ниегп
15бы 2304-120Х Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № У4. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196033.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 196033 УДК 378.147
Гельфонд Мария Львовна,
доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Тула mlgelfond@gmail.com
Мищук Оксана Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «(Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Тула
oksana mishchuk@yahoo.com Мирошина Евгения Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Тула Bvgeniya-1808@.yandex.ru
Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу эффективности инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе современной высшей школы. К их числу относятся круглый стол, кейс-стади и веб-квест. Авторы статьи приводят данные проведенного ими социологического исследования, иллюстрирующего отношение преподавателей и студентов к данным методикам. Ключевые слова: образование, высшее образование, образовательные технологии, круглый стол, кейс-стади и веб-квест. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
В условиях современной России, переживающей сложные процессы во внутренней и внешней политике, экономике и культуре, проблема подготовки будущих специалистов, которые в перспективе должны составить элиту страны и определить пути ее дальнейшего успешного развития, выходит на первый план. Этим обстоятельством обусловлена приоритетность модернизации российской высшей школы и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Немаловажную роль в решении указанных задач, помимо последовательного совершенствования управленческих моделей и иных системных аспектов отечественного высшего образования, а также материально-технической оснащенности российских вузов, играет и неуклонное повышение квалификации преподавателей, включающей в себя показатели уровня их учебно-методической подготовленности, научного потенциала и творческого роста.
Особую значимость приобретает в данном контексте владение ими новейшими технологиями образовательного процесса, призванными обеспечивать подготовку бакалавров и магистрантов, обладающих не только прочными и отвечающими современным требованиям профессиональными знаниями и навыками, но и широкой эрудицией, способностью творчески мыслить и находить нестандартные, продуктивные решения сложных научно-исследовательских, инженерных и координационных задач [1]. Кроме того, в контексте всемирной экономической, культурной и политической ин-
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № У4. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196033.htm.
теграции и унификации перед высшей школой стоит глобальная задача повысить результативность научно-исследовательской деятельности студентов, а также уровень личностной заинтересованности и мотивированности участия в различных проектах.
Как известно, в основе современной компетентностной стратегии высшего образования в России лежит интерактивный подход, призванный оптимизировать эвристическую и методическую эффективность обучения в вузе. В связи с этим особое внимание преподавателей высшей школы должно быть обращено на разработку, совершенствование и апробацию интерактивных методов и приемов обучения и контроля знаний студентов [2].
К числу наиболее популярных и перспективных форм интерактивной организации учебного процесса, по нашему мнению, следует отнести методики круглого стола, кейс-стади и веб-квеста. Все они представляют собой инновационные образовательные технологии, позволяющие значительно повысить познавательный интерес студентов к изучаемым дисциплинам и способствующие формированию у выпускников необходимого в условиях рыночных отношений комплекса когнитивных, аналитически-прогностических, коммуникативных, функционально-практических и креативных способностей и компетенций.
Так, методика организации круглого стола относится к числу самых востребованных и продуктивных способов освоения максимально сложных, «пограничных» и дискуссионных тем, особенно из области социогуманитарного знания, а также необходимой интеграции общемировоззренческих, ценностных и сугубо профессиональных установок в системе подготовки будущих специалистов и их последующей самореализации в статусе успешных личностей и профессионалов [3-5]. Следовательно, круглый стол можно определить как инновационную форму интерактивного обучения, базовыми принципами которой являются синтез научно-теоретической обоснованности и практической значимости в постановке проблемы; полемическая «открытость» выносимого на обсуждение вопроса или серии вопросов; а также актуальная резонанс-ность заявленной темы в условиях современной социокультурной ситуации.
С учетом состава, специфики дидактических и психолого-педагогических целей, научно-теоретического содержания и методов преподавания как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин в современном вузе экономического профиля мы предлагаем рассмотреть три реализационные модели круглого стола, демаркация которых обусловлена не только тематической локализацией потенциальной проблемной ситуации, но и степенью сложности ее решения.
Так, в рамках первой из них предметом логической реконструкции и последующего обсуждения в форме круглого стола выступает какая-либо классическая дискуссия из истории экономической, философской или социально-политической мысли. Это позволяет выявить и классифицировать программные позиции ее участников, сформулировать и всесторонне проанализировать их полемические аргументы и дать в итоге квалифицированную и самостоятельную оценку убедительности последних. Тем самым создаются предпосылки как для более глубокого понимания и прочного усвоения учебного материала, так и для формирования навыков корректного диспута.
Вторая модель круглого стола предполагает использование формата круглого стола для проведения научно-практических конференций с участием студентов и магистрантов. Он отличается более высокими требованиями как к их подготовленности, так и к научно-репрезентативному уровню демонстрации ими результатов своей исследовательской работы. В ходе подобной конференции преподаватель может выступать и в роли модератора, и в роли эксперта, осуществляющего рейтингование выступлений участников.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196033.htm.
Архитектоника третьей модели организации круглого стола всецело детерминирована «сценарием» конкретного кейса. В данном случае проведению круглого стола должно предшествовать знакомство участников с целями, фабулой и нарративными материалами кейса, а также изучение рекомендованной преподавателем литературы и поэтапное выполнение заранее предложенных им заданий. Следовательно, к функциям преподавателя, выступающего в роли модератора круглого стола, добавляется и роль автора-составителя кейса.
Последний, как известно, является вполне самостоятельным способом реализации задач как учебной, так и научно-исследовательской деятельности. Метод кейс-стади был разработан представителями Чикагской социологической школы в начале ХХ в. По их мнению, кейс-стади представляет собой неколичественные исследования, делающие акцент на контекст происходящих событий, ориентированные на понимание ситуации через представления действующих лиц.
Сегодня этот метод активно используется в педагогическом процессе, где он сохраняет свою концептуальную направленность - исследование случая. Студентам дается описание реальной проблемной ситуации и ряд вопросов, на которые необходимо найти ответы. Решение кейса осуществляется как на основе лекционного материала, так и дополнительной информации, получаемой обучающимися самостоятельно или в процессе изучения других дисциплин. Использование кейс-стади способствует развитию логического мышления, практических, коммуникативных, творческих навыков, дает возможность проявить инициативу, формирует основы работы в команде и навыки совместного принятия решений.
При изучении точных наук применить метод кейс-стади в большинстве случаев затруднительно, но в области социально-гуманитарных и экономических наук его возможности практически не ограничены. Причем вариантов работы с кейсом можно смоделировать несколько. Например, использование методики кейс-стади для закрепления теоретической информации, полученной на лекциях; самостоятельное изучение нового материала в форме решения предложенного преподавателем или разработанного самими обучающимися кейса; организация контроля и оценки качества знаний студентов [6] по определенной дисциплине или дисциплинарному модулю в форме индивидуального или группового кейса, а также формирование у бакалавров и магистрантов устойчивых интересов в области теоретической и прикладной науки и навыков самостоятельной аналитической и прогностической деятельности посредством создания и реализации кейсов исследовательского характера и т. д.
Таким образом, метод кейс-стади вполне отвечает современным задачам высшего образования и соответствует преобладающим в настоящее время тенденциям развития научного дискурса. Существуют даже науки, среди базовых принципов которых выделяют анализ конкретных ситуаций. К ним относится, в частности, новая институциональная экономическая теория, изучаемая в рамках дисциплины «Институциональная экономика».
Помимо использования уже рассмотренных нами ранее методик круглого стола и кейс-стади поиск и апробирование различных инновационных информативно-коммуникативных технологий привели педагогическую мысль к идее внедрения в современный учебный процесс технологии веб-квеста, позволяющей существенно расширить дидактическое пространство, вывести процесс обучения за рамки аудиторных занятий в сферу самостоятельной работы обучающихся с целью организации и управления их учебной и научной внеаудиторной деятельностью. Данная методика позволяют дистанционно управлять как учебным, так и научно-исследовательским процес-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196033.htm.
сом, что является актуальным аспектом в современном высшем образовании, обеспечивая студентов необходимым информационным инструментарием, стимулируя их личностную причастность, процесс самообучения и саморазвития [7].
Веб-квест в педагогике - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные интернет-ресурсы. Данная образовательная технология обладает флексибильностью и может быть аккомодирована под конкретные образовательные и научные цели.
Технология образовательного веб-квеста обеспечивает задачи аутентичного обучения, которые носят актуальный характер в свете перманентного поиска инновационных педагогических решений. Суть работы над веб-квестом носит исследовательский характер, поэтому использование его как базиса для создания научно-исследовательских проектов значительно расширяет сферу познавательной активности обучающихся посредством актуальности и новизны проблемных задач, их соответствия профессиональным интересам и потребностям студентов. Одной из ключевых характеристик веб-квеста является его структурированная модель, которая может служить последовательным многоступенчатым руководством движения к конечной цели исследования. Междисциплинарный характер данной методики позволяет студентам интегрировать уже имеющиеся и приобретаемые в процессе научных изысканий знания из различных областей в новый проект.
Этапы исследовательской работы над веб-квестом определяют его консеквентную структуру, которая носит адаптивный характер согласно научно-исследовательской макроинтенции: введение, задание, выполнение, оценивание, заключительные выводы.
Использование практико-ориентированной технологии веб-квеста для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу и повышения ее результативности является стратегически оправданным. Практика вариативного применения данной методики раскрывает творческий и когнитивный потенциал молодых исследователей, способствует формированию профессиональных и общекультурных компетенций, активизирует образовательную деятельность и стремление самостоятельно находить решения современных научных проблем, определять ожидаемые научные результаты и области их апробации.
Таким образом, мы можем с полным на то основанием сделать важный вывод о том, что эффективность указанных выше интерактивных образовательных технологий обусловлена не только их методической новизной и креативной сущностью, но и широкими возможностями вариативного комбинирования их элементов в ходе реализации межпредметных связей и комплексной организации процесса обучения и оценки знаний студентов.
Примером подобной интегративной модели решения учебно-методических, творче-ско-исследовательских и мировоззренческо-воспитательных задач в условиях современного вуза может служить разработанный преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин Тульского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова междисциплинарный веб-квест «Грани культуры», который фундирован на интеграции знаний о культуре как важнейшей составляющей современного образовательного процесса в высшей школе. В ходе выполнения квеста участникам предлагается выбрать одну из ролей, соответствующую одной из граней понимания культуры: лингвист, философ, социолог и спортсмен. Каждый предметный раздел включает основное задание, ссылки на информационные ресурсы, тест на проверку приобретенных знаний и решение кроссворда.
Такой стратегический подход позволяет интегрировать несколько научных областей знаний в едином образовательном пространстве, которые, в свою очередь, могут аккумулировать знания из других дисциплин. Как, например, раздел «Иностранный язык»
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196033.htm.
предполагает наличие не только лексико-грамматических умений, но также бэкграунд из сферы маркетинга и рекламы. Выполнение задания способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет значительно расширить активный профессиональный словарь, также став последующим базисом для научно-исследовательского или бизнес-проекта. Тематическое задание из раздела «Философия» инициирует осознанный интерес к прикладным этическим проблемам и стремление к их самостоятельному исследованию и продуктивному решению в рамках жизненной практики и профессиональной деятельности. Задание по дисциплине «Социология» активизирует интерес к актуальным проблемам современного общества и возможности их выявления путем составления программы социологического исследования и ее апробации. Обработка результатов исследования предоставляет фундамент для дальнейших научных изысканий студентов, связанных с составлением социальных программ, разработкой социальных проектов и научного обоснования путей решения той или иной проблемы общественного характера. Предметная область «Физическая культура» имеет своей целью активацию знаний из истории спорта, Олимпийских игр и спортивных мероприятий. Выполнение задания также способствует патриотическому воспитанию молодежи, так как исследовательский характер задания ведет к историческим истокам родного края.
Инновационная идея создания подобного веб-квеста способствует всестороннему развитию современной личности, объединяя в рамках одной глобальной современной темы различные научные области знаний.
Не менее значимым и интересным аспектом компаративного анализа эффективности трех описанных нами выше инновационных образовательных технологий - круглого стола, кейс-стади и веб-квеста - может стать сравнение их оценок, данных преподавателями и студентами. С этой целью нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие преподаватели и студенты Тульского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Прежде всего, респондентов попросили ответить на вопрос о том, какие из образовательных технологий они знают. Мнения обеих групп опрошенных практически совпадают. Почти 80% студентов и 90% преподавателей знают о существовании метода кейс-стади, 64% и 83% соответственно о методе круглого стола, 42% и 50% о методе веб-квеста. Чуть менее 10% студентов и преподавателей заявили о том, что не знают никаких технологий из перечисленных.
Вышеобозначенные образовательные технологии нередко применяют при проведении учебных занятий. Чаще всего преподаватели используют методы кейс-стади (83,3%) и круглого стола (75%). Веб-квест менее популярен (16,7%), что связано с его особенностями, так как обучение при помощи этого метода занимает длительный промежуток времени, а на многие дисциплины выделяется небольшое количество часов. Около 8% опрошенных заявили о том, что никаких из перечисленных технологий не используют.
Студенты же утверждают, что чаще других в их учебных группах применялись методы круглого стола (57,1%) и кейс-стади (50%). О работе в рамках веб-квеста заявили 39,3% респондентов. Немногим более 7% опрошенных считают, что во время образовательного процесса никакие технологии не применяются.
Такие отличия в мнениях студентов и преподавателей скорее всего объясняется тем, что студенты не до конца понимают разницу этих методов. Ведь нередко круглый стол проводится на основе кейса, а результаты веб-квеста обсуждаются в формате круглого стола. Преподаватели же иногда не акцентируют внимание на том, какой из методов используется.
Кроме этого участников исследования попросили оценить каждый из предложенных методов по пятибалльной школе. С точки зрения студентов самым эффективным методом
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196033.htm.
является круглый стол (средняя оценка - 4,35 балла), а самым неэффективным - кейс-стади (средний балл - 3,83). Мнения преподавателей немного отличаются. Самую высокую оценку заслужил метод веб-веста (4,83 балла), самую низкую - круглый стол (4,27 балла).
Разница в оценках, скорее всего, связана с особенностями применения методов, ведь круглый стол предполагает групповое обсуждение проблемы, от которого можно уклониться. Кейс-стади и веб-квест в большей степени ориентированы на индивидуальную работу, заставляют искать дополнительную информацию, разрабатывать презентации, писать эссе.
Как показали результаты исследования, потенциал всех описанных методов достаточно велик, однако их использование в практике учебного процесса современного вуза пока недостаточно его раскрывает. Поэтому следует широко и творчески применять инновационные образовательные технологии, которые являются эффективным средством для формирования общекультурных (в т. ч. гражданско-патриотических [8]) и профессиональных компетенций выпускников - будущих специалистов, а также неуклонно повышать квалификационный уровень и ИКТ-грамотность профессорско-преподавательского состава высшей школы.
Ссылки на источники
1. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Гуманитарная составляющая экономического образования в современном российском вузе: цели, содержание, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 3. - С. 201-208.
2. Вопросы теории и практики инновационного развития науки и образования: монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - 194 с.
3. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Философско-терминологический анализ понятия «успех» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1. - С. 161-168.
4. Мирошина Е. Ю., Мищук О. Н., Гельфонд М. Л. Феномен успеха: лингвистический, философский и социально-экономический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Т. 31. - С. 416-420..
5. Gelfond M. L., Mishchuk O. N., Miroshina E. Yu. Success as a philosophical category and a social phenomenon // Modern European Researches. - 2018. - № 4. - Р. 9-15.
6. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Качество образования в современном вузе: критерии оценки и способы повышения // Влияние исторического фактора на своеобразие экономического развития регионов России: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. - Киров, 2018. - С. 315-321.
7. Мищук О. Н. Веб-квест технология как интеграция мотивационного и коммуникативного аспектов в обучении иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 5. - С. 168-171.
8. Филатов В. И. Патриотические традиции в современной системе образования молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 7. - С. 56-60.
Maria Gelfond,
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Humanities Chair, Tula branch of Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, Tula mlgelfond@gmail.com Oksana Mischuk,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Humanities Chair, Tula branch of Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Tula oksana mishchuk@yahoo.com Evgenia Miroshina,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Humanities Chair, Tula branch of Russian University
of Economics named after G.V. Plekhanov, Tula
Evgeniya-1808@yandex.ru
Innovative teaching methods in higher education: comparative analysis
Abstract. The article is devoted to a comparative analysis of the effectiveness of innovative educational technologies used in the educational process of modern higher education. These include a round table, case studies and a web quest. The authors present the data of a conducted sociological inquiry illustrating the attitude of teachers and students to these methods.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Инновационные методики преподавания в высшей школе: компаративный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196033.htm.
Key words: education, higher education, educational technology, round table, case study and web quest.
References
1. Gel'fond, M. L., Mishchuk, O. N. & Miroshina, E. Yu. (2017). "Gumanitarnaya sostavlyayushchaya ehko-nomicheskogo obrazovaniya v sovremennom rossijskom vuze: celi, soderzhanie, perspektivy", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", t. 3, pp. 201-208 (in Russian).
2. Gulyaev, G. Yu. (ed.) (2018). Voprosy teorii i praktiki innovacionnogo razvitiya nauki i obrazovaniya: monografiya, MCNS "Nauka i Prosveshchenie", Penza, 194 p. (in Russian).
3. Gel'fond, M. L., Mishchuk, O. N. & Miroshina, E. Yu. (2017). "Filosofsko-terminologicheskij analiz ponya-tiya "uspekh", Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, № 1, pp. 161168 (in Russian).
4. Miroshina, E. Yu., Mishchuk, O. N. & Gel'fond, M. L. (2017). "Fenomen uspekha: lingvisticheskij, filosofskij i social'no-ehkonomicheskij aspekty", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", t. 31, pp. 416-420 (in Russian).
5. Gel'fond, M. L., Mishchuk, O. N. & Miroshina, E. Yu. (2018). "Success as a philosophical category and a social phenomenon", Modern European Researches, № 4, pp. 9-15 (in English).
6. Gel'fond, M. L., Mishchuk, O. N. & Miroshina, E. Yu. (2018). "Kachestvo obrazovaniya v sovremennom vuze: kriterii ocenki i sposoby povysheniya", Vliyanie istoricheskogo faktora na svoeobrazie ehkonomich-eskogo razvitiya regionov Rossii: sb. nauch. tr. po itogam Vseros. nauch.-prakt. konf, Kirov, pp. 315-321.
7. Mishchuk, O. N. (2016). "Veb-kvest tekhnologiya kak integraciya motivacionnogo i kommunikativnogo aspektov v obuchenii inostrannym yazykam", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", t. 5, pp. 168-171 (in Russian).
8. Filatov, V. I. (2015). "Patrioticheskie tradicii v sovremennoj sisteme obrazovaniya molodezhi", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", t. 7, pp. 56-60 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 10.01.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.02.19
Принята к публикации Accepted for publication 20.02.19 Опубликована Published 30.04.19
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю., 2019
9772304120197