Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Ю.И., Николаева А.М.

В условиях цифровой трансформации экономики и общества современное педагогическое образование находится в постоянном поиске путей, методов и средств повышения эффективности и качества обучения. Решение проблемы авторы данного исследования видят в целенаправленном внедрении в профессиональную деятельность учителей информатики цифровых технологий и сервисов. На основе анализа нормативных документов, рекомендаций, исследований в области цифровизации образования в статье показана актуальность вышеозначенных вопросов, продемонстрированы пути их решения через разработку, внедрение и тиражирование концепции инновационной подготовки учителей информатики в условиях цифровой трансформации общества. Представлено содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для учителей информатики «Инновационные подходы к преподаванию в условиях реализации экосистемы подготовки ИТ-кадров в образовательных организациях Тульской области». В статье также проанализированы результаты опросов учителей информатики и преподавателей учреждений СПО для оценивания использования инновационных образовательных технологий в школьной практике и выявления проблем и трудностей, с которыми сталкиваются учителя при использовании современных цифровых инструментов и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Ю.И., Николаева А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO LEARNING UNDER THE CONDITIONS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIESIN TULA OBLAST EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

In the context of digital transformation of the economy and society, modern teacher education faces a constant search for ways, methods and tools to improve the efficiency and quality of teaching. The authors see the solution to the challenge in the purposeful introduction of digital technologies and services into the professional activities of IT teachers. The article presents the results of the research work carried out within the frames of the state task 073-03-2022-117/3 dated 11.04.2022 by the Russian Ministry of Education on the topic "Innovative approaches to the professional training of IT teachers in the conditions of the society digitalization." Based on the analysis of normative documents, recommendations, studies in the field of education digitalization, the article shows the relevance of the above-mentioned issues and demonstrates ways of its solution through the development, implementation and replication of the concept of innovative IT teacher training within the digital transformation of society. The paper presents the content of additional professional development programme for IT teachers "Innovative approaches to teaching in conditions of implementation of IT human resources training ecosystem in educational organizations of Tula Oblast". The article also analyzes the results of surveys of IT teachers and teachers of vocational schools to assess the use of innovative educational technologies in school practice and to identify challenges and difficulties faced by teachers when using modern digital tools and facilities.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

Научная статья УДК 378.046.4:004(470.312)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ1

доктор педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия bogatirevadj@yandex.ru

ассистент института передовых информационных технологий Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия

aniuta. makarova1997@yandex.ru

Аннотация. В условиях цифровой трансформации экономики и общества современное педагогическое образование находится в постоянном поиске путей, методов и средств повышения эффективности и качества обучения. Решение проблемы авторы данного исследования видят в целенаправленном внедрении в профессиональную деятельность учителей информатики цифровых технологий и сервисов. На основе анализа нормативных документов, рекомендаций, исследований в области цифровизации образования в статье показана актуальность вышеозначенных вопросов, продемонстрированы пути их решения через разработку, внедрение и тиражирование концепции инновационной подготовки учителей информатики в условиях цифровой трансформации общества. Представлено содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для учителей информатики «Инновационные подходы к преподаванию в условиях реализации экосистемы подготовки ИТ-кадров в образовательных организациях Тульской области». В статье также проанализированы результаты опросов учителей информатики и преподавателей учреждений СПО для оценивания использования инновационных образовательных технологий в школьной практике и выявления проблем и трудностей, с которыми сталкиваются учителя при использовании современных цифровых инструментов и средств.

Ключевые слова: цифровые инструменты обучения, инновационные подходы к обучению, концепция инновационной подготовки учителей, цифровая дидактика

Ю. И. Богатырева

А. М. Николаева

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) №073-03-2022-117/3 от 11.04.2022 Министерства просвещения России по теме «Инновационные подходы профессиональной подготовки учителей информатики в условиях цифровизации общества».

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2

Scientific Article

UDC 378.046.4:004(470.312)

INNOVATIVE APPROACHES TO LEARNING UNDER THE CONDITIONS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN TULA OBLAST EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS

Doctor of Sciences in Pedagogy, Professor Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Tula, Russia

e-mail: bogatirevadj@yandex.ru Teaching assistant

Institute of Advanced Information Technologies Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Tula, Russia

e-mail: aniuta.makarova1997@yandex.ru_

Abstract. : In the context of digital transformation of the economy and society, modern teacher education faces a constant search for ways, methods and tools to improve the efficiency and quality of teaching. The authors see the solution to the challenge in the purposeful introduction of digital technologies and services into the professional activities of IT teachers. The article presents the results of the research work carried out within the frames of the state task 073-03-2022-117/3 dated 11.04.2022 by the Russian Ministry of Education on the topic "Innovative approaches to the professional training of IT teachers in the conditions of the society digitalization." Based on the analysis of normative documents, recommendations, studies in the field of education digitalization, the article shows the relevance of the above-mentioned issues and demonstrates ways of its solution through the development, implementation and replication of the concept of innovative IT teacher training within the digital transformation of society. The paper presents the content of additional professional development programme for IT teachers "Innovative approaches to teaching in conditions of implementation of IT human resources training ecosystem in educational organizations of Tula Oblast". The article also analyzes the results of surveys of IT teachers and teachers of vocational schools to assess the use of innovative educational technologies in school practice and to identify challenges and difficulties faced by teachers when using modern digital tools and facilities.

Keywords: digital teaching tools, innovative approaches to teaching, the concept of innovative teacher training, digital didactics

© Богатырева Ю. И., Николаева А. М., 2022 © Bogatyreva Y. I., Nikolaeva A. M., 2022

Введение.

Современное педагогическое образование, развиваясь в условиях цифровой трансформации, находится в постоянном поиске новых методов, путей и механизмов, которые позволят учителю обеспечить качество обучения, а всей системе образования выйти на высокий мировой уровень.

В настоящее время существует острая необходимость изменения подходов к профессиональной подготовке будущих учителей. Активные процессы цифровизации образования, современные вызовы общества актуализировали проблему недостатка кадрового состава и содержательного наполнения профессиональной подготовки, в том числе учителей информатики. Это относится как к необходимому Тульскому региону количеству педагогов, так и к несоответствующему современным требованиям качеству и уровню подготовки учителей информатики.

Y. I. Bogatyreva

A. M. Nikolaeva

Для решения этих проблем в течение 2021-2022 гг. научным коллективом на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого проводится исследовательская работа, связанная с теоретико-методологическим обоснованием, разработкой и апробацией концепции инновационной подготовки учителей информатики (далее Концепция) [2]. Решается задача формирования компетенций цифровой экономики и профессиональных навыков у студентов педагогических вузов и учителей информатики, совершенствуются формы, содержание и технологии обучения в целях дальнейшей трансформации и повышения качества обучения по предмету «Информатика» в системе общего образования.

Для реализации целей и мероприятий Концепции на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого совместно с министерством образования Тульской области в рамках реализации проекта создан региональный научно-методический центр подготовки учителей информатики.

Цель исследования: на основе методологического анализа психолого-педагогической литературы, обзора нормативно-правовой информации выявить инновационные подходы и методы, применяемые учителями информатики в образовательных организациях; на основе проведенного опроса сформулировать вопросы и выявить проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при использовании современных цифровых инструментов и средств для повышения качества обучения по предмету «Информатика».

Материал и методы исследования. Методологическую базу данного исследования составили концептуальные представления о профессиональной подготовке кадров для цифровой экономики на различных уровнях как о процессе массового распространения цифровых технологий и инструментов в цифровом обществе и их определяющем влиянии на все социально-экономическое развитие страны. Важным аспектом является вопрос влияния цифровых инструментов на деятельность, связанную с подготовкой кадров в системе основного общего образования.

В ходе исследования было выявлено, что факторами, характеризующими необходимость развития цифровой образовательной среды образовательной организации, выступают следующие тенденции цифровизации общества и образования:

- цифровая трансформация всех отраслей экономики, социального развития общества и образования, порождаемые этими процессами новые требования к педагогическим кадрам;

- современные цифровые технологии, аппаратно-программные комплексы и сервисы, формирующие цифровую образовательную среду и развивающиеся в ней;

- цифровое поколение обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики и клиповое мышление [1].

Исследование готовности к цифровой трансформации педагогических работников общеобразовательных организаций Тульской области, проведенное в ходе образовательного интенсива «Цифровая образовательная среда и инновационные подходы к повышению качества образования в школе» в ноябре-декабре 2022 года, показывает, что препятствиями являются не только низкий уровень материально-технического обеспечения (инструментальный разрыв), но и невысокий уровень сформированности цифровых компетенций работающих учителей информатики и недостаточное владение ими методиками обучения с использованием цифровых инструментов (методический разрыв). А главное препятствие, по мнению самих учителей, - это неготовность реализовывать новые виды и формы профессиональной деятельности, в рамках которых цифровые

инструменты и сервисы приведут к качественно новым образовательным результатам (деятельностный разрыв).

Очевидно, что сохраняя прежние подходы, невозможно реализовать амбициозные задачи развития образования в соответствии со следующими документами:

Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [10];

стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203) [6];

национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (паспорт утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектом от 24.12.2018, протокол № 16) [5];

национальным проектом «Образование» (паспорт утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектом от 24.12.2018, протокол № 16) [4];

приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (паспорт утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016, № 9) [3].

Всё большую значимость приобретает организация цифровой образовательной среды. Приоритетный национальный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [8], утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, переводит образовательную среду в цифровой формат, направлен на создание условий для непрерывного образования всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.

Анализ нормативных документов, рекомендаций, исследований в данной области позволил выделить условия цифровизации образования, к которым можно отнести: цифровое поколение обучающихся; создание законодательной базы; ресурсное обеспечение, включающее в себя цифровую образовательную среду учебной организации; подготовка кадрового потенциала, обладающих цифровой грамотностью и цифровыми компетенциями.

Существует острая необходимость в новых подходах, методах и средствах профессиональной деятельности учителей информатики, а также повышение квалификации уже работающих педагогических работников.

Результаты исследования.

Для реализации вышеозначенных задач в августе-сентябре 2022 года на базе регионального научно-методического центра подготовки учителей информатики была организована и проведена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для учителей информатики «Инновационные подходы к преподаванию в условиях реализации экосистемы подготовки ИТ-кадров в образовательных организациях Тульской области».

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сформирована в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» [9].

Цель программы: повышение квалификации учителей информатики и преподавателей колледжа для развития цифровых компетенций и повышения качества преподавания предмета с использованием современных цифровых технологий и сервисов в условиях цифровой образовательной среды. Категории

слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации, - учителя общеобразовательных школ, преподаватели системы СПО.

В результате обучения планировалось качественное изменение профессиональных и цифровых компетенций в рамках имеющейся квалификации у педагогических работников:

ПК-1: способность применять современные цифровые технологии и сервисы, электронные образовательные и цифровые ресурсы с учетом требований в целях проектирования и реализации образовательного процесса в учебных организациях среднего общего и профессионального образования в условиях реализации экосистемного подхода подготовки ИТ-кадров по предмету «Информатика»;

ПК-2: способность применять, адаптировать и разрабатывать современный верифицированный образовательный контент по информатике для реализации образовательных программ с использованием современных цифровых инструментов.

Слушатель, освоивший программу в рамках формируемых компетенций, должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, а также требования законодательства РФ в сфере образования к функционированию цифровых средств и организации цифровой информационно-образовательной среды;

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, в том числе требования к структуре и содержанию учебно-методических материалов, применяемых при подготовке обучающихся ИТ-классов в рамках экосистемного подхода;

основные направления развития профильного образования при подготовке ИТ-специалистов;

уметь: проектировать и реализовывать образовательный процесс с использованием цифровых средств и образовательных платформ, применяя инновационные методы обучения по предмету «Информатика»;

создавать и применять цифровые образовательные ресурсы по преподаваемому предмету в условиях экосистемы подготовки ИТ-кадров;

применять инновационные методы, современные подходы и технологии для оптимизации обучения информатике в профильных ИТ-классах;

владеть: навыками взаимодействия со всеми субъектами профессиональной деятельности онлайн и в цифровой образовательной среде;

умением объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся ИТ-классов и ИТ-групп;

технологиями разработки цифрового образовательного контента для обучения информатике.

Трудоемкость программы составила 36 академических часов. В ходе обучения были изучены следующие учебные модули. Модуль 1. Концептуальные основы, содержание и организация деятельности профильных ИТ-классов.

Модуль 2. Инновационный подход подготовки ИТ-кадров в Тульском регионе.

Модуль 3. Преемственность ИТ-подготовки от школы до вуза. Формирование цифровых компетенций обучающихся.

Модуль 4. Цифровые технологии обучения, применяемые в школах и учреждениях СПО.

Модуль 5. Технологии разработки образовательного контента для обучения по предмету «Информатика».

В ходе обучения прошли повышение квалификации 118 учителей информатики общеобразовательных организаций Тульской области и преподаватели учреждений системы СПО.

При подготовке студентов - будущих учителей информатики в образовательной практике Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого применяются следующие инновационные направления деятельности.

1. Решение практико-ориентированных кейс-заданий от ведущих ИТ-компаний, организаций и предприятий реального сектора экономики.

2. Использование облачных технологий как составной части цифровой трансформации обучения, экономики и общества.

3. Гибкое построение индивидуальной образовательной траектории с учетом потребностей и возможностей обучающихся.

4. ВКР как стартап.

5. Новые формы проверки знаний, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

6. MOOC (MassiveOpenOnlineCourse) для дополнительной и самостоятельной подготовки студентов.

При этом в ходе реализации практико-ориентированного обучения внедряются следующие технологии обучения.

1. Проектная деятельность.

2. Технологии искусственного интеллекта.

3. Технологии кейс-заданий.

4. Интерактивные технологии.

5. Технология 2+2+2.

6. Геймификация обучения.

7. Технология цифрового портфолио обучающегося.

8. Разработка, апробация и внедрение цифрового образовательного контента.

9. Большие данные в образовании.

10. Аналитика цифровых образовательных следов обучающихся.

11. Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности.

12. Мотивационный педагогический дизайн.

13. Образовательная робототехника.

На базе созданного регионального учебно-методического центра подготовки учителей информатики ТГПУ им. Л. Н. Толстого будут продолжены исследования по апробации положений разработанной концепции инновационной подготовки учителей информатики в условиях цифровизации общества, в течение 2022-2023 учебного года продолжается тиражирование мероприятий Концепции.

В таблице 1 представлен перечень различных курсов повышения квалификации, реализованных в течение 2021-2022 гг.

Таблица 1

Обучающие курсы на базе регионального центра подготовки учителей информатики ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ п/п Название Руководитель программы Кол-во участников ИКЬ-адрес курса в системе ЬМБ МооШе

1 Актуальные вопросы развития ИТ-образования При подготовке школьников Богатырева Ю. И., д-р пед. наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий 25

2 Методические подходы к подготовке обучающихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ Родионова О. В., канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий 16 ЬНр://оп1те. tsput.ru/cour Бе/у1еш.рЬр?1 ё=4028

3 Фронтиры цифровой трансформации при обучении студентов ИТ-направлений в системе СПО Богатырева Ю. И., д-р пед. наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий 28

4 Технология создания учебных видеоматериалов для онлайн-курсов Даниленко С. В., канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий 28 Шр://тооё1 е^р^.ш/со и^е/у1еш.рЬ р?1ё=2357

5 Цифровые инструменты в работе учителей-предметников Ситникова Л. Д., канд. пед. наук, доцент, доцент Института передовых информационных технологий 17 Шр://оп1те. tsput.ru/cour se/view.php?i ё=4010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Методические подходы к подготовке школьников к ЕГЭ по «Информатике» Родионова О. В., канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент института передовых информационных технологий 44 http://on1ine. tsput.ru/cour se/view.php?i ё=4028

7 Инновационные подходы к преподаванию в Богатырева Ю. И., д-р пед. наук,, доцент, профессор 108 http://on1ine. tsput.ru/cour

№ п/п Название Руководитель программы Кол-во участников ИКЬ-адрес курса в системе ЬМБ МооШе

условиях реализации экосистемы подготовки ИТ-кадров в образовательных организациях Тульской области института передовых информационных технологий Бе/у1еш.рЬр?1 ё=4003

Авторским коллективом были проведены опросы работающих учителей информатики и преподавателей учреждений СПО из Тульского региона с целью выявления проблем и трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при использовании современных цифровых инструментов и средств.

Всего было опрошено 102 человека. Стаж работы респондентов распределился следующим образом: молодые педагоги (стаж работы до 5 лет) - 35 %, стаж педагогической деятельности от 5 до 15 лет - 28 % от числа опрашиваемых, стаж более 15 лет - 36 % от общего числа респондентов. При опросе можно было выбрать несколько вариантов ответа.

На вопрос анкеты «Используете ли вы в своей профессиональной деятельности готовые онлайн-видеолекции, электронные образовательные ресурсы или образовательные сервисы?» более 98 % от числа опрашиваемых ответили положительно, один человек - отрицательно и один затруднился ответить.

На следующий вопрос анкеты: «Какими цифровыми компетенциями сегодня должен овладеть современный педагог, учитель?» ответы распределились следующим образом (см. рис. 1).

1. Создание и применение цифрового образовательного контента - 61 ответ (25 %).

2. Информационная безопасность - 38 ответов (16 %).

3. Поиск и работа с информацией в сети «Интернет» - 32 ответа (13 %).

4. Цифровая грамотность - 30 ответов (13 %).

5. Коммуникация в цифровой среде - 28 ответов (12 %).

6. Кооперация в цифровой среде (с учениками, родителями, коллегами) - 20 ответов (8 %).

7. Иное (здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером, организация самостоятельной работы учащихся посредством информационных технологий, использование цифровых устройств и др.) -31 ответ (13 %).

70 60 50 40 30 20 10 0

61

ж

38

с/ ^

32

а»'

/ о/

✓ / >

¿г

Л лг

# ж ^

л*

31

30

<7^

28

¿г

20

о^

/ / * Ж

у

Рис 1. Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Какими цифровыми компетенциями сегодня должен овладеть современный педагог,

учитель?»

На вопрос анкеты «Какие инновационные технологии обучения вы используете в своей профессиональной деятельности?» ответы распределились следующим образом (см. рис. 2).

1. Метод проектов - 73 ответа (24 %).

2. Геймификация - 32 ответа (11 %).

3. Кейс-технология - 31 ответ (10 %).

4. Интерактивные технологии - 20 ответов (7 %).

5. Технология дистанционного обучения - 16 ответов (5 %).

6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - 9 ответов (3 %).

7. Иное (мультимедийные технологии, технологии VR и AR, интегрированные уроки, мозговой штурм, перевернутый класс и др.) - 119 человек (40 %).

При этом в группе респондентов со стажем более 15 лет преобладает ответ -метод проектов, а в группе респондентов с опытом работы менее 5 лет -геймификация.

Самыми популярными цифровыми инструментами среди опрошенных учителей являлись онлайн-сервисы для ведения электронных дневников и готовые цифровые образовательные ресурсы на платформе УоиТиЪе и КиТиЪе.

140 120 119 Н

100 80

73

60

40

20

0 ■ ■

.о* **

32

31

■ 20 16

Г

** /

4

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Какие инновационные технологии вы используете в своей профессиональной деятельности?»

На вопрос анкеты «Какие инновационные формы и методы проведения занятий вы используете в своей образовательной деятельности?» ответы распределились следующим образом.

1. Игра - 49 ответов (20 %).

2. Кейс-задание - 30 ответов (12 %).

3. Интерактивная лекция - 29 ответов (12 %).

4. Проблемный урок - 22 ответа (9 %).

5. Урок-исследование - 19 ответов (8 %).

6. Мозговой штурм - 15 ответов (6 %).

7. Метод проектов - 15 ответов (6 %).

8. Иное (семинары и конференции, компьютерное тестирование, тренинги, дебаты, интегрированные уроки, творческая мастерская, интерактивные технологии, мультимедийные продукты, виртуальная экскурсия, модульное обучение, виртуальные лабораторные работы, демонстрации с использованием компьютерных моделей, урок в форме «Перевернутый класс», создание электронных словарей, имитационные моделирование, метод «Учимся вместе» и др.) - 70 ответов (28 %).

Ответы респондентов на вопрос анкеты: «Что является результатом разработки цифрового образовательного контента или использования цифровых инструментов?» представлены на рис. 3. Наиболее популярные ответы -видеоролик, видеоресурс, программный продукт, модель, прототип.

9

техническое задана публикация

аудиокнига ¡адачникпортфолио

электронные учебные материалы

Рис. 3. Облако тегов ответа на вопрос «Что является результатом разработки цифрового образовательного контента или использования цифровых

инструментов ?»

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. прослеживается положительная динамика внедрения цифровых образовательных ресурсов и инструментов в образовательной практике учителей информатики;

2. чаще всего учителя используют готовые цифровые образовательные ресурсы, также разрабатывают свои в форме видеороликов и других программных продуктов;

3. опрошенные учителя информатики не владеют технологиями создания инфографики, обработки и анализа больших данных, методами и технологиями искусственного интеллекта.

В качестве трудностей при использовании цифровых инструментов и сервисов опрошенные учителя информатики и преподаватели учреждений системы СПО указывали в ответах недостаточную техническую оснащенность школ (на это указали более 48 % участников опроса); отсутствие штатной должности заместителя директора по информатизации; наличие большого количества логинов и паролей для регистрации и входа на разные платформы, ресурсы и веб-порталы.

Респонденты также перечислили критерии, по которым они выбирают тот или иной цифровой инструмент или платформу. На первое место большинство поставили возможность пользоваться сервисами без дополнительной оплаты, на второе — понятность и русскоязычность интерфейса, на третье — доступ для всех учеников класса с возможностью подключения из дома.

В ходе дальнейшего исследования остаются дискуссионными следующие вопросы: какими средствами, методами осуществлять верификацию разрабатываемого педагогическими работниками образовательного контента, на какой платформе будут размещены все методические материалы для онлайн-обучения и интерактивного образовательного контента в соответствии с

содержанием предмета «Информатика», будут ли учитываться при дальнейшей аттестации педагогических работников разработанные и используемые ими в учебной практике цифровые ресурсы и технологии.

Заключение. В настоящее время практически отсутствуют данные об эффективности использования инновационных образовательных технологий и цифровых инструментов обучения для повышения результатов достижения показателей обучения в предметной области «Информатика».

Поэтому в данном исследовании не ставится точка, дальнейшим направлением исследований в данной области может стать верификация организационно-педагогических условий, обеспечивающих инновационную подготовку будущих учителей информатики к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования в условиях цифровизации общества. Планируется также разработка электронного образовательного онлайн-курса повышения квалификации учителей информатики на основе концепции инновационной подготовки учителей информатики. Кроме того, считаем обязательным и необходимым проведение ежегодного мониторинга качества сформированности цифровых навыков и компетенций педагогических работников, который может осуществлять центр компетенций педагогических работников, организованный на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Все эти мероприятия в рамках Концепции в дальнейшем будут способствовать повышению качества обучения по предмету «Информатика» в школе и в конечном итоге - эффективности процессов цифровой трансформации общества.

Литература

1. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография / И. В. Авадаева [и др.]. Н. Новгород: Профессиональная наука, 2018. 174 с. URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-i.pdf (дата обращения:

15.03.2021).

2. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н. О разработке Концепции инновационной подготовки будущих учителей информатики в условиях цифровой трансформации общества // Информатизация образования - 2021: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. к 85-летию со дня рождения Я. А. Ваграменко, к 65-летию ЛГТУ, г. Липецк, 23-25 июня 2021 г. Липецк: Изд-во Липецкого гос. техн. ун-та, 2021. С. 130-135.

3. Королева Д., Науширванов Т. Digital countries: особенности цифровизации образования в России, Венгрии и Германии // Образовательная политика. 2021. № 3 (87). С. 106-118. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/52601358Q.pdf (дата обращения:

22.08.2022).

4. Национальный проект «Образование»: [паспорт проекта: утвержден 24 декабря 2018 года] // Стратегия 24: дискурсивно-оценочная сеть: сайт. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie. Дата публикации: 10.01.2019.

5. Национальный проект «Цифровая экономика»: [паспорт проекта: утвержден 24 декабря 2018 года] // Стратегия 24. URL: https://strategy24.ru/ rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika. Дата публикации: 13.01.2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Гарант. ру: информ. -прав. портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 23.08.2022).

7. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2009. 192 с.

8. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9): с изм. и доп. от 30.05.2017 г., 17.09.2017 г. // Гарант. ру: информ. -прав. портал. URL: https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения: 10.12.2022).

9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»): с изм. и доп. от 25.12.2014 г., 05.08.2016 г. // Гарант. ру: информ. -прав. портал. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 10.12.2022).

10. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:

http://publicati0n.prav0.g0v.ru/D0cument/View/0001202007210012 (дата обращения: 12.11.2022).

Статья поступила в редакцию: 13.12.2022 Одобрена после рецензирования: 23.12.2022 Принята к публикации: 30.12.2022

The article was submitted: : 13.12.2022 Approved after reviewing: 23.12.2022 Accepted for publication: 30.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.