Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ХГУЭП'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ХГУЭП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая С. В., Запорожская И. В.

Проанализированы основные направления и средства, используемые в современной системе высшего образования, с указанием на внедрение в практику обучения инновационных технологий. В данных условиях формированию здорового образа жизни могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях по физической культуре в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE WELLNESS TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS OF KSUEL

The main directions and means used in the modern system of higher education are analyzed, with an indication of the introduction of innovative technologies into the practice of teaching. In these conditions, the formation of a healthy lifestyle can be promoted by new health-improving forms and methods of physical activity of students in physical education classes at the university.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ХГУЭП»

УДК 796

DOI 10.38161/2618-9526-2021-2-96-102

С. В. Левицкая,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Хабаровского государственного университета экономики и права

И. В. Запорожская,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Хабаровского государственного университета экономики и права

ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ХГУЭП

Проанализированы основные направления и средства, используемые в современной системе высшего образования, с указанием на внедрение в практику обучения инновационных технологий. В данных условиях формированию здорового образа жизни могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: инновация, технологии, здоровье, молодежь, инновационные оздоровительные технологии, физическая культура.

UDC 796

DOI 10.38161/2618-9526-2021-2-96-102

S.V. Levitskaya,

Senior Lecturer, Department of Physical Education and Sports, Khabarovsk State University of Economics and Law

I.V. Zaporozhskaya,

Senior Lecturer, Department of Physical Education and Sports, Khabarovsk State University of Economics and Law

INNOVATIVE WELLNESS TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS OF KSUEL

The main directions and means used in the modern system of higher education are analyzed, with an indication of the introduction of innovative technologies into the practice of teaching. In these conditions, the formation of a healthy lifestyle can be promoted by new health-improving forms and methods ofphysical activity of students in physical education classes at the university.

Keywords: innovation, technology, health, youth, innovative health-improving technologies, physical education.

Для формирования здорового образа жизни своих студентов Хабаровский государственный университет экономики и права имеет в своем распоряжении физ-

культурно-оздоровительный комплекс общей площадью 1409,5 кв. м., в котором представлены: игровой зал, столы для игры в настольный теннис, а также душевые

комнаты. Так же имеются теннисный корт для большого тенниса и трехсотметровый стадион с футбольным полем.

Формирование инновационных технологий подразумевает использование определенных критериев, которые позволяют судить о пользе того или иного новшества. Главный фактор инновационных технологий - это новизна, то есть, целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду эффективные новшества.

Физкультурно-оздоровительные технологии - это средство реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия, на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это тот фундамент, на котором строится так называемый оздоровительный пласт нашей общей культуры и физкультурно-оздоровительная работа. К физкультурно-оздоровительным технологиям можно отнести следующие течения: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетика, изотон, йога, стретчинг, степ-аэробика, кондиционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пилатес и другие. И, конечно же, нельзя забывать бег, туризм, скандинавскую ходьбу с палками, плавание как базовые оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, использующиеся в активном отдыхе.

Проблемы формирования и ведения здорового образа жизни подрастающего поколения и профилактика заболеваний, укрепление здоровья молодежи в последнее время приобрели актуальность. Большинство исследователей отмечают, что в последнее десятилетие уровень здоровья

и физической подготовленности студенческой молодежи ухудшился. На первый курс высших учебных заведений ежегодно поступают до 85% абитуриентов с па-талогиями в состоянии здоровья; почти 20% студентов разных вузов имеют лишний вес, около 45% - отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Изучение заболеваемости студентов не физкультурных вузов показало, что среди хронических заболеваний лидируют патологии органов дыхания, сердечнососудистой, нервной системы и органов чувств. Количество студентов с отклонениями здоровья к старшим курсам возрастает от 20 до 25,5%. За годы учебы в высшей школе заболеваемость будущих специалистов увеличивается в 3-8 раз. По сравнению с первым годом обучения на диспансерном учете находится пятая часть из каждой тысячи студентов. 3035% студентов обнаруживают ослабленное здоровье и слабую физическую подготовку. Не в состоянии сдать контрольные нормативы 50—60% студентов [3,с. 13].

Для того чтобы была сформирована всесторонне развитая здоровая личность должны на практике решаться вопросы развития у студентов общественно значимых потребностей. Физическое совершенство при этом должно сочетаться с морально-нравственными аспектами. При решении существующих в настоящее время проблем в данной сфере необходимо обратить внимание на формирование в первую очередь мотивации, которая состоит из ряда компонентов, к которым относятся: оздоровительный, социально-нравственный, познавательный, психофи-

зический, профессиональный. В последние годы проблема технологизации педагогических процессов рассматривается как одна из актуальнейших в области оздоровительной деятельности. Согласно официальной статистике, отмечен рост заболевания среди студенческой молодежи на фоне того, что в целом заметно снижается и уровень физического развития.

Анализ показателей здоровья и физического развития старшеклассников и молодых людей студенческого возраста, проведённый российскими учёными показал, что на первом году обучения в вузе у современной молодёжи наблюдается незначительный уровень физического истощения. Это можно объяснить тем, что в первый год обучения иногородние студенты попадают в иные условия жизни, нежели дома. Да и учебный процесс требует от них большей мобилизации сил. Меняется режим дня. Следовательно, необходимо внести изменения в образовательный процесс, используя новейшие технологии с целью укрепления здоровья студентов.

Большая часть современных специалистов считает, что на сегодняшний день современные оздоровительные, физкультурные технологии, могут быть рассмотрены как инновационные: организация, исследования, воспитание мотивации и развитие в области физической культуры. Стоит подчеркнуть, что любое инновационное развитие требует времени и проходит в несколько этапов: внедрение инноваций на уровне преподавательского состава, инновационный подход к имеющимся процедурам (новые формы прове-

дения оздоровительных и профилактических мероприятий, контроль за реализацией и качеством). Таким образом, меняется групповое поведение, появляются новые направления стратегии развития, которые влияют на ценностные ориентиры педагогов и студентов [4, с. 13]. Общепризнанно на сегодняшний день то, что информационные компоненты являются доминирующими в перспективной системе высшего образования. Таким образом, даются и новые знания об информационной среде общества, и формируется новое мировоззрение. Проблемы в формировании культуры ЗОЖ среди студентов часто связаны с отсутствием необходимой информации, набора знаний о важности ведения здорового образа жизни. Этот набор знаний прививается детям еще в раннем детстве от родителей с молоком матери, как и знания о том, какую роль играет двигательная активность и элементарные навыки самоконтроля.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что главной задачей на сегодняшний момент является обоснование более совершенного научного подхода к формированию и развитию знаний в сфере ЗОЖ у молодежи. На основе полученных знаний будут сформированы и ценностные ориентиры, и потребности, и мотивация к занятиям спортом. То есть, в итоге появится осознанное отношение к своему здоровью. Для того чтобы достигнуть вышеуказанных целей, необходимо реализовать ряд задач: создать и развить необходимую инфраструктуру, создать эффективные модели взаимодействия, реализовать на практике здоровьесбере-гающие программы, обеспечить научное

и методическое инновационное сопровождение, усовершенствовать систему подготовки и переквалификации специалистов, осуществлять пропаганду ЗОЖ.

Инновационные педагогические технологии включают в себя последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных этапов, состояний образовательного процесса и грамотных действий его участников [8, с.93].

Главными принципами здоровьесбе-регающей среды в образовательных учреждениях являются: системный подход, взаимодействие специалистов разного уровня (администрация, педагоги, обучающиеся). Комплексный подход подразумевает использование целого ряда разнообразных методик, технологий и приемов при учете индивидуальных типологических и психофизиологических особенностей студентов. Личностно ориентированный подход осуществляется с опорой на уже сформированные индивидуальные свойства обучающихся в вузе (мотивация, ценность, самосознание). Основываться при этом надо на достоинства индивидуума [6,с.44]. Важна позитивная ориентация работы по формированию культуры здоровья. Гуманистический подход подразумевает активную роль обучающихся в сохранение своего здоровья, их право на выбор индивидуальных траекторий формирования ЗОЖ. С развитием педагогики и психологии расширился ряд возможностей изменения человеческого поведения. Научные инновации должны воплощаться в профилактике адекватного поведения в высших учебных заведениях. Одним из важных направлений на сегодняшний день является про-

филактика социальных заболеваний, которые довольно распространены среди студентов и напрямую взаимосвязаны с вредными привычками.

Статистика говорит, что часто употребление вредных для здоровья веществ начинается уже на первом курсе вуза. С целью повышения эффективности профилактической работы необходимо разрабатывать программы, благодаря которым в высших учебных заведениях будет создаваться валеологическая атмосфера, пространство здоровья, будет формироваться соответствующее мировоззрение. Должна появиться осознанная мотивация к ведению ЗОЖ. Важно, чтобы у студентов на основе полученной информации появилось желание реализовать здоровьесбере-гающие технологии на практике. Рационально применение разнообразных масс-медиа (телевидение, видео, печать).

Одним из важных инструментов для формирования ЗОЖ в студенческой среде является Интернет. В данном случае также могут быть использованы и социальные сети. Хорошее воздействие имеют разнообразие методы наружной рекламы (буклет, брошюра, открытка, и т.д.). Мероприятиями, направленными на формирование культуры ЗОЖ среди студентов, могут стать флэш-мобы, тематические акции. При этом желательно, чтобы они освещались СМИ (в том числе и посредством сети Интернет). Ключевой фактор в данном случае - широкий охват целевой аудитории.

Эффективным является подход «ровесник - ровеснику», в основе которого транслирование профилактических сообщений самими представителями целевой

аудитории (того же возраста, социальной группы). В комплекс мер должны быть включены помимо работы со студентами, работа с их родителями, педагогами. Последние должны быть мотивированы к внедрению в свою работу соответствующих программ. При подготовке преподавателей включается не только теоретический блок, но и практика, когда решаются конкретные ситуационные задачи, вводятся системы кейсметодов. Для формирования культуры ЗОЖ широкие возможности имеет интернет, так как он является массовым и оперативным источником информации. Если сравнивать с традиционными СМИ, преимущество интернета в следующем: мультимедиа, персонализа-ция, интерактивность, отсутствие посредников. Использование информационных технологий для формирования культуры здорового образа жизни - полезная и интересная работы как для самих обучающихся, так и для преподавателей. Также облегчаются организационные моменты. В этих условиях перед высшими учебными заведениями встают следующие задачи: создать, внедрить и развить здоровье сберегающие технологии в образовательную среду использованием ИТ (информационных технологий), формировать позитивное общественное мнение о ЗОЖ, формировать информационный банк данных, при активном участии студентов и их личную ответственность за сохранение

и укрепление собственного здоровья [7, с. 23].

В условиях дистанционного обучения в ХГУЭП повышение теоретических знаний об основах здорового образа жизни студентов и необходимость развития двигательных качеств вступают в противоречие. Разрешить его можно с помощью внедрения инновационных информационно-коммуникационных программ для самостоятельного освоения теоретического раздела. Применение современных информационных технологий - главный способ качественного доведения информации. Информатизация учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» позволит решать задачи развития личности (мышление и эстетическое восприятие), формирования новой информационной культуры и информационного мировоззрения, увеличит информационную ориентацию образовательного процесса. Компьютерная поддержка процесса обучения даст возможность самостоятельно добывать знания, создаст условия для самоконтроля, усилит мотивацию и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями, закрепит полученные на практике знания. Внедрение в процесс вузовского обучения физической культуре информационно-компьютерной поддержки даст возможность дистанционного обучения студентам специальных медицинских групп и не посещающих прак-

тические занятия по состоянию здоровья студентам адаптивных групп.

Плюсы дистанционного обучения в этом случае неоспоримы. Получение знаний в любое удобное время позволит студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выбирать индивидуальный график обучения. Появится возможность выбора наиболее подходящих спортивно-оздоровительных программ. Такая система обучения откроет новые возможности для самообразования и творческого самовыражения, снимет нервозность и неуверенность в себе, обусловленные субъективными факторами. Среди эффективных форм компьютерной поддержки процесса обучения физической культуре можно предложить: обучающие электронные учебно-методические пособия, мультимедийные инновационные программы совершенствования физических качеств, методики самооценки уровня физического развития, психосоматического и функционального состояния организма, методики самоконтроля основных показателей здоровья. Эта система обучения усилит гуманитарную составляющую процесса физического образования, позволит задействовать потенциал кафедры физического воспитания, будет соответствовать потребностям и интересам студентов, повысит мотивацию к занятиям физическим воспитанием с поправками на СОУШ-19.

Обобщая можно сказать, что здоровый образ жизни - эта категория общего понятия «образ жизни», в которую включены и благоприятные условия жизнедеятельности человека, и уровень его культуры и гигиенических навыков, в общем, всего того, что позволяет сохранить и укрепить здоровье, осуществить профилактику его нарушений, подержать оптимальное качество жизни. Современное общество в постоянно меняющихся условиях нуждалось в новом подходе, когда встает вопрос об укреплении здоровья студентов. Междисциплинарная программа, учет периодов обучения в ХГУЭП, формирование навыков, оценка уровня здоровья помогут решить существующие проблемы.

Инновационные технологии при этом станут хорошим инструментом для воспитания культуры здорового образа жизни. Разработка индивидуальных электронных программ оздоровления, коррекции и реабилитации. Мониторинг поведенческих факторов и коррекция по принципу обратной связи - все должно быть применено на практике в образовательных учреждениях. Также очевидно, что в настоящий момент приоритетным направлением модернизации образования в сфере ЗОЖ является применение современных информационных технологий и новых интерактивных форм организации с поправками на СОУГО-19.

Список использованных источников

1. ХГУЭП; Кафедра ФКиС [Электронный ресурс] // URL: http://www.ael.ru ; 2021.

2. Гармонова В. Е., Занина Т. Н. Эстетический аспект физического воспитания [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/esteticheskiy-aspekt-fizicheskogo-vospitaniya Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы № 5(30) 67/163.

3. Евдокимова А. А. Здоровый образ жизни студентов: гиподинамия и пути ее преодоления [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-studentovgipodinamiya-i-puti-eyo-preodoleniya.

4. Ильин А. А., Марченко К. А., Ка-пилевич Л. В., Давлетьярова К. В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 360. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-sposobymotivatsii-studentov-k-zanyatiyamfizicheskoy-kulturoy.

5. Коровин С. С., Кабачков В. А. Теория и технология реализации дифференцированного подхода в практике физ-

культурного образования студентов [Электронный ресурс] // Вестник спортивной науки. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-tehnologiya-

realizatsiidifferentsirovannogopodhoda-v-praktike-fizkulturnogo-obrazovaniya.

6. Курасбедиани З. В. Физическая культура как фактор формирования личности [Электронный ресурс] // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya -kultura-kakfaktor-formirovaniya-lichnosti.

7. Литвинов С. А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания вуза [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/innovatsionnye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-sistemefizicheskogo-vospitaniyavuza.

8. Наскалов В. М., Жернакова Н. И. Инновационные технологии в физическом воспитании студентов вузов как путь к здоровьесбережению [Электронный ресурс] // Научные ведомости БелГУ.

Серия: Медицина. Фармация. 2018. № 22 (93). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionn ye-tehnologii-v-fizicheskom-vospitaniistudentov-vuzov-kakput-k-zdoroviesberezheniyu-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.