Научная статья на тему '«Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства'

«Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1053
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / интернет-пространство / идентичность / краудсорсинг / мусульманская община / Islam / the Internet / identity / crowdsourcing / the Muslim community

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е Г. Смолина

В статье определяются основные тенденции религиозной деятельности в интернет-пространстве, поднимается проблема позиционирования ислама в Интернете, а также ставится вопрос о влиянии информационных технологий на религиозную идентичность мусульманина на современном этапе жизни общества. Тот факт, что тема «кибер-ислама» в большей степени изучается западными учеными, определяет, по-мнению автора, актуальность и практическую значимость исследования русскоязычных исламских интернет-ресурсов. Автор приводит сведения о масштабах распространения темы ислама в виртуальном пространстве, описывает интернет-источники информации об исламе, ставит вопросы о целях, задачах и функциях этих ресурсов. Одной из возможных причин роста темпов исламизации Интернета автор называет экстремистскую угрозу и тему терактов, которые часто связываются с последователями ислама. Также в статье освещается контент ряда сайтов, нацеленных на пропаганду ценностей традиционного ислама. По итогам контент-анализа автор приходит к выводу о большой роли Интернета как средства просветительской деятельности, но при этом отмечает недостаточность использования возможностей Сети в конкретных религиозных практиках. В ходе социологического анализа устанавливается сущностная взаимосвязь между понятием «уммы» и современной технологией – краудсорсингом. Автор делает вывод о том, что краудсорсинг как инструмент посредничества и объединения людей повторяет основной принцип мусульманской общины, потому может стать позитивной технологией в вопросах пропаганды целей ислама и налаживания взаимоотношений в нынешнем социуме, в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the basic trends of religious activity on the Internet and touches upon the problem of Islam positioning on the World Wide Web. The impact of information technology on a Muslim’s religious identity in the contemporary society is also considered. According to the author, the relevance and practical significance of studying Islamic Internet resources in Russian is determined by the fact that so far “cyber-Islam” is mainly investigated by Western scholars. The author provides data on the scale of Islam spread in virtual space, describes the web-based sources of information about Islam and raises questions about the objectives, tasks and functions thereof. The author argues that extremist threat and the subject of terrorist attacks, frequently associated with Islam followers, is one of potential reasons for Internet Islamisation growth rates. The content of a number of websites aimed at promoting traditional Islamic values is also examined. On the basis of such content analysis, the author arrives at the conclusion that the Internet plays a significant role as a tool of Islamic enlightenment. However, its facilities are insufficiently used in specific religious practices. In the course of sociological analysis, intrinsic interrelation between the concept of “Ummah” and the notion of crowdsourcing is established. The author concludes that the technology of crowdsourcing, being a tool for mediation and bringing people together, replicates the basic principle of the Muslim community. Therefore, it may well become a positive technology contributing to the promotion of Islam and building relationships in the contemporary society as a whole.

Текст научной работы на тему ««Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства»

Смолина Е.Г.

УДК 316.77 Информация о статье:

Е.Г. Смолина Шступила в редащию: 24.07.2015

Передана на рецензию: 24.07.2015 Получена рецензия: 11.09.2015 Принята в номер: 26.10.2015

«Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства

Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Волгоградский филиал; [email protected]

В статье определяются основные тенденции религиозной деятельности в интернетпространстве, поднимается проблема позиционирования ислама в Интернете, а также ставится вопрос о влиянии информационных технологий на религиозную идентичность мусульманина на современном этапе жизни общества. Тот факт, что тема «кибер-ислама» в большей степени изучается западными учеными, определяет, по-мнению автора, актуальность и практическую значимость исследования русскоязычных исламских интернетресурсов. Автор приводит сведения о масштабах распространения темы ислама в виртуальном пространстве, описывает интернет-источники информации об исламе, ставит вопросы о целях, задачах и функциях этих ресурсов. Одной из возможных причин роста темпов исламизации Интернета автор называет экстремистскую угрозу и тему терактов, которые часто связываются с последователями ислама. Также в статье освещается контент ряда сайтов, нацеленных на пропаганду ценностей традиционного ислама.

По итогам контент-анализа автор приходит к выводу о большой роли Интернета как средства просветительской деятельности, но при этом отмечает недостаточность использования возможностей Сети в конкретных религиозных практиках. В ходе социологического анализа устанавливается сущностная взаимосвязь между понятием «уммы» и современной технологией - краудсорсингом. Автор делает вывод о том, что краудсорсинг как инструмент посредничества и объединения людей повторяет основной принцип мусульманской общины, потому может стать позитивной технологией в вопросах пропаганды целей ислама и налаживания взаимоотношений в нынешнем социуме, в целом.

Ключевые слова: ислам, интернет-пространство, идентичность, краудсорсинг, мусульманская община.

The article defines the basic trends of religious activity on the Internet and touches upon the problem of Islam positioning on the World Wide Web. The impact of information technology on a Muslim’s religious identity in the contemporary society is also considered. According to the author, the relevance and practical significance of studying Islamic Internet resources in Russian is determined by the fact that so far “cyber-Islam” is mainly investigated by Western scholars. The author provides data on the scale of Islam spread in virtual space, describes the web-based sources of information about Islam and raises questions about the objectives, tasks and functions thereof. The author argues that extremist threat and the subject of terrorist attacks, frequently associated with Islam followers, is one of potential reasons for Internet Islamisation growth rates. The content of a number of websites aimed at promoting traditional Islamic values is also examined. On the basis of such content analysis, the author arrives at the conclusion that the Internet plays a significant role as a tool of Islamic enlightenment. However, its facilities are insufficiently used in specific religious practices. In the course of sociological analysis, intrinsic interrelation between the concept of “Ummah” and the notion of crowdsourcing is established. The author concludes that the technology of crowdsourcing, being a tool for mediation and bringing people together, replicates

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

63

Смолина Е.Г.

the basic principle of the Muslim community. Therefore, it may well become a positive technology contributing to the promotion of Islam and building relationships in the contemporary society as a whole.

Keywords: Islam, the Internet, identity, crowdsourcing, the Muslim community.

Введение

Сегодня невозможно представить мир без информационных технологий, масштаб их внедрения во все сферы государственной и общественной жизни стал определять развитие цивилизации. Флагманом современных информационно-коммуникационных технологий, несомненно, является Интернет. Действительно, с наступлением эры Интернета возросла и скорость распространения информации, и объёмы социальных связей. Подобные масштабы в итоге приводят уже не столько к количественному, сколько к качественному изменению этих связей: под воздействие электронной коммуникации попадает и консервативная по своим канонам религия. Так как наша страна многоконфессиональна, вопросы, связанные с религией, весьма актуальны для россиян. Дело в том, что несмотря ни на что религия выступает посредником идентификационного процесса и инструментом индивидуального и коллективного самосознания.

Согласно А.Н. Крылову, посредством религии человек осознает свою принадлежность к определенной группе, роду, нации, стране [9, с. 273]. Но сама страна, самосознание ее народа меняется: интернет-пространство меняет современного человека, что в скором времени может стать условием для появления новых факторов воспитания религиозной личности.

Специалист в области социологии религии Р.О. Сафронов утверждает, что киберпространство Интернета является самым обширным «рынком религий», где представлены все традиционные религиозные конфессии и тысячи нетрадиционных религиозных движений. Интернет дает доступ к любым религиозным текстам и неограниченные возможности для общения с единоверцами и обсуждения религиозных проблем. Таким образом, Интернет способствует плюрализации религиозной жизни и формирует пространство для свободного индивидуального духовного поиска. На данный момент применительно к религиозной деятельности виртуальность спровоцировала появление определенной тенденции. Она заключается в том, что сторонники любой религии, традиционной или новой, стремятся закрепиться в виртуальном пространстве, создавая свои сайты, форумы или группы в социальных сетях [15, с. 24].

Авторами монографии, посвященной использованию в религиозных целях компьютерных технологий и Интернета, во главе с известным религиоведом А.П. Забияко разработаны целые классификации религиозных феноменов в киберпространстве. Во всех них присутствует некое общее основание, заключающееся в трактовке Интернета либо как средства (в основном используется традиционными религиями и в большей степени реализуется в формате односторонней коммуникации), либо как места (так называемый «онлайн» формат с проведением онлайн-семинаров, онлайн-обрядов) [7, с. 73]. Интернет как мощный канал социокультурной коммуникации является одновременно важным фактором формирования «реальной» идентичности и средой для конструирования специфической «онлайн» идентичности. Следовательно, на современном этапе можно говорить о симбиозе, или взаимосвязи, религиозной идентичности в реальной жизни и ее проявления в интернетпространстве.

В нашей стране нет официальной статистики членства в религиозных организациях, так как законодательство РФ запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

64

Смолина Е.Г.

принадлежности. Поэтому самоидентификацию россиян относительно выбора конфессии можно определить только по социологическим опросам населения.

По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года, в 79 из 83 субъектов РФ 58,8 млн человек, или 41 %, исповедуют православие [3]. Насколько подобное самоопределение в религии отражает полноту восприятия православной идентичности и что вкладывает современный человек в данное понятие - тема достаточно противоречивая. Однако как лидирующая по численности религия православие, по мнению К. Каариайнена, становится символом русской идентичности. Он считает, что понятия русский и православный сближаются до синонимичности, в связи с чем, по статистике, православных становится больше, чем верующих [6, с. 9]. РПЦ активно начала использовать Интернет в своей деятельности. Так, например, в социальной сети «ВКонтакте» появилась официальная страница Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Официальные сайты имеют практически все структуры Русской православной церкви, большинство из которых регулярно, а зачастую, ежедневно обновляются. Находится в стадии активного развития православная блогосфера, в которой обсуждаются как религиозные, так и светские злободневные темы. Так, широко известен форум миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева, посещаемость которого составляет 15-17 тысяч человек в день [16]. Вторая по численности последователей религия в России - это ислам. Ислам наряду с православием активно участвует в социальной и культурной коммуникации и тем самым оказывает большое влияние на общественную жизнь в России. И это обусловлено не только количеством верующих, но и соответствующими установками указанной религии.

Буквальному переводу с арабского языка на русский слово ислам не поддается. Самое близкое, что можно придумать, «смирение», «покорность Богу», «предание себя Ему». А известнейший знаток мусульманской теологии норвежец Фритьоф Шуон говорит так: «Ислам - это встреча Бога, как такового, и Человека, как такового». Ислам изначально является не только религиозным учением, но и сводом правил и установлений, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с другими людьми. Ислам - это образ жизни и мировосприятия мусульманина, внутренний склад которого во многом направлен на упорядочение и освящение житейских реальностей. Коран не только предписывает верующим чисто религиозные обязанности и учит догматам, но и дает сумму норм, устанавливающих общественные и повседневные отношения людей друг с другом [4, с. 137]. Поэтому и тему соотношения понятий религии и Интернета целесообразно рассматривать, с одной стороны, как использование Духовным органом виртуальной сети для общения с верующими и просветительской деятельности (по принципу «религия в Интернете»), с другой стороны, как применение его в качестве хранилища определенного объема материалов о религиии (в данном случае исламе).

На вопрос одного из журналистов очередного популярного издания о связи ислама и Интернета муфтий Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) Ахмад Магомедович Абдуллаев ответил следующее: «В современных условиях Интернет позволяет существенно повысить качество и эффективность просветительской работы. Было бы глупо игнорировать подобные достижения человеческой мысли. Интернет - это колоссальное средство для распространения слова Всевышнего [12]».

Однако интернет-пространство - это уже не столько огромный объем информации о деятельности того или иного социального института, сколько использование новые технологий, которые по своей сути повторяют цель традиционных религий - объединение людей. Основной особенностью ислама является то, что мусульманин связывает воедино религиозную, национальную и политическую идентичности.

Какие же перспективы несет данный процесс исламской умме, мусульманам в целом и личности мусульманина в частности? Тема эта обширна и, возможно, не раз станет

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

65

Смолина Е.Г.

предметом внимания специалистов. Однако в первую очередь следует отметить актуальность данной проблемы в ключе новых возможностей и специфики информационной сферы как таковой, ведь последствия подобного влияния - важный вопрос не только для глубоко верующих людей.

Исламизация Интернета и интернализация ислама: введение в проблематику исследований

Наряду с широкими возможностями, которые предоставляет всемирная сеть, для человека в «глобальной паутине» возникают и новые угрозы. По мнению Т.Н. Литвиновой, основные черты глобальной сети - это доступность и отсутствие цензуры размещаемой информации, что предоставляет широкие возможности для беспрепятственной пропаганды сепаратизма и религиозного экстремизма [9, с. 116]. В связи с последним моментом зачастую изучение ислама мотивировано террористической угрозой, приписываемой последователям этой религии.

Необходимо отметить, что отечественных исследований ислама в интернет-пространстве крайне мало по сравнению с англоязычными публикациями. Помимо упомянутой Литвиновой Т.Н. результаты изучения исламского интернета в своих научных трудах отразили такие авторы, как Д. Абрамов и А. Сибгатуллин, последний написал целую книгу о проблемах соотношения ислама и Интернета, а также ввел новый термин «кибермусульмане». Согласно С.А. Рогозину (автор работы, посвященой рассмотрению различных аспектов дискурса политического ислама), примером более глубокого анализа рассматриваемой в данной статье области является англоязычная работа Грега Симонса. Несмотря на то, что работа была опубликована сравнительно недавно - в 2010 г., многие ссылки уже устарели и появились новые ресурсы, книга Г. Симонса является единственным примером работы исследователей с российскими сайтами, касающимися политического ислама [14].

Таким образом, в силу малочисленности исследований определение массива и изучение контента русскоязычного исламского интернета является актуальной темой. Интерес с точки зрения семантики информации исламского интернет-пространства представляет даже анализ запросов в поисковой строке браузера, результаты которого представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты поиска по запросу «ислам и интернет» в ведущих браузерах

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

66

Смолина Е.Г.

Показательно, что подобное сочетание не является часто запрашиваемым (при частом обращении браузер автоматически предлагает варианты запросов, в данном случае этого не наблюдается). В каталоге TOP100, созданном компанией Рамблер, на настоящий момент зарегистрировано 114 сайтов, так или иначе связанных с исламской тематикой. По данным популярного инструмента интернет-статистики wordstat.yandex.ru на конец октября 2015 года, слово «ислам» искали 444 544 раза за 30 дней. Максимальное число аналогичных запросов (671 088) пришлось на период марта 2015 года. Если рассматривать другие категории и темы, интересующие пользователей сети и связанные с исламом, то, например, запрос «религия ислам», стоящий на втором месте, интересовал только 18 248 человек, что говорит о неоднозначности подобных значений и необходимости качественного анализа интернет-контента.

Изучая список запросов со словом ислам в 2010 году, Решетняк А.М. пришел к выводу, что «пользователи интернета, прежде всего, смотрят на ислам как на социальное явление, нежели как на религиозное духовное направление», и в запросах превалируют общие исламские категории и нейтральные запросы, типа «ислам ру» и «реферат ислам» [13]. На настоящий момент подобная тенденция сохраняется: большинство запросов связано с историей, возникновением и основными традициями ислама. Однако показательным является тот факт, что на третьем месте по числу запросов в статистике, собранной компанией Яндекс, находится словосочетание «приму ислам» (16 459 чел.). При этом до февраля 2015 года подобный запрос отсутствует.

Согласно данным сервиса Google Books Ngram Viewer, который позволяет отследить динамику упоминания исследуемых понятий в русскоязычных текстах, интерес к исламу действительно достаточно высокий. По предположению автора, эта популярность связана в первую очередь с политическим исламом и радикальными течениями.

Согласно Гэри Банту (Gary Bunt), который в своей книге «iMuslims: Rewiring the House of Islam» предлагает структуру для изучения среды «кибер-ислама», мусульманами Интернет может быть использован для разных целей: это, конечно, распространение информации по сетям, ведение дискуссий, поддержание контактов, возможность обойти некую цензуру, что особенно важно для исламистских организаций [19, с. 113]. По наблюдению Литвиновой Т.Н., подобные интернет-ресурсы ведут свою работу из-за рубежа и имеют международные домены «.com», «.org», «.info» и др. [9, c. 116].

Решетняк А.М. утверждает, что в принципе с помощью рейтингов, ТОРов и каталогов поисковых систем Рунета можно посмотреть, сколько ресурсов зарегистрировано по исламской тематике, автономные это ресурсы или созданные как сообщества, например, на сайте Живого Журнала. Следует отметить, что в такие источники попадают только не противоречащие законам интернет-ресурсы, то есть «в официально признанных каталогах не могут содержаться ссылки на заведомо экстремистские проекты, на сайты, пропагандирующие насилие, религиозную и расовую нетерпимость» [13].

В 2012 г. в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были внесены изменения, впервые позволившие в нашей стране государственным органам официально ограничивать доступ к «вредоносной», по мнению властей, информации в Интернете. Данная практика сейчас активно применяется в процессе выявления экстремистских сайтов. Само понятие экстремизма достаточно сложное, потому легче описать его через характеристику деятельности. В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Коротко говоря, экстремистские сайты содержат информацию, призывающую к насильственным мерам и пропагандирующую экстремизм. На сегодняшний день Министерством юстиции России составлен федеральный список экстремистских материалов на основе судебных решений. В него включаются различные материалы, признанные судом экстремистскими. Впервые он был опубликован 14

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

67

Смолина Е.Г.

июля 2007 г. и сначала состоял из 14 пунктов. С тех пор список регулярно обновляется и по состоянию на 25 сентября 2015 г. содержит 3061 пункт (часть из которых исключена в связи с повтором содержания ранее внесенных пунктов). Помимо перечня книг, лозунгов и даже музыкальных произведений в этом списке содержатся запрещенные веб-сайты:

■ Сайт электронного журнала современной литературы «Самиздат» http://www.zhumal.lib.ru/ (часть Библиотеки Максима Мошкова) (п. 381). Сайт был вынужден сменить домен на http://samlib.ru;

■Ряд материалов сайта Ингушетия^^ (п. 661, 664) и сайт в целом (п. 276, 709);

■Ряд материалов сайта Кавказ-центр (http://www.kavkazcenter.com) (п. 270, 339, 340, 351-355, 366, 367, 705);

■Интернет-ресурс www.velesova-sloboda.org (п. 551);

■Интернет-ресурс www.hunafa.com. Решение вынесено Магасским районным судом Республики Ингушетия 12.04.2010 (п. 663).

Однако информация в виртуальном пространстве, несмотря на запреты, может найти выход к пользователю сети.

Таким образом, на сегодняшний день в атмосфере экстремистской угрозы возрастает внимание к проблеме антитеррористической пропаганды и профилактической работе в этом направлении. Во многом данная область сопряжена с разъяснительной работой по определению сущности ислама и его отличия от «псевдоислама». Гуманизация и обеспечение социальной безопасности сегодня неотделимы от информационных технологий. Потому так важна профилактика экстремизма в молодежной среде, и в первую очередь в интернет-пространстве. По сведениям автора электронного журнала «Apparat» Виталия Васильченко, «ВКонтакте» обнаружена огромная подпольная сеть радикальной террористической группировки «Исламское государство». В российской социальной сети появились странички главных пропагандистских информационных подразделений боевиков - арабоязычного al-Itisam и англоязычного al-Hayat. Для российских пользователей «Исламское государство» создало несколько дублирующих их сообществ под названием Islamic State News [5].

По данным В. Васильченко, крупнейшее на сегодняшний день русскоязычное сообщество сторонников ИГИЛ ShamToday было создано осенью прошлого года: сейчас там больше 12 тысяч подписчиков. Работа группы в социальных сетях координируется из министерства коммуникаций «Исламского государства», одного из девяти ведомств, подчиняющихся главе халифата - Абу Бакру аль-Багдади.

Отметим, что автором был проведен поиск данного сообщества в популярной соцсети. Результаты поиска выдали 14 сообществ. Однако их контент нельзя связать с радикальным исламом. Участники сообщества осуждают действия террористов, ведут беседы по вопросам ислама, а также выражают свою точку зрения относительно последних событий в мире, в частности российские авиаудары по Сирии. Этой теме посвящено много постов и даже выставлен онлайн-опрос, касающийся отношения к обозначенной проблеме. Тем самым данные сообщества не относятся к эстремистским. По-видимому, администрацией популярной интернет-площадки были применены меры по удалению упоминаемого В. Васильченко сообщества.

По объективной причине блокировки русскоязычных экстремистских сайтов и сообществ автором был проведен контент-анализ ряда сайтов, содержащих в наименовании домена слово «ислам». С точки зрения автора, только развитый, образованный и осведомленный в вопросах ислама человек может обеспечить себе и своему окружению информационную безопасность. Тем самым для определения влияния виртуального пространства на мусульманина целесообразно проанализировать источники, рассказывающие о религии и таким образом просвещающие пользователей Интернета. В связи с такой позицией были собраны общие сведения, касающиеся статистики сайтов, был

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

68

Смолина Е.Г.

выбран самый посещаемый и проведен контент-анализ информационного блока, затрагивающего вопросы веры. Таким образом, в ходе исследования были выбраны следующие сайты: www.islam-portal.ru;www.islam-today.ru;www.islam.ru.

Это были одни из первых в перечне веб-сайтов, выданных основными поисковыми интернет-системами.

Итак, у каждого из трех сайтов был определен показатель посещаемости.

Самым посещаемым является сайт islam-today.ru. Отметим, что все три сайта выполнены в светло-синей гамме, имеют ссылки на социальные сети, возможность перевода на английский язык, содержат большое количество фото- и видеоматериала. Первая таблица содержит сведения, демонстрирующие основные страницы сайтов; исходя из целей исследования, подробно были рассмотрены блоки, касающиеся вероучения и разъяснения темы ислама как религии.

Таблица 1. Краткая характеристика исследуемых сайтов

Основные информационные блоки

islam-portal.ru islam-today.ru www.islam.ru

Новости Мнения Медиа Библиотека Изучаем ислам Слово имама Вероучение Вопрос-ответ Женщина в исламе В мире Общество История Видео Фото Новости Вероучение Политика Экономика Общество Личности История Наука Культура Линия доверия

Размер страницы

islam-portal.ru islam-today.ru www.islam.ru

64 Кб 137 Кб 58 Кб

Анализ внутренних / внешних ссылок на сайте

islam-portal.ru islam-today.ru www.islam.ru

183 / 12 274 / 37 93 / 19

По основным параметрам сайты достаточно просты в оформлении, основные рубрики размещены в верхней части страницы горизонтально, есть поисковая строка, а также ссылки на социальные сети. В таблице 2 выделены подрубрики соответствующих страниц сайтов.

Таблица 2. Наименования подрубрик информационных блоков

islam-portal.ru islam-today.ru www.islam.ru

Изучаем ислам Вероучение Вероучение

Подзаголовки / Подрубрики

Столпы ислама Вопросы веры Словарь Личности Вопросы и ответы Фетвы Поклонение Вероубеждение Нравственность Начинающим Лжехадисы Основы ислама Убеждения Коран и его науки Хадис и его науки Исламское право Намаз Закят Пост

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

69

Смолина Е.Г.

Хадж

Обряды погребения Тасаввуф Добродетель Грехи____________

Отметим, что, с точки зрения обычного пользователя, сайт islam-portal.ru наименее информативен и нацелен больше на диалог при наличии конкретных вопросов посетителя.

Пользователи сайта islam-today.ru могут и задать вопрос, и легко найти ответ без официальных заявлений, тематика достаточно обширная. Конкретика последнего сайта islam.ru позволяет быстро найти информацию по обрядам и основным вопросам ислама, при этом много информации, которая на первый взгляд не имеет прямого отношения к религии. Это легко заметить по заголовкам статей: «Зачем учиться в школе, ведь богатым от этого не станешь?», «Как примирить между собой невесток?» или «Мой муж вечно чем-то недоволен...» и др. Однако внутреннее содержание публикаций наряду с другими областями (психология, например) предлагает решение поставленных проблем с помощью исламских традиций, веры и слова Аллаха. На двух последних сайтах статьи достаточно объемные (в среднем 4500 знаков), дополненные фотоматериалом. В связи с информационной насыщенностью для проведения контент-анализа были выбраны именно эти два исламских портала.

Для каждого сайта были выделены качественные и количественные единицы анализа. Качественные единицы анализа включают категории и их индикаторы, служащие качественными признаками, соответствующими данной категории.

Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы объема. Единицы контекста обозначают тот сегмент текста, в пределах которого определяется качественная характеристика упоминаемой категории. В нашем случае единицей контекста выступают слова, выделенные при первоначальном качественном анализе контента сайтов. Анализ проводился по статьям, размещенным на исследуемых сайтах за период с 1 по 14 октября 2015 года. За наблюдаемые две недели на islam.ru опубликовано 8 статей, на islam-today.ru - 75. В связи с этим обстоятельством объективно будет анализировать относительные частоты единиц счета, выраженные в процентах. Автором были выделены основные качественные категории - группы слов, относящиеся к определенной тематике. Это вопросы религии, истолкования посланий и исламских заповедей - категория «вероучение», тема отношений мужчины и женщины - категория «семья» и, наконец, группа индикаторов «образ жизни» (табл. 3).

Таблица 3. Контекст рассматриваемых категорий

Вероучение Семья Образ жизни

Аллах / Г осподь ислам / религия / Пророк вера / душа / иман грех / прелюбодеяние / заповедь намаз / дуа / харам порицание / наказание муж / мужчина жена / женщина дети / ребенок / сын / дочь брак родители семья счастье поступки смысл / истина знание здоровье принцип

По результатам исследования в контенте обоих сайтов часто употребляются слова первой категории, касающиеся веры. При этом более детальное разъяснение принципов ислама как религии предоставляет сайт islam-today.ru, это легко доказать большим разнообразием обсуждаемых на страницах интернет-портала тем, количеством и объемом статей. Хотя относительная частота упоминания имени Аллаха у них примерно равная - при среднем размере статьи в 700 слов показатель составляет 7 %. Авторы islam-today.ru часто

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

70

Смолина Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

публикуют статьи, посвященные взаимоотношениям в семье как родителей и детей, так и супругов - из 75 статей 14 посвящены данной теме. Также отдельным крупным разделом на сайте представлена тема «Женщина в исламе» (три подраздела - «Взаимоотношения», «Дети» и «Красота и здоровье»). Второй сайт посвящает теме семьи целые три подрубрики в разделе «Общество» - «Семья», «Дети», «Мусульманка». В ходе исследования последняя категория понятий - «образ жизни» - не является четким направлением в тематике статей данного информационного блока. Отметим, что в целом на двух сайтах много сведений, касающихся темы женщины в исламе. Таким образом, помимо новостных сведений, вопросов ислама, связанных с политикой и экономикой, оба сайта информативны в главном - в теме разъяснения жизненных целей и принципов мусульманина.

Итак, рассматривая контент исследуемых сайтов, можно сделать вывод о том, что данный интернет-ресурс, во-первых, предоставляет достаточно много информации как для мусульманина, так и для человека, не связанного с исламом в религиозном плане. Во-вторых, изучая тематику сайтов и их текстуальное наполнение, автор оценил широту распространения ислама в Сети: количество исламских сайтов, пусть и невысокими темпами, но растет (по данным Решетняка А.М., в 2010 г. их было только 64, сейчас их уже 114); имеющиеся в сети интернет-ресурсы предоставляют информацию об исламе как в социальном, так и духовном плане; данные сайты позволяют найти интересующую информацию в доступной и понятной форме. Интерес, например, представляет сайт Wikilslam, который подобно Wikipedia открыт для редактирования и не подвергает цензуре критику ислама. Все это позволяет говорить о наличии такого процесса, как «исламизация интернета».

В России ислам пользуется определенной поддержкой действующей власти как часть «евразийской концепции», обосновывающей особый цивилизационный путь России. Ислам во взаимодействии с различными сферами - политикой, обществом, экономикой, культурой, образованием - представлен на информационно-аналитическом портале «Ислам и общество» (islamio.ru) [6]. Данный портал, рассмотренные автором сайты наряду с интернет-ресурсами духовных мусульманских организаций составляют основу информационного обеспечения ислама.

Широкое использование Интернета в целях пропоганды ислама на сегодняшний день приводит к еще одному интересному процессу - интернализации ислама или образованию виртуальной уммы. Ведь изменение способов распространения знаний об исламе приводит к созданию новых сетей, сообществ и трансформации отношений в них. Категория виртуального сообщества прежде всего воспринимается как сообщество, которое существует в нашем сознании. В рамках такого восприятия Интернет для мусульман и ислама в целом -это современное средство коммуникации, которое способно предоставить новые ценные возможности для реализации религиозных целей и не только.

Общинность краудсорсинга как инструмент ислама

Ислам как религия, глубоко затрагивающая повседневные практики мусульман, также испытывает на себе влияние информационных процессов. Процесс представления мусульманской религии в Интернете связан с размещением информации об исламе в Сети, а также возможностью мусульман и представителей других конфессий вести беседы и религиозно просвещаться в виртуальном пространстве. Но анализ взаимоотношений ислама и Интернета в современных исследованиях чаще всего представляет собой либо описание источников информации данной тематики, либо рассмотрение ислама в целях пропаганды его основных ценностей, при этом остаются необозначенными конкретные практики подобной просветительской деятельности. Ведь мало только разместить сведения, важно получить обратную связь и тем самым понять правильность и точность донесенной до

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

71

Смолина Е.Г.

конечного пользователя информации. Аспект трансформации традиционного ислама под воздействием Интернета волнует мусульман. Примером же негативного отношения к Интернету среди мусульман может служить ситуация «разрыва» поколений среди «братьев-мусульман» Египта, описанная М. Линчем в статье «Young Brothers in Cyberspace». Старшее поколение видит угрозу в интернете для ислама, в т. ч. со стороны проводимых в Сети дискуссий, которые могут увести братьев от их «традиционной» веры [20].

Отметим, что основа самосознания мусульманина - это мусульманская община, или умма. В доисламские времена этот термин означал веру. В ассоциативном ряду со словом умма находился глагол амма («предшествовать», «быть впереди»), что говорит о содержании в этом термине представления о духовной преемственности [1, с. 361]. В ней и через нее мусульманин осознает себя верующим (мумин) и предавшимся Богу (муслим). Умма как ядро мусульманской конфессии соединяет внутри себя всех мусульман мира, вне зависимости от их культурной или этнической принадлежности.

Сегодня в интернет-пространстве существует технология краудсорсинга, его сущность тесно связана с понятием общинности. Краудсорсинг - это современная практика решения профессиональной задачи непрофессионалами по принципу «всем миром» на базе интернетплощадки. В этом процессе не важны образование, статус или национальность, главное -результат и талант участников.

В религиозной общине обединяющая цель - это совместный духовный рост вне зависимости от того, кем человек является в этой умме. То есть о коллективной работе над интернет-проектами можно сказать, что корнем или коллективной основой того, что мы сегодня называем «краудсорсинг», является известный и очень древний принцип существования мусульманской общины, где каждый из её участников имеет свое призвание, в рамках которого он реализует общую цель. По сути краудсорсинг - это создание некой виртуальной общины, но не на религиозной основе, а на основе проектной общности.

Проведем еще одну параллель: религиозное мировоззрение - это преимущественно черта традиционного общества, краудсорсинг - движение современного социума. Он представляет собой механизм мобилизации физического ресурса (добровольцы, которые могут что-то сделать или отдать вещи, например) и ресурса интеллектуального - того, что по-английски называют wisdom of crowd - мудрость толпы.

Важно отметить, что краудсорсинг связан с такими понятиями, как информация, открытость и доверие. Это своеобразный процесс превращения в открытую систему. Интернет в целом можно представить как противовес «закрытым системам», ведь в нем информация распространяется чрезвычайно быстро, становясь доступной для пользователей сети. «Информация желает быть свободной» - это выражение писателя С. Бренда целиком отражает тенденцию Сети, стремящейся «открыться». Краудсорсинг как переход в подобное доступное и открытое состояние возможен на основе единства, веры в общую цель, а главное - доверия среди членов «виртуальной общины».

По П. Штомпке, доверие - это «ставка в отношении будущих непредвиденных действий других». Обозначенная ставка связана с определенными ожиданиями и уверенностью, что это действительно произойдет. Обращение к понятию доверия позволяет утверждать, что актуализация такого отношения, установки, измерения может происходить в ситуации неопределенности, тогда, когда мы до конца не обладаем необходимой информацией и вынуждены действовать наугад. При этом П. Штомпка полагает, что категория «доверие» связана с категорией риска, которая ведет к другой важнейшей «черте «высокой современности» - «непрозрачности», нестабильности, неустойчивому характеру социальной жизни» [18, с. 118]. То есть быстро изменяющаяся современная человеку обстановка подтверждает необходимость общества в доверии как идеале в социальных связях. Интернет также можно охарактеризовать как нестабильное пространство, в котором люди с большей, чем в пространстве физическом, реальном, уверенностью вступают в

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

72

Смолина Е.Г.

контакт, идут на общение. Пространство Сети за счет своего «легкого и быстрого доступа» кажется пользователю менее рискованным и непостоянным.

По Н. Луману, современное общество, в отличие от традиционного, формируется как мощный социальный институт, удовлетворяющий многообразные потребности своих членов [11]. В силу этого человек в современном обществе не испытывает потребности в интеграции с другими людьми, поскольку перечень интересов их может различаться. Следовательно, стремление к взаимодействию может носить исключительно случайный характер. Это не значит, что взаимодействие не возникает или не будет возникать между членами современного общества, данное общество просто не формирует оснований для подобных отношений [2, с. 57]. Значит, характер взаимосвязей является спонтанным.

В традиционном обществе, где религиозное мировоззрение выступает в качестве доминирующего фактора, вопрос о доверии в межличностных и межгрупповых отношениях не стоял. Неопределенность в религиозном мировосприятии не вызывает недоверие, наоборот, только усиливает доверие к миру. Общинность, единение и действия сообща как черты религиозного мировоззрения также можно отнести к основным характеристикам коллективных разработок в интернет-пространстве, или, другими словами, краудсорсингу.

Таким образом, в вопросе влияния Интернета на личность мусульманина стоит исходить из того, что Интернет - это не просто хороший инструмент в руках умелого мастера, на сегодняшний день - это пространство, в котором можно с меньшими затратами выстроить отношения, позитивно влияющие на социальные практики в реальной жизни.

Данное утверждение легко аргументировать статистическими данными динамики проникновения Интернета: по информации аналитического бюллетеня Фонда общественного мнения, доля активной аудитории - это выходящие в Сеть хотя бы раз в сутки - сейчас составляет 48 % (56,3 млн чел.) [8]. Увеличение численности интернет-пользователей, продолжающееся проникновение Интернета в села и города с численностью менее 100 тысяч человек способствуют расширению и усилению влияния электронной коммуникации на рядовую жизнь граждан.

Еще пять лет назад эксперты в области социальной психологии и социологии коммуникации отмечали характерное для интернет-пользователя четкое разделение двух сред в зависимости от включения в виртуальное пространство - онлайн и оффлайн состояния. На сегодняшний день, когда Интернет проникает в мобильные телефоны, в реальности они так сплетены друг с другом, что сложно определить, где заканчивается оффлайн и начинается онлайн. Краудсорсинг как мобилизация людей через Сеть, подобно традиционным религиям в самые сложные моменты человеческой истории, позволяет вспомнить об общих целях и единении. Ведь результативность краудсорсинговых проектов напрямую зависит от мотивации участников, их стремления и возможности к самоорганизации через интернет-площадки, а значит, и веры в необходимость, успешность и значимость их действий.

Г.Ю. Тихонова и Е.В. Гиниятова, молодые специалисты в области социологии коммуникации, считают, что актуализация религии и религиозных институтов в современной культуре не является случайным феноменом, эта тенденция соответствует духу времени. По их мнению, для формирования религиозной личности, одной из характеристик которой выступает степень вовлеченности в процесс функционирования религиозных институтов, по-прежнему существует множество факторов, но к самым главным можно отнести духовное напряжение современного культурного пространства и трансформацию самой религии как целостного концепта [17, с. 122]. Подтверждением являются современные процессы, происходящие в обществе. В атмосфере неопределенности, среди огромного числа информационных потоков и риска доверия к источникам этой информации человеку требуется социальный ориентир, которым с давних времен является религия.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

73

Смолина Е.Г.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: 1) религия как часть

действительности не может не включаться в информационные процессы, происходящие сегодня в обществе; 2) ислам как во многом рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, как нельзя лучше подходит для темы проникновения информационных систем в традиционные социальные практики; 3) на сегодняшний день именно Интернет трансформирует традиционные устои ислама, что накладывает отпечаток на религиозную идентичность мусульманина и его поведение в виртуальном пространстве; 4) для предотвращения угрозы негативного влияния информационно-коммуникационных технологий важен контент и конечные цели исламских интернет-ресурсов, что полностью учитывается создателями сайтов и авторами исламской блогосферы; 5) как позитивная технология построения социальных связей краудсорсинг повторяет традиционные черты уммы - мусульманской общины, потому имеет положительные перспективы использования как в формате локальных проектов, так и в масштабе «сильной» коллективной идентичности.

Итак, именно самоорганизация людей и их тяга к сотрудничеству в самых разных областях позволяет эффективно использовать современные интернет-технологии.

Виртуальная площадка подобно религиозной общине собирает воедино инициативных членов общества, верящих в свои цели и реализующих их в проектной деятельности. Соотнесение себя с этой общиной, ощущение приверженности к ней придает человеку уверенность, а значить плодотворно влияет на всю его деятельность.

Литература

1. Али-заде А.А. Умма // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. - 400 с.

2. Ардашкин И.Б. Доверие в науке и религии: к вопросу о становлении культуры доверия // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 370. - С. 56-60.

3. Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации: результаты

социологического опроса. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://sreda.org/arena.

4. Валиев Р. Что такое мир ислама? // Вокруг света. - 2005. - № 11. - С. 136-150.

5. Васильченко В. Халифат во «ВКонтакте»: как террористы из «Исламского государства» захватывают российскую соцсеть // Apparat - электронный журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://apparat.cc/network/vk-isis.

6. Горошко Ю.Н. Роль религиозной идентичности в социальной и культурной коммуникации (на материалах веб-сайтов Украины и России). [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://www.obta.uw.edu.pl/pliki/akt/Articles.pdf.

7.Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин А.В., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / под ред. А.П. Забияко. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012. - 208 с.

8. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2013-2014 гг. / ФОМ -Электрон. дан. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://fom.ru/SMI-ii nternet/11417.

9. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИКАР, 2014. - 356 с.

10. Литвинова Т.Н. «Информационный джихад» в глобальной сети // Власть. -2010. - № 9. - С. 116-119.

11. Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. - 2000. № 1-2. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http:// www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00luhm.html.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

74

Смолина Е.Г.

12. Муфтий Республики Дагестан Ахмад-хаджи Абдулаев рассказал

корреспондентам «Русского журнала» о влиянии Интернета на ислам. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://naturalworld.ru/article_islam-i-internet-

segodnya-isl amskiy-mi r- stoit-na-poroge. htm.

13. Решетняк А.М. Ислам в русскоязычном Интернете: специфика и статистика. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://pr.tsu.ru/articles/162/.

14. Рогозин С.А. Дискурс политического ислама (На примере интернетпространства Северо-Восточного Кавказа). [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый.

URL:http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/70/1443711949faba3e8d3cd219e5e6a0f27 533a0a4c1/%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D 1%82.pdf.

15. Сафронов Р.О. Современные социологические теории религии в США и Европе // Религиоведческие исследования. - 2009. - № 1/2. - С. 24-44.

16. Семенова Д.М. Активность русской православной церкви в электронном

пространстве (на примере сети Интернет) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал Modern Research of Social Problems). - 2013. - № 5 (25). [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://journal-

s.org/index.php/sisp/article/viewFile/5201339/pdf_197.

17. Тихонова Г.Ю., Гиниятова Е.В. Особенности формирования религиозной

личности в современном культурном пространстве // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 322. - Вып. 6. - С. 120-123.

18. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект-Пресс, 1996. -

416 с.

19. Bunt Gary R. Islam in the Digital Age: E-Jihad, Online Fatwas and Cyber Islamic Environments. - Pluto Press, 2003. - Р. 237.

20. Lynch M. Young Brothers in Cyberspace // Middle East Report, № 245, The Politics

of Youth (Winter, 2007). - P. 26-33. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.merip.org/mer/mer245/lynch.html

References

1. Ali-zade A. A. Umma [Ummah] Islamskii entsiklopedicheskii slovar'. [Islamic encyclopedic dictionary] Moscow, Ansar, 2007. 400 p. (In Russian)

2. Ardashkin I.B. Doverie v nauke i religii: k voprosu o stanovlenii kul'tury doveriya [Confidence in science and religion (to the issue of confidence culture building)] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Tomsk State University] 2013, no. 370. Pр. 56-60. (In Russian)

3. Atlas Religii i Natsional'nostei Rossiiskoi Federatsii: rezul'taty sotsiologicheskogo oprosa [Atlas of religions and ethicities of the Russian Federation: results of sociological survey] [Electronic resource] Available on: URL: http://sreda.org/arena

4. Valiev R. Chto takoe mir islama? [What is the world of Islam?] Vokrug Sveta [Around the World] 2005, no. 11, рр. 136-150. (In Russian)

5. Vasil'chenko V. Khalifat v «VKontakte»: kak terroristy iz «Islamskogo gosudarstva» zakhvatyvayut rossiiskuyu sotsset' [The caliphate in «VKontakte»: how terrorists from «The Islamic State» capture the Russian social network] Apparat - elektronnyi zhurnal. [Apparatus -electronic journal], [Electronic resource] Available on: URL:http://apparat.cc/network/vk-isis/

6. Goroshko Yu.N. Rol' religioznoi identichnosti v sotsial'noi i kul'turnoi kommunikatsii (na materialakh veb-saitov Ukrainy i Rossii). [The role of religious identity in social and cultural communication (based on the materials of Ukrainian and Russian websites).] [Electronic resource] Available on: URL:http://www.obta.uw.edu.pl/pliki/akt/Articles.pdf

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

75

Смолина Е.Г.

7. Zabiyako A.P., Voronkova E.A., Lapin A.V., Pratyna D.A. i dr. Kiberreligiya: nauka kak faktor religioznykh transformatsii [Cyberreligion: science as a factor of religious transformations] Zabiyako A.P., Voronkova E.A., Lapin A.V., Pratyna D.A. and others.; edited by Zabiyako A.P., Blagoveshchensk: Amur State University «Religious Studies magazine», 2012. 208 p. (In Russian)

8. Internet v Rossii: dinamika proniknoveniya. Zima 2013 - 2014 gg. [The Internet in Russia: the dynamics of penetration. Winter of 2013-2014] FOM [FOM] [Electronic resource] Available on: URL: http://fom.ru/SMI-iinternet/11417

9. Krylov A. N. Religioznaya identichnost'. Individual'noe i kollektivnoe samosoznanie v postindustrial'nom prostranstve. [Religious identity. Individual and collective consciousness in post-industrial space. 3-rd edition, revised and updated] Moscow, IKAR Publishing, 2014. 356 p. (In Russian)

10. Litvinova T.N. «Informatsionnyi dzhikhad» v global'noi seti [«Information jihad» in the global network] Vlast' [Power] 2010. no. 9, pp. 116-119. (In Russian)

11. Luman N. Formy pomoshchi v protsesse izmeneniya obshchestvennykh usloviyakh

[The forms of assistance in the process of changing social conditions] Sotsiologicheskii zhurnal [Sociological journal] 2000. no. 1-2. [Electronic resource] Available on: URL:

http:// www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00luhm.html

12. Muftii Respubliki Dagestan Akhmad-khadzhi Abdulaev rasskazal korrespondentam

«Russkogo zhurnala» o vliyanii Interneta na Islam. [The Mufti of the Republic of Dagestan Akhmad-khadzhi Abdulaev told «The Russian Journal» about the Internet impact on Islam.] [Electronic resource] Available on: URL: http://naturalworld.ru/article_islam-i-internet-

segodnya-islamskiy-mir-stoit-na-poroge.htm

13. Reshetnyak A.M. Islam v russkoyazychnom internete: spetsifika i statistika [Islam in

the Russian Internet: specificity and statistics.] [Electronic resource] Available on:

URL: http://pr.tsu.ru/articles/162/

14. Rogozin S.A. Diskurs politicheskogo islama (Na primere internet-prostranstva Severo-Vostochnogo Kavkaza) [The discourse of political Islam (through the example of the Northeastern Caucasus Internet)] [Electronic resource] Available on: URL:http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/70/1443711949faba3e8d3cd219e5e6a0f2 7533a0a4c1/%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D 1%82.pdf

15. Safronov R.O. Sovremennye sotsiologicheskie teorii religii v SShA i Evrope [Modern sociological theories of religion in the USA and Europe] Religiovedcheskie issledovaniya [Theological studies] 2009, no. U, pp. 24-44. (In Russian)

16. Semenova D.M. Aktivnost' russkoi pravoslavnoi tserkvi v elektronnom prostranstve

(na primere seti internet) [The activity of the Russian Orthodox Church in cyberspace (through the example of the Internet] Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal Modern Research of Social Problems) [Modern studies of social problems (electronic science journal Modern Studies of Social Problems)] 2013. - № 5 (25). [Electronic resource] Available on: URL:http://journal-

s.org/index.php/sisp/article/viewFile/5201339/pdf_197

17. Tikhonova G.Yu., Giniyatova E.V. Osobennosti formirovaniya religioznoi lichnosti v sovremennom kul'turnom prostranstve [The features of religious personality formation in modern cultural space] Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Tomsk State University] Issue, no. 6, vol. 322, 2013, Pp. 120-123. (In Russian)

18. Shtompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmenenii [The sociology of changes in the society] Moscow, Aspekt-Press, 1996, 416 p. (In Russian)

19. Bunt Gary R. Islam in the Digital Age: E-Jihad, Online Fatwas and Cyber Islamic Environments. Pluto Press, 2003, p. 237.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

76

Смолина Е.Г.

20. Lynch M. Young Brothers in Cyberspace. Middle East Report The Politics of Youth, no. 245, (Winter, 2007), pp. 26-33. [Electronic resource] Available on: http://www.merip.org/mer/mer245/lynch.html

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.