Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс вуза / физкультурно-оздоровительная деятельность / самосохранение здоровья / здоровьесбережение / цифровизация / the educational process of the university / physical culture and wellness activities / self-preservation of health / health care / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Светлана Адольфовна

В условиях цифровой трансформации общества студенты вузов сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостатком физической активности, а также социальной изоляцией и ухудшением психического здоровья. Цифровизация представляет собой огромный потенциал для прогресса и развития, но требует серьезного и ответственного подхода со стороны всех участников процесса. Одним из основополагающих направлений в развитии вуза является формирование здорового образа жизни студентов. Инициативные студенты активно участвуют в национальных этапах различных конкурсов и проектов, где демонстрируют высокий уровень подготовки и личной мотивации к здоровому образу жизни. Кафедра физической культуры, как структурная единица вуза, предусматривает воспитание у студентов ответственности за свое здоровье и физическую подготовленность. Физическая культура выступает как мощное средство социального становления личности и является важнейшим условием, а физическое воспитание важнейшим средством всестороннего и гармоничного развития современной личности. Формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов имеет актуальную потребность в обеспечении физического и психического благополучия. Создание здоровьесберегающей образовательной среды вуза является неотъемлемой частью развития образования в условиях цифровой трансформации. Правильно выбранные средства, методы и подходы, нацеленные на формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья, позволят оптимизировать процесс физического воспитания. При формировании социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов ценность здоровья следует рассматривать как действующий элемент личности и основу здоровьесберегающей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Светлана Адольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of the digital transformation of society, university students face a number of problems related to lack of physical activity, as well as social isolation and deterioration of mental health. Digitalization represents a huge potential for progress and development, but requires a serious and responsible approach on the part of all participants in the process. One of the fundamental directions in the development of the university is the formation of a healthy lifestyle of students. Initiative students actively participate in the national stages of various competitions and projects, where they demonstrate a high level of preparation and personal motivation for a healthy lifestyle. The Department of Physical Culture, as a structural unit of the university, provides for the education of students responsible for their health and physical fitness. Physical culture acts as a powerful means of social formation of personality and is the most important condition, and physical education is the most important means of comprehensive and harmonious development of a modern personality. The formation of socially significant skills of self-preservation of students' health has an urgent need to ensure physical and mental well-being. The creation of a health-saving educational environment of the university is an integral part of the development of education in the context of digital transformation. Correctly chosen means, methods and approaches aimed at the formation of socially significant skills of self-preservation of health will optimize the process of physical education. When forming socially significant skills of self-preservation of students' health, the value of health should be considered as an active element of personality and the basis of health-saving activities.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

• При развитии кооперативной рефлексии стоит уделять отдельное внимание сплочению рабочих групп, команд, так как отсутствие умения работать в группе снижает эффективность развития кооперативной рефлексии.

• При условии умения учащихся работать в группе и при длительном применении дидактические игры, направленные на развитие кооперативной формы рефлексии, показывают положительный эффект на совершенствование умений проектирования, реорганизации и переосмысления коллективной деятельности.

Таким образом, использование дидактических игр на уроках английского языка для развития рефлексивных умений школьников среднего звена явилось положительным опытом. Задания, представленные в форме игр, являются более интересными для школьников. Для учителя применение дидактических игр эффективно не только для отработки учебного материала, но еще и эффективны в развитии умений фиксировать ошибки, координировать самостоятельную деятельность учащихся, а также формировать навыки работы в группе. Литература:

1. Артюшина, Л.А. Рефлексивные умения как составляющая содержания образования / Л.А. Артюшина // В мире научных открытий. -2009. -№. 3-1. - С. 74-80

2. Боброва, O.A. Возрастные особенности подростков и их влияние на формирование рефлексивных умений / O.A. Боброва // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2017. - №. 4. - С. 17-20

3. Гвоздева, Ю.А. Теоретические подходы к проблеме развития рефлексивных умений у подростков в процессе обучения / Ю.А. Гвоздева // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее. - 2019. - С. 102 -105

4. Демина, Л.Д. Психологическая культура личности: проблема становления и развития / Л.Д. Демина, H.A. Лужбина // Сибирский социологический вестник. -2003. -№1. - С. 153-160

5. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. (Анализ зарубежного опыта): Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманит. спец. и направлениям / [М.В. Кларин]; под ред. М.В. Кларина. - Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.

6. Коршунова, И.Г. Рефлексивные методики в изучении иностранного языка / ИГ. Коршунова // Символ науки. -2016.-№.4-3.-С. 191-193

7. Ляшенко, М.С. Формирование психолого-педагогической культуру у студентов в вузе диссертация..... канд. пед.

наук: 13.00.08 / Ляшенко Мария Сергеевна. -Н. Новгород. - 114 с.

8. Ляшенко, М.С. Педагогическое общение как основа создания эффективной образовательной среды в вузе / М.С. Ляшенко, O.A. Минеева, А.З. Насиханова // Современный ученый. - 2021. - №6. - С. 215-219

9. Мельник, А.О. Сущность понятия «Дидактические игры» и роль дидактических игр в процессе обучения /

A.О. Мельник // Интерактивная наука. - 2022. - №. 6 (71). - С. 47-48

10. Меремьянина, O.P. Формирование рефлексивного компонента нравственной и психологической культуры старших дошкольников в условиях реализации структурно-функциональной модели: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Меремьянина Ольга Романовна. - Барнаул, 2003. - 20 с.

11. Мотков, О.И. Психологическая культура личности / О.И. Мотков // Школьный психолог. - 1999. - №15. - С. 8-9

12. Селезнева, Н.Т. Психологическая культура руководителя: методология, теория, исследование/ Н.Т. Селезнева, Л.Н Дроздова., Т.Ю Тодышева // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №. 10,- С. 69-69

13. Сластенин, В.А. Рефлексивная культура учителя как субъекта педагогической деятельности [Текст] /

B.А. Сластенин, В.К. Блисеев // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 5. - С. 37-42

14. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1985. -Т.З.-С. 31-40

15. Ушева, Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие / Т.Ф. Ушева,

C.Л. Ткаченко, Л.А. Мальцева. - Красноярск: Поликом. -2007. - 88 с.

Педагогика

УДК 378.037.1

кандидат педагогических наук, доцент Медведева Светлана Адольфовна

Частное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» (г. Санкт-Петербург)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В условиях цифровой трансформации общества студенты вузов сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостатком физической активности, а также социальной изоляцией и ухудшением психического здоровья. Цифровизация представляет собой огромный потенциал для прогресса и развития, но требует серьезного и ответственного подхода со стороны всех участников процесса. Одним из основополагающих направлений в развитии вуза является формирование здорового образа жизни студентов. Инициативные студенты активно участвуют в национальных этапах различных конкурсов и проектов, где демонстрируют высокий уровень подготовки и личной мотивации к здоровому образу жизни. Кафедра физической культуры, как структурная единица вуза, предусматривает воспитание у студентов ответственности за свое здоровье и физическую подготовленность. Физическая культура выступает как мощное средство социального становления личности и является важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством всестороннего и гармоничного развития современной личности. Формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов имеет актуальную потребность в обеспечении физического и психического благополучия. Создание здоровьесберегающей образовательной среды вуза является неотъемлемой частью развития образования в условиях цифровой трансформации. Правильно выбранные средства, методы и подходы, нацеленные на формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья, позволят оптимизировать процесс физического воспитания. При формировании социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов ценность здоровья следует рассматривать как действующий элемент личности и основу здоровьесберегающей деятельности.

Ключевые слова: образовательный процесс вуза, физкультурно-оздоровительная деятельность, самосохранение здоровья, здоровьесбережение, цифровизация.

Annotation. In the context of the digital transformation of society, university students face a number of problems related to lack of physical activity, as well as social isolation and deterioration of mental health. Digitalization represents a huge potential for progress and development, but requires a serious and responsible approach on the part of all participants in the process. One of the fundamental directions in the development of the university is the formation of a healthy lifestyle of students. Initiative students

actively participate in the national stages of various competitions and projects, where they demonstrate a high level of preparation and personal motivation for a healthy lifestyle. The Department of Physical Culture, as a structural unit of the university, provides for the education of students responsible for their health and physical fitness. Physical culture acts as a powerful means of social formation of personality and is the most important condition, and physical education is the most important means of comprehensive and harmonious development of a modern personality. The formation of socially significant skills of self-preservation of students' health has an urgent need to ensure physical and mental well-being. The creation of a health-saving educational environment of the university is an integral part of the development of education in the context of digital transformation. Correctly chosen means, methods and approaches aimed at the formation of socially significant skills of self-preservation of health will optimize the process of physical education. When forming socially significant skills of self-preservation of students' health, the value of health should be considered as an active element of personality and the basis of health-saving activities.

Key words: the educational process of the university, physical culture and wellness activities, self-preservation of health, health care, digitalization.

Введение. Характерной особенностью развития высшего образования в современных условиях является расширение спектра исследований, появления направлений, связанных с здоровьесберегающей деятельностью. Университет сегодня -современный вертикально интегрированный образовательный комплекс, единство стандартов, методик и программ которого гарантирует неизменно высокое качество подготовки молодых специалистов. В своей работе по формированию профессиональных компетенций университет опирается на современные научно-исследовательские достижения, при этом активно поддерживает инициативы студентов, направленные на приобретение и развитие профессиональных компетенций.

Одним из основополагающих направлений в развитии вуза является формирование здорового образа жизни студентов. Инициативные студенты активно участвуют в национальных этапах различных конкурсов и проектов, где демонстрируют высокий уровень подготовки и личной мотивации к здоровому образу жизни, практические навыки здоровьесбережения. Для таких студентов данные мероприятия становятся показателями с точки зрения наращивания профессиональных и социальных компетенций, стимулирования инициатив и деловой активности участников.

Сегодня вуз находится в открытом диалоге с работодателями, объединяет компетенции и возможности для создания и развития гибкой и эффективной образовательной модели, которая позволит оперативно реагировать на запросы рынка труда.

Кафедра физической культуры, как структурная единица вуза, предусматривает воспитание у студентов ответственности за свое здоровье и физическую подготовленность. Физическая культура выступает как мощное средство социального становления личности и является важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством всестороннего и гармоничного развития современной личности.

Изложение основного материала статьи. В условиях цифровизации развитие страны в большой степени зависит от молодежи, уровня ее образования и профессиональной подготовки. Развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций признается главным приоритетом.

Сегодня социально-педагогическая сфера деятельности - это сфера инновационных технологий, креативных подходов. Одним из направлений социально-педагогической деятельности является охрана, укрепление и сохранение здоровья студента, саморазвитие и самосовершенствование, способствующие достижению жизненного и профессионального благополучия [4].

Современный процесс обучения в вузах рассматривается как один из наиболее интенсивных видов профессиональной деятельности человека. Это влияет на организм молодых людей таких неблагоприятных факторов как нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия.

Инновационный формат образования в высших учебных заведениях потребовал быстрого перехода учебного процесса по физическому воспитанию на новый, качественный уровень с использованием информатизации и цифровизации, направленных на совершенствование системы электронного образования. Система вузовского образования включает реализацию новейших электронных программных платформ и направлена на организацию эффективных, индивидуальных, дифференцированных занятий физическими упражнениями, удовлетворяя потребности студентов [5]. В вузах инновационные подходы и современные образовательные технологии выходят на новый уровень, способствующий гибкому реагированию на запросы и потребности всех студентов.

СПбУТУиЭ находится в стадии модернизации образования, поиска эффективных цифровых образовательных технологий. При трансформации образования возникает много вопросов и проблем, например, как качественнее проводить занятия, чтобы удовлетворить потребности студента и реализовать концепцию компетентностного подхода, как определить уровень сформированных компетенций, какие технологии использовать для успешного усвоения учебных дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Общая физическая подготовка», формирования психофизиологической готовности к профессиональной деятельности.

В настоящее время актуализируется необходимость изучения новых педагогических подходов в использовании информационных и цифровых технологий, формирования у студентов современных компетенций посредством использования цифровых платформ.

Изучение и рассмотрение материалов, созданных на фоне преодоления стереотипности мышления, материалов так называемого «информационного взрыва» требует особого творческого осмысления [1].

Термин «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство, умение и logia - слово, учение.

Понятие «технология», означающее способ выполнения какой-либо работы, характеризуется определением характера и инструмента воздействия на объект, определенной последовательностью действий, регулярностью проверки качества выполняемой работы.

В основе технологии лежит принцип разложения процесса на составные элементы, что позволяет многократно повысить эффективность выполнения операций за счет рациональности, исключения второстепенных работ, обработанности организационных способов и приемов, устойчивости получения результата, обезличенности и сокращения затрат ресурсов.

В практике педагогической и управленческой деятельности достаточно широко используется термин «технология» для обозначения совокупности методов, приемов, организационных форм, позволяющих предусмотреть максимально возможное количество аспектов для реализации поставленных целей обучения или управления в какой-то конкретной области деятельности.

Рассмотрим, что может входить в технологию педагогического процесса:

1) учебный план и обязательные виды контроля;

2) тематический план учебной дисциплины, предписывающий последовательность всех видов учебных занятий, их частные цели, содержание, основные формы, методы и средства обучения и контроля;

3) план-конспекты отдельного вида занятий с указанием действий педагога и учащегося, перечнем заданий, задач и содержанием контрольных заданий;

4) организационные аспекты, учет которых необходим для успешного выполнения поставленных задач;

5) информационно-технические средства обучения;

6) информацию о необходимом и существующем уровне подготовленности учащихся.

Составная часть термина «инновация» происходит от английского слова «innovation» - нововведение, обновление. По словарю Ожегова «инновация» означает отношение к чему-нибудь другому, иному. Популярный экономико-статистический словарь-справочник трактует это понятие как «денежные средства на новации: вложения в разработку новой техники, технологии, организации труда, научные исследования». Но ближе всего, по нашему мнению, к данной теме находится определение из словаря перестройки «инновация» - новое явление, новшество, обычно в рамках какой-либо системы.

Таким образом, «инновационные технологии» - нововведения, которые могут использоваться в педагогическом процессе любой учебной дисциплины.

Что может входить в состав инновационных технологий?

В первую очередь те технологии, которые используют современную технику - это информационные технологии. А также экспертные и прогнозные системы; различные специализированные тренажерные устройства; новые методы, методики, существенно ускоряющие педагогический процесс.

Таким образом, инновационные технологии - это все то, что позволяет педагогу меньшими временными затратами достичь конечной цели обучения.

Принцип «Инновации». При реализации данного принципа студенты знакомятся с различными информационными компьютерными программами, современными разработками и устройствами, новыми методами организации и проведения занятий физической культурой. Студенты могут выступать в роли экспертов, участвуют в анализе проблем совершенствования процесса физического воспитания и ведения здорового образа жизни, составляют проекты новых компьютерных программ.

Принцип «Моделирования». Данный принцип применяется при наличии компьютерных программ, предоставляющих занимающимся индивидуальные тренировочные задания. Чаще всего по этому принципу используются компьютерные программы во внеучебных самостоятельных занятиях (шейпинг, бодибилдинг и т.п.).

Принцип «Сопровождения». Подразумевает использование компьютерного сопровождения всего учебного процесса. Для комплексного применения принципа в учебном процессе обязательным требованием является включение всех тем и разделов учебной программы, необходимых для решения на данном временном отрезке и реализация поставленных задач. Осуществляется он путем использования компьютерных технологий. Применение данного принципа может касаться изучения теоретического и методического материала. Программы такого типа могут использоваться в рамках учебных занятий или предоставляться студентам для самостоятельной работы.

Принцип «Мониторинга». Осуществляется для наблюдения за состоянием различных систем организма студента на тренировочных занятиях. Имеет большое значение в спортивной деятельности, особенно при подготовке спортсменов высшей квалификации, используются компьютерные программы, помогающие тренеру контролировать физиологические, биохимические, биомеханические и другие характеристики спортивной подготовки.

Принцип «Информационного обеспечения». Служит для получения информации по физической культуре с помощью компьютерных технологий. Эти программы имеют свою специфику и если программы научно-исследовательских институтов предназначены для создания крупных информационных банков, работающих на всю систему Спорткомитета России, то программы вузов предназначены для создания банка данных по научно-методическим разработкам кафедр физического воспитания.

Основополагающей задачей физического воспитания в вузе является сохранение и укрепление здоровья студентов, этот вид работы связан с организацией активного отдыха и выравниванием двигательного режима. Но данная задача не решается только аудиторными занятиями по дисциплине «Физическая культура и спорт», которые только на 25% удовлетворяют необходимый ежедневный двигательный режим людей в возрасте 18-25 лет [3]. Нехватка физической активности способствует возникновению различных хронических заболеваний основных функциональных систем организма. Следовательно, повышение физической активности студентов за счет внеурочных занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью будет повышать адаптивные возможности студентов, укреплять здоровье, приобщать к здоровому стилю жизнедеятельности.

Анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме оздоровления убедительно показал, что в рамках здоровьесбережения необходимо заниматься физическими упражнениями 12-15 часов в неделю, или примерно 2 часа в день. Такой режим двигательной активности будет способствовать развитию основных физических качеств, повышать работоспособность студенческой молодежи [4].

Существует несколько актуальных подходов по организации дополнительных внеурочных занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью в высших учебных заведениях. Наиболее успешным является подход, предлагаемый В. К. Бальсевичем, который заключается в использовании секционных форм занятий вне расписания урочных часов, при этом занятия будут организованы как учебно-тренировочные [2]. Тренировочный процесс необходимо строить на инновационных педагогических и оздоровительных технологиях. Распределение студентов в секции должно осуществляться с учетом их интересов, уровня двигательной подготовленности и состояния здоровья. Свободный выбор видов спорта или комплексов физических упражнений для дополнительных занятий способствует повышению мотивации к занятиям, развивает социальную активность, формирует ответственность и самостоятельность [2].

Для выявления отношения к физической культуре и спорту мы провели экспресс-опрос студентов Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) 1-3 курсов обучения. В опросе участвовало 157 студентов. Обработка результатов опроса показала следующее:

- 47% опрошенных студентов ведут малоподвижный стиль жизни;

- 23% занимаются спортом или физическими упражнениями в секциях, клубах, фитнес-центрах;

- 30% предпочитают активный отдых;

- 60% считают необходимым организацию дополнительных секционных занятий в вузе;

- 42% выбрали спортивные игры в качестве средства физической нагрузки для занятий в секциях: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, флорбол, хоккей.

Как видно из полученных результатов, почти половина опрошенных студентов не используют физические упражнения в жизнедеятельности. Приобщению к систематическим занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью будут способствовать секционные учебно-тренировочные занятия избранным видом спорта.

Особого внимания требует организация дополнительных занятий студентов с ограничениями в здоровье, отнесенных к специальной медицинской группе. Исключительность занятий для этих студентов связана с нозологией заболевания, с состоянием основных функциональных систем, с материально-технической базой вуза и уровнем квалификационной подготовки преподавателей. Наиболее эффективными средствами физической культуры для студентов специальной медицинской группы являются плавание, скандинавская ходьба, настольный теннис, йога, стретчинг, оздоровительная ходьба и бег.

Для правильного подбора физкультурно-оздоровительных и профессионально-прикладных технологий в образовательном процессе студентов СПбУТУиЭ нужно учитывать следующие особенности в деятельности специалистов:

• формы труда (умственный, физический, смешанный);

• условия труда;

• характер труда;

• режим труда и отдыха;

• динамику работоспособности специалистов.

Таким образом, учитывая особенности деятельности в сфере профессий студентов СПбУТУиЭ, а также правильно подобрав оздоровительные и профессионально-прикладные физические упражнения, можно улучшить психоэмоциональное и физическое здоровье студентов - будущих специалистов.

Современная сфера деятельности хоть и стала более автоматизирована, однако это не снизило степень ответственности работников. Повышенный поток информации обуславливает иной ритм труда, увеличивается его сложность и интенсивность. Это требует от специалистов большего напряжения умственных, психических усилий и высокой концентрации внимания.

Доказано, чем совершеннее техника и выше технология производства, тем совершеннее должен быть человек, который управляет ими.

Опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические перегрузки и нервно-психические перегрузки. В современной управленческой деятельности не так много задач создают статическую или динамическую физическую нагрузку. В большей степени от сотрудников требуется повышенное внимание, что вызывает напряженность, психологическую нестабильность.

Сегодня на самостоятельную работу студента должно отводиться не менее 50% учебного времени. Самостоятельную работу по дисциплине «Физическая культура и спорт» следует рассматривать, прежде всего, как возможность увеличения двигательной активности, укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни. В связи с этим преподавателями вуза разрабатывается учебная и методическая литература для ведения самостоятельных занятий по оздоровительной физической культуре.

Выводы. В условиях цифровой трансформации общества студенты вузов сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостатком физической активности, а также социальной изоляцией и ухудшением психического здоровья. Формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов имеет актуальную потребность в обеспечении физического и психического благополучия. Создание здоровьесберегающей образовательной среды вуза является неотъемлемой частью развития образования в условиях цифровой трансформации. Правильно выбранные средства, методы и подходы, нацеленные на формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья, позволят оптимизировать процесс физического воспитания. При формировании социально значимых навыков самосохранения здоровья студентов ценность здоровья следует рассматривать как действующий элемент личности и основу здоровьесберегающей деятельности.

Литература:

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. -Москва: КноРус, 2018.-256 с.

2. Здоровьесберегающая физическая культура в профессионально-педагогическом вузе: Учеб. пособие / [С.А. Медведева и др.]. - Бкатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2016. - 261 с.

3. Здоровьесберегающий потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе вуза / С.А. Медведева // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития, сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., в 2 т,- Санкт-Петербург, 2021. - С. 136-140

4. Ивинский, Д.В. Элективный вектор в физическом воспитании студентов / Д.В. Ивинский, A.M. Пятахин // Медицина и физическая культура: наука и практика. - 2020. - Т. 2,- № 2 (6). - С. 68-75

5. Медведева, С.А. Внедрение инновационных технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в образовательный процесс вуза / С.А. Медведева // Актуальные проблемы и направления цифровой трансформации образования. Псков, 2021. - С. 107-112

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Насырова Александра Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. Представленное в статье исследование реализует коммуникативный подход. Данный подход ориентирован на изучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях образовательной интеграции. Методологической платформой исследования выступил субъектно-деятельностный подход к диагностике коммуникативного развития детей, их субъектных характеристик во взаимодействии с социумом, к созданию событийной детско-взрослой общности. Обозначена научно-прикладная проблема. Сформулированы цель и задачи экспериментального исследования. Теоретический анализ проблемы позволил констатировать необходимость оптимизации коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи на пороге школьного обучения. Определена недостаточная разработанность системного подхода к пониманию механизмов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.