Научная статья на тему 'Инновационные подходы к  образованию подрастающих поколений: дистанционное обучение'

Инновационные подходы к  образованию подрастающих поколений: дистанционное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Future Human Image
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. Г. Чекменёва, А. А. Прибытков

В статье рассматриваются инновационные подходы к образованию на примере дистанционного обучения. Авторы отмечают, что дистанционное обучение предполагает множество нововведений и усовершенствований, предоставляя преподавателю и обучаемым безграничные возможности для творческого подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches at education of the rising generations: distance training

In article innovative approaches to education on an example of distance training are considered. Authors notice that distance training assumes set of innovations and improvements, giving to the teacher and trainees boundless possibilities for the creative approach to training.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к  образованию подрастающих поколений: дистанционное обучение»

глава 5 инновационные подходы

к образованию подрастающих поколений: дистанционное обучение

Т. Г. Чекменёва Воронежский государственный технический университет г. Воронеж, Россия

A.A. Прибытков Воронежский государственный технический университет г. Воронеж, Россия

В статье рассматриваются инновационные подходы к образованию на примере дистанционного обучения. авторы отмечают, что дистанционное обучение предполагает множество нововведений и усовершенствований, предоставляя преподавателю и обучаемым безграничные возможности для творческого подхода к обучению.

Формирование инновационного общества предъявляет качественно новые требования к образованию, как базовому институту, ответственному за производство знаний. Одной из главных задач высшего профессионального образования является подготовка специалистов, способных к инновационной деятельности. Поэтому и сама подготовка специалистов должна осуществляться с учетом новых технологий и инноваций.

В течение последних лет лидером в области инновационных образовательных технологий является дистанционное образование. Оно предлагает множество нововведений и усовершенствований, предоставляя преподавателю и обучаемым безграничные возможности для творческого подхода к обучению. Дистанционное обучение (далее - ДО) - это получение образовательных услуг без посеще-

!

ния учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

ДО начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х гг. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. На данный момент дистанционное образование активнее всего распространено в США: причем как частное, так и государственное. Существует государственная школа, которая бесплатно высылает всё необходимое для учебного процесса и даже оплачивает Интернет.

В России ДО начало развиваться в 90-е годы. В 1997 г. был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области ДО. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 г. состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т. п.). На их основе разработаны специальные методики дистанционного обучения.

Условием для развития ДО явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т. д. [5]

Для России существенно важно то, что ДО решает проблему повышения образования тех, кто живет и работает в регионах, и для

кого переезд в другой город сопряжен со многими проблемам [2]. А для некоторых дистанционное обучение предоставляет возможность получить образование в престижных зарубежных вузах.

Дидактические принципы организации ДО остаются теми же, что и в традиционных формах обучения, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами. В этой системе помимо преподавателя и обучаемых должен быть учебник, учебные пособия, т. е. средства обучения как компонент данной системы. Отсюда необходимость серьезного научного подхода к разработке специальных курсов (учебников) для системы ДО (электронных средств обучения, в первую очередь, сетевых) [См. подр.: 4].

Как любая форма обучения, ДО имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения [3]. Последние три компонента в дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы. Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе ДО используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Курсы ДО должны включать: структуру курса, справочные материалы, средства для связи с пользователями, обучающий курс (электронный учебник), задания для проверки усвоения материала,

возможность выполнения проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы, блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых [3].

При ДО обучаемый и преподаватель существуют в учебном процессе как параллельно, используя средства коммуникации, и, соответственно, могут одновременно взаимодействовать друг с другом (online), так и последовательно, когда обучаемый выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline). Правда, в этом режиме не возможно обеспечить достоверность того, что полученные преподавателем от обучаемого материалы действительно подготовлены этим обучаемым без посторонней помощи. Решение данной задачи - основная проблема, с которой сталкиваются при внедрении системы ДО.

Помимо контроля знаний организации обратной связи с обучаемым в ходе обучения необходима для оперативной корректировки учебного процесса и его индивидуализации. Поэтому важным является постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для решения этой задачи можно использовать и очные встречи, и традиционную телефонную связь, и IP-телефонию, и электронную почту, и доски объявлений, и чаты, и конференции [1].

В системе ДО могут быть реализованы различные режимы обучения не только по виду взаимодействия обучаемого и преподавателя, но и режимы взаимодействия учащихся между собой. Можно организовать дистанционное ДО в сотрудничестве (обучение в малых группах), метод проектов и разноуровневое обучение. Время от времени предусматриваются коллективные обсуждения по наиболее сложным проблемам, либо на этапе контроля, тестирования, используя телеконференции в он-лайновом режиме. Метод проектов позволяет организовать применение полученных знаний для решения той или иной проблемы. Это исследовательские методы, предполагающие самостоятельную работу с информацией, причем информацией на разных носителях (печатные средства, электрон-

ные и сетевые (информационные ресурсы сети Интернет). Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения обучаемым изучаемого материала [3].

В заключение можно отметить, что в современных условиях дистанционная форма обучения является весьма актуальной. Систему дистанционного обучения можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя и использования современных программных и технических средств, что делает электронное образование более эффективным.

собствовать ценностно-ориентированному становлению культурного, профессионального, здорового общества [1-7].

1. Джалиашвили З. Организация системы дистанционного образования http://www.ubo.ru/articles/?cat=120&pub=936

2. Левина Е. Дистанционное обучение: Плюсы. Минусы. Потенциал http://www.ubo.ru/articles/?cat=120&pub=1286

3. Полат Е. С. Дистанционное обучение http://scholar.urc. ac.ru/ped_journal/пите^4/pedag/polat.html

4. Платухина Е. Н. Электронный учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в Вузе//Моло-дежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума. 2-3 ноября 2009 г. Челябинск: ЧГАКИ, 2009. С.291-295.

5. Юткина Ю. Дистанционное образование: плюсы и минусы http://www.distancelearning.rU/db/el/0 DD78502474 DC002 С325 6 F5 С002 С1 C68Zdoc.html

-ч литература:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.