Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ В ГРУППАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ В ГРУППАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонетика / технология / метод / лингвистика / язык / ТРИЗ-технологии / индивидуализированное обучение. / phonetics / technology / method / linguistics / language / TRIZ technologies / individualized teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носирова, Мубина Олимовна

В статье рассматриваются инновационные методы преподавания, в частности, современные технологии и методы обучения фонетике в группах с русским языком обучения. Задачей современной лингвистики является исследование языка в динамическом аспекте, что объясняется потребностью углубления и конкретизации лингвистических представлений о принципах и закономерностях использования языка человеком. Эта потребность, в свою очередь, диктуется очевидной необходимостью качественного улучшения обучения языку и более широко – необходимостью повышения гуманитарной и, в частности, филологической культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING LANGUAGE IN RUSSIAN LANGUAGE TEACHING GROUPS

The article discusses innovative teaching methods, in particular, modern technologies and methods of teaching phonetics in groups with the Russian language of instruction. The task of modern linguistics is the study of language in a dynamic aspect, which is explained by the need to deepen and concretize linguistic ideas about the principles and patterns of human language use. This need, in turn, is dictated by the obvious need to improve the quality of language teaching and, more broadly, by the need to improve the humanitarian and, in particular, the philological culture of society.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ В ГРУППАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ В ГРУППАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-20-468-472

Носирова Мубина Олимовна

старший преподаватель УзГУМЯ e-mail: 19mubina94@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются инновационные методы преподавания, в частности, современные технологии и методы обучения фонетике в группах с русским языком обучения. Задачей современной лингвистики является исследование языка в динамическом аспекте, что объясняется потребностью углубления и конкретизации лингвистических представлений о принципах и закономерностях использования языка человеком. Эта потребность, в свою очередь, диктуется очевидной необходимостью качественного улучшения обучения языку и более широко - необходимостью повышения гуманитарной и, в частности, филологической культуры общества.

Ключевые слова: фонетика, технология, метод, лингвистика, язык, ТРИЗ-технологии, индивидуализированное обучение.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING LANGUAGE IN RUSSIAN LANGUAGE TEACHING GROUPS

ABSTRACT

The article discusses innovative teaching methods, in particular, modern technologies and methods of teaching phonetics in groups with the Russian language of instruction. The task of modern linguistics is the study of language in a dynamic aspect, which is explained by the need to deepen and concretize linguistic ideas about the principles and patterns of human language use. This need, in turn, is dictated by the obvious need to improve the quality of language teaching and, more broadly, by the need to improve the humanitarian and, in particular, the philological culture of society.

Keywords: phonetics, technology, method, linguistics, language, TRIZ technologies, individualized teaching.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

ВЕДЕНИЕ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил важность просвещения и образования как ключа к процветанию народов: «Важнейшей целью построения в Узбекистане независимого и сильного государства мы видим создание справедливого общества, где главной ценностью является человек, его интересы, уважаются его права и свободы. Мы хотим занять достойное место как в мусульманском мире, так и в мировом сообществе. Мы хорошо понимаем, что это в первую очередь связано с совершенствованием системы образования и просвещения, приобщением нашей молодежи -будущего страны - к самым современным знаниям, воспитанием всесторонне и гармонично развитой личности» [Ш.Мирзиёев, 2016].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Язык, будучи социальным явлением, играет исключительно важную роль в духовной жизни человеческого общества. Поэтому всестороннее изучение языка как в теоретическом, так и в практическом плане является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов-лингвистов и филологов.

Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов -фонетики в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении русского языка. На наш взгляд, внимание к изучению русского языка, к проблеме соблюдения фонетических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести потерю интереса у некоторых учащихся к чтению художественной и познавательной литературы, замену книжных источников знаний электронными аналогами и другие. Однако каждый человек должен владеть умением точно и лаконично выражать свои мысли.

Фонетика (от греч. фюу^хгко^ - касающийся звуков; фоу^ - звук, фюуею-издаю звук) изучает звуковой строй языка, т.е. звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков речи, фонетика изучает слог, ударение и интонацию. Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Для обучения говорению важнее артикуляционная сторона -производство человеком звуков речи. Еще важнее функциональная сторона звуков речи [Полат, 2001: 55].

Рассмотрим современные методы преподавания фонетики на примере разработки семинарского занятия на тему «Фонетика. Фонетическое членение

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

речи» по дисциплине «Русский язык» с применением методов и приемов технологии ТРИЗ.

Курс «Русский язык» является первым в системе всех лингвистических дисциплин и предполагает знакомство студентов с основными проблемами науки о языке, без знания которых невозможно осмысленное восприятие отдельных разделов этой науки.

Одной из действенных технологий, которую можно использовать в процессе изучения дисциплины «Русский язык» является технология «ТРИЗ».

Применение ТРИЗ-технологии на занятиях по языкознанию способствует индивидуальной коррекции знаний по изучаемым языкам, то есть позволяет глубже понять законы, свойства не только родного языка, но и других изучаемых языков, способствует развитию самостоятельности мышления, улучшению учебной мотивации, развитию познавательных интересов у обучающихся; формированию таких личностных качеств учащихся, как самостоятельность, трудолюбие, ответственность [Ахмедова, 2013: 127]. Технология ТРИЗ предполагает учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей. Индивидуализированное обучение является залогом повышения качества обучения различным дисциплинам, в том числе и русскому языку.

Модель технологии обучения

1. Прием «Толстые и тонкие вопросы»:

Толстые вопросы. Предполагают однозначный краткий ответ. Тонкие вопросы. Предполагает ответ развёрнутый. Вопросы эвристического характера.

1. Назовите аспекты фонетики? 1. Что вы понимаете под акустической классификацией звуков речи?

2. Какие единицы фонетики вам известны? 2. Назовите фонетические процессы русского языка?

3. Что такое звук? Дайте определение. 3.Что вы понимаете под терминами «транскрипция», «артикуляция» и «редукция»?

4. Чем отличается звук от других единиц речи? 4. Из каких основных компонентов состоит речевой аппарат.

2. Прием «Мозговой штурм»: February 2022

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

1. Что такое комбинаторные изменения звуков?

2. Что такое позиционные изменения звуков?

3. Назовите суперсегментные единицы фонетики.

4. Как образуется носовые звуки русского языка?

5. Как устроен речевой аппарат?

3. Интеллектуальная игра «Дебаты» (вопросы-загадки):

1. Чем кончается день и ночь?

2. Что стоит посредине земли?

3. Чем кончается лето и начинается осень?

4. Что находится в начале книги?

5. Что мы слышим в начале урока?

6. Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое?

7. За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?

8. Как из сорной травы сделать лебедя?

9. Во что превратятся глаголы берет, запрет, мёл, шлём, если букву Ё заменить в них буквой Ё?

10. В названии какого европейского государства стоит три я?

11. Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо?

Активная мыслительная деятельность: критичность мышления, поиск

нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно является наиболее важным качеством современного человека. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению [Беспалько, 1995: 87].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, необходимо активизировать познавательную деятельность студентов и повышать интерес к учению на каждом этапе занятия, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к обучающимся, индивидуальную работу на занятии, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Принципиально важно, чтобы студенты на каждом занятии переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

REFERENCES

1. Мирзиёев Ш.М. Сегодня как никогда важно внимание к просвещению // Доклад избранного Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. - Т., 2016.

2. Ахмедова Л.Т. Методика преподавания русского языка. - Т.: Фан ва технология, 2013.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Просвещение, 1995.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001. - 272 с.

5. Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография: Учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Колесникова [и др.]. - М.: Юрайт, 2018. - 306 с.

6. ХАСАНОВА Г. Х. General and professional education systems of Uzbekistan and Japan: a comparative analysis //Иностранные языки в Узбекистане. - 2020. -№. 1. - С. 83-97.

7. ЖАНЫЛАТУУ, Э. К. Б. Б., & КЕЛЕЧЕГИ, К. Ж. UPGRADING VOCATIONAL EDUCATION IN UZBEKISTAN: CHALLENGES AND PROSPECTS. ВЕСТНИК Ошского государственного университета № 3, 2018, 34.

8. Хашимова С. On some features of teaching foreign language for students of non-philological areas at the initial stage. - 2019. - Евразийское Научное Объединение. - С. 334-338.

9. Hashimova, S. A., & Nasirova, S. A. (2021). FEATURES OF FORMING OF ANIMATED NOUNS WITH THE AFFIXES IN MODERN CHINESE LANGUAGE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 1-10

10. Nasirova, S. A. (2020). CONCEPTS OF ФШ CHINESE DREAM" AND Щ ^ Ш ^ ^ " COMMUNITY OF THE ONE FATE OF HUMANITY"-A LINGUISTIC AREA. Journal of Central Asian Social Studies, 7(01), 05-14.

11. Abdullaevna, N. S. (2020). Lexical-semantic and cognitive specifics of political discourse (based on Si Jinping's speeches). ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 70(5), 1086-1092.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.