стороной анализа является ценовая политика комбината «Невские берега» [13-15]. В табл. 1 представлен ценовой диапазон на основные виды продукции. Можно заметить, что наиболее привлекательные цены имеют торты и пирожные. Самые дорогостоящие продукты - это элитные торты, которые выпекают и декорируют вручную по индивидуальному заказу клиента.

Таблица 1 - Ценовой диапазон на изделия кондитерского комбината _«Невские берега» в 2017 году._

Вид изделий Минимальная цена (руб.) Максимальная цена (руб.) Средняя цена (руб.)

Торты 160 1188 674

Элитные торты (на заказ) 480 24000 12240

Фирменные наборы 296 528 412

Пирожные 168 924 546

Печенья, бисквиты 261 536 398,5

Изделия с длительным сроком хранения 296 1333 814,5

Фирменные кондитерские располагаются во всех районах города - 28 заведений, а также несколько в ближайшем пригороде. Всего на данный момент насчитывается 58 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Помимо фирменных магазинов, «Невские берега» реализуют свою продукцию через крупные торговые сети, такие как: АШАН, Лента, ОКЕЙ, PRISMA, SPAR, 7ЯсемьЯ, Перекресток, Магнит. А также приглашает к сотрудничеству других надежных партнеров.

Для повышения лояльности клиентов «Невские берега» проводит различные мероприятия: дегустации новых и существующих изделий, поддерживает социально ориентированные проекты, акции и праздники, дарит подарочные сертификаты.

Большим преимуществом является удобный электронный каталог в интернет-магазине компании, в котором представлен полный ассортиментный ряд изделий и информация о них. Клиент в несколько этапов может выбрать продукт или задать вопрос по нему, оформить покупку и доставку, заказать индивидуальный торт или пирожные.

Рассмотрим эффективность функционирования предприятия с экономической точки зрения [16, 17]. На основе открытых данных бухгалтерской (финансовой) отчетности рассмотрена динамика выручки, а также произведены расчеты рентабельности продаж за период с 2011 по 2016 год.

Следует отметить, что размер выручки (рис. 2) предприятия в течение рассматриваемого периода изменялся незначительно и имел возрастающую тенденцию. На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предприятие проводит стабильную экономическую политику.

1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

Выручка

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Выручка

1070206

1126389

1156637

1150370

1179132

1314177

Рисунок 2 - Динамика выручки АО «Невские берега» в 2011-2016 гг.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции, т. е. в приведенном периоде прибыль находилась в диапазоне от 1 до 3 рублей. На рис. 3 видно, что имелись колебания, в 2014 и 2015 году наблюдается значительное снижение окупаемости, обусловленное ростом экономических издержек, в частности повышением цен на сырье, и изменением конъюнктуры рынка в 2014 году связи с введением продуктового эмбарго в России.

Рентабельность продаж

4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50

1118.1

0,00 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рентабельность продаж 3,2052708 3,296996 3,4336616 2,0134392 1,2490544 2,6651661

Рисунок 3 - Значение коэффициента рентабельности продаж в АО «Невские берега» в 2011-2016 гг.

Исходя из результатов проведённого исследования, можно сделать вывод, что компания имеет много сильных сторон, которые заключаются в широком ассортименте продукции, возможности ее изготовления на заказ по индивидуальным предпочтениям, доступном расположении, наличии

интернет-магазина и проведении мероприятий по привлечению клиентов.

В стратегии торгового предприятия формируются рациональная ассортиментная и ценовая политика, нацеленная на удовлетворение потребностей всех групп потребителей.

Отличительной чертой кондитерского комбината является его история и устоявшиеся традиции, которые сочетаются с современными производственными технологиями, а также маркетинговой деятельностью и позволяют развиваться и ориентироваться на своего потребителя.

Слабыми сторонами являются такие факторы, как: зависимость от цен на поставку сырья и упаковки, вследствие чего возможные перебои в производстве; повышение затрат на сырье влечет за собой непостоянство цен на продукцию и, как следствие, скачки потребительского спроса; сильная конкуренции в занятом сегменте рынка; ограниченное присутствие фирменных кондитерских территорией Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

На основе проведенного анализа, предложены следующие меры по совершенствованию развития: поиск новых поставщиков и заключение договоров с более выгодными условиями для снижения суммы затрат на сырье; сотрудничество с набирающими популярность розничными магазинами, такими как: «Пятёрочка», «Карусель», «Дикси», «Полушка» для расширения рынка сбыта продукции; разработка системы скидок и дисконтных карт для постоянных клиентов, акций, подарков; создание страницы в интернет-магазине, где клиенты смогут оставить отзыв о работе кондитерских и качестве продукции; активная рекламная деятельность, включающая внедрение в пространство социальных сетей и мобильных приложений; расширение территориального охвата, т. е. открытие фирменных кондитерских в других регионах России.

Список литературы

1. Хухлаев Д.Г. Научно-практические рекомендации по организации потребительского товарного кредитования в розничной торговле: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. 2015. 118 с.

2. Хухлаев Д.Г. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур //Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1119-1122.

3. Дудаков Г.С. Основные тенденции развития на рынке продуктового ритейла // В сборнике «Лучшая научно-исследовательская работа 2016»; сборник статей победителей V Международного научно-практического конкурса. Пенза, 2016. С. 142-147.

4. Дудакова И.А. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры торговли //Маркетинг. 2010. № 6. С. 76-91.

5. Дудаков Г. С. Совершенствование организации маркетингового исследования потребительского рынка // В сборнике «Современные концепции развития науки»; сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 51-54.

6. Дудакова И.А. Маркетинг формирования и развития региональной инфраструктуры розничной торговли на примере городов (теория, методология, практика): автореф. дисс. докт. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2011. 50 с.

7. Красюк И., Оплеснина Е. Организация принципов торгового обслуживания, торгового сервиса в торгово-технологической системе розничной торговли// Предприни-

мательство. 2014. № 1. С. 113-123.

8. Дудакова И.А., Федько В.П. Развитие инфраструктуры розничной торговли //Маркетинг. 2010. № 2 (111). С. 97-106.

9. Красюк И.А., Казакова Л.В. Маркетинг-контроллинг складского хозяйства как инструмент повышения эффективности системы маркетингового управления предприятий оптовой торговли: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. 124 с.

10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность АО «Невские берега». [Электронный ресурс] http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id= 3690&type=3. Дата обращения 21.05.2017.

11. Хухлаев Д.Г. Экономическая сущность развития розничной торговли: методологическая специфика современных направлений исследования //Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1023-1026.

12. Обзор российского рынка кондитерских изделий. [Электронный ресурс] http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rossiyskogo-rynka-konditerskikh-izdeliy/ Дата обращения 20.05.2017

13. Официальный сайт «Невские берега». [Электронный ресурс] http://www.cake.spb.ru/

14. Хухлаев Д.Г. Сетевые технологии в розничной торговле: направления теоретического развития сетевого принципа развития розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 1019-1023.

15. Евграфов А. А., Ильина О.В., Михайлова Г.В. Услуги во внешнеэкономической деятельности: экономическая природа, тенденции роста и проблемы развития //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Периодический научный журнал. 2017. № 1 (103). Часть II. С 38-44.

16. Дудаков Г.С. Основные тенденции развития на рынке продуктового ритейла // В сборнике «Лучшая научно-исследовательская работа 2016»; сборник статей победителей V Международного научно-практического конкурса. Пенза, 2016. С. 142-147.

17. Кириллова Т. В. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на основе использования интегрированной ERP-системы // Наука Красноярья. 2016. № 5 (38). С.132-145.

18. Лямин Б.М. Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле // Экономика и управление. 2016. № 12 (134). С. 107-113.

19. Капустина И. В. Региональные продовольственные балансы: основные аналитические процедуры // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 4. С. 74-78.

Krymov Sergey Mikhailovich, Professor, doctor of Economic Sciences (e-mail: SKrymov@yandex.ru)

Kulikova Daria, student (e-mail: kulikovadasha96@mail.ru) Lvova Anna, student

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE CONFECTIONERY FACTORY

Abstract. The article deals with studying the marketing activities of the St. Petersburg confectionery production «Nevskie Berega». Recommendations for improving current activities are given.

Keywords: analysis of marketing activities; œnfectionary factories; proposals for improving the efficiency of the company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.