Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Работник творческого/авторского типа реализует в деятельности множество смыслов и смысложизненных отношений «человека-мира». Происходит функциональный процесс деятельности совместно с экзистенциальным актом самореализации профессионала как личности. Данный акт переживается как чувство жизни, синтезируя личностное и профессиональное. Профессиональные цели и смыслы деятельности оказываются тесно взаимосвязанными с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, расширение и углубление смыслового поля профессиональной деятельности, рождение новых смыслов жизненного пути, которые синтезируются в конкретные личностные структуры, обогащая ее базовые ценности и образующие «смысловую вертикаль». Логика деятельности включена в режиссуру жизненного пути, а цель и задачи, наряду с функциональной направленностью, направляются жизненным смыслом личности, приобретая через ведущие мотивы характер миссии.

Использованные источники:

1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Дергача. -М.:Изд-во РАГС, 2002. С. 322-324, 334-335.

2. http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov

3. http: //bookbox.com.ua/index.php?newsid=10042

4. http://smysl.info/psikhologiia-uspekha/lichnostnoe-samoopredelenie-kak-psikhologicheskaia-problema

Самусёв А.Н. студент 402 гр.

специальность математика с доп. спец. физика

БГУ филиал в г. Новозыбкове Россия, г. Новозыбков ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление новые взгляд на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно - научного цикла несут главенствующую роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес.

Вместе с тем, ФГОС 3 поколения требует, чтобы в интерактивных формах проводилось значительнее количество аудиторных занятий, как в ВУЗах (не менее 20% аудиторных занятий (бакалавриат), не менее 40 % -магистратура), так и в школе. Эти требования должны быть выполнены по каждой дисциплине.

Понятие «интерактивный» происходит от латинского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Так как задача нашей педагогической деятельности - формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования интерактивных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе нам не обойтись.

При работе учителя физики часто использую ИКТ технологии и электронные образовательные ресурсы (ЭОР), так как это повышает познавательный интерес к предмету, наглядность, доступность, а также позволяет продемонстрировать работу приборов, которые отсутствуют в школе или находятся в неисправном состоянии.

В последние годы глобальная сеть интернет вошла практически в каждый дом. Общение в ISQ, социальных сетях, форумах, чатах, блогах занимают значительную часть времени у учащихся. Но простое общение не приносит значительных знаний. Другое дело, когда учащиеся создают свой собственный сайт, блог, форум, размещают в нем информацию не только о личной жизни, но и познавательные материалы. Это, во-первых, активизирует их мыслительный процесс. А, во-вторых, они своим примером показывают, какой интересной может быть наука.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего,

измениться самому. Назову несколько технологий, способных сделать урок современным.

Такими технологиями являются:

Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения. Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система. Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Информационно-коммуникационных технологий, которые неизбежно обогащают содержание образования, позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения.

При этом нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существуют взаимопонимания. Для организации современного урока необходимо помнить о том что, во-первых, жизнь идёт вперёд, меняется обстановка; во-вторых, меняется отношение к ученику, большое внимание уделяется психологическим аспектам учения, формам занятий; в-третьих, развивается материальная база школ, компьютерные средства обучения; в-четвёртых, компьютеры и интернет отрыли новые возможности. Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является

сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Глобальные изменения, происходящие в настоящее время вызывают необходимость использовать на уроках ИКТ как средства организующие учебную деятельность ученика и способствующие его адаптации в сегодняшней жизни. Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому учителю приходится разрабатывать новые структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к урокам. Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Использование компьютера на уроках дополняет учебный процесс, является неотъемлемой его частью, повышает активность учащихся, развивает их способности, побуждает к получению знаний, расширяет кругозор, повышает качество образования. Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который не дает учителю забывать о том, что физика-наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ. На помощь учителю приходит компьютер, который позволяет проводить более сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменить исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов - неотъемлемая часть современного урока физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся

испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. В частности компьютерная программа позволяет «собрать» прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процесс, лежащий в основе принципа его действия. При этом возможно многократное «прокручивание» мультипликации. Огромный выбор цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю выбрать программное обеспечение для реализации любых образовательных задач. Компьютерные программы по физике очень разнообразны: источники дополнительной информации; демонстрации; тренажёры; виртуальные лаборатории; мультимедийные и интерактивные приложения; цифровые лаборатории "Архимед", <^-:ш1кш» относящиеся к новому поколению естественнонаучных лабораторий, возможности интернет-рессурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников и многое другое.

Использованные источники:

1. Методика преподавания физики в 7 - 8 классе средней школы. Пособие для учителя /Под ред. А.В. Усовой, М.: Просвещение, 1990.

2. Методика преподавания физики в 8 - 10 классах средней школы / Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. М.: Просвещение,1980.

3. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. М.: Просвещение,1981.

Самусёв А.Н. студент 402 гр.

специальность математика с доп. спец. физика

БГУ филиал в г. Новозыбкове Россия, г. Новозыбков

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время большое внимание уделяется повышению эффективности учебного процесса. Решение этой проблемы связано с применением в учебном процессе новых методов и приемов обучения. Новые информационные технологии могут эффективно использоваться на традиционных уроках, включающих демонстрационные опыты по физике, на лабораторных занятиях, а также на занятиях физического практикума.

Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.