Научная статья на тему 'Инновационные методы расширения капитальной базы российских коммерческих банков'

Инновационные методы расширения капитальной базы российских коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ БАНКА / BANK STOCK / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД / INNOVATIVE METHOD / ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / CAPITALIZATION / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / MERGERS AND ACQUISITIONS / INITIAL PUBLIC OFFERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пчелинцева Анна Станиславовна, Марин Максим Евгеньевич

В статье, на основе сопоставительного анализа российского и мирового опыта, рассматриваются наиболее перспективные методы расширения капитальной базы банков, которые в отечественной практике применяются пока еще сравнительно редко. Авторами проводится классификация методов в зависимости от размера банка и цели повышения капитализации, раскрывается их существо и условия применения, а также даны рекомендации по порядку использования в практике управления банками и регулирования банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пчелинцева Анна Станиславовна, Марин Максим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methods of Russian commercial banks stock base expansion

Based on the comparative analysis of Russian and world experience the article reviews the most perspective methods of banks stock expansion, which are quite rarely implemented in domestic practices. The authors make a classification of methods depending on the size of a bank and the objective of capitalization increase, uncovers the nature and condition of implementation, as well provides recommendations on their implementation in the bank management practices and regulation of banking system.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы расширения капитальной базы российских коммерческих банков»

©

о

о; <

О О

Инновационные методы расширения капитальном базы россииских коммерческих банков

Innovative methods of Russian commercial banks' stock base expansion

УДК 336.71

Пчелинцева Анна Станиславовна

заведующий кафедрой Сибирского государственного технологического университета (г Красноярск), кандидат экономических наук 660049, г Красноярск, пр. Мира, д. 82

Pchelintseva Anna Stanislavovna

660049, Krasnoyarsk, pr. Mira, 82

Марин Максим Евгеньевич

аспирант Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск)

660049, Красноярск, пр. Мира, д. 82

Marin Maxim Evgenyevich

660049, Krasnoyarsk, pr. Mira, 82

В статье, на основе сопоставительного анализа российского и мирового опыта, рассматриваются наиболее перспективные методы расширения капитальной базы банков, которые в отечественной практике применяются пока еще сравнительно редко. Авторами проводится классификация методов в зависимости от размера банка и цели повышения капитализации, раскрывается их существо и условия применения, а также даны рекомендации по порядку использования в практике управления банками и регулирования банковской системы.

Based on the comparative analysis of Russian and world experience the article reviews the most perspective methods of banks' stock expansion, which are quite rarely implemented in domestic practices. The authors make a classification of methods depending on the size of a bank and the objective of capitalization increase, uncovers the nature and condition of implementation, as well provides recommendations on their implementation in the bank management practices and regulation of banking system.

Ключевые слова: собственный капитал банка, коммерческий банк, инновационный метод, первичное размещение акций, капитализация, слияния и поглощения

Keywords: bank stock, commercial bank, innovative method, initial public offering, capitalization, mergers and acquisitions

Изменение условий функционирования банковской системы приводит к необходимости наращивания собственного капитала банков для повышения их надежности, уменьшения вероятности банкротства и сокращения излишнего риска для кредиторов и вкладчиков. Проблема недостаточной капитализации банковского сектора России, испытывающего острый дефицит капитала, стала особенно актуальной в условиях мирового финансового кризиса [1, с. 189].

Наращивание собственного капитала связано с необходимостью повышения надежности и обеспечения эффективной деятельности, что вызвано суммарным воздействием внешних и внутренних факторов. Внешними (глобальными) факторами капитализации банковского сектора можно считать: становление самостоятельного транснационального капитала, финансовую глобализацию, рост международных потоков капитала, переливы капитала, концентрацию капитала на рынке финансовых услуг, конъюнктуру мирового

рынка капиталов. Внутренними (национальными) факторами капитализации банковского сектора принято считать инфляцию, ситуацию в экономике, растущие издержки по формированию собственного капитала, требования инвесторов к капиталу, требования регуляторов к капиталу.

Необходимость расширения капитальной базы на современном этапе развития банковской системы обусловлена двумя основными причинами. Первая — это ужесточение нормативных требований Банка России. В частности, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 11 июля 2011 г.), минимальный размер собственного капитала коммерческого банка с 1 января 2010 г. установлен в размере 90 млн руб., а с 1 января 2012 г. он составит 180 млн руб. В связи с этим ужесточением были отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности у нескольких десятков мелких региональных банков. Кроме того, Правительство РФ неоднократно делало заявление о целесообразности повысить минимальный размер капитала банков до 1-3 млрд руб. с последующим его индексированием в зависимости от инфляции [2, с. 22]. К тому же Центральный Банк устанавливает такой относительный показатель, как уровень достаточности капитала банка. Отсюда появляется вторая причина — для расширения объемов активных операций и увеличения привлекаемых ресурсов банкам необходимо иметь соответствующий уровень собственных средств.

Источники прироста банковского капитала традиционно делятся на внутренние (самостоятельно генерируются банком) и внешние (поиск инвесторов) [3, с. 278]. Основными факторами роста собственного капитала отечественных банков за последние пять лет оставались собственная прибыль банков, средства акционеров и субординированные кредиты, полученные в качестве господдержки банковского сектора. Однако, как показывает практика, применение только этих методов не дает должного эффекта, так как российская банковская система по уровню капитализации сильно отстает от развитых стран [2, с. 195].

Развитие экономики страны и соответствующей ей банковской системы требует существенного абсолютного прироста капитала, для чего предстоит активи-

зировать, в первую очередь, инновационные механизмы пополнения капитала банков. Под инновацией в чистом виде понимается существенное изменение в какой-либо области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике [4, с. 14-15]. Поэтому любой метод расширения капитальный базы банка, который ранее широко не использовался в российской практике, является инновационным. Инновации в российском банковском бизнесе применяются при разработке и выводе новых банковских продуктов и услуг. При расширении капитальной базы российские банки не используют инновационные методы. В связи с вышесказанным задача использования инновационных методов для расширения капитальной базы является на данный момент особо актуальной, тем более в свете предстоящего вступления России в ВТО.

Анализируя опыт иностранных коммерческих банков и тенденции в сфере научно-технического прогресса, можно выделить ряд наиболее перспективных инновационных методов докапитализации отечественных коммерческих банков.

Первый метод — выход банков на рынок IPO (первичное публичное размещение акций на фондовой бирже), что позволяет обеспечить до 80% роста капитала банковской системы. Однако требуемого прироста капитала можно будет достичь только в случае модернизации инфраструктуры фондового рынка и принятия мер по упрощению и повышению доступности выхода банков на рынок капиталов [5, с. 91].

Необходимо отметить, что средства, аккумулированные за счет IPO, могут быть направлены на решение различных задач: увеличение капитала, привлечение средств на финансирование инвестиционных проектов и расширение деятельности, финансирование приобретения новых активов и т. д. Поэтому в проспекте эмиссии необходимо указать, что целью данного публичного размещения акций банка является докапи-тализация. Побочным положительным эффектом от IPO в данном случае будет допуск акций к публичному обращению (их сможет купить любой желающий инвестор) и повышение прозрачности и информационной открытости деятельности коммерческого банка.

Крупным российским коммерческим банкам при проведении IPO следует размещать акции одновременно на ММВБ, РТС и зарубежной площадке (чаще всего выбирается London Stock Exchange, хотя в последнее время эмитенты начинают проявлять интерес к Hong Kong Stock Exchange). Мелким и средним банкам следует сфокусировать свое внимание на одной из отечественных фондовых бирж. Средние и мелкие банки, по сравнению с крупными, имеют больший потенциал в перспективности IPO, так как их акции можно продавать со значительным мультипликатором P/E (капитализация к прибыли) в расчете на то, что их деятельность будет развиваться намного быстрее рынка. Проблема, однако, состоит в том, что подавляющее большинство региональных банков не рассматривает рынок ценных бумаг как механизм привлечения ресурсов, а для средних и мелких банков этот метод представляется достаточно затратным — 1,5-2% от номинального объема выпуска. Кроме того, у большинства банков, особенно в регионах, отсутствует рыночная капитализация. Из 25 коммерческих банков, акции которых обращаются на российском биржевом рынке, только 4 — региональные. Между тем, размещение всего лишь 20% акций российской банковской системы на рынке может привлечь более 30 млрд долл. в течение следующих двух лет [Там же].

В целом для небольших банков IPO как механизм < увеличения собственного капитала является малодо- ^ ступным по двум причинам. Во-первых, из-за высокой о суммы аккордных издержек на осуществление IPO, < а во-вторых, из-за нежелания действующих собствен- i ников терять контроль над управлением коммерческим е^ банком. Основным тормозящим фактором публичного £ размещения акций банков является слабая заинте- ^ ресованность в IPO со стороны широкого круга по- m тенциальных инвесторов. Это связано с проблемой 8 обвала акций сразу после их размещения. Данный < тезис подтверждается примерами «народных» IPO ^ Сбербанка и банка ВТБ. Доказательством этого служат © изменения котировок акций данных банков на фондовой площадке ММВБ. Устраняется вышеуказанная проблема путем продажи акций по адекватным, а не завышенным ценам.

Второй метод — сделки по слияниям и поглощениям (меры банковской консолидации). Данный механизм предусматривает либо слияние двух и более примерно равных по размеру банков (например, объединение московского МДМ-банка и сибирского Урса-банка, которое завершилось еще в 2009 г.), либо поглощение (покупка) крупным банком значительно более мелких, которые не соответствуют по своему капиталу предъявляемым нормативным требованиям.

Преимущество банковской консолидации заключается в экономии на масштабах, интеграции различных сфер банковской деятельности, получении синергетического эффекта (возможность расширить деятельность) и увеличении абсолютного значения собственного капитала нового коммерческого банка. Основной недостаток данных сделок заключатся в устранении жизнеспособных мелких банков. Сохранение небольших местных банков в РФ жизненно необходимо для того, чтобы обеспечить стабильность региональных экономических систем, доступ к банковским услугам широкому кругу населения и предпринимателей в российской глубинке, конкуренцию на региональных рынках, развивать кредитное предложение для малого и среднего бизнеса.

Во всех странах, где банковский сектор, как и в РФ, насчитывает сотни организаций, существует несколько категорий банков, к которым применяются различные режимы пруденциального надзора в зависимости от профиля рисков. В России ко всем банкам, вне зависимости от специфики их деятельности, предъявляются одни и те же требования. С учетом международного опыта рекомендуется, не принуждая банки к закрытию или консолидации, позволить им выбрать свою нишу для дальнейшего успешного развития и дать время на существенную докапитализацию. Кроме того, сделки по слияниям и поглощениям не решают проблему относительной недостаточности собственного капитала (несоответствие показателей достаточности капитала банка нормативным значениям), так как при суммировании капитальных баз коммерческих банков соответственно суммируются и их активы.

Третий метод — управление резервами на возможные потери по ссудам. К важнейшим факторам, влияющим на величину капитала в условиях экономической нестабильности, относится изменение резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (РВПС), которые формируются из прибыли банка. Если его деятельность убыточна, то резервы уменьшают капитал, что приводит к снижению норматива достаточности капитала.

В условиях финансовой нестабильности качество кредитных портфелей ухудшается в связи с ростом

< просроченной задолженности, поэтому появляется не-^ обходимость в доначислении резервов. Банки обязаны ° классифицировать ссуды по пяти категориям качества 5 и в соответствии с этим начислять резервы в размере н от 0 до 100% от суммы выданного кредита [6, с. 62]. е| Таким образом, размер сформированных РВПС об-£ ратно пропорционально влияет на величину прибыли ^ банка (его рентабельность), а значит, и на величину со капитальной базы. Следовательно, коммерческий банк о в целях докапитализации должен сокращать резервы

< на возможные потери по ссудам (суммы восстанов-х ления превышают новые отчисления) или следить, е чтобы сумма доначисленных резервов была меньше

заработанной прибыли. Достигается это путем повышения качества кредитного портфеля банка и более внимательного подхода к оценке качества вновь выдаваемых ссуд и к расчету размера требуемого резерва (с учетом обеспечения).

Четвертый метод — создание интернет-банков и банков самообслуживания. Интернет-банк — это банк, работающий исключительно через Интернет. Альтернативой такому банку может выступать интернет-банкинг — система удаленного получения банковских услуг через Интернет. Виртуальное общение с банком осуществляется в интерактивном режиме — через сайт банка. Традиционный банк, переходя на стратегию интернет-банка, может пополнить собственный капитал за счет продажи иммобилизованных активов, которые ранее обеспечивали непосредственное функционирование банка. Наилучший вариант — это продажа имеющегося у банка здания и увеличение уставного фонда на эту сумму. Если впоследствии вновь появится необходимость в офисном помещении, то это здание можно взять в аренду у новых владельцев.

Другим возможным способом предоставления услуг частным клиентам является внедрение автоматизированных банков самообслуживания. Они выполняют функции традиционного банка, но с использованием устройств банковского самообслуживания (банкоматы, информационные и интерактивные терминалы, устройства обмена иностранных валют). Автоматизированные филиалы банков по сравнению с традиционными позволяют значительно сократить операционные расходы, уменьшить занимаемую площадь (арендные платежи), практически исключить издержки на содержание персонала. Все это сказывается на последующем увеличении размера собственного капитала банка.

Пятый метод — комплексное управление рентабельностью и дивидендной политикой. Важное понятие и инструмент управления собственным капиталом банка — внутренняя ставка генерирования капитала. Она равна произведению значения рентабельности собственного капитала банка и его коэффициента удержания прибыли (коэффициента накопления) [7, с. 435-436].

Коэффициент удержания прибыли = = 1 - коэффициент выплаты дивидендов.

Приведенное соотношение показывает, что при необходимости увеличения объема капитала за счет внутренних источников надо увеличивать или чистую прибыль, или долю ее удержания, или и то и другое. В свою очередь, прибыль на капитал находится под влиянием трех факторов:

• прибыльности (отношение чистой прибыли к текущим доходам),

• эффективности использования активов (доходность активов),

• мультипликатора капитала (соотношение размеров

активов и собственного капитала).

Увеличение любого из этих элементов — при прочих неизменных условиях — повышает уровень внутреннего капиталообразования.

В сегодняшних условиях предпочтительным было бы почти всю прибыль направлять на прирост капитала, т. е. выплачивать дивиденды в минимальных размерах или вообще отказаться от их выплат. Однако многие акционеры могут предпочесть немедленное увеличение текущих дивидендов возможным будущим доходам. Более остро эта проблема стоит в тех банках, где велика доля мелких акционеров, особенностью поведения которых является высокая требовательность к уровню дивидендов. Оптимальной дивидендной политикой будет та, которая максимизирует рыночную стоимость инвестиций акционеров. Банк сможет привлекать новых акционеров и сохранять старых, если доходность акционерного капитала по крайней мере равна доходности инвестиций в другие сферы бизнеса с той же степенью риска [3, с. 279].

Итак, если банк стремится улучшить обеспеченность собственным капиталом, он должен сосредоточиться на сокращении издержек, эффективном управлении спрэдом, повышении прибыльности, оптимизации финансовой и дивидендной политики.

Шестой метод — реинвестирование дивидендов и приобретение акций служащими. Планы реинвестирования дивидендов предполагают замену денежных дивидендов дивидендами-акциями и позволяют банкам капитализировать прибыль, которая должна была быть выплачена в форме дивидендов. Банкам рекомендуется поощрять участие в планах реинвестирования дивидендов, предлагая дисконт, например 5%, относительно справедливой рыночной стоимости. Такой дисконт позволяет акционерам приобретать бумаги за 95% их цены (или справедливой рыночной стоимости) в дату выплаты дивидендов. Акционеру выгодно участвовать в плане, предполагающем дисконт, поскольку он имеет возможность немедленно реализовать прирост капитала, равный величине дисконта.

Приобретение акций служащими является одним из самых новаторских методов, позволяющим банку получить дополнительный капитал. Приобретение акций служащими представляет собой договор или программу, поощряющую служащих приобретать акции своего банка. Подобный план может служить средством удержания персонала, вызывая у служащего чувство причастности к управлению коммерческим банком. В зарубежной практике данный механизм реализуется посредством создания траста, бенефициарами которого становятся служащие. Вновь эмитированные акции, вынесенные в траст, расширяют рынок обращения банковских акций.

Идеальным вариантом является стратегия одновременного использования дивидендов, выплачиваемых акциями, и плана по приобретению акций служащими [7, с. 442-444].

Седьмой метод — фискальные послабления при докапитализации банков за счет прибыли. Этот метод абсолютно неуправляем со стороны самих банков. Однако очевидно, что необходимы государственные меры в части освобождения капитализируемой прибыли от налогообложения. В этой связи требуется освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на увеличение капитала, либо перевод налога на капитализируемую прибыль в разряд от-

Размер банка

Рис. 1. Выбор метода расширения капитальной базы банка в зависимости от его размера

и цели докапитализации

ложенных налоговых обязательств. Также необходимо через механизм освобождения от уплаты налога на прибыль стимулировать физических и юридических лиц вкладывать средства в капиталы банков. Например, инвестор, вложивший в уставный капитал банка часть своей прибыли, освобождается на 60% от налога на прибыль в этой части [5, с. 89-90].

Все вышеперечисленные методы докапитализации приемлемы не для каждого банка. На выбор конкретного подхода оказывают влияние два фактора: размер коммерческого банка (федеральный или региональный) и цель увеличения размера капитальной базы (расширение деятельности или выполнение нормативных требований ЦБ РФ). На рис. 1 представлено распределение инновационных методов докапитализации для различных банков.

В заключение отметим, что вопрос об адекватной величине собственного капитала и эффективных инновационных методах докапитализации остается открытым. Проблему капитализации банковской системы России с позиции банковского регулирования и надзора можно решить путем формирования многоуровневой банковской системы [1, с. 207]. После Банка России, являющегося I уровнем банковской системы, II уровень могут составлять федеральные банки, имеющие генеральную лицензию и собственный капитал не менее 2 млрд руб. Эти банки будут иметь право проводить все виды банковских операций, действовать на территории всей страны, иметь выход на зарубежные финансовые рынки. Отдельную группу (в виде совокупности кластеров) могут составлять банки, работающие на уровне федеральных округов, субъектов федерации, городских и сельских поселений.

При выстраивании многоуровневой банковской системы необходимо соблюдать несколько ключевых

требований.

1. Каждая группа региональных банков должна иметь ограничения по: минимальной величине собственного капитала, территории, на которой открываются филиалы, перечню выполняемых ими банковских операций.

2. Число кластеров региональных банков должно быть достаточным, чтобы избежать нежелательных пороговых эффектов в различии пруденциальных требований к разным группам банков.

3. Каждый кластер должен быть открыт для конкуренции новым участникам рынка, а процедуры перехода регионального банка из одной группы в другую максимально упрощены.

Литература

1. Банковская система в современной экономике / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2011. 360 с.

2. Ивантер А., Краснова В., Медовников Д., Механик А. Креативный класс и унылая Россия // Эксперт. 2011. № 34. С. 13-23.

3. Банковский менеджмент / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2009. 560 с.

4. Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика. М.: Эксмо, 2008. 432 с.

5. Тосунян Г. А. Банкизация России: право, экономика, политика. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 400 с.

6. Шашкина М. Е. О влиянии резервов по ссудам на собственный капитал банка // Банковское дело. 2010. № 6. С. 61-65.

7. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 1018 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.