Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
направление подготовки «Туризм» / инновационные подходы / педагогические особенности / методика преподавания / иммерсивная технология обучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Ручкин Алексей Владимирович, Симачкова Наталья Николаевна, Чупина Ирина Павловна

Целью статьи выступает анализ необходимых условий, технологий, педагогических и дидактических приемов обучения студентов направления подготовки 43.03.02 «Туризм». Отмечается ситуация развития технологизации и цифровизации отрасли, предъявляющая требования к профессиональным качествам выпускников, которые будут преимущественно включены на рабочем месте в решение следующих типов задач: организационно-управленческой, проектной, технологической, сервисной и исследовательской. Рассмотрены подходы и инновационные технологии образования, позволяющие решить проблему эффективного развития профессионального мышления и развития необходимых компетенций для работы в туристской сфере. Обоснована необходимость применения принципов: компетентностного подхода; субъектной ориентации функциональной деятельности и научно-исследовательской работы студентов под руководством преподавателей и успешных представителей отрасли; практико-ориентированного обучения и включения в туристскую деятельность студентов с первого года обучения; кооперации усилий преподавателей и студентов в разработке и реализации совместных научных проектов, экскурсионных услуг населению, поиске новых направлений повышения эффективности внутреннего туризма для активного включения в конкурсы научных программ и грантов; необходимость сочетания методов реального и виртуального обучения с использованием дистанционных технологий, виртуальной среды, искусственного интеллекта, профессиональных симуляторов и тренажеров; целесообразность ориентации на продуктивные, практико-ориентированные и интерактивные методы активизации личностного и группового потенциала; командной работы по подготовке и продвижению туристского продукта; системного единства образования и воспитания студентов. Доказывается важность создания на базе учебного хозяйства аграрного университета создание экологического кластера и базы сельского туризма как малых инновационных предприятий для прохождения практики и волонтерской деятельности студентов по развитию практических навыков профессиональной и научно-исследовательской деятельности в течение всего процесса обучения. Анализируются возможности применения в учебном процессе иммерсивной технологии как систем организационных, методических, дидактических и технологических условий, обеспечивающих погружение в виртуальную (расширенную) обучающую среду с помощью специальных программных продуктов и приложений. Делаются выводы, что инновационные подходы к организации обучения студентов направления подготовки «Туризм» представляют собой не только новые возможности поиска, получения и представления учебной информации, но и позволяет усилить профессиональное развитие преподавателей и студентов университетов как субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Ручкин Алексей Владимирович, Симачкова Наталья Николаевна, Чупина Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»»

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail. com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru;

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: nikolina 73@yandex.ru;

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета

e-mail: irinacupina 716@gmail. com

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»

Аннотация. Целью статьи выступает анализ необходимых условий, технологий, педагогических и дидактических приемов обучения студентов направления подготовки 43.03.02 «Туризм». Отмечается ситуация развития технологизации и цифровизации отрасли, предъявляющая требования к профессиональным качествам выпускников, которые будут преимущественно включены на рабочем месте в решение следующих типов задач: организационно-управленческой, проектной, технологической, сервисной и исследовательской. Рассмотрены подходы и инновационные технологии образования, позволяющие решить проблему эффективного развития профессионального мышления и развития необходимых компетенций для работы в туристской сфере.

Обоснована необходимость применения принципов: компетентностного подхода; субъектной ориентации функциональной деятельности и научно-исследовательской работы студентов под руководством преподавателей и успешных представителей отрасли; практико-ориентированного обучения и включения в туристскую деятельность студентов с первого года обучения; кооперации усилий преподавателей и студентов в разработке и реализации совместных научных проектов, экскурсионных услуг населению, поиске новых направлений повышения эффективности внутреннего туризма для активного включения в конкурсы научных программ и грантов; необходимость сочетания методов реального и виртуального обучения с использованием дистанционных технологий, виртуальной среды, искусственного интеллекта, профессиональных симуляторов и тренажеров; целесообразность ориентации на продуктивные, практико-ориентированные и интерактивные методы активизации личностного и группового потенциала; командной работы по подго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-318-323 NIION: 2018-0076-4/23-276 MOSURED: 77/27-023-2023-4-276

товке и продвижению туристского продукта; системного единства образования и воспитания студентов.

Доказывается важность создания на базе учебного хозяйства аграрного университета создание экологического кластера и базы сельского туризма как малых инновационных предприятий для прохождения практики и волонтерской деятельности студентов по развитию практических навыков профессиональной и научно-исследовательской деятельности в течение всего процесса обучения. Анализируются возможности применения в учебном процессе иммерсивной технологии как систем организационных, методических, дидактических и технологических условий, обеспечивающих погружение в виртуальную (расширенную) обучающую среду с помощью специальных программных продуктов и приложений.

Делаются выводы, что инновационные подходы к организации обучения студентов направления подготовки «Туризм» представляют собой не только новые возможности поиска, получения и представления учебной информации, но и позволяет усилить профессиональное развитие преподавателей и студентов университетов как субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова/ направление подготовки «Туризм», инновационные подходы, педагогические особенности, методика преподавания, иммерсивная технология обучения.

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

INNOVATIVE APPROACHES AND TECHNOLOGIES OF TEACHING STUDENTS IN THE DIRECTION OF TRAINING "TOURISM"

Annotation. The purpose of the article is to analyze the necessary conditions, technologies, pedagogical and didactic methods of teaching students in the direction of training 43.03.02 «Tourism». The situation of the development of technologization and digitalization of the industry is noted, which imposes requirements on the professional qualities of graduates, who will be mainly involved in the workplace in solving the following types of tasks/ organizational and managerial, design, technological, service and research. The approaches and innovative technologies of education are considered, which allow solving the problem of the effective development of professional thinking and the development of the necessary competencies for working in the tourism sector.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

The necessity of applying the following principles is substantiated: competence-based approach; subject orientation of functional activity and research work of students under the guidance of teachers and successful representatives of the industry; practice-oriented learning and inclusion in tourism activities of students from the first year of study; cooperation between the efforts of teachers and students in the development and implementation of joint scientific projects, excursion services to the population, the search for new directions for increasing the efficiency of domestic tourism for active inclusion in competitions for scientific programs and grants; the need to combine methods of real and virtual learning using distance technologies, a virtual environment, artificial intelligence, professional simulators and simulators; the expediency of focusing on productive, practice-oriented and interactive methods of activating personal and group potential; team work on the preparation and promotion of the tourist product; systemic unity of education and upbringing of students.

The importance of creating an ecological cluster and a rural tourism base as small innovative enterprises for internships and volunteer activities of students to develop practical skills of professional and research activities during the entire learning process is proved. The possibilities of using immersive technology in the educational process as a system of organizational, methodological, didactic and technological conditions that provide immersion in a virtual (extended) learning environment with the help of special software products and applications are analyzed.

It is concluded that innovative approaches to organizing the training of students in the field of study «Tourism» represent not only new opportunities for searching, obtaining and presenting educational information, but also enhance the professional development of university teachers and students as subjects of the educational process.

Key words: direction of training «Tourism», innovative approaches, pedagogical features, teaching methods, immersive learning technology.

Проблема подготовки высококонкурентных на рынке труда специалистов ставит перед образовательными организациями высшего профессионального образования задачу повышение качества учебно-воспитательного процесса [1, с. 2754]. Решение данной стратегической установки предполагает следующие приоритетные направления деятельности вузов:

- усиление соответствия содержания образовательных программ требованиям работодателей и современным вызовам;

- повышение удовлетворенности обучением студентов и рост трудовой мотивации преподавателей;

- развитие высокоразвитой информационной и материально-технологической базы учебного процесса;

- создание адекватных специализации обучающихся методических технологий, личностно- и профессионально развивающих форм обучения студентов;

- усиление практической ориентации, про-филизации и интеллектуализации образования;

- развитие социального партнерства по схеме «университет - образовательные и научные организации - органы государственной власти и местного самоуправления».

Целью статьи является анализ необходимых технологий и особенностей методики преподавания дисциплин студентам направления подготовки 43.03.02 «Туризм». Данная отрасль является клиентцентрированной, технологизируется и

цифровизируется быстрыми темпами, и выпускники должны быть готовыми к творческой работе и активным коммуникациям с партнерами и клиентами в реальной и виртуальной среде. Выпускники направления подготовки «Туризм» будут преимущественно включены на рабочем месте в решение следующих типов задач: организационно-управленческой, проектной, технологической, сервисной и исследовательской. Исходя из этого и должна выстраиваться система педагогических, дидактических и методических инструментов формирования универсальных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по этой специальности [8, с. 226].

Учитывая специфику профиля подготовки, на наш взгляд, подходы к обучению студентов должны строиться на следующих педагогических и дидактических принципах:

- компетентностного подхода;

- субъектной ориентации функциональной деятельности и научно-исследовательской работы студентов под руководством преподавателей и успешных представителей отрасли;

- практико-ориентированного обучения и включения в туристскую деятельность студентов с первого года обучения;

- кооперации усилий преподавателей и студентов в разработке и реализации совместных научных проектов, экскурсионных услуг населению, поиске новых направлений повышения эффективности внутреннего туризма для активного включения в конкурсы научных программ и грантов;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

- сочетания методов реального и виртуального обучения с использованием дистанционных технологий, виртуальной среды, искусственного интеллекта, профессиональных симуляторов и тренажеров;

ориентация на продуктивные, практико-ори-ентированные и интерактивные методы активизации личностного и группового потенциала;

- командной работы по подготовке и продвижению туристского продукта;

- системного единства образования и воспитания студентов.

Рассмотрим инновационные технологии образования, позволяющие решить проблему эффективного развития профессионального мышления и развития необходимых компетенций для работы в туристской сфере.

В первую очередь, необходимо на базе учебного хозяйства аграрного университета создание экологического кластера и базы сельского туризма как малых инновационных предприятий для прохождения практики и волонтерской деятельности студентов по развитию практических навыков профессиональной и научно-исследовательской деятельности в течение всего процесса обучения.

Вторым важным условием формирования профессиональных компетенций является применение в образовательном процессе университета иммерсивной технологии обучения (от. английского слова immersion - погружение). Технология начала применяться в киноиндустрии и военной промышленности, начиная со второй половины прошлого века, а в XXI веке стала активно использоваться в образовании, медицине, робототехнике, компьютерных играх, дизайне, маркетинге, рекламе, искусстве, строительстве, туризме, банковской системе, ритейле и других сферах [5; 13].

Иммерсивная технология представляет собой систему организационных, методических, дидактических и технологических условий, обеспечивающих погружение в виртуальную (расширенную) обучающую среду с помощью специальных программных продуктов и приложений (VR-приложения для смартфонов), а также иммер-сивных устройств (очки, перчатки-контроллеры, виртуальные инсталляции, наушники, шлемы и другое оборудование) для формирования универсальных и профессиональных компетенций студентов [10].

Достоинствами погружения в интерактивную среду выступают: интерактивность, наглядность, информативность, безопасность, импровизация, а главное - результативность приобретения необходимых навыков в увлекательной для обучающихся форме.

Подчеркнем, что данная технология обеспечивает субъектный подход к обучению в ходе

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

погружения в профессиональную деятельность как в виртуальном пространстве, так и в рамках искусственно смоделированной реальности. Отработка необходимых навыков происходит в игровом режиме и с элементами суггестивного влияния, что приводит к более высоким образовательным результатам и формированию ключевых профессиональных компетенций. Таким образом, иммерсивная технология предполагает реализацию продуктивной модели обучения, позволяющей развивать творческий и интеллектуальный потенциал студентов при решении поставленных профессиональных и гуманитарных задач.

Геймификация образовательного процесса позволяет эффективно формировать как теоретические, так и практические навыки благодаря симуляции реальных ситуаций и синергии влияния проблемного обучения с мультимедиа форматом на современных студентов как субъектов познавательного процесса [6; 7].

Методика сторителлинга, основанная на использовании обучающего и воспитательного потенциала нарративной информации (легенд, мифов, преданий, притч, городских историй и рассказов очевидцев событий), активно используется преподавателями на занятиях. Данная методика восходит к парадигмальной концепции диалога как интерсубъективного взаимодействия, разработанная в творчестве М.М. Бахтина - основоположника философии языка и речи [2, с. 30]. По мнению мыслителя, «живое событие бытия» по природе своей диалогично, универсально, интертекстуально, процессуально и субъектно, поэтому усиливает субъективную ценность контента, формирует культуру и этику поступка человека [3, с. 299].

Методика современного сторителлинга строится на принципах мультимодальности и трансме-дийности, что предполагает усиление процесса нарративизации через использование в обучении визуальных и аудиовизуальных образов и контекстов.

Так в дисциплинах, «история России», «история туризма», «культурология», «религиоведение», «туристское краеведение», «культурно-исторические центры России» эффективно применение методики иммерсивного сторителлинга, которая позволяет визуально и аудиально погрузить человека в ту или иною историческую и культурную эпоху, дать возможность понять то или иное событие через взаимодействие с историческими персонажами. Непосредственное присутствие и возможность активно влиять на все происходящее в виртуальной реальности, создает эмоциональную вовлеченность студентов в образовательный процесс и повышает интерес к учебным

дисциплинам, а также закладывает основу для самостоятельного их дальнейшего изучения.

Виртуальные экскурсии в 3d-формате по музеям, историческим достопримечательностям, городам и странам, помогают студентам направления подготовки 43.03.02 «Туризм» не только освоить учебный материал, но и формируют профессиональную и общую культуру, расширяют кругозор, усиливают учебную мотивацию и повышают интерес к обучению [4; 9, с. 300; 11, с. 138].

В заключение отметим, что современные подходы к совершенствованию учебно-воспитательного процесса эффективны в системном взаимодействии с проблемными лекциями в диалоговом режиме, практическими занятиями с элементами инновационных и деловых игр, тренингов, с применением методик: case-study, мозгового штурма, матрицы идей, конструктивного конфликта, графического способа представления информации, метода Дельфи и других приемов, повышающих способность к мобилизации креативных и интеллектуальных качеств студентов [12, с. 163].

Внедрение инновационных технологий предполагает беспрецедентное информационно-технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса образовательных организаций. Кроме того, нужен штат IT-специалистов, помогающих преподавателям проектировать сценарии иммерсивных занятий и помогать в их проведении. Выход из этой ситуации возможен при условии грантовой поддержки университетов, а также привлечения в качестве волонтеров студентов, продвинутых в информационных технологиях, использовании в учебном процессе бесплатных платформ и онлайн экскурсий, создания межуниверситетского сетевого обмена виртуальными учебными материалами.

Можно констатировать, что инновационные подходы к организации обучения студентов направления подготовки «Туризм» представляют собой не только новые возможности поиска, получения и представления учебной информации, но и позволяет усилить профессиональное развитие преподавателей и студентов университетов как субъектов образовательного процесса.

Список литературы:

[1] Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия - новая креативная платформа развития образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-12. - С. 2754-2759.

[2] Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. -320 с.

[3] Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике //

Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 234-407.

[4] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г, Кричевер Е.И. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент расширения социокультурной сферы для людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2018. № 1(14). - Режим доступа: URL: vestnikkguki.esrae. ru/16-302 (дата обращения: 04.04.2023).

[5] Громов Н.Д., Сапрыкин Д.А. Существующие технологии иммерсивной реальности на современном рынке [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2021. № 4. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.m/artide/n/suschestvuyuschie-tehnologii-immersivnoy-realnosti-na-sovremennom-rynke (дата обращения: 12.03.2023).

[6] Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http:// www.evolkov.net/case/ case. study.html.

[7] Евдокимова А.И., Зотова Ю.А. Современные аспекты симуляционного обучения в формировании компетенций обучающихся по программам ординатуры медицинских вузов // Образование и право. 2022. № 12. - С. 202-209.

[8] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И., Рущицкая О.А., Ручкин А.В. Особенности профессиональной социализации студентов аграрных вузов // Образование и право. 2020. № 12. - С. 226-231.

[9] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И., Синько В.Н., Чупина И.П. Опыт формирования патриотического сознания студенческой молодежи средствами музейной педагогики // Образование и право. 2020. № 8. - С. 297-302.

[10] Иммерсивные технологии - будущее реального и виртуального опыта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://trends.rbc. ru/trends/industry/62d15e099a794704c379cf3b (дата обращения: 12.03.2023).

[11] Кричевер Е.И., Гончарова И.В., Прон-чев Г.Б. Стратегии продвижения современных российских музеев (на примере еврейского музея и центра толерантности в г. Москва) // Русский мир: динамика научного познания: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (23-25 октября 2019 г.) / отв. ред. С.В. Напалков; науч. ред. Е.В. Валеева; Арзамасский филиал ННГУ, Фонд Русский мир. Арзамасский филиал ННГУ Арзамас, 2019. - С. 137-142.

[12] Силина Е.Д. Новые технологии практи-ко-ориентированной подготовки кадров для туристской индустрии // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. № 2. - С. 157-165.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

[13] Степанов М.А., Хоршев Д.В., Елесин С.С. Внедрение технологий дополненной реальности в музейные экспозиции // Гуманитарная информатика. 2017. № 12. - С. 12-20.

Spisok literatury:

[1] Andryuhina L.M. Tekhnologii teleprisutstviya

- novaya kreativnaya platforma razvitiya obrazovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 10-12.

- S. 2754-2759.

[2] Bahtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1979. -320 s.

[3] Bahtin M.M. Formy vremeni i hronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoj poetike // Voprosy literatury i estetiki. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1975. - S. 234-407.

[4] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Pronchev K.G, Krichever E.I. Informacionno-kommunika-cionnye tekhnologii kak instrument rasshireniya sociokul'turnoj sfery dlya lyudej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Krasnodarsk-ogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2018. № 1(14). - Rezhim dostupa: URL: vestnikkguki.esrae. ru/16-302 (data obrashcheniya: 04.04.2023).

[5] Gromov N.D., Saprykin D.A. Sushchestvuy-ushchie tekhnologii immersivnoj real'nosti na sovre-mennom rynke [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarod-nyj zhurnal prikladnyh nauk i tekhnologij «Integral». 2021. № 4. - Rezhim dostupa: URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/suschestvuyuschie-tehnologii-im-mersivnoy-realnosti-na-sovremennom-rynke (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[6] Dolgorukov A.M. Metod case-study kak sovremennaya tekhnologiya professional'no-orien-tirovannogo obucheniya [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: http:// www.evolkov.net/case/ case. study.html.

[7] Evdokimova A.I., Zotova Yu.A. Sovremen-nye aspekty simulyacionnogo obucheniya v formiro-vanii kompetencij obuchayushchihsya po program-mam ordinatury medicinskih vuzov // Obrazovanie i pravo. 2022. № 12. - S. 202-209.

[8] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Rushchickaya O.A., Ruchkin A.V. Osobennosti professional'noj socializacii studentov agrarnyh vuzov // Obrazovanie i pravo. 2020. № 12. - S. 226231.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Sin'ko V.N., CHupina I.P. Opyt formirovaniya patrioticheskogo soznaniya studencheskoj molode-zhi sredstvami muzejnoj pedagogiki // Obrazovanie i pravo. 2020. № 8. - S. 297-302.

[10] Immersivnye tekhnologii - budushchee real'nogo i virtual'nogo opyta [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: https://trends.rbc.ru/trends/ industry/62d15e099a794704c379cf3b (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[11] Krichever E.I., Goncharova I.V., Pronchev G.B. Strategii prodvizheniya sovremennyh rossijskih muzeev (na primere evrejskogo muzeya i centra tol-erantnosti v g. Moskva) // Russkij mir: dinamika nauchnogo poznaniya: sbornik statej uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (23-25 oktyabrya 2019 g.) / otv. red. S.V. Napalkov; nauch. red. E.V. Valeeva; Arzamasskij filial NNGU, Fond Russkij mir. Arzamasskij filial NNGU Arzamas, 2019. - S. 137-142.

[12] Silina E.D. Novye tekhnologii praktiko-ori-entirovannoj podgotovki kadrov dlya turistskoj indust-rii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. T.14. № 2. - S. 157-165.

[13] Stepanov M.A., Horshev D.V., Elesin S.S. Vnedrenie tekhnologij dopolnennoj real'nosti v muze-jnye ekspozicii // Gumanitarnaya informatika. 2017. № 12. - S. 12-20.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.