Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ"'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харьковская Анна Григорьевна, Ильницкая Татьяна Александровна, Сень Сергей Викторович, Кузнецова Зинаида Васильевна

В статье подняты проблемы здоровья населения страны и молодого поколения, в частности. Описаны факторы, влияющие на тенденцию ухудшения здоровья. Решением предложено введение в вузах инновационных оздоровительных и реабилитационных технологий проведения практических занятий по физической культуре Целью исследования стал поиск данных технологий и оценка здоровья студентов как до, так и после введения оздоровительных курсов, а также оценка их влияния на состояние обучающихся. Описаны программно-методические аспекты оздоровительных технологий и представлено содержание практической части. Организация дальнейшего исследования изменения здоровья студентов и определения динамики ряда показателей основывается на анализе и фиксации результатов наблюдений и опросов на занятиях по физической культуре. Результатами исследования стала положительная динамика по всем предложенным показателям физического развития студентов и улучшение их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харьковская Анна Григорьевна, Ильницкая Татьяна Александровна, Сень Сергей Викторович, Кузнецова Зинаида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE HEALTH AND REHABILITATION TECHNOLOGIES FOR CONDUCTING PRACTICAL EXERCISES ON THE DISCIPLINE "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT"

The article raises the health problems of the country's population and the younger generation, in particular. The factors influencing the tendency of health deterioration are described. The solution proposed the introduction of innovative health improving and rehabilitation technologies in universities for conducting practical exercises in physical culture. The program and methodological aspects of health technologies are described and the content of the practical part is presented. Organization of further research of changes in students' health and determination of the dynamics of a number of indicators is based on the analysis and fixation of the results of observations and surveys in physical culture lessons. The results of the study were positive dynamics in all the proposed indicators of physical development of students and the improvement of their health.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ"»

34,7%. К концу года количество обучающихся, не выполнивших норматив «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» снизилось с 21,7% до 0%, а выполнивших на «золото» увеличилось в 3 раза. Также отмечено, что в конце года данный норматив все исследуемые выполняли не ниже «серебряного» значка. Количество обучающихся, не выполнивших норматив теста «Прыжок в длину с места» к концу года снизилось более, чем в 3 раза (на 39,1%) за счет равномерного увеличения количества сдавших норматив на значки различного уровня. Особое внимание стоит уделить результатам теста «Поднимание туловища из положения, лежа на спине». Если в начале года ни одна из обучающихся не выполняла данный норматив на «золото», то уже к концу года «золотой» значок в данном тесте имела каждая вторая обучающаяся (52,2%). Количество девушек, не сдавших данный норматив с начала до конца года снизился на 47,9% (p<0,01).

ВЫВОДЫ

Таким образом, внедрение комплексов кроссфита в процесс физического воспитания в высшем учебном заведении способствовало повышению физической подготовленности и развитию физических качеств у обучающихся, неспортивного факультета, что повлекло за собой более успешное выполнение нормативов ВФСК «ГТО». Наиболее значимые изменения произошли в тестах скоростной и силовой направленности, а именно «Бег на 30 м», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» и «Поднимание туловища из положения, лежа на спине».

ЛИТЕРАТУРА

1. Кокорев Д. А. Содержание физического воспитания студентов на основе функционального многоборья (кроссфита) / Д.А. Кокорев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 44-50.

2. Голубева С.Е. Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе / С.Е. Голубева // Новая наука: психолого-педагогический подход. - 2017. - № 3. - С. 32-34.

3. Обоснование содержания высокоинтенсивного многофункционального тренинга кроссфита / А.Г. Галимова, М.Д. Кудрявцев, В.А. Глубокий, Г.Я. Галимов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 1. - С 143-148.

REFERENCES

1. Kokorev, D.A. (2017), "The content of physical education of students on the basis of functional all-around (crossfit)", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport., No. 1, pp. 44-50.

2. Golubeva S.E. (2017), "Crossfit as a direction of improving the process of physical education at a university", New Science: Psychological and Pedagogical Approach, No. 3, pp. 32-34.

3. Galimova, A.G. Kudryavcev, M.D., Glubokij, V.A., Galimov, G.Ya. (2017), "Substantiation of the content of high-intensity multifunctional crossfit training", Bulletin of the Buryat State University, No. 1, pp. 133-148.

Контактная информация: kris4450@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2021

УДК 796.035

ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Анна Григорьевна Харьковская, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Ильницкая, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Сень, доцент, Зинаида Васильевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация

В статье подняты проблемы здоровья населения страны и молодого поколения, в частности. Описаны факторы, влияющие на тенденцию ухудшения здоровья. Решением предложено введение в вузах инновационных оздоровительных и реабилитационных технологий проведения практических занятий по физической культуре Целью исследования стал поиск данных технологий и оценка здоровья студентов как до, так и после введения оздоровительных курсов, а также оценка их влияния на состояние обучающихся. Описаны программно-методические аспекты оздоровительных технологий и представлено содержание практической части. Организация дальнейшего исследования изменения здоровья студентов и определения динамики ряда показателей основывается на анализе и фиксации результатов наблюдений и опросов на занятиях по физической культуре. Результатами исследования стала положительная динамика по всем предложенным показателям физического развития студентов и улучшение их здоровья.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, инновационные технологии, оздоровительные технологии, физическая подготовка, оценка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p349-352

INNOVATIVE HEALTH AND REHABILITATION TECHNOLOGIES FOR CONDUCTING PRACTICAL EXERCISES ON THE DISCIPLINE "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT"

Anna Grigoryevna Kharkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Ilnitskaya, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Sergey Viktorovich Sen, the senior lecturer, Zinaida Vasilievna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Kuban state agrarian University named after

I.T. Trubilin

Abstract

The article raises the health problems of the country's population and the younger generation, in particular. The factors influencing the tendency of health deterioration are described. The solution proposed the introduction of innovative health improving and rehabilitation technologies in universities for conducting practical exercises in physical culture. The program and methodological aspects of health technologies are described and the content of the practical part is presented. Organization of further research of changes in students' health and determination of the dynamics of a number of indicators is based on the analysis and fixation of the results of observations and surveys in physical culture lessons. The results of the study were positive dynamics in all the proposed indicators of physical development of students and the improvement of their health.

Keywords: health, physical education, innovative technologies, health technologies, physical training, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

В наше время как никогда актуален вопрос здоровья молодого поколения - будущего страны. Меняется образ жизни в связи в постпандемической обстановкой в мире, развитием новых информационных технологий и пространств. Всё в большей степени обучающиеся вузов и выпускники, а также старшее поколение переходят на удалённое обучение и работу, увеличивая шанс формирования патологий и отклонений от нормы организма посредством постоянной малоподвижной, «сидячей» деятельности. Появляется риск и повышенного загрязнения воздушного бассейна, поскольку множество городов и населенных пунктов подвержены влиянию работ промышленных предприятий из-за чего угроза здоровью значительно увеличивается. Выходом из данной ситуации может послужить ввод инновационных оздоровительных и реабилитационных технологий в рамках практических занятий физической культурой в вузах. Цель работы заключается в поиске инновационных оздоровительных и реабилитационных технологий проведения практи-

ческих занятий по дисциплине «элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузах, оценке здоровья студентов и влияния новых методик на их состояние.

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программно-методической основой оздоровительно-реабилитационных технологий являются электронные учебные и методические пособия, компьютерные обучающие программы и тесты, где инновационный аспект - использование технологического оборудования и сетевого программного обеспечения при ведении занятий физической культуры, к практической части относятся образовательные программы с включением оздоровительных комплексов упражнений и видов спорта на практических и самостоятельных занятиях. В качестве инновационных средств предлагаются (и используются): периодические занятия со студентами в бассейне; физические упражнения на гибкость, развивающие мышечно-суставной аппарат, влияющий на вегетативные функции организма; упражнения с включением дополнительного инвентаря (гимнастические палки и мячи, массажный роллер, подушки, медбол и др.); упражнения на формирование правильной осанки; упражнения для увеличения подвижности суставов; методики, влияющие на состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы; комплекс упражнений по аэробике и йоге; традиционные занятия общей физической подготовки.

Однако перед введением новых оздоровительных технологий следует провести анализ необходимости реализации инновационных программ. Для проведения анализа и последующих исследований были выбраны 3 группы студентов разных прикладных направленностей 1-3 курсов, в общем 67 человек. После проведения анализа оценивается влияние нововведённых оздоровительно-реабилитационных программ на состояние здоровья обучающихся. Оценка основывается на ряде исследований и фиксации результатов наблюдения за студентами и опросов на практических занятиях по элективным курсам физической культуры и спорта по выбранным параметрам и при медицинском осмотре до и после курса оздоровительных занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимость реализации программ обуславливается уровнем состояния здоровья студентов, при первичном медицинском осмотре и начальных занятиях физической культурой фиксируются антропометрические данные, функциональные пробы, показатели соматического и психологического здоровья, уровень физической подготовленности и состояние здоровья (сдача анализов, посещение врачей). По результатам осмотра 70,15% (47 человек) попадают в подготовительную и специальную медицинские группы, 8,96% (6 человек) освобождаются от занятий физической культурой и только 20,89% (14 человек) определяются в основную медицинскую группу. С целью восстановления здоровья студентов и вводится инновационная оздоровительно-реабилитационная технология занятий. Изменение общего процесса восприятия физической культуры и роста физической подготовки обучающихся можно наблюдать в таблице 1.

Таблица 1 - Параметры физической активности и восприятия физической культуры студентами_

Параметр До (%) После (%) Прирост (%)

Имеют высокий и средний уровень физической подготовленности 41,79 70,15 28,36

Отслеживают свое состояние здоровья 40,2 62,69 22,49

Практикуют активные занятия физической культурой 31,34 53,73 22,39

Посещают дополнительные секции 11,94 38,81 26,87

Соблюдают режим дня, труда и отдыха 26,87 49,25 22,38

Соблюдают режим питания 38,81 61,19 22,38

Занимаются повышением уровня здоровья методами физической культуры 31,34 86,57 55,23

Данные берутся на начало занятий, когда инновационные программы не были введены и на конец экспериментального курса, составляющего 1 семестр. Соотношение по параметрам рассчитывается как процент количества человек, относящихся к исследуемому параметру из 100% (67 человек) экспериментальной группы.

В ходе исследования по параметрам установлено, что, при занятиях по элективным курсам физической культуры и спорта при введении инновационных оздоровительных технологий, физический и оздоровительный потенциал обучающихся по каждому выделенному направлению выше 22%. Наиболее успешно был развит параметр повышения состояния здоровья методами физической культуры. Так как после семестра занятий по новым технологиям студенты начали также самостоятельно оздоравливаться методами физической культуры и, в общем, получили мотивацию к сохранению здоровья и развитию физических возможностей.

Медицинские показатели студентов с окончанием курса оздоровительно-реабилитационных тренировок значительно улучшились. Замечено нормальное восстановление дыхания после занятий и быстрая нормализация пульса к спокойному состоянию (10-15 минут), при первичных замерах частоты сердечных сокращений (до курса) восстановление пульса выходило за рамки нормы (20-30 минут). Зафиксирована положительная динамика роста активной массы тела и снижение жировой. Улучшена осанка и амплитудные возможности тела, ухудшение самочувствия к концу занятий не наблюдается.

ВЫВОДЫ

Таким образом, инновационные оздоровительные и реабилитационные технологии проведения практических занятий по дисциплине «элективные курсы по физической культуре и спорту» станут не только решением глобальных проблем страны по восстановлению образа жизни и улучшению качества здоровья молодого поколения, но и откроют для обучающихся вузов новые возможности в оздоровлении и развитии своих физических качеств. Исследования введения инновационного курса показывают положительное влияние на психическое и физическое состояние студента, а также улучшение его здоровья по медицинским показателям.

Контактная информация: 73xanna73@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2021

УДК 796.92

ВАРЬИРОВАНИЕ ОБЪЕМА НАГРУЗКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПРЕДСЕЗОННЫЙ ПЕРИОД

Николай Николаевич Цирульников, кандидат педагогических наук, Сергей Николаевич Воробьев, кандидат педагогических наук, Владимир Викторович Прокопенко, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной

гвардии Российской Федерации, Игорь Евгеньевич Кабаев, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича, Георгий Тимофеевич Годжиев, старший преподаватель, СевероОсетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ

Аннотация

С целью изучения взаимосвязи между интенсивностью тренировочной нагрузки и уровнем физической подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков в период предсезонной подготовки проведено исследование оптимальности применения средств второй зоны интенсивности в объеме до 8% от общего времени тренировочной нагрузки. Установлены оптимальные величины нагрузки, не превышающие её критические параметры в тренировочном процессе. Получен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.