ROLE OF THE CURATOR IN THE FORMATION OF STUDENTS' INTEREST IN THE CHOSEN SPECIALTY VETERINARIAN
Sitdikov R.I., Girfanova F.G., Girfanov A.I.
Summary
The question received by the students of the specialty is relevant throughout the learning process. So you must constantly maintain the interest of students to their chosen profession, which should be held regularly curator hours and annual monitoring of curatorial work and issue to the selected specialty.
УДК 619:636.266
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
Ситдиков Р.И. - д.в.н., профессор, зав. кафедрой; Миншагаева Ф.И. - к.в.н., доцент; Гирфанова Ф.Г. - к.б.н., ст. преподаватель; Тяглова И.Ю. - к.б.н., ст. преподаватель;
Гирфанов А.И. - к.в.н., ассистент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 238-25-69
Ключевые слова: инновация, информационные технологии, виртуальные миры, виртуальный анатомический музей, трехмерные модели органов, интернет - конференция.
Keywords: innovation, information technology, virtual worlds, virtual anatomical museum, three-dimensional model of internet - conference.
Одним из основных факторов подготовки вузом высококвалифицированных специалистов является инновационная деятельность образовательного учреждения. ГОС ВПО нового поколения предполагает принципиально новый план проектирования нормы качества современного высшего образования как стандартной компетентной модели с использованием кредитной системы. Она адекватна новому времени развития мировой цивилизации, адаптированности его к стратегическим проблемам и задачам социально - экономического развития России, дальнейшему реформированию образования на основе традиций достижений Российской высшей школы, с учетом Болонских процессов. Учитывая вышеизложенное, при КГАВМ совместно с МСХ и ПР РТ создаются учебно-производственные комплексы, лаборатории, классы, так как подготовить современного специалиста можно только посредством обучения современным технологиям при наличии приборов и
оборудования для профилактики, диагностики и лечения больных животных.
При изучении морфологических дисциплин в учебном процессе необходимо использовать наряду с общепринятыми, классическими методами современные информационные технологии, которые предоставляют широкий выбор доступной техники для обеспечения учебного процесса и заинтересованности обучающихся. Наиболее распространены такие формы представления материалов, как мультимедийные лекции, интерактивные опросы, дистанционные курсы обучения, использующие различные платформы в интернете.
Все большее внимание сейчас уделяется передовому направлению в области информационных технологий как такому - виртуальные миры. Виртуальные миры представляют собой новый и мощный инструмент для обучения, который предоставляет множество возможностей. Сотни учебных заведений по всему миру, включая Стэндфордский университет, Гарвардский университет, открытый Университет Великобритании, уже начали адаптацию своих учебных программ к виртуальной среде обучения.
Виртуальная среда значительно расширяет возможности современного преподавания. Занятие в виртуальном классе позволяет преподавателю наглядно продемонстрировать объекты, которые в реальной аудитории продемонстрировать невозможно. В отличие от уже традиционных on-line курсов и CD/DVD обучающих программ виртуальные миры дают более широкие возможности для развития социальных взаимодействий. Обычно использование методов дистанционного обучения связано с тем, что преподаватель лишается эффективной обратной связи с обучаемыми, поскольку он лишен возможности непосредственного наблюдения за реакцией студента на учебный материал. В Виртуальном пространстве этих недостатков удается избежать.
В современной жизни Интернет является неотъемлемой частью информационного мира и каждого студента. Сложно представить себе настоящую реальность без компьютерных классов и технологий, которые помогают успешно расширять спектр познаний и осваивать азы анатомии и другие вузовские дисциплины. Поэтому создание виртуального анатомического музея в трехмерном пространстве является актуальной идеей, навеянной временем (рис.1).
Рис.1. Здание анатомического музея в виртуальном пространстве.
Создание виртуального музея начиналось с элементарного фотографирования каждого препарата со всех его сторон, путем вращения вокруг своей оси. В итоге получалось около 32 фотографий с каждого препарата. Далее в программе 3D Software Object Modeler Pro производили обработку фотографий, убирая окружающий фон, оставляя только образ кости. После обработки всех фотографий при помощи той же программы, переводили плоское изображение в трехмерное путем соединения всех частей в одну. Затем производили сохранение образа и текстур данной кости. После этого сохраненный образ открывали в программе 3dsmax и с ее помощью переводили в формат html, который в дальнейшем, в программе RexMeshTool, переводили в формат mesh. Это и есть полученный продукт для размещения его в виртуальном анатомическом музее, который создан на базе клиента PaxGrid.
Пока все наше внимание (создателей музея) сконцентрировано на виртуальных изображениях костей и органов животных средней полосы: корова, лошадь, собака, свинья, птица. В последующем виртуальный музей пополнится скелетами тигров, крокодилов, чучел африканских животных из семейства жирафов и страусов, здесь и вправду будет на что посмотреть.
Отличие виртуального музея от сайтов состоит в том, что объекты в данном случае подчиняются физическим законам. В дополнение к этому, в музей могут войти одновременно несколько человек и общаться между собой, т.е. он является площадкой для встреч единомышленников.
Идея создания виртуального анатомического музея с объемным трехмерным изображением нашла поддержку у сотрудников кафедры анатомии и является весьма актуальной и перспективной.
Во-первых, таких музеев единицы, а в Татарстане аналогов нет и
вовсе.
Во-вторых, анатомическая наука, оставаясь одной из самых
консервативных наук, не подвержена частым изменениям, не оставляет места для новшеств и нестандартных подходов. Однако умелое использование преподавателями технических средств заметно повышает заинтересованность студенческой аудитории и повышает эффективность занятий.
В-третьих, остро стоит вопрос о сохранности реальных музеев, многие из которых являются уникальными и могут быть приравнены к национальному достоянию.
В-четвертых виртуальный подход может стать одним из этапов многоуровневого обучения с постепенным переходом с одного уровня на другой (кости, связки, мышцы, орган).
На сегодняшний день кафедра активно использует передовые информационные технологии для проведения лекций и практических занятий в рамках курса анатомии домашних животных
Широко используются мультимедийные средства для проведения лекций. Также кафедра активно осваивает технологию виртуальных миров для проведения практик и семинаров. Благодаря всевозрастающему интересу к технологии виртуальных миров среди молодежи, удалось организовать кружок студентов (Щеглинский Д.В., 107 гр. ФВМ, Шарифуллин Д.Ш., 107 гр. ФВМ и др.) и создать виртуальный музей.
Студенты и сотрудники кафедры активно занимались оцифровкой имеющихся экспонатов, размещали модели в виртуальном пространстве музея. Вначале была создана модель черепа лошади с оригинального экспоната, находящегося на кафедре. Череп был оцифрован и представлен в виде трехмерной модели (рис.2).
Рис. 2. Череп лошади в виртуальном классе анатомического музея. На базе данной трехмерной модели была разработана интерактивная
презентация для самостоятельного обучения студентов. Череп лошади постепенно разбирается на составные части, показывая студентам отдельные кости, входящие в его состав. После успешного применения трехмерной модели черепа лошади, который можно было видеть, студенты из имеющихся в виртуальном пространстве трехмерной модели костей черепа лошади могли собрать череп воедино.
Заинтересованность студентов также возрастает в связи с тем, что они работают в группе. Эффективный положительный отклик о работе с виртуальным пространством и создание виртуального анатомического музея дали толчок к подготовке студентами новых экспонатов и материалов для оцифровки. На сегодняшний день в виртуальном музее имеются трехмерные модели костей лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки и некоторые внутренние органы овцы.
Таким образом, благодаря трехмерному музею можно не только сохранять анатомические экспонаты, но и снимать ограничения, которые существуют в любом реальном музее. Здесь можно взять экспонат, рассмотреть и изучить его строение. В виртуальном музее студенты активно познают предметы, используя свой опыт, вместо пассивного восприятия изучаемого материала, организованного преподавателем. Кроме этого в виртуальном мире можно общаться с другими пользователями из разных концов Российской Федерации в действительном мире, в том числе и по голосовому каналу (рис. 3).
Рис. 3. Экспонаты в виде трехмерной модели в анатомическом музее.
Виртуальный анатомический музей будет доступен для студентов, преподавателей, ученых с любой точки мира, где есть доступ к сети Интернет. Музей формируется. На базе музея планируется создать учебный центр, который будет включать практические занятия по
анатомии. Преподаватели будут иметь возможность использовать помещение и экспонаты музея для проведения дистанционных лекций, практикумов, контрольных работ.
В связи с этим для широкого обсуждения данной идеи в виртуальном мире проводятся интернет-конференции, чтобы были выбраны подходы к тем или иным вопросам современной анатомии, гистологии и эмбриологии.
За последние годы вопросы современной анатомии, гистологии и эмбриологии животных не выносились на широкое обсуждение российских ученых. Причин этому несколько, прежде всего человеческий фактор. А нам очень хотелось внести живую струю в деятельность наших коллег. И особенностью данных конференций является: во-первых, попытка объединить ветеринарных морфологов России с выходом на более высокий уровень их сотрудничества, во-вторых, возможность прояснение конференции в новом формате с использованием технологии трехмерных виртуальных миров на базе сервера Pax Grid.
В апреле 2010 г. состоялась I Всероссийская виртуальная интернет-конференция. Для чего в виртуальном мире параллельно с созданием музея были сформированы дополнительные элементы, конференц-зал, кафе, где проводится круглый стол. С появлением базы был создан оргкомитет, программа конференции и приглашения, которые были разосланы по вузам страны.
Идея виртуальной конференции нашла заинтересованный отклик в различных регионах страны. В работе приняли участие 56 участников из 12 различных регионов, в их числе фигурировали 11 докторов наук, 26 кандидатов, а также аспиранты и соискатели. В оргкомитет поступило около 30 работ.
Конференция началась с экскурсии в виртуальный анатомический музей, в котором сегодня расположились трехмерные модели скелеты лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки и другие органы. Затем с приветственным словом выступил ректор академии Г.Кабиров, подчеркнувший особое значение данного мероприятия в развитии ветеринарии.
Первая виртуальная интернет-конференция прошла удачно, выпущены материалы конференции. За круглым столом было принято решение о проведении последующих виртуальных интернет-конференций.
На сегодняшний день сотрудниками кафедры анатомии при участии кафедр патанатомии и гистологии, паразитологии и радиобиологии, эпизоотологии и др. были проведены 2-я (2011), 3-я (2012), 4-я (2013) и 5-я (2014) Всероссийские с международным участием виртуальные интернет-конференции «Современные проблемы анатомии, гистологии и эмбриологии животных». 5-я интернет-конференция была посвящена 140-летию кафедры анатомии (рис.4).
Рис.4. Труды проведенных интернет - конференций
При проведении интернет - конференций были выявлены положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны проведения интернет - конференции:
- возможность существенного сокращения материальных затрат, связанных с транспортными расходами, размещением иногородних участников в гостинице и т.д.;
- возможность общения и обсуждения волнующих вопросов с коллегами из других городов;
- возможность участия в конференции при наличии компьютера с выходом в интернет;
- использование новейших информационных технологий в учебном процессе.
Отрицательные стороны проведение интернет-конференции:
- недопонимание некоторых руководителей о необходимости проведения аналоговых конференций;
- отсутствие финансовой поддержки для проведения данных конференций;
- слабая техническая оснащенность вузов;
- низкая компьютерная грамотность сотрудников.
Заключение. Таким образом, проведенные Всероссийские виртуальные интернет - конференции открыли новые возможности в общении и обмене информацией с другими вузами и научно -исследовательскими институтами, в том числе зарубежными.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ ДОМАШНИХ
ЖИВОТНЫХ
Ситдиков Р.И., Миншагаева Ф.И., Гирфанова Ф.Г., Тяглова И.Ю.,
Гирфанов А.И.
Резюме
На кафедре анатомии студентами и преподавателями создан виртуальный анатомический музей, трехмерные модели органов домашних животных, проводятся Всероссийские виртуальные интернет -конференции в формате 3Д.
INNOVATIVE METHODS IN THE TEACHING OF ANATOMY OF DOMESTIC
ANIMALS
Sitdikov R.I., Mikhaleva F.I., Girfanova F.Ye., Tyaglova I.Yu., Girfanov A.I.
Summary
The department of anatomy students and faculty created the anatomical museum, virtual 3D models of pets, a nationwide virtual inter.
УДК 15: 395: 378.180.6
О ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Селезнева Н.А. - преподаватель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-75
Ключевые слова: мораль и нравственность, личность, общество, образовательное учреждение, студент.
Keywords: morals and ethics, personality, society, educational institution, the student.
Требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных образовательных учреждений и определяющие социальный заказ государства на представителей данных профессий, довольно высоки. Это относится не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к профессионально-значимым качествам личности, в том числе к ее нравственным принципам.
Особую актуальность рассмотрению проблемы развития нравственных качеств будущих специалистов придает духовно-