2. Гершунский Б.С. Россия: образование и буду- 3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная
щее: (Кризис образования в России на пороге XXI в.). педагогика. - Минск: Амалфея, 2000.
- Челябинск, 1992. 4. Поташник М.М. Инновационные школы Рос-
сии - М., 1996.
Базаров Цырен Раднаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуни-верситета. E-mail: fktrc2003@inbox.ru
Bazarov Tsyren Radnaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. E-mail: fktrc2003@inbox.ru
УДК 373.2.016
© Г.М. Борликов
Инновационные направления развития региональной системы профессионального образования
В данной статье рассмотрены проблемы инновационного развития профессионального образования на региональном уровне. Проанализированы факторы, обусловливающие необходимость активизации инновационной деятельности. Основное внимание в работе акцентировано на том, что в регионах центрами формирования инновационной экономики являются классические университеты с развитой инфраструктурой.
Ключевые слова: образование, модернизация, инновационное развитие, инновационная инфраструктура, кластер.
© G.M. БотШоу
Innovative trends in the development of regional system of professional education
The article deals with the problems of innovative development in the sphere ofprofessional education at a regional level. The factors conditioning a necessity of innovative development activization have been analyzed. Particular attention in the article has been paid to the argument that classical universities with their developed infrastructure are the centers of innovative development formation.
Keywords: education, modernization, innovative development, innovation infrastructure, cluster.
Современный этап цивилизационного развития характеризуется переходом к инновационной экономике, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических решений в различные сферы деятельности.
В связи с этим главным ресурсом становится человек, его способность осуществлять и воспринимать инновации, соответственно, важнейшее место в экономическом развитии ведущих мировых держав занимает инновационная деятельность, которая должна являться приоритетом для государств, стремящихся найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой экономике.
Необходимость активизации инновационной деятельности в Российской Федерации продиктована процессами глобализации и интеграции страны в мировое сообщество, которые требуют поиска собственного места национальной экономики в мировом хозяйстве. Экспорт сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки уже не в состоянии обеспечить стабильное по-
ложение на мировых рынках. Необходимо развитие отраслей по выпуску высокотехнологичной продукции, имеющей некоторые преимущества перед зарубежными аналогами, либо вообще не имеющей аналогов. В этих условиях главной задачей инновационной экономики является не только поставка на внутренний и внешний рынок конкурентоспособной продукции, пользующейся относительно устойчивым спросом, но и постоянное поддержание данной конкурентоспособности на высоком уровне.
Вместе с тем преодоление сырьевой направленности невозможно лишь за счет привлечения на внутренний рынок иностранных инвесторов. Достигнутый в последние годы экономический рост во многом обусловлен ростом цен на основные виды экспортируемого сырья и увеличением добычи нефти, газа, руд цветных и черных металлов.
И повышение профессионального образования позволит снять напряжение в отрасли научно-технического потенциала, именно этого ресурса не было у большинства передовых стран,
когда они начинали свое индустриальное развитие несколько десятилетий назад.
В нашей стране в ходе проводимых реформ удалось сохранить научно-технический потенциал, достаточный для решения актуальных проблем ее социально-экономического развития. Однако неразвитость инновационной деятельности не позволяет в полной мере получать отдачу от достижений отечественной науки. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными, что не позволяет привлечь дополнительные источники финансирования научно-исследовательской деятельности. По этой причине труд научных работников должным образом не оплачивается, происходит отток кадров, бесполезное рассеивание научно-технического потенциала страны. В этом аспекте развитие инновационных процессов должно не только сохранить научный потенциал, но и способствовать его дальнейшему развитию.
В перспективе ориентиром развития страны становится инновационный тип развития, в основе которого лежит непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства и степень реализации потребностей общества.
На современном этапе в РФ наблюдается снижение инновационной активности, что связано со значительным коммерческим риском инвестирования инновационной сферы, необходимостью вложения большого объема инвестиционных ресурсов и длительным сроком окупаемости, несовершенством правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, спецификой внутреннего рынка.
Одной из основных проблем в экономике является неразвитость связи науки с производством и действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара. А, как известно, наиболее эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением, является инновационная инфраструктура.
Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне направлена на социально-экономическое развитие субъектов РФ и кадровое обеспечение реализации инновационных проектов. Классические университеты в регионах являются центрами формирования и развития инновационной экономики. Диверсификация деятельности региональной системы
профессионального образования предполагает проведение исследований, связанных с научнометодическим обоснованием каждого направления деятельности, с формированием отраслевых кластеров. Оптимизация управления качеством подготовки специалистов, направленная на реализацию целей модернизации, позволит сформировать новую модель региональной инновационной системы профессионального образования.
Инновационная инфраструктура университета
- это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций и форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки. Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы. Последняя включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов [4].
Формирование инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования должно происходить на основе оптимизации системы управления в условиях ее модернизации, обеспечивающей научнометодическое прогнозирование и анализ развития образования, мониторинг, статистику для интеграции науки, образования и производства на основе имеющихся научно-исследовательского и организационно-технического потенциалов университета - ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» и инновационных предприятий региона [1].
Калмыцкий государственный университет является в регионе не только интегрированным пространством для образовательной, научноисследовательской и производственной деятельности структурных подразделений КалмГУ, но и региональной технико-внедренческой зоной для реализации инновационных проектов и развития малого наукоемкого предпринимательства по профильным направлениям образовательной деятельности университета.
Становление инновационно-технологического комплекса КалмГУ как базового элемента национальной инновационной региональной системы профессионального образования Республики Калмыкия, способно обеспечить трансформацию научных знаний в конкурентоспособный на международном рынке товар.
Интеграция КалмГУ в экономическое, социальное и интеллектуальное пространство Рес-
публики Калмыкия позволит активно участвовать в модернизации ведущих кластеров региональной экономики (агропромышленного, строительного) в рамках системного взаимодействия университета со структурными подразделениями, академическими институтами, органами власти, предприятиями региона и другими субъектами рыночной экономики [3].
Коллективом авторов разработана схема взаимодействия и сотрудничества ФГБОУ «Калмыцкий государственный университет» с ведущими академическими и научными организациями: Южным отделением РАО, СевероКавказским научным центром, Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН, Калмыцким научно-исследовательским институтом сельского хозяйства. Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Калмыцкого государственного университета и использованы в системе повышения квалификации работников муниципальных органов управления Республики Калмыкия, национальнорегиональной системы образования, академической мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава КалмГУ, Волгоградского государственного социальнопедагогического университета, Южного Федерального университета, Астраханского государственного университета, Казанского (Поволжского) Федерального университета, Атырауского государственного университета им. Х. Досмуха-медова (Казахстан).
В Калмыцком государственном университете по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках аналитической Федеральной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009/11 годы)» коллективом авторов было проведено ис-
следование на тему «Формирование инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования на основе оптимизации системы управления в условиях модернизации», был разработан Проект мероприятий по формированию инновационной инфраструктуры Калмыцкого государственного университета на 2011-2015 гг. [2]. В этом проекте воплощены идеи авторов о создании и обосновании эффективной модели региональной инновационной системы профессионального образования, основанной на функционировании отраслевых кластеров как механизма оптимизации управления качеством образования в условиях модернизации. В настоящее время проект находится на стадии реализации.
Литература
1. Борликов Г.М., Манцаев Н.Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регионального университета в формировании культурнообразовательного пространства: материалы между-нар. науч.-практ. конф. (Элиста, 2010). - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.
2. Формирование инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования / под ред. проф. Г.М. Борликова, З.О. Ке-кеевой. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012.
3. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы Х Междунар. образовательного форума: 2 ч. (Белгород, 24-26 окт. 2006 г.) -Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
4. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. -URL: http:// www.miiris.ru
Борликов Герман Манджиевич, доктор педагогических наук, профессор, президент Калмыцкого государственного университета, заведующий кафедрой технологии и менеджмента профессионального образования. E-mail: president@kalmsu.ru
Borlikov German Mandzhievich, doctor of pedagogical sciences, professor, president of the Kalmyk State University, head of the department of technology and management of vocational education. E-mail: president@kalmsu.ru
УДК 37.017.93
© П.С. Быргазов
Феномен духовности в отечественной системе образования с 1991 по 1993 г.
В статье рассматриваются вопросы влияния православия на систему образования в постсоветской России. На основе анализа статей, опубликованных в журнале «Педагогика», автор попытался осмыслить изменения педагогических идей начала 90-х гг. XX в. по проблеме формирования духовности.