8. Столбушинская О. Н. Защита права на образование по гражданскому законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 187 с.
9. Суханов А. Е. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, 2017. 560 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (изм. от 25.12.2018 № 497-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
REFERENCES
1. Grazhdanskoe pravo: aktualnyie problemyi teorii i praktiki / pod obsch. red. V. A. Belov. M.: Yurayt-Izdat, 2007. 993 s.
2. Gurvich M. A. Grazhdanskie protsessualnyie pravootnosheniya i protsessualnyie deystviya // Izbrannyie trudyi / MGU im. M. V. Lomonosova; Kubanskiy gos. un-t. Krasnodar: Sovetskaya Kuban, 2006. S. 63-70.
3. Zekkel E. Sekundarnyie prava v grazhdanskom prave // Vestnik grazhdanskogo prava. 2007. № 2 // Spravochno-pravovaya sistema Konsultant Plyus. URL: http://www.consultantplus.ru (data obrascheniya: 13.01.2019).
4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 27.12.2018) // Sobranie zakonodatelstva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
5. PidzhakovA. Yu. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost i ee vidyi // Mir ekonomiki i prava. 2012. № 1. S. 58-62.
6. Rossiyskoe grazhdanskoe pravo: uchebnik: v 2 t. T. 1 / otv. red. E. A. Suhanov. M.: Statut, 2011. 1208 s.
7. Smorgunova V. Yu., Kalinina E. Yu. Rol pravovogo obrazovaniya v ustoychivom razvitii i funktsion-irovanii gosudarstva i obschestva v sovremennom globalnom mire // UNIVERSUM: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2012. № 2. S. 33-39.
8. Stolbushinskaya O. N. Zaschita prava na obrazovanie po grazhdanskomu zakonodatelstvu Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. 187 s.
9. Suhanov A. E. Veschnoe pravo: nauchno-poznavatelnyiy ocherk. M.: Statut, 2017. 560 s.
10. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (izm. ot 25.12.2018 № 497-FZ) // Sobranie zakonodatelstva RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.
А. И. Маточкина, Д. В. Уланова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
С УГЛУБЛЕННЫМ ЗНАНИЕМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА
Статья посвящена результатам двух экспериментальных курсов обучения бакалавров, магистров и аспирантов Санкт-Петербургского государственного и Мичиганского университетов, специализирующихся на изучении исламоведения.
Один курс назывался «Идейный мир ислама», второй — «Мусульманский мистицизм. Суфизм во времени и пространстве». Оба курса проходили с применением инновационных информационно-коммуникационных технологий в режиме видеоконференцсвязи, позволяющем студентам вести дискуссии, отвечать на вопросы и выступать с презентациями в аудитории.
Особенностью данного формата является его универсальность. Проведение лекций, семинаров, студенческих круглых столов возможно на базе любого университета и в рамках практически любой дисциплины, что и было доказано проведением вышеуказанных курсов.
Ключевые слова: педагогика, виртуальный обмен, онлайн взаимодействие, межкультурный обмен, исламоведение.
A. Matochkina, D. Ulanova
INNOVATIVE METHODS OF TEACHING SPECIALISED COURSES IN TRAINING PROGRAMS FOR SPECIALISTS IN ISLAMIC STUDIES
The article is devoted to describing and comparing the results of two experimental courses for undergraduate and postgraduate students of St Petersburg State University and a Michigan university, specialising in Islamic Studies.
One course was titled "The Ideological World of Islam ", the other — "Islamic Mysticism. Su-fism across Time and Space ". Both courses relied on the use of innovative information and communication technologies, videoconferencing and online interaction and exchange. This allowed students to take part in discussions, answer questions and make presentations.
One special feature of such format is its versatility: lectures, seminars, and student panels may all be organised at any university and within the framework of almost any academic discipline, which was proved by the successful administration of the aforementioned courses.
Keywords: pedagogy, virtual exchange, online interaction, intercultural exchange, Islamic Studies.
Можно с уверенностью говорить о том, что за последние несколько лет в корне изменились подходы к современному образованию. Сегодня к основным тенденциям развития образования можно отнести диверсификацию (стремление к многообразию учебных заведений, образовательных программ), информатизацию (широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения), междисциплинарность, индивидуализацию и многоуровневость. Все эти тенденции воплощает формат занятий, которому посвящена настоящая статья.
Сегодня существует множество форматов проведения занятий: лекции, семинары, онлайн-курсы, лекции в режиме видеокон-ференцсвязи или онлайн взаимодействия и обмена (Online Interaction and Exchange*). Онлайн взаимодействие и обмен в образовании, также называемый виртуальным обменом или интерактивным межкультурным обменом, предполагает привлечение студентов к взаимодействию на основе задач и совместным обменным проектам с партнерскими классами в других местах посредством интерактивных коммуникационных технологий под руководством педагогов [2, с. 1-2]. В отличие от многих форм онлайн-обучения, основанных на передаче
информации с помощью видеолекций, виртуальный обмен основан на межкультурных и взаимно-совместных подходах к обучению, ориентированных непосредственно на студентов, где знания и понимание строятся через взаимодействие и переговоры учащихся. Такой формат проведения занятий, как правило, используется сегодня в области языкового и межкультурного обучения в США, странах Европы (например, Франция, Германия, Испания, Англия, Нидерланды, Швеция), Ближнего и Дальнего Востока (например, Турецкая Республика, Египет, Япония, Китай) [3], однако в СПбГУ он был применен для преподавания исторических и философских дисциплин.
С 2015 г. в СПбГУ запущены и успешно реализуются программы по специальности «Исламоведение» (профиль «История и культура ислама») в бакалавриате и магистратуре. В 2017 г. был осуществлен набор в аспирантуру, благодаря чему теперь обеспечена трехступенчатая система подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. В рамках реализации указанных программ проходит освоение таких профильных дисциплин, как «Ислам в России», «История юридической мысли в исламе», «Шиитский
ислам», «Ислам: история, культура и практика», «Идейный мир ислама», «Мусульманский мистицизм. Суфизм во времени и пространстве» и многие другие.
В СПбГУ совместно с Мичиганским университетом был разработан и апробирован современный уникальный подход подачи и усвоения учебных материалов, а именно проведение синхронных, межуниверситетских, международных лекций и семинаров в режиме видеоконференцсвязи.
Проведение занятий в таком формате — это уникальный опыт междисплинарного подхода в преподавании учебной дисциплины и международного сотрудничества. Весной 2017 г. в новом формате был успешно реализован курс «Идейный мир ислама», а уже осенью 2017 г. запущен и реализован курс «Мусульманский мистицизм. Суфизм во времени и пространстве».
Рассмотрим общую концепцию, разработку учебно-методической платформы для проведения семинаров, ее содержание и некоторые результаты работы.
Идея лекционных и семинарских занятий в режиме видеоконференцсвязи в сотрудничестве с иностранным вузом возникла еще два года назад после удачного проведения семинара в таком формате, ставшего также первым опытом проведения подобных мероприятий в истории СПбГУ. Темой для обсуждения на семинаре стала книга Ахмада Шахаба «What Is Islam? The Importance of Being Islamic». Модератором встречи с американской стороны выступал Александр Дмитриевич Кныш, профессор исламоведения кафедры ближневосточных исследований Мичиганского университета, руководитель Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ, с российской — сотрудники этой же лаборатории (А. И. Маточкина, кандидат философских наук, и Д. В. Уланова, кандидат исторических наук). Встреча два года назад показала, что студенты СПбГУ могут свободно вести научный диалог на английском язы-
ке, четко и аргументированно излагать свое мнение, задавать вопросы и парировать вопросы американских коллег. Этот успешный опыт и привел к идее дальнейшего сотрудничества в указанном формате. Идея получила продолжение в 2017 г. в форме серии вебинаров, составившей часть курса «Идейный мир ислама», посвященного истории исламского интеллектуального наследия. Проведение семинаров стало возможным благодаря одновременному чтению сходных курсов в Санкт-Петербургском государственном и Мичиганском университетах: Идейный мир ислама (в Санкт-Петербурге) и Islamic Intellectual History (в Мичигане).
Участниками вебинаров с российской стороны стали магистры и бакалавры СПбГУ, обучающиеся по новой программе «Исламоведение», профиль «История и культура ислама», а также аспиранты восточного факультета СПбГУ.
Рабочим языком встреч, как правило, был английский язык, а модераторами занятий вновь стали сотрудники Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов.
Так как рабочим языком семинаров являлся английский, то одной из компетенций, которой должны были обладать студенты, обучающиеся на курсе, был навык владения английским языком на уровне Intermediate и выше. С учетом тематики курса, наряду с английским языком, студенты активно использовали и арабский язык (особенно в случае необходимости привести примеры или доказательства из оригинальных источников).
Слаженное функционирование этой серии семинаров обеспечила учебно-методическая платформа, которая создавалась до начала занятий и заполнялась по мере продвижения курса руководителем проекта, педагогами-инструкторами, а также IT-специалистами Мичиганского университета и СПбГУ. Платформа создавалась на базе сервисов компании Google, такие как
Google Drive, Google Docs, Google Hangouts и Gmail.
Разработанная платформа включала два раздела и набор базовых документов для реализации проекта.
Разделы платформы:
1. Group Collaboration (Совместная работа в группах). В Google Docs были созданы файлы, в которых участники групп могли прорабатывать определенные рабочие моменты (например, подготовку вопросов для семинара).
2. Weekly Readings (Еженедельные задания). В этом разделе каждую неделю создавались папки с полным комплектом материалов для чтения в формате PDF или ссылками на интернет-ресурсы, содержащими необходимую для подготовки литературу. Особенно это было актуально в тех случаях, когда материалы были редкими (например, одна из последних работ Ваиля Халлака «Невозможное государство» («The Impossible State»)).
Кроме материалов для чтения, каждый файл содержал подробную инструкцию для подготовки к семинару и полный план-
описание следующего занятия, поскольку форма проведения занятия менялась почти каждую неделю.
Как правило, студентам было необходимо прочитать предложенную литературу (порядка 2-4 текстов общим объемом 4050 страниц) и, взаимодействуя с другими участниками семинаров, подготовить за неделю один-два вопроса для обсуждения для следующей встречи.
Как для обсуждения вопросов в аудитории, так и в процессе индивидуального общения для подготовки к занятиям студенты использовали английский и арабский языки. Групповые обсуждения вопросов способствовали решению коммуникативных задач, расширению научного кругозора и лучшему усвоению изучаемого материала. Совместное обсуждение позволяло услышать разные мнения по той или иной проблеме и на основе общих знаний прийти к наиболее верному решению. Даже в том случае, если прийти к единому знаменателю не удавалось, у студентов формировалось более широкое видение рассмотренного вопроса.
Интерфейс курса в системе Google Drive
Важной составляющей учебного процесса в предложенном формате была работа в группах. Поскольку вебинары проходили в рамках конкретной учебной дисциплины, то они должны были завершаться проведением промежуточной аттестации. Таким образом, итогом проведения занятий стали совместные исследовательские проекты по темам вебинаров, которые студенты выбирали самостоятельно. Для выполнения этой задачи они были распределены в рабочие группы по 2-4 человека, всего 10 групп. В состав каждой группы входили обучающиеся СПбГУ и Мичиганского университета.
Основные документы проекта:
1) UMICH — SPBU Joint Class Schedule (Расписание совместных занятий Мичиганского университета и СПбГУ) (составлялось по необходимости);
2) UMICH — SPBU Group and Contact Info (Контактная информация участников и распределение по группам студентов Мичиганского университета и СПбГУ);
3) COMMUNICATING with your partners (Работа в группах (инструкция));
4) SELF INTRODUCTIONS (Краткое сообщение о себе).
Первым заданием, еще до начала совместных семинаров, стала подготовка небольшого текста о себе и своих научных интересах, дополненного фотографией, и размещение этого материала в соответствующем документе Google Docs. Так преподаватели-инструкторы получили возможность узнать всех участников семинаров, их научные интересы и предположить возможный состав групп. Также преподаватели могли наметить круг наиболее интересных участникам тем для обсуждения и выявить актуальность курса с точки зрения межкультурной, межэтнической и межконфессиональной коммуникации.
В ходе семинаров рассматривались такие темы, как мусульманская спекулятивная теология (калам) и ее основные
направления: ашаризм и мутазилизм; взгляды представителей школы восточных перипатетиков (фалсафа), мусульманское право (фикх) и противостояние «сторонников мнения» и «сторонников предания», нормы религиозного закона — шариата, салафизм и многие другие.
Помимо подготовки вопросов для дискуссии и их последующего обсуждения, была использована такая форма организации учебного процесса, как научный диспут. В результате студенты не только закрепляли полученные ранее на занятиях и при самоподготовке знания, но и активно развивали аналитические и творческие способности, логику и критическое мышление, коммуникативные навыки ведения международного диалога, а также ораторские навыки ведения монолога, в том числе и на иностранных языках (английский и арабский).
Для проведения диспута на одном из занятий 10 рабочих групп были разделены на четыре группы, представляющие определенные интеллектуальные школы в исламе (ахл ал-хадис**, ашариты***, мутализи-ты**** и философы). Каждой группе было предложено подобрать аргументы в защиту положений «своей» школы на основе предложенной и самостоятельно найденной литературы. Кроме того, они должны были быть готовы с позиций «своей» школы отвечать на вопросы, которые были актуальны в мусульманской интеллектуальной среде в эпоху Средневековья.
Итоговым заданием в рамках семинарских занятий стала, как уже говорилось выше, подготовка совместных проектов по одной из тем, соответствующей тематике курса. Среди тем итоговых презентаций, выбранных студентами были, например, такие:
1. Islamic Art (Исламское искусство).
2. Religion and Governance in al-Mar-wardi's Work (Религия и управление в трудах ал-Маварди).
3. Preservation of the Quran (Кодификация Корана).
4. Comparative Analysis of the Concept of Jihad in the Works of Modern Era's Thinkers (Taufiq Ibragim, Sayyid Qutb) (Сравнительный анализ концепций джихада в трудах современных мыслителей (Тауфик Ибрагим, Саид Кутб)).
5. The Destiny of the Soul in Sunni Islam and in the Druze Religion (Душа в суннитском исламе и религии друзов).
Для подготовки презентаций к проектам в Google Docs были созданы отдельные файлы для каждой из рабочих групп. Каждой группе предстояло представить итоговый проект на заключительных семинарах и быть готовой ответить на вопросы коллег. Участники групп распределяли подготовленные материалы таким образом, чтобы по теме исследования мог высказаться каждый.
Отлаженная система видеоконферен-цсвязи позволяла студентам Мичиганского и Санкт-Петербургского государственного университетов взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы, комментировать мнения, не чувствуя расстояния и создавая социальную платформу и контекст для реальной коммуникации и взаимодействия.
В заключение по итогам работы был проведен мониторинг, позволивший оценить эффективность работы на вебина-рах, с точки зрения студентов. Они отметили целый ряд положительных моментов. В частности, такая форма проведения семинарских занятий позволила усовершенствовать навыки владения английским языком (работая в международной команде), усвоить терминологическую базу по обсуждаемым темам на русском, английском и арабском языках, понять и попробовать применить на практике методологию изучения ислама в Европе и Америке, научиться за короткие сроки прорабатывать и анализировать материалы на ино-
странном языке, коротко и ясно формулировать свою позицию по определенному вопросу, отстаивать свои взгляды, слышать и принимать во внимание мнения коллег, обмениваться идеями и разрабатывать на их основе новые.
Немаловажным и отрадным наблюдением стало искреннее желание участников проекта продолжить совместные исследования уже после окончания проекта, что свидетельствует об установлении прочной профессиональной связи студентов разных государств на основе общих научных интересов.
Безусловно, серия этих семинаров позволила студентам не только открыть для себя новые научные горизонты, но и способствовала развитию сугубо практических навыков и компетенций, без которых совершенно невозможно составить конкуренцию на международной научной арене сегодня.
Осенью 2017 г. успешный проект был продолжен в рамках еще одной дисциплины — «Мусульманский мистицизм. Суфизм во времени и пространстве», а в 2018 г. успешно реализуется на базе курса «Ислам в России» (Islam in Russia). В 2018 г. произошло расширение студенческой и преподавательской аудитории и курс «Ислам в России» читается уже на трех площадках — в СПбГУ, Мичиганском университете и КФУ (Казанский федеральный университет) — и модерируется педагогами всех трех вышеуказанных учебных заведений. Теперь группы состоят из трех человек (по представителю от каждого университета). Рабочим языком остается английский, но, учитывая специфику нового курса, активно используется и русский язык.
Эти курсы также являются профильными в программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама уровня бакалавриата и входят в учебный план.
Отдельно хотелось бы отметить еще одну особенность данного формата — это его универсальность и потенциальная междис-циплинарность. Проведение лекций, семинаров, студенческих круглых столов возможно на базе любого университета и в рамках практически любой дисциплины. Онлайн взаимодействие и обмен может рассматриваться в контексте цифровой опосредованной сетевой культурной революции и может быть использован в качестве средства для глубокой трансформации
образования, которое позволит не только значительно обогатить знания и практические навыки студентов, создать социальную платформу или контекст для реальной коммуникации и взаимодействия, требующих более высоких умственных и когнитивных навыков, но и позволит преподава-тельско-педагогическому составу, сопровождающему ту или иную программу, постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и методологические подходы к преподаванию дисциплин.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Online Interaction and Exchange — англ. «онлайн взаимодействие и обмен». Термин был предложен в 2013 г. Робертом О'Даудом (Robert O'Dowd) и Мелиндой Дули (Melinda Dooly).
** Ахл ал-хадис (араб. «сторонники или приверженцы предания») — традиционалисты, одно из основных течений в раннем исламе, оформившееся в VIII в. Этим термином называли правоведов и знатоков предания (хадис) первоначально мединской школы, которые отвергали всякого рода нововведения в разрешении религиозно-правовых вопросов. Они считали недопустимым применение умозрительного метода и призывали руководствоваться в практической деятельности только буквой «Книги Аллаха» (Корана) и «Сунны Пророка» [5, с. 24].
*** Ашариты — название одной из основных школ мусульманского спекулятивного богословия (калам); утверждали приоритет разума (акл) перед религиозной традицией (накл) и оставляли за исламским законом (шариат) фактически лишь функцию регулятора практической жизни мусульман [5, с. 32-33].
**** Мутализиты (араб. «обособившиеся», «отделившиеся») — представители первого крупного направления в мусульманском спекулятивном богословии (калам), игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. [5, с. 175-176].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. O'Dowd R., Ware P. Critical issues in telecollaborative task design // Computer Assisted Language Learning. 2009. Vol. 22:2. P. 173—188. URL: https://doi.org/10.1080/09588220902778369 (дата обращения: 18.10.2018).
2. O'Dowd R., Lewis T. Online Intercultural Exchange: policy, pedagogy, practice. Routledge Studies in Language and Intercultural Communication. London: Routledge, 2016. 308 p.
3. Çiftçi E., Savaç P. The role of telecollaboration in language and intercultural learning: A synthesis of studies published between 2010 and 2015 // ReCALL. 2018. Vol. 30(3). P. 278 —298. URL: DOI: 10.1017/S0958344017000313 (дата обращения: 18.10.2018).
4. Sauro S., Chapelle C. A. Toward Langua-technocultural Competence. The Handbook of Technology and Second Language Teaching and Learning. Wiley-Blackwell, 2017. P. 459—472.
5. Прозоров С. М. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.
REFERENCES
1. O'Dowd R., Ware P. Critical issues in telecollaborative task design // Computer Assisted Language Learning. 2009. Vol. 22:2. P. 173—188. URL: https://doi.org/10.1080/09588220902778369 (data obrascheniya: 18.10.2018).
2. O'Dowd R., Lewis T. Online Intercultural Exchange: policy, pedagogy, practice. Routledge Studies in Language and Intercultural Communication. London: Routledge, 2016. 308 p.
3. Çiftçi E., Savaç P. The role of telecollaboration in language and intercultural learning: A synthesis of studies published between 2010 and 2015 // ReCALL. 2018. Vol. 30(3). P. 278-298. URL: DOI: 10.1017/S0958344017000313 (data obrascheniya:18.10.2018).
4. Sauro S., Chapelle C. A. Toward Langua-technocultural Competence. The Handbook of Technology and Second Language Teaching and Learning. Wiley-Blackwell, 2017. P. 459-472.
5. Prozorov S. M. Islam: entsiklopedicheskiy slovar. M.: Nauka, 1991. 315 s.
В. А. Леднев
ШКОЛА А. А. МЫЛЬНИКОВА: ВОСПИТАНИЕ МАСТЕРСТВА
Статья посвящена жизни выдающегося русского художника и педагога второй половины XX — начала XXI в. Андрея Андреевича Мыльникова (1919-2012), чье творчество составляет славу отечественного изобразительного искусства, а богатое педагогическое наследие, исчисляемое сотнями учеников, — значимость его вклада в укрепление и развитие национальной художественно-образовательной традиции. В статье, написанной в жанре мемуарного эссе, рассматриваются основные методы преподавания А. А. Мыльникова и его коллег-педагогов, усилиями которых объясняется таинство воспитания подлинного художественного мастерства — феномен школы Мыльникова.
Ключевые слова: изобразительное искусство, монументальная живопись, художественная школа.
A. Lednev
ANDREI MYLNIKOV'S SCHOOL OF PAINTING: NURTURING ARTISTRY
The article presents the biography of Andrei Mylnikov, an outstanding Russian artist and art teacher of the late 20th — early 21st century. His artwork has become an integral part of Russia's national artistic heritage, and his pedagogical effort, invested into hundreds of students, contributed to further development of the Russian national tradition of Art Education. Written in the genre of the memorial essay, the article explores Andrei Mylnikov's and his colleagues' teaching methods in the attempt to explain the phenomenon of Andrei Mylnikov's school of painting: the mystery of discovering and nurturing true artistry.
Keywords: visual art, mural painting, school of painting.
В 2017 году исполнилось 100 лет со дня рождения Андрея Андреевича Мыльникова — выдающегося русского художника и педагога, вице-президента Российской академии художеств (1997-2012), народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и
Государственных премий, профессора, заведующего кафедрой живописи и композиции Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1953-2012), руководителя мастерской монументальной живописи РАХ (1953-2012).