Научная статья на тему 'Инновационные методы преподавания судебной медицины в медицинских вузах'

Инновационные методы преподавания судебной медицины в медицинских вузах Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
200
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / TEACHING / INNOVATIONS / FORENSIC MEDICINE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ефимов Александр Александрович, Савенкова Екатерина Николаевна, Курзин Леонид Михайлович

Изложены виды информационно-технологических разработок и инновационных форм представления учебного материала по судебной медицине и результаты их внедрения в вузовский компонент образовательного процесса на кафедре судебной медицины Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского и кафедре патологии медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ефимов Александр Александрович, Савенкова Екатерина Николаевна, Курзин Леонид Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TEACHING METHODS OF FORENSIC MEDICINE IN MEDICAL COLLEGE

The types of information technology developments and innovative forms of presentation of educational material on forensic medicine and the results of their implementation in the university component of the educational process at the Department of Forensic Medicine at of Saratov State Medical University. named after V.I. Razumovsky and the Department of Pathology Medical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin are presented.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы преподавания судебной медицины в медицинских вузах»

УДК 378.6:340.6

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

© А.А. Ефимов, Е.Н. Савенкова, Л.М. Курзин

Ключевые слова: преподавание; инновации; судебная медицина.

Изложены виды информационно-технологических разработок и инновационных форм представления учебного материала по судебной медицине и результаты их внедрения в вузовский компонент образовательного процесса на кафедре судебной медицины Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского и кафедре патологии медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Модернизация высшего медицинского профессионального образования определяет необходимость изменения основной задачи преподавания. На первый план выступает не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих самореализацию и успешную профессиональную адаптацию специалиста. При подготовке врача наряду с технологией личностно-ориентированного образования крайне необходимым становится воспитание «через специальность» с акцентом на формирование клинического и структурно-функционального мышления. Достижение такого результата возможно только при использовании новых, наиболее продуктивных, основанных на современных, интегрированных в учебно-воспитательный процесс методов педагогической поддержки.

Концептуальные изменения высшего профессионального образования в медицинских вузах в связи с внедрением ФГОС обусловили необходимость в актуализации основных моментов в преподавании судебной медицины, в частности вузовского компонента дисциплины. При этом следует отметить, что вузовский компонент по-прежнему должен включать лишь те знания, которые необходимы и достаточны выпускнику вуза в рамках получаемой им по диплому специальности -«лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» и «стоматология» для реализации полученных знаний в качестве «специалиста» при участии в тех или иных процессуальных действиях. Особенное значение приобретает необходимость акцентирования на важность правильного описания морфологических особенностей повреждений в медицинских документах, в разделе «status 1оса^». Освоение необходимого набора компетенций должно обеспечивать достаточный объем знаний, умений и навыков для преемственности дисциплины в последующей последипломной специализации.

Развитие компьютерных и информационных технологий, а также возрастающая потребность современного общества в подготовке конкурентоспособных специалистов определили поиск качественно нового подхода к организации образовательного процесса. Помимо модернизации российского образования, необходи-

мость внедрения инновационных методов преподавания с новыми формами представления материала была продиктована концепцией этапности, непрерывности и преемственности вузовского и постдипломного компонентов образования. Для реализации поставленных задач на кафедре судебной медицины им. М.И. Райского Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского и кафедре патологии медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в процесс обучения стали активно внедряться различные инновационные технологии, среди которых следует отметить: чтение проблемных мультимедийных лекций, проведение тематических разборов, представление занятия по теме «Осмотр трупа на месте обнаружения» в формате ролевой игры, визуализация занятий (использование видеофильмов, банка цифровых фотографий, мультимедийные презентации и др.). Активно начали использоваться технологии дистанционного образования (университетский учебный или образовательный портал), где есть информация не только для подготовки к занятиям, но и контролирующие материалы по дисциплине, т. е. студенты проходят тестирование уровня знаний, используя программу образовательного портала, а преподаватель при этом контролирует отчеты о деятельности студентов. Кроме этого, дистанционные методы стали применяться при оценке контроля за усвоением материала пропущенных занятий, когда обучающийся, получая задание на портале, выполняет его и затем на бумажном носителе представляет материалы преподавателю для проверки. Указанные изменения значительно повышают продуктивность обучения.

Отдельно следует остановиться на внедрении в образовательный процесс таких программных продуктов, как электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и иллюстративно-аналитические программы с элементами обучения по всем разделам дисциплины. ЭОР состоит из нескольких блоков, в которых отражены: общая информация о кафедре, задания для самостоятельной работы студентов, основная и дополнительная литература и демонстрационный материал. Общая информация о кафедре содержит сведения о сотрудниках, историческую справку, тематику основных научных

1724

направлений, информацию об учебно-методической работе преподавателей и о студенческом кружке. Основной блок по организации «самостоятельной работы студентов» разделен на две части: аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

Иллюстративно-аналитические программы с элементами обучения созданы по единому принципу с использованием тестирования в обучающем режиме, решением задач с разветвленными вариантами решений и блоком аналитически-справочной информации. Все эти программные продукты являются новаторскими, при их создании была учтена необходимость в обновлении и модификации информативного и иллюстративного материала, в частности, на кафедре судебной медицины им. М.И. Райского Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского они зарегистрированы в ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр» с получением соответствующих свидетельств. В целом использование разработанного комплекса обучающих и контролирующих материалов для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Судебная медицина» обеспечивает компетентностный принцип подготовки специалистов и может рассматриваться как инновационная форма обучения.

Внедрение этих новых информационно-технологических разработок наряду с традиционными формами педагогических методик в рамках учебно-исследовательской работы студентов и самостоятельной работы студентов обеспечивает не только заинтересованность обучающихся к освоению дисциплины, но и значительно повышает эффективность самостоятельной работы студентов. Студенты активно выступают с пожеланиями и предложениями по оформлению, внесению изменений, дополнений в предлагаемые им программные продукты, т. е. информация преподносится в максимально удобном для работы и усвоения виде, что,

конечно, не остается без положительных отзывов студентов. Кроме этого, внедрена такая форма самостоятельной работы студентов, как подготовка презентаций по интересующим их темам с последующей защитой своих докладов. Лучшие презентации помещаются на образовательный портал, где с ними могут ознакомиться все обучающиеся.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, использование электронных образовательных ресурсов, обучающих и контролирующих компьютерных программ, элементов дистанционного обучения и других инновационных методов преподавания судебной медицины в медицинских вузах показали повышение мотивации студентов к изучению дисциплины и, как следствие, улучшение усвоения материала. Это в свою очередь позволило выпускникам с большей объективностью подходить к выбору дальнейшего обучения в интернатуре или ординатуре по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», тем самым реализуя концепцию непрерывного профессионального образования, что является основой в подготовке кадров для практической судебно-медицинской экспертизы.

Поступила в редакцию 18 июня 2015 г.

Efimov A.A., Savenkova E.N., Kurzin L.M. INNOVATIVE TEACHING METHODS OF FORENSIC MEDICINE IN MEDICAL COLLEGE

The types of information technology developments and innovative forms of presentation of educational material on forensic medicine and the results of their implementation in the university component of the educational process at the Department of Forensic Medicine at of Saratov State Medical University. named after V.I. Razumovsky and the Department of Pathology Medical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin are presented.

Key words: teaching; innovations; forensic medicine.

Ефимов Александр Александрович, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой судебной медицины им. проф. М.И. Райского, e-mail: sudmedsar@mail.ru

Efimov Aleksander Aleksandrovich, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor, Head of Legal Medicine named after professor M.I. Raisky Department, e-mail: sudmedsar@mail.ru

Савенкова Екатерина Николаевна, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины им. проф. М.И. Райского, e-mail: savocheka@mail.ru

Savenkova Ekaterina Nikolaevna, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Legal Medicine named after professor M.I. Raisky Department, e-mail: savocheka@mail.ru

Курзин Леонид Михайлович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой патологии, e-mail: tobsme@tmb.ru

Kurzin Leonid Mikhaylovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor, Head of Pathology Department, e-mail: tobsme@tmb.ru

1725

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.