Научная статья на тему 'Инновационные подходы к формированию логистического сервиса на предприятиях приборостроения'

Инновационные подходы к формированию логистического сервиса на предприятиях приборостроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданов Игорь Александрович, Плотников Аркадий Петрович

Рассмотрены проблемы организации логистического сервисного потока, приведена его классификация, даны предложения по логистизации сбыта и формированию сервисной логистики как одной из важнейших его функций с целью повышения конкурентного статуса предприятий приборостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about problems of organization of logistic service stream, and it's classification, about suggestions of logistization of sell and formation service logistic like one of the most important function of it for aim of rise a status of enterprise of instrument-making.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к формированию логистического сервиса на предприятиях приборостроения»

ЭКОНОМИКА

УДК 658

И.А. Богданов, А.П. Плотников

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

Рассмотрены проблемы организации логистического сервисного потока, приведена его классификация, даны предложения по логистизации сбыта и формированию сервисной логистики как одной из важнейших его функций с целью повышения конкурентного статуса предприятий приборостроения.

I.A. Bogdanov, A.P. Plotnikov

INNOVATIONAL APPROACHES TO FORMATION LOGISTIC SERVICE ON ENTERPRISES OF INSTRUMENT-MARKING

This article is about problems of organization of logistic service stream, and it’s classification, about suggestions of logistization of sell and formation service logistic like one of the most important function of it for aim of rise a status of enterprise of instrument-making.

Конкурентоспособный потенциал предприятий приборостроения все в большей мере обусловливается уровнем качества и количеством услуг, совокупность которых при определенных условиях определяется как логистический сервис [1]. Соперничество между предприятиями все более распространяется в плоскость сервисного сопровождения при тождественности поставляемых материальных продуктов, удовлетворяющих нужды потребителей. В связи с этим рост удельного веса нематериальной составляющей в полной стоимости товара во многом предопределил развитие понятия «сервис». Логистический сервис, на наш взгляд, представляет собой совокупность услуг, оказываемых в процессе управления логистическими потоками, направленных на максимальное удовлетворение потребительского спроса. Сервисные потоки - это потоки услуг (нематериальных активностей, особого вида продукции или товара), генерируемые звеном логистической системы, логистической системой в целом или ее подсистемой с целью удовлетворения конечных или промежуточных потребителей [5].

Эффективное формирование системы логистического сервиса может быть осуществлено только с учетом особенностей логистического сервисного потока. В этой связи предлагается классификация логистического сервисного потока предприятия приборостроения, включающего финансовый, товарный и информационный потоки. Эта классификация основана на разработках ученых в области логистики, адаптирована к рассматриваемой области логистической системы и дополнена признаками, которые необходимо учитывать при формировании логистического сервиса предприятий приборостроения: по суммам поступления и по периоду концентрации финансовых средств логистического сервисного потока (рис. 1).

Логистический сервисный поток

Товарные потоки

По отношению к логистическому сервису:

- внутренние

- внешние

По степени непрерывности:

- непрерывные

- дискретные

По степени регулярности:

- детерминированные

- стохастические

По степени стабильности:

- стабильные

- нестабильные

По степени изменчивости:

- стационарные

- нестационарные

По характеру перемещения:

- равномерные

- неравномерные

По степени ритмичности:

- ритмичные

- неритмичные

По степени сложности:

- дифференцированные

- интегрированные

По степени управляемости:

- управляемые

- неуправляемые

По степени

упорядоченности

элементов:

- ламинированный

Финансовые потоки

По отношению к логистическому сервису:

- внутренние

- внешние

По способу переноса

авансированной

стоимости:

- сопровождающие движение основных фондов

- сопровождающие движение оборотных средств

По форме расчета:

- денежные

- информационнофинансовые

- учетно-финансовые

По видам

хозяйственных связей:

- горизонтальные

- вертикальные

По распределению во времени:

- поступления и расходы совпадают во времени

- поступления и расходы имеют временной интервал

По концентрации денежных средств:

- учитываемые на начало периода

- учитываемые на конец периода

По суммам поступления:

- равные

- неравные

Информационные потоки

По отношению к операциям и

функциям:

- элементарные

- комплексные

- ключевые

- базисные

- внешние

По отношению к системе

логистического сервиса:

- внутренние

- внешние

- горизонтальные

- вертикальные

- входящие

По виду носителей

информации:

- бумажные носители

- магнитные носители

- электронные видеограммы

По времени возникновения:

- регулярные

- периодические

- оперативные

По назначению:

- директивные

- нормативно-справочные

- учетно-аналитические

- вспомогательные

По степени открытости

и уровню значимости:

- открытые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- закрытые

- коммерческие

- конфиденциальные

- простые и заказные

По способу передачи

данных через:

телекоммуникационные сети,

факсимильные сети,

электронную почту, радио,

телевидение, телефон,

телеграф, телетайп, факс,

БМБ-сообщения, почту,

Рис. 1. Классификация логистического сервисного потока

По концентрации денежных средств финансовые потоки делятся на учитываемые на начало периода и учитываемые на конец периода. Первый поток является авансированным потоком, т.е. денежные поступления не распределены внутри периода, а сконцентрированы в начале периода. Второй поток представляет собой финансовый поток, сконцентрированный на конец периода. Элементы таких финансовых потоков могут быть либо независимыми, либо связанными между собой определенным алгоритмом. Временные периоды являются в этих потоках равными, а элементы финансового потока являются однонаправленными, т. е. отсутствует чередование оттоков и притоков денежных средств. Оценка этих потоков может проводиться прямым методом, т.е. с позиции будущего путем реализации схемы наращения, и обратным методом, т.е. с позиции настоящего, используя схему дисконтирования.

По суммам поступления финансовые потоки могут иметь неравные и равные суммы поступлений. Такие потоки называются аннуитетом, который может быть срочным и изменяющимся. Срочный аннуитет возникает, если число равных временных интервалов ограничено. Если величина платежа меняется со временем в сторону увеличения или уменьшения, то аннуитет становится изменяющимся.

В условиях логистического сервиса финансовые потоки предприятий приборостроения создаются и используются для обеспечения эффективного прохождения товарными потоками всего пути следования от момента возникновения до момента прекращения существования в виде потока. При этом их специфика заключается, во-первых, в потребности обслуживать процесс перемещения в пространстве и, во-вторых, процесс перемещения во времени соответствующего товарного потока.

К основным параметрам, характеризующим товарный поток логистического сервиса предприятий приборостроения, относятся: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Между интенсивностью финансовых и товарных потоков существует определенная функциональная зависимость. При этом интенсивность потока представляется переменной величиной, измеряемой в денежном выражении. Интенсивность потока зависит от времени, и, следовательно, в каждый момент она имеет определенное числовое значение. Интенсивность потоков выступает функцией непрерывного времени, несмотря на то, что хозяйственные операции осуществляются одномоментно в дискретные моменты.

Под информационным потоком логистического сервиса понимается поток сообщений в какой-либо форме, генерируемый сервисным товарным потоком, между звеном логистической системы, логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций логистического сервиса. Информационный поток логистического сервиса соответствует определенному товарному потоку и может его опережать, отставать или быть синхронным, двигаться в том же направлении, что и соответствующий товарный поток, быть встречным ему или же двигаться в несовпадающем с ним направлении [2].

Экспертами подсчитано, что прибыль от логистических услуг порой в два раза выше, чем прибыль от основной деятельности [1]. Логистический сервис представляет существенный интерес в качестве динамично развивающегося источника корпоративной прибыли, являющегося резервом повышения эффективности коммерческой деятельности предприятий приборостроения.

Рост объема и качества оказываемых логистических услуг, генерирующих спрос на поставку материальных благ, способен: а) закрепить позиции на действующем рынке путем продуманной политики логистического обслуживания, повышающей со стороны потребителя риск смены поставщика; б) привлечь новых потребителей, предлагая индивидуальное логистическое обслуживание (например, товарный кредит или оплата поставленной продукции по мере использования способны в значительной мере сократить

уровень иммобилизации оборотных средств, повысить эффективность использования оборотного капитала потребителя), что позволит установить долгосрочные хозяйственные связи; в) привлечь дополнительных клиентов, оказывая логистические услуги по поставкам продукции конкурентов. При этом можно снизить агрессию конкурентов, возлагая на них издержки по созданию инфраструктуры логистического обслуживания.

Уровень логистического сервиса предприятий приборостроения находится и в зависимости от уровня запасов. Чем больше доступность запасов, необходимых для оказания сервисных услуг на высоком уровне, поставок заказанной продукции в срок, тем, как правило, выше уровень сервисного обслуживания. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать, что излишние запасы формируют дополнительные затраты, связанные с их хранением, складированием. Начиная от 70% и выше, затраты сервиса растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. При повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14% [4].

В связи с тем, что функции организации обслуживания потребителей могут выполнять как отдел маркетинга, так и отдел логистики предприятия, на наш взгляд, представляется целесообразным исследовать цели и задачи этих подразделений. Главной маркетинговой целью выступает распределение продукции предприятия по элементам маркетинг-микса так, чтобы добиться максимальной долгосрочной рентабельности предприятия. Целью же логистики является минимизация общих издержек с учетом обеспечения цели обслуживания потребителей [3, 6, 7]. При этом общие издержки рассматриваются как сумма транспортных затрат, затрат на складирование, на процедуры заказов и информационную поддержку, на формирование партии отправок на содержание запасов (рис. 2).

Рис. 2. Компромиссные варианты по затратам, требуемые для маркетинга и логистики

при сервисном обслуживании потребителей

к

к

о.

а

ш

о.

а

о

о

сц

сц

ш

Анализ рынка потребителей продукции предприятия

Сегментация потребительского рынка по востребованности услуг

Определение перечня востребованных услуг

Анализ рынка конкурентов

Определение перечня предлагаемых услуг

Анализ стоимости предоставляемых услуг

Разработка политики обслуживания клиентов

Ранжирование услуг, востребованных на рынке потребителей

Анализ возможностей предприятия приборостроения по предоставлению услуг

Разработка стандартных услуг

Определение перечня услуг

Определение операций, осуществляемых в рамках каждой услуги

Анализ факторов, влияющих на выполнение данных операций

Составление матрицы «операция-фактор-цена»

Определение тарифа услуги с учетом факторов, влияющих на ее осуществление

Оценка предоставляемых услуг потребителем

Разработка системы показателей для оценки каждой услуги

Определение уровня сервисного обслуживания

Мониторинг услуг

Рис. 3. Формирование системы логистического сервиса предприятия приборостроения

При формировании сервисной логистики как главной составляющей сбытовой логистики предприятия приборостроения необходимо учитывать цели и результаты данного процесса. Схема формирования системы логистического сервиса предприятия приборостроения с целью его оптимизации представлена на рис. 3. В процессе формирования логистической системы, логистизации сбытовой деятельности с целью повышения конкурентоспособности предприятия, руководство должно выработать соответствующую политику управления. Предлагаемая авторами схема процесса

организации управления логистическим сервисом предприятия приборостроения представлена на рис. 4.

Рис. 4. Схема процесса управления логистическим сервисом предприятия приборостроения

В целях повышения конкурентоспособности одного из предприятий приборостроения г. Саратова авторами была использована пошаговая модель принятия решения о реализации логистического проекта по повышению качества логистического обслуживания. Цель проекта заключалась в сокращении длительности логистического цикла погрузоразгрузочных работ на 5 дней. Ограничение по объему инвестиций составляло 1,2 млн. руб. На первом этапе было разработано технико-экономическое обоснование, предусматривающее четыре варианта реализации логистического проекта: модернизация имеющегося складского оборудования; приобретение нового складского оборудования; строительство дополнительных подъездных путей; модернизация упаковочной линии.

На втором этапе проведена оценка вариантов с учетом установленного лимита инвестиций и сокращения длительности логистического цикла работ. По результатам этого этапа отобрано два варианта реализации логистического проекта: приобретение нового складского оборудования и модернизация упаковочной линии.

На третьем этапе были подготовлены рекомендации по целесообразности реализации варианта логистического проекта - модернизация упаковочной линии с учетом оценки качества логистического обслуживания и обеспечения конкурентоспособности предприятия. Результаты расчетов представлены на рис. 5.

2005 2006 2007

Год реализации проекта

■ Конкурентоспособный статус □ Критерий качества

□ Критерий "время" □ Критерий "цена"

Рис. 5. Изменение конкурентоспособного статуса предприятия приборостроения и критериев финансово-кредитного сервиса во времени

Таким образом, для совершенствования сервисного обслуживания на предприятиях приборостроения необходимо не только провести организацию соответствующих служб, но и разработать методические рекомендации по организации и оценке уровня качества логистического сервиса, осуществлять постоянный анализ и контроль за

конкурентоспособностью предприятия с позиций его эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбеков А.У. Коммерческая логистика / А.У. Альбеков, О. А. Митько. Ростов-на Дону: Феникс, 2002. 368 с.

2. Аникин Б.А. Логистика: учеб. пособие / Б.А. Аникин. М.: ИНФРА-М, 1997. 327

с.

3. Костоглодов Д. Д. Маркетинг и логистика фирмы / Д. Д. Костоглодов,

И.И. Саввиди, В.Н. Стаханов. М.: ПРИОР, 2000. 128 с.

4. Пурлик В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика / В.М. Пурлик. М.: Высшая школа, 1997. 246 с.

5. Сергеев В.И. Формирование макрологистических систем / В.И. Сергеев, П.А. Эльяшевич. СПб.: Знание, 1997. 126 с.

6. Миротин Л.Б. Маркетинг логистических услуг: Научное эссе к деловой игре на персональном компьютере / Л.Б. Миротин // РИСК. 1996. № 6-7. С. 3-8.

7. Моисеев Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеев, Ю.Л. Анискин. М.: Внешторгиздат, 1993. 144 с.

Богданов Игорь Александрович -

аспирант кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Саратовского государственного технического университета

Плотников Аркадий Петрович -

кандидат экономических наук, доцент,

докторант кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.