Научная статья на тему 'Инновационные интернет-системы в коммуникационном процессе высшей школы'

Инновационные интернет-системы в коммуникационном процессе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / COMMUNICATION SYSTEM / СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL INNOVATIVE AND EDUCATION NETWORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / DUCATIONAL PROCESS / СПЕЦИАЛИСТ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIVE ECONOMY SPECIALIST / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Наталия Александровна

Анализируются проблемы коммуникационного взаимодействия в высшей школе в контексте возможных способов их разрешения. Автором обосновано использование интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Рассмотрена система организации социальной инновационно-образовательной сети и ее воздействия на непосредственных участников коммуникационного процесса в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Internet systems in communication process of higher school

The paper analyses problems of communication in higher school in the context of possible ways of their solution. The author bases the usage of Internet technologies for efficiency rise of interaction between subjects of educational process. The article considers the system of social innovative and educational network organization and its influence on direct participants of communication process in higher school.

Текст научной работы на тему «Инновационные интернет-системы в коммуникационном процессе высшей школы»

и лекция в чате,,

и семинар в блоге

инновационные интернет-системы

в коммуникационном процессе высшей школы

_Аннотация

Анализируются проблемы коммуникационного взаимодействия в высшей школе в контексте возможных способов их разрешения. Автором обосновано использование интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Рассмотрена система организации социальной инновационно-образовательной сети и ее воздействия на непосредственных участников коммуникационного процесса в высшей школе.

Ключевые слова: коммуникационная система, социальная инновационно-образовательная сеть, образовательный процесс, специалист инновационной экономики, информационная среда, интернет-технологии

Массовое внедрение новых форм коммуникационного сообщения и получения информации, развитие сети Интернет, социокультурные и технико-технологические изменения, которые оказали значительное влияние на формирование системы ценностей и восприятие окружающей среды молодым поколением, привели к необходимости совершенствования образовательного процесса, в особенности на уровне профессиональной подготовки индивида - в высшей школе. Классические формы коммуникационного сообщения, системы передачи знаний и взаимодействия основных субъектов образовательного процесса вуза (студенчества и профессорско-преподавательского состава) недостаточны для подготовки современного специалиста инновационной экономики. Требуется включение новейших технических достижений и реального сектора в качестве субъекта непосредственного воздействия на образовательную систему.

Из противоречий возникает взаимодействие

Становится актуальной задача создания инновационно-информационной системы, базирующейся

Лебедева Наталия Александровна

аспирантка,

кафедра управления

инновациями,

Российский

государственный

университет

инновационных

технологий и

предпринимательства,

г. Москва

[email protected]

требуется

включение новеиших

технических

достижений

и реального сектора

в качестве субъекта

непосредственного

воздействия

на образовательную

систему

на применении интернет- и сетевых технологий, способствующей устранению негативных аспектов коммуникационного взаимодействия в процессе обучения, таких как:

• рассогласование интересов: незаинтересованность студентов разрабатываемой научной проблематикой, минимизация их участия в реализации сложных проектов; пренебрежение предложениями студенческого сообщества и индивидов; желание минимизировать затраты сил и времени на образовательный процесс со стороны студенчества; в большинстве случае приоритет получения знаний у студентов не является основополагающим;

• проблемы технического характера: отсутствие практикоориентированного материала для подготовки специалистов; проблемы распределения времени на образовательный процесс и самоподготовку; использование морально устаревших фондов в образовательном процессе;

• проблемы, возникающие в результате личностных психофизических особенностей: сложность восприятия материала в силу индивидуальных особенностей; существование дистанции между преподавателем и студентами в силу сложившихся стереотипов и компетентности; эмоционально-психическая перегруженность, усталость; получение знаний не является приоритетным направлением деятельности у студентов.

Анализ ситуации, приоритеты и потенциал непосредственных субъектов коммуникационного процесса в высшей школе, технологические достижения, существующие разработки использования сетевых ресурсов позволяют рассматривать взаимодействие субъектов образовательной среды в виртуальном пространстве как один из способов преодоления существующих противоречий. А готовность к активному использованию интернет-технологий и современных форм сетевой коммуникации подтверждается социологическими и статистическими исследованиями, тенденциями развития социально-экономических отношений и характером возникающих противоречий между субъектами образовательного процесса [1,2,3,4,5].

Исходя из дифференцированных потребностей участников коммуникационного процесса инструментом сетевого взаимодействия может стать соци-

альная инновационно-образовательная сеть, в основе которой заложена возможность объединения различных сетевых сервисов. Таким образом, формируется единое информационное пространство в совокупности сервисов, позволяющих пользователям со сходными интересами, целями, объединенным схожими видами деятельности, удовлетворять свои потребности, связанные с образованием, общением, личностным развитием и приращением научно-инновационного потенциала, использованием достижений науки и образования в организации деятельности предприятия и т.д. Основные цели создания сети:

1. Формирование пространства, свободного для творчества, идей и инициатив молодежи.

2. Мотивация субъектов коммуникационного процесса высшей школы к образовательной, научной и инновационной деятельности.

3. Содействие интеграции реального сектора экономики и научно-инновационной сферы.

4. Содействие развитию научно-инновационной деятельности.

5. Содействие формированию положительного имиджа сферы образования и науки.

6. Повышение качества образования.

7. Содействие разрешению возникающих проблем и противоречий в образовательной среде.

Обустройство сетевого пространства

Социальная инновационно-образовательная сеть предполагает использование единого аккаунта для входа в информационное пространство с последующей возможностью получения доступа к различным ресурсам в соответствии с целями и статусом пользователя.

Принцип построения сети - блочно-модульный:

1. Персоналии. Размещение персональных данных пользователя.

2. Информация. Размещение различных информационных ресурсов: библиотек, баз данных и знаний, статистических данных и т.д.

3. Коммуникации. Возможности общения и обмена информацией с другими пользователями: электронная почта, средства для мгновенного обмена сообщениями, форумы, видеоконференции и т.д.

инструментом

сетевого

взаимодействия

может стать

социальная

инновационно-

образовательная

сеть, в основе

которой заложена

возможность

объединения

различных сетевых

сервисов

инновации

4. Виртуальная площадка. Возможность организации пространства для совместной работы, образовательного процесса, формирования баз знаний, сбора идей и инициатив и др.

5. Консалтинг. Консалтинговые услуги по различным направлениям.

6. Электронная биржа труда.

7. Приложения и дополнения. Сбор и размещение дополнительной информации: альбомы пользователей, страничка релаксации и т.д.

Важность разработки такого рода сетей обуславливается возможностью использования мощного инструмента коммуникационного воздействия -Интернета с целью совершенствования существующей системы образования, использования возможностей альтернативного получения информации, создания единого информационного пространства.

Сетевые технологии: путь взаимодействия

ешение проблем, возникающих в результате аимодействия студенчества и профессорско-еподавательского состава, путем внедрения в образовательный процесс социальной инновационно-образовательной сети в полном объеме, конечно, невозможно, поскольку часть из них носит устойчивый исторически сложившийся характер. Однако минимизировать негативный характер последствий подобных противоречий, представляется вполне реальным. Кроме того, социальная сеть будет способствовать:

• адаптации новых альтернативных источников информации для их использования в образовательном процессе;

• разработке новых форм, методов, программ обучения с учетом предоставляемых современными технологиями возможностей;

• формированию взаимоотношений «тьютор/студент», баз знаний и приращению научно-инновационного потенциала;

• развитию возможностей и приоритета реализации концепции «непрерывного обучения»;

• формированию положительного имиджа научно-инновационной сферы и образования. Непосредственно для студенчества использование социальной образовательной сети даст возможность:

• усиления межгруппового и межличностного общения в процессе обучения;

• сосредоточения групповых усилий на решении проблем образовательного характера и возможности получения синергетического эффекта;

• независимости от места нахождения или временных рамок, планирования времени, затраченного на обучение и самоподготовку;

• удобства использования информационных ресурсов;

• доступа к необходимым источникам информации;

• получения консультации относительно изучаемого предмета как от преподавателя, так и от студенческого коллектива;

• формирования навыков построение логически стройного сообщения, развития навыков дискуссии и письменного изложения ответа;

• снижения психологических барьеров при общении с профессорско-преподавательским составом;

• организации совместной работы над проектом или заданием;

• предложения и реализации творческих подходов к разработке проблемы.

Также необходимо отметить, что виртуальная среда не является новой или чуждой для представителей молодого поколения.

К преимуществам использования сетевых ресурсов профессорско-преподавательским составом можно отнести:

• возможность работы со всей группой или несколькими группами одновременно;

• формирование многопользовательского виртуального пространства, например интернет-конференции или форума;

• возможность совместной работы и формирования совместных документов/ проектов/ форумов/ дискуссий и групповое решение проблем;

• проведение факультативных занятий. Организация самостоятельной работы;

• удобство использования информационных ресурсов, создание баз знаний;

• проведение деловых тренингов и обсуждение практических ситуаций;

• дополнительный контроль и оценка деятельности студентов;

• возможность мотивации студентов к участию в научно-инновационной деятельности, раскрытие

виртуальная среда не является новой или чуждой для представителей молодого поколения

создание социальной _инновационно-

образовательной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сети позволит

_сделать еще один шаг в направлении

развития

инновационной

экономики

творческого потенциала, рассмотрение предлагаемых идей и инициатив;

• вовлечение в процесс приращения научно-инновационного потенциала.

Интеграция секторов экономики, научно-инновационной и образовательной сфер

Построение инновационной экономики ставит задачи не только необходимости кадрового обеспечения и подготовки высококачественных специалистов в различных сферах, модернизации социально-экономических институтов, но и формирования процессов интеграции реального сектора экономики и научно-инновационной и образовательной сфер. Решение этих задач направлено на:

• разрешение проблем взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студенчеством;

• формирование системы мотивации, способствующей интеграции субъектов реального сектора экономики, студенчества, молодых специалистов и профессорско-преподавательского состава как представителей научно-инновационной сферы;

• формирование инновационной культуры и грамотности населения, и в частности молодежи;

• преобладание инновационного типа развития организаций;

• формирование и развитие инновационных проектов, инвестиционной деятельности;

• развитие потенциала молодежи и включение ее в научно-образовательный процесс в качестве активного участника программ инновационного развития страны;

• модернизацию института образования, формирование новых стандартов качества;

• использование инновационных, коммуникационных технологий в сфере образования.

Выводы

Создание социальной инновационно-образовательной сети позволит сделать еще один шаг в направлении развития инновационной экономики, поскольку предполагает повышение эффективности деятельности в таких направлениях, как:

• модернизация системы образования;

• повышение качества образовательного процесса;

• содействие разрешению противоречий между субъектами коммуникационного процесса;

• интеграция реального сектора экономики и инновационно-образовательной сферы;

• формирование стратегических конкурентных преимуществ социально-экономического развития страны.

Литература

1. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс] // http://education-monitoring.hse. ru/index.html.

2. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV [Текст] / Под ред. B.C. Собкина. - М.: Институт социологии образования РАО, 2010; Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор.

3. Интернет.ру: социологические контуры [Текст]. -М.: Экон-Информ, 2009.

4. Социальная сеть «Открытый класс» [Электронный ресурс] // http://www.openclass.ru.

5. Социальная сеть «Педсовет» [Электронный ресурс] // http://pedsovet.org.

NataliyaA. Lebedeva

Postgraduate, Chair of Innovations Management,

Russian State University for Innovative Technologies and Entrepreneurship

Innovative Internet systems in communication process of higher school

_Abstract

The paper analyses problems of communication in higher school in the context of possible ways of their solution. The author bases the usage of Internet technologies for efficiency rise of interaction between subjects of educational process. The article considers the system of social innovative and educational network organization and its influence on direct participants of communication process in higher school.

Keywords: communication system, social innovative and education network, ducational process, innovative economy specialist, informational network, Internet technologies

инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.