Научная статья на тему 'Инновационные направления развития образования при подготовке специалистов'

Инновационные направления развития образования при подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / INNOVATIONS / EDUCATION SYSTEM / INTEGRATION / EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнездова Юлия Владимировна

В статье рассмотрены особенности развития партнерских взаимоотношений в сфере профессионального образования. Социальное партнерство играет важную роль в формировании и реализации политики в области профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнездова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRENDS OF DEVELOPMENT IN EDUCATION TRAINING OF SPECIALISTS

The article considers the peculiarities of the development of partner relationships in the sphere of vocational education. Social partnership plays an important role in the formation and implementation of policy in the field of vocational education.

Текст научной работы на тему «Инновационные направления развития образования при подготовке специалистов»

в современных условиях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. №5 (56). С.40-45

3. Величко Н.Ю., Аджба А.З. Влияние лояльности персонала на эффективность компании // Управление и экономика в XXI веке. - 2015. - № 1.

- С. 36-40.

4. Кайгородова Г.Н. Повышение эффективности системы управления инвестиционной деятельностью страховщика // Казанский экономический вестник. - 2013. - № 6(8). - с. 44-48.

5. Мустафина А.А. Направления повышения эффективности планирования как элемент системы управления кредитным портфелем банка // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - №2. - с. 65-67.

6. Мустафина А.А. Повышение эффективности системы управления кредитным портфелем банка // Казанский экономический вестник. - 2013. - №6 (8). - с. 49-52.

7. Мустафина А.А., Кайгородова Г.Н. Система рисков предприятий реального сектора экономики в реализации инновационной деятельности // В книге: Взаимодействие финансово-кредитных институтов и предприятий реального сектора в реализации инновационной деятельности. - Москва, 2016.

- с. 260-274.

8. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт URL: http://www.cbr.ru

менеджмент в образовании

Гнездова Ю.В.

инновационные направления развития образования при подготовке специалистов

В современных условиях изменяющейся социально-экономической ситуации актуальным является установление партнерских отношений между ВУЗом и заинтересованными сторонами при подготовке кадров, которые должны быть востребованы сегодня на рынке труда. Динамика исторического развития образования определена процессами сохранения традиций, внедрением инноваций, их взаимодополняемости. Сохраняя востребованность сегодня в России, эти яв-

ления изменяют свою конфигурацию, приобретают различные концептуальные рамки. Процесс интеграции России в мире, с ее особым геополитическим, этническим и религиозным положением, создает иную систему измерения трансформаций и актуализирует проблематику культуры регионов. Очевидно, теперь можно говорить о значительном увеличении тенденций интернационализации образования, о росте удельного веса его международной составляющей, в частности, под воздействием тенденций глобализации экономики, развития современных глобальных информационных сетей. В России и других странах СНГ модным оказался термин «интеграция системы образования в мировое образовательное пространство», который получил в России даже определенную легитимность. Кардинальные изменения, которые произошли в конце XX века прошлого столетия в экономической и социальной сферах, императивы зарождающегося информационного общества, стремительное развитие научных знаний, информационных и коммуникационных технологий поставили качественно новые задачи перед мировым сообществом. В этих условиях неизмеримо возросла роль образования, важной чертой развития которого является его интеграция и глобализация.

Показатель качества подготовки специалистов сегодня может быть представлен в двуедином коде. Обобщая первые параметры и свойства учебного процесса, в ходе которого обучающийся формирует общепрофессиональные компетенции, мы можем определить совокупность характеристик качества подготовки специалиста со стороны ВУЗа («потенциальное качество»). Вторые параметры определяются предприятием как профессиональные компетенции, как его требования к работнику, зависящие от показателей деятельности предприятия и уровня его развития («востребованное качество»). Качество подготовки специалистов - основной показатель, который определяет конкурентоспособность ВУЗа, поэтому его позиционирование на рынке образовательных услуг в основной степени зависит от эффективности его взаимодействия с предприятиями-потребителями выпускников высших образовательных учреждений [1]. Сегодня Советом Европы признаны универсальными пять ключевых компетентностей: коммуникативная, когнитивная, социальная, межкультурная, информационная. Данные универсальные компетенции максимально продуктивны для деятельности молодых специалистов в разных профессиональных сообществах.

Сегодня распространение в научной литературе получило толкование компетентности как сложного интегрированного качества личности, обусловливающего возможность выполнять некоторую профессиональную деятельность. В этом контексте спектр профессиональной компетентности достаточно велик. Он включает не отдельные знания, умения или совокупность процедур деятельности, а, скорее, свойство, позволяющее человеку осуществлять целостную деятельность.

В работах петербургских ученых под профессиональной компетентностью понимается «интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных си-

туациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Профессиональная компетентность, с ее деятельностным характером, есть проекция обобщенного опыта жизнедеятельности в профессии на определенную сферу - область профессиональной деятельности. Здесь компетентность выступает ситуативной категорией, которая выражается в готовности к решению социально-профессиональных задач в деятельности на основе освоенного содержания учебных дисциплин при актуализации необходимых для ее успешности личностных качеств [2]. Профессиональная компетентность есть индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, сочетание психических свойств, обеспечивающих выполнение определенных трудовых функций [3]».

В современных условиях ВУЗы становятся важным социальным институтом для государства и одновременно институтом рыночной экономики, который предоставляет широкий круг образовательных услуг. В настоящее время рынок образовательных услуг в большинстве российских регионов высоко насыщен. В стране действует огромное количество филиалов ВУЗов различных форм собственности, играющих роль в воспроизводстве рабочей силы, что формирует как на рынке труда, так и на образовательном рынке определенный уровень конкуренции. Однако для свободной конкуренции необходимо преодоление монополии на рынке образовательных услуг. Данная проблема актуальна для России в связи с гипертрофированным развитием высшей школы в мегаполисах Москвы и Санкт-Петербурга и размещением в двух столичных городах практически всех ведущих и элитарных ВУЗов, наличием уникальных вузов-монополистов приобретает важное практическое значение. Государство может создать условия для здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг разных форм оказания образовательных услуг, так как основным «товаром» высших учебных заведений являются подготовленные специалисты. Ориентация на длительные и взаимовыгодные взаимоотношения вуза с бизнес-сообществом как партнеров, которые признают единые цели и ценности и готовы совместно действовать для их достижения, сегодня требует новых подходов, изменения методов и форм в управлении деятельностью ВУЗов.

Сегодня при высокой степени компьютеризации, которая охватила все стороны деятельности системы высшего образования страны, привела к созданию вузов нового типа - виртуальных университетов. Учебный процесс в этих учебных заведениях осуществляется исключительно через интерактивные технологии, что является удобной формой получения высшего образования для тех, кто живет далеко от ближайших университетов или не имеет возможности присутствовать на традиционных лекциях и семинарах в связи с тяжелым заболеванием, а также из-за большой занятости на основной работе [4].

Поиск соответствующей организационной структуры для учреждений образования в России, которые обеспечивали бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» - важнейшая

проблема XXI века. Цели создания консорциумов или их реконструкция могут быть различными: политическими, экономическими, оборонными, региональными. Критерии оценки их деятельности только экономические: прибыльность и конкурентоспособность.

литература

1. Алтунина В.В. Государственное и частное образование: мировой опыт и российские реалии // Высшее образование сегодня. 2011. №4.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] /А.К. Маркова.-М.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 1996.-308 с.

3. Суслова, Е.А Социокультурные проблемы профессиональной компе-тент-ности [Текст] /Е.А. Суслова // Наука о культуре: итоги и перспективы: на-уч.-информ. сб.- Вып. 2. - М., 2002. - С. 2-27.

4. Ирхен, И.И. Российское образование в сфере культуры и искусства: глобальные и региональные измерения : дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Ирхен Ирина Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].-Москва, 2012. - 435 с.

Зиннуров Ф.К., Жуковская И.В., Чанышева Г.Г.

экономическая эффективность системного мониторинга в системе высшего профессионального образования

В настоящее время одним из перспективных направлений в системе высшего профессионального образования является создание системного мониторинга эффективности высшего образования, охватывающего все основные уровни управления: вузовский, региональный, федеральный. При этом выделяется внешнее системно-социальное качество, которое определяется различными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.