УДК 37
Струкова Е.А.
бакалавр лингвистики, преподаватель русского языка как иностранного, преподаватель английского языка (г. Челябинск, Россия)
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: в данной работе исследуется влияние цифровых технологий на процесс обучения иностранным языкам. Рассмотрены инновационные методы, такие как искусственный интеллект, мобильные приложения и технологии виртуальной и дополненной реальности. Проведен анализ преимуществ и проблем, связанных с их использованием, а также оценено влияние этих технологий на традиционные подходы к изучению иностранных языков. В ходе исследования выявлены ключевые тенденции и перспективы внедрения цифровых технологий в лингвистическое образование.
Ключевые слова: цифровые технологии, искусственный интеллект, мобильные приложения, виртуальная реальность, дополненная реальность, обучение языкам.
Цифровизация образовательных технологий активно развивается, предоставляя новые инструменты и методы для изучения иностранных языков. Внедрение искусственного интеллекта, мобильных приложений и технологий виртуальной и дополненной реальности представляет собой важный шаг в эволюции образовательных практик. Эти технологии обладают потенциалом для значительного улучшения качества и доступности языкового обучения, обеспечивая более интерактивные, адаптивные и погружающие образовательные среды. Цель данной статьи — исследовать эти методы, выявить их основные преимущества и недостатки, а также оценить их влияние на традиционные методы обучения языкам.
Литературный обзор.
В литературе представлено множество исследований, посвященных применению цифровых технологий в образовании. Например, использование искусственного интеллекта для автоматического распознавания речи и адаптивных учебных систем позволяет эффективно настраивать образовательный процесс под потребности студентов, что ведет к улучшению результатов обучения ^гаттайу, 2024). Мобильные приложения, такие как Duolingo, применяют геймификацию и мультимедийные элементы для повышения мотивации и вовлеченности учащихся (ОиоН^о, 2022). Технологии VR и AR предоставляют уникальные возможности для создания погружающих образовательных сред и изучения культурных аспектов, что способствует глубокому пониманию языка и культуры (Мо^1у, 2023).
Материалы и методы.
Для анализа эффективности инновационных методов были использованы данные из исследований, опубликованных в рецензируемых журналах и отчетах компаний, а также результаты практического применения технологий в образовательных учреждениях. Основные направления исследования включают:
Искусственный интеллект: Анализ применения ИИ для автоматического распознавания речи, адаптивных учебных систем и интеллектуальных помощников, таких как чат-боты.
Мобильные приложения: Оценка эффективности образовательных приложений, таких как Duolingo, в контексте их способности улучшать языковые навыки через игровые и мультимедийные элементы.
Виртуальная и дополненная реальность: Исследование использования VR и AR для создания интерактивных языковых сред и культурных контекстов.
Результаты.
Искусственный интеллект: Технологии ИИ продемонстрировали значительное улучшение навыков произношения и письменной речи. Использование систем автоматического распознавания речи позволяет увеличить точность произношения на 30% и сократить время на обучение на 20%
^гаттайу, 2024). Адаптивные учебные платформы, такие как Knewton, адаптируют материал под уровень знаний студента, что повышает эффективность обучения на 25% (Knewton, 2023). Согласно исследованию компании Duolingo, пользователи, использующие функцию распознавания речи, продемонстрировали на 15% улучшение в произношении по сравнению с теми, кто использовал традиционные методы. Мобильные приложения: Приложения Duolingo продемонстрировали высокую эффективность в обучении языкам, увеличив уровень языковых навыков у пользователей на 25% за счет применения игровых методов и регулярного взаимодействия. Пользователи улучшили свои навыки понимания на 20% за 6 месяцев использования приложения (ОиоН^о, 2020). Виртуальная и дополненная реальность: Технологии VR и AR обеспечивают уникальные возможности для погружения в языковую среду. Использование VR в обучении языкам ускоряет освоение навыков говорения на 35%, а AR приложения улучшают понимание культурного контекста на 20% (Мо^1у, 2023). Виртуальные экскурсии и сценарные игры в VR создают реальные языковые ситуации, что способствует более глубокому изучению языка.
Обсуждение.
Сравнивая традиционные методы обучения с использованием цифровых технологий, можно отметить, что последние предлагают более гибкий и персонализированный подход к обучению. Цифровые технологии позволяют ускорить процесс обучения, улучшить качество усвоения материала и повысить мотивацию студентов. Искусственный интеллект, мобильные приложения и VR/AR предоставляют возможности, которые трудно воспроизвести в традиционной образовательной среде. Однако, несмотря на все преимущества, традиционные методы, такие как занятия с преподавателем и использование учебных пособий, остаются важными для глубокого изучения языка и развития коммуникативных навыков.
Примеры успешного внедрения технологий в учебные программы показывают, что цифровые инструменты могут эффективно дополнять
традиционные методы обучения, улучшая образовательный процесс. Отзывы студентов и преподавателей свидетельствуют о том, что интеграция технологий способствует повышению мотивации, делая обучение более интересным и доступным.
Прогнозы развития технологий указывают на то, что цифровизация образовательного процесса будет только усиливаться. Искусственный интеллект продолжит совершенствоваться, становясь всё более адаптивным и персонализированным. Мобильные приложения будут интегрировать новые технологии, такие как улучшенное распознавание речи и машинное обучение, чтобы предоставлять более точные рекомендации и адаптированные учебные планы. Технологии виртуальной и дополненной реальности также будут развиваться, делая погружение в языковую среду еще более реалистичным и доступным. Виртуальные классы и учебные платформы, использующие VR/AR, могут стать стандартом в образовательных учреждениях по всему миру.
Заключение.
Искусственный интеллект, мобильные приложения и технологии VR/AR представляют собой значительный шаг вперед в области языкового обучения. Эти инструменты способствуют более персонализированному, интерактивному и погружающему обучению, что может изменить традиционные методы изучения языков. С дальнейшим развитием технологий и снижением их стоимости, можно ожидать, что эти методы станут стандартом в образовательных практиках, предлагая студентам новые возможности для достижения языковых целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Duolingo. Duolingo Language Learning Research. [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://blog.duolingo.com/how-well-does-duolingo-teach-english/;
2. Ajisoko, P. The use of Duolingo apps to improve English vocabulary learning [Электронный ресурс] // International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2020, С. 149-155. URL: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i07.13229;
3. Grammarly. Natural Language Processing. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://w.grammarly.com/blog/what-is-natural-language-processing/;
4. Coursera. Learner Outcomes Report. [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://coursera-press.mystagingwebsite.com/wp-content/uploads/2023/05/Learner-Outcomes-Report-2023.pdf;
5. Stanford University. Speech Recognition for Accented English [Электронный ресурс]. URL: https://web.stanford.edu/class/archive/cs/cs224n/cs224n.1204/reports/custom/report2 4.pdf;
6. Knewton. Adaptive Learning. [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://dl.icdst.org/pdfs/files1/4784e02f313151eecbc0581a7d8ddddb.pdf;
7. Mondly. VR for Language Learning. [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://w. mondly.com/blog/virtual-reality-language-learning-businesses/#:~:text=The%20role%20of%20VR%20in%20language%20education&te xt=As%20research%20shows%2C%20both%20engaging,and%20retain%20more%2 0key%20information;
8. Bajorek, J. Virtual Reality Technology ImmerseMe Software: Speaking, Interactivity, & Time.[Электронный ресурс]. 2018. URL: https://w.academia.edu/36768999/Virtual_Reality_Technology_ImmerseMe_Softwar _Speaking_%20Interactivity_%20and_Time._Bajorek_2018_CALIC0_2018;
9. Жаркова Т.И. Современные методы обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки. Вестн. Финанс. ун-та. 2014. N° 2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-obucheniya-inostrannomu-yazyku;
10. Эмирова Л.Р., Венкова И.В., Бекиров И.А. Интеграция мобильных приложений в процессе обучения иностранного языка // Форум молодых ученых. 2018. № 7 (23). С. 1056-1061
Strukova E.A.
Bachelor of Linguistics, teacher of Russian as a foreign language, teacher of English (Chelyabinsk, Russia)
INNOVATIVE METHODS OF TEACHING LANGUAGES USING DIGITAL TECHNOLOGIES
Abstract: this paper examines the impact of digital technologies on the process of teaching foreign languages. Innovative methods such as artificial intelligence, mobile applications and virtual and augmented reality technologies are considered. The advantages and problems associated with their use are analyzed, as well as the impact of these technologies on traditional approaches to learning foreign languages is assessed. The study identifies key trends and prospects for the introduction of digital technologies in linguistic education.
Keywords: digital technologies, artificial intelligence, mobile applications, virtual reality, augmented reality, language learning.