Научная статья на тему 'Сетевые технологии в системе подготовки специалиста инновационной экономики'

Сетевые технологии в системе подготовки специалиста инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИЙ / SOCIAL INNOVATION EDUCATIONAL NETWORK / EXPERT OF INNOVATIVE ECONOMY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION SYSTEM / CONTRADICTIONS IN THE COURSE OF COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Наталия Александровна, Шленов Юрий Викторович, Шленова Мария Юрьевна

В статье приводится анализ проблем, связанных с коммуникационным взаимодействием между участниками образовательного процесса в вузе. Авторами рассмотрены: основные проблемы организации коммуникационного процесса в вузе с учетом требований инновационной системы образования; проблемы организации и функционирования существующих сетевых образовательных систем. Обосновано применение сетевых технологий - социальной инновационно-образовательной сети как инструмента, способствующего повышению качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network technologies in preparation system of an expert for innovation economy

In article the analysis of the problems connected with communication interaction between participants of educational process in higher education. By authors are considered: the main problems of the organization of communication process in higher education taking into account requirements of an innovative education system; problems of the organization and functioning of existing network educational systems. Application of network technologies social innovatively an educational network, as instrument of educational process promoting improvement of quality is proved.

Текст научной работы на тему «Сетевые технологии в системе подготовки специалиста инновационной экономики»

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

Сетевые технологии в системе подготовки специалиста инновационной экономики

Н. А. Лебедева, аспирант

e-mail: [email protected]

Ю. В. Шленов,

д. э. н., профессор

e-mail: [email protected]

ФГБОУ ВПО Российский государственный университет инновационных технологий

и предпринимательства (РГУИТП)

М. Ю. Шленова, к. э. н.

e-mail: [email protected]

В статье приводится анализ проблем, связанных с коммуникационным взаимодействием между участниками образовательного процесса в вузе. Авторами рассмотрены: основные проблемы организации коммуникационного процесса в вузе с учетом требований инновационной системы образования;

проблемы организации и функционирования существующих сетевых образовательных систем.

Обосновано применение сетевых технологий — социальной инновационно-образовательной сети как инструмента, способствующего повышению качества образовательного процесса.

Ключевые слова: социальная инновационно-образовательная сеть, специалист инновационной экономики, образовательная среда, информационная система, противоречия в процессе коммуникаций.

Современная образовательная среда

Формирование приоритетов государства, направленных на построение инновационной экономики является положительной тенденцией развития страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Создание единой инновационной системы, предусматривающей тотальное поощрение инновационной деятельности, формирование единого информационного пространства, применение инновационных технологий в социально-экономической сфере и социальных системах позволяют сделать шаг на встречу построения новой, сильной страны.

Основой для развития любой системы, в том числе и экономики построенной на инновациях и информации, является человеческий капитал. В данном случае речь идет о потенциале населения страны и, в особенности, молодого поколения, как части социума, ответственной за его дальнейшее развитие и сохранение.

Социокультурные и технико-технологические изменения, повлиявшие на формирование и развитие российского общества в последние годы привели к тому, что сложившиеся принципы и приоритеты молодого поколения, значительно отличны от пред-

шествующих; а обозначившиеся потребности социума, научно-технический прогресс, изменение роли информации в обществе, необходимость построения инновационной конкурентоспособной экономики, оказали воздействие на процесс модернизации и функционирования различных социальных институтов, в том числе и высшей школы.

Появление новых форм и видов коммуникаций, популяризация и доступность Интернет, активное использование альтернативных источников получения информации акцентируют внимание на необходимости совершенствования и внедрения инноваций в систему образования, которая является одним из основополагающих элементов успешного развития общества и государства. Внесение изменений в систему образования и функционирование высшей школы, предполагает анализ различных аспектов деятельности, в том числе коммуникационной составляющей, как одного из базовых элементов инфраструктуры, обеспечивающей эффективность деятельности вуза, развитие потенциала молодежи, его активацию в научно-инновационной сфере, формирование специалиста будущего.

Под инфраструктурой в данном случае понимается информационная система, а также система

Рис. 1. Участники коммуникационного процесса

взаимодействия между субъектами образовательного процесса, участниками коммуникационного процесса (рис. 1).

Образовательный процесс в высшей школе, понятие комплексное, включающее в себя различные инструменты и механизмы, а также субъекты взаимодействия, которые могут подразделяться в свою очередь, на непосредственных участников передачи знаний и косвенных участников, способствующих обеспечению процесса обучения.

Основными участниками образовательного процесса в вузе всегда являлись и являются профессорско-преподавательский состав, с одной стороны и студенчество, с другой. Именно в процессе их взаимодействия происходит передача накопленных знаний и опыта, формируется личность молодого человека, его профессиональные компетенции. Следовательно, целесообразно будет рассматривать, и анализировать именно те коммуникационные противоречия, которые возникают в результате деятельности обозначенных субъектов.

Современные тенденции развития социальноэкономической среды позволяют включить в число непосредственных участников коммуникационного процесса субъектов реального сектора экономики, поскольку подготовка высококвалифицированных специалистов с инновационным типом мышления предполагает:

• получение и усвоение в процессе обучения не только теоретических знаний, и опыты их практического применения;

• ориентацию на дальнейшую профессиональную деятельность в выбранной области;

• формирование навыков деятельности в конкретной ситуации, способствующих повышению эффективности функционирования организации;

• накопление, приращение и использование инновационного потенциала;

• использование полученных знаний, навыков и умений с целью формирование инновационной культуры и климата организации, популяризации инновационной деятельности;

• формирование приоритетов непрерывного обучения и развития, приращения человеческого капитала.

Оказываемое организациями влияние на непосредственный процесс передачи информации между профессорско-преподавательским составом и студен-

чеством является косвенным, однако достаточно существенным, для того что бы рассматривать субъекты реального сектора экономики как неотъемлемую часть процесса образования.

Каждый из участников процесса формирования специалиста инновационной экономики, несомненно преследует свои цели и задачи, а также имеет ожидания, которые должны быть реализованы в рамках образовательного процесса (рис. 2).

Подобный разрыв в ожиданиях обусловлен различными приоритетами каждого из субъектов образовательного процесса и является катализатором для развития противоречий, конфликтных ситуаций и демотивации.

Он также обуславливает недостаточность использования традиционных методов обучения и получения знаний: лекционных и семинарских занятий, самостоятельного изучения учебной литературы, посещение библиотек; изменение требований к качеству образования, квалификации выпускаемых специалистов, появление острой необходимости формирования таких и навыков, как:

• инновационное и стратегическое мышление,

• творческое и креативное мышление;

• самообразование и непрерывное развитие;

• самопрезентация.

Подготовка современного специалиста — процесс сложный и многогранный, требующий непрерывной адаптации и совершенствования в результате изменения внешнего окружения. При этом необходимо отметить, что наибольшее влияние на молодежь в образовательном процессе оказывает непосредственное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом, а также формы и методы обучения.

Рис. 2. Ожидания непосредственных субъектов коммуникационного процесса

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

Проблематика взаимоотношений в современном вузе

Массовое внедрение новых форм коммуникационного сообщения и получения информации, приведшее к изменению системы ценностей и восприятия окружающей среды молодым поколением, отражается на образовательном процессе, поскольку предполагает необходимость его модернизации с учетом изменившегося социокультурного профиля населения.

Исторически сложившийся тип взаимоотношений «преподаватель - студент» в современном образовании теряет актуальность и требует совершенствования. Построение учебного процесса, основанного на самостоятельном получении знаний, чаще индивидуально, по собственной инициативе, и получение их на семинарских и лекционных занятиях, несомненно, остаются значимыми в силу сложившихся исторических особенностей развития индивидов, менталитета нации, но требуют дополнения и разработки инновационных подходов.

На качество образовательного процесса — одного из основополагающих элементов образовательной системы, помимо форм и методов его реализации влияют также проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений между профессорско-преподавательским составом и студенчеством. Представить их можно следующим образом.

1. Проблемы рассогласования интересов:

• незаинтересованность студентов той научной проблематикой, которая разрабатывается преподавателем;

• минимизация участия студентов в реализации сложных проектов, процессов в силу недоверия к их компетентности;

• пренебрежение предложениями студенческого сообщества и отдельных его представителей;

• желание минимизировать затраты сил и времени на образовательный процесс со стороны студенчества;

• проблема расстановки приоритетов: в большинстве случае приоритет получения знаний у студентов не является основополагающим для посещения занятий или обучения в образовательном учреждении.

2. Проблемы технического характера:

• отсутствие практико-ориентированного материала для подготовки специалистов;

• проблемы распределения времени, необходимого на образовательный процесс и самоподготовку со стороны студентов;

• неудобство использования фондов учебной литературы: библиотек, читальных залов, и т. д.;

• использование морально устаревших фонтов в образовательном процессе.

3. Проблемы, возникающие в результате личностных психофизических особенностей:

• сложность восприятия терминологии;

• сложность восприятия материала в силу индивидуальных особенностей;

• существование дистанции между преподавателем и студентами в силу сложившихся стереотипов и компетентности;

• процесс противопоставления группы студентов с одной стороны и преподавателя, с другой;

• получение знаний не является приоритетным направлением деятельности у студентов;

• некорректная форма общения;

• эмоционально-психическая перегруженность, усталость.

Рассматривая возникающие конфликтные ситуации и противоречия, необходимо отметить, что студенчество в данном случае выступает на как самостоятельный субъект, заказчик образовательной услуги, способный критически ее оценить [2, 3]. С этой позиции, использование ряда инновационных технологий и развивающихся сетевых форм в образовательном процессе, является значимым инструментом разрешения «рыночных» конфликтов в отношениях «продавца и потребителя», поскольку предполагает четкое разделение ответственности за реализацию образовательной услуги между основными ее сторонами, а также способствует формированию нового типа.

Возникающие сложности повышения качества образовательных услуг приводят к снижению конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке.

Требования, предъявляемые к результатам обучения и квалификации специалистов субъектами реального сектора экономики, также отражаются на взаимоотношениях между студенчеством и профессорско-преподавательским составом и могут быть выражены в форме:

• возникающих противоречий по поводу актуальности и практической значимости теоретического материала;

• недооценки значимости студенчеством конкретных форм проведения практических занятий: написания курсовых проектов, проведения деловых игр, анализ реальных ситуаций и т. д.;

• выбора области разрабатываемой проблематики;

• слабой связи профессорско-преподавательского состава с представителями реального сектора экономики трудовыми или экономическими отношениями.

Рассматривая процесс обучения, можно отметить, что он сопряжен с рядом проблем, возникающих по вине участников коммуникационного процесса или независимо от них.

Процесс взаимодействия между студентами и профессорско-преподавательским составом можно представить в виде схемы коммуникационного сообщения (рис. 3).

Таким образом, возникающие противоречия и конфликты между профессорско-преподавательским составом и студенчеством в системе образования зависят не только от их личностных особенностей и приоритетов, но также и от факторов внешней среды, оказывающих механическое или косвенное воздействие на коммуникационных процесс.

Анализ проблем, связанных с изменением внешнего окружения вуза, позволил выделить следующие аспекты социально-экономических процессов рыночной системы, подразумевающие рассогласование между потребностями реального сектора экономики и сферы образования по следующим направлениям:

Шумы

> Неподходящие условия внешней среды.

> Большая нагрузка на преподавателя.

> Отсутствие мотивации.

»Заинтересованность

в разработке проектов, не связанных с областью передаваемых знаний

Профессорско-

преподавательский

состав

Студенчество

Шумы

> Отсутствие времени для взаимодействия.

»Неподходящие условия внешней среды: шум, множество вопросов от разных студентов и т. д.

• Неподготовленность к ответу или дискуссии.

»Необходимость изучения дополнительных материалов для аргументации или конструктивного диалога

> Различие в социальных статусах.

> Нежелание принимать активное участие в процессе обучения

Рис. 3. Схема коммуникационного сообщения между профессорско-преподавательским составом и студенчеством

• Обоснованное спецификой образовательного процесса, отсутствие конкретных, практикоориентированных знаний в сфере деятельности организации, в которой студент (выпускник) проходит практику, стажировку или является соискателем на получения вакантной должности.

• Структура подготовки и потребности реального сектора экономики находятся в несоответствии.

• Отсутствие системы обмена информацией между сферой образования и реальным сектором экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из значимых проблем при подготовке специалистов на сегодняшний день является отсутствие возможности прохождение полноценной практики и использования полученных навыков в практической деятельности.

Основными причинами, препятствующими данному процессу являются:

• Нежелание и отсутствие возможности у организаций, принимающих студентов на практику предоставлять им опыт полноценной трудовой деятельности в силу ограниченности времени практики и недоверия к их компетентности.

• Недостаточность оснащения учебного процесса для организации проведения практических занятий, позволяющих моделировать реальную ситуацию.

• Низкая мотивация студентов к участию в научноисследовательских процессах.

• Низкая мотивация студентов к использованию учебной практики с целью развития своих профессиональных навыков.

Все обозначенные противоречия, требующие разрешения, оказывают значительное негативное влияние на процесс подготовки специалистов для инновационной экономики, и говорят о необходимости построения системы, минимизирующей их влияние.

Предпосылки использования Интернет-технологий

Создание системы, способствующей устранению негативных аспектов коммуникационного процесса между профессорско-преподавательским составом и студенчеством в силу технико-технологического уровня развития общества, сопряжено с использование Интернета и сетевых технологий.

Построение системы взаимодействия с использование современных средств формирования информационного пространства, направлено на повышение эффективности и качества образовательного процесса, создание условий для саморазвития и самореализации, достижения целей каждого из участников образовательного процесса.

Актуальность использования сетевых и Интернет-технологий в процессе модернизации системы образования обуславливается также их востребованностью, в особенности у молодого поколения, и открывающимися возможностями и перспективами.

Опираясь на статистические данные, можно проследить тенденции популяризации и использования Интернета различными субъектами, непосредственными участниками, образовательного процесса, а также процессы интеграции научно-инновационной сферы и реального сектора экономики.

Интернет-технологии и студенчество

Для современного молодого человека Интернет в большей степени не инновация в средствах коммуникационного сообщения, а привычная среда общения и досуговой деятельности, и именно на молодежь приходиться основная доля пользователей Интернет. Так, по данным социологических опросов, доля пользователей в группе от 18 до 24 лет составила 63,2%, а в возрасте 25-34 лет — 47,7%, что выше показателей по любым другим возрастным группам [1].

На эти же группы пользователей приходится и наибольшее среднее количество дней использования Интернета в месяц — более 16 дней, а также продолжительность пребывания в сети — 2,35 часа в день, и интенсивность ее использования в выходные дни.

Подавляющее число молодых пользователей Интернета имеет доступ к нему в домашних условиях, так в группе от 18 до 24 лет домашний Интернет используют 68% опрошенных, а в группе 25-34 — 72%. Вторым по популярности местом использования сетевых ресурсов является рабочее место, так в категории от 18 до 24 лет его используют 26%, а от 25 до 34 лет — уже 42% пользователей. Кроме того доступ к Интернету по месту учебы имеют около 60% опрошенных [1].

Наиболее популярными сервисами у молодежи являются:

• поиск информации — 79% пользователей;

• электронная почта — 65% пользователей;

• мгновенные сообщения, блоги, форумы, социальные сети — 26% пользователей;

• сетевые игры — 23% пользователей [4].

Таким образом, использование ресурсов глобальной сети среди представителей молодого поколения

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

является способом получения информации, общения и организации досуга.

Все перечисленные факторы являются благоприятными для активного применения Интернет-технологий в образовании, формирования единого информационного пространства, создания сетевых инновационно-образовательных ресурсов.

Интернет-технологии и профессорско-преподавательский состав

Использование компьютерных и Интернет-технологий преподавателями, их готовность к изменениям и получению дополнительных навыков — неотъемлемый фактор процесса модернизации существующей образовательной системы.

Так, например, социологические опросы показывают рост доли профессорско-преподавательского состава, регулярно использующих возможности сетевых ресурсов и электронную почту, которая составляет 82% от их общего числа. С каждым годом совершенствуются навыки работы с персональным компьютером, и порядка 72% преподавателей оценивают свой уровень пользования стандартными компьютерными программами, как хороший, а 21% характеризует свое умение пользоваться специальными программами.

Наблюдаемые в настоящее время тенденции к стремительному увеличению роста использования современных коммуникационных технологий говорят о готовности принятия профессорско-преподавательским составом нововведений в различных коммуникационных процессах сферы образования.

Социальные образовательные сети

Популяризация Интернета, появление новых возможностей коммуникации привели к появлению таких видов ресурсов, как социальные образовательные сети, которые являются дополнительным источником информации для субъектов системы образования.

Социальные образовательные сети, не смотря на их развитие и повышения качества предоставляемой информации, обладают рядом недостатков:

• Локальный характер сети. Они функционируют в пределах организации. Учебного заведения, либо на ограниченной территории.

• Не обладают дифференцированным набором функций по обмену информационными сообщениями, создания баз данных, как индивидуальных, так и коллегиальных.

• Требуют установки дополнительного программного обеспечения для расширения возможностей коммуникации.

• Акцентируют внимание на конкретной отрасли образования [5-9].

Существующие проблемы построения социальных сетевых ресурсов говорят о необходимости их совершенствования, разработки подходов к их эффективному функционировании, использованию в качестве инструмента, позволяющего создать качественно новую систему подготовки специалистов.

Сотрудничество с реальным сектором экономики

Необходимость интеграции научно-инновационных процессов и реального сектора экономики является острой проблемой, требующей решения, поскольку подготовка специалистов вуз ведется, в том числе, для последующей их самореализации в практической организационной деятельности. На сегодняшний день основной формой сотрудничества работодателей и системы образования являются принятие на стажировки, практику для слушателей, в ней заинтересованы 22% работодателей, что составляет на 1% ниже к показателю предыдущего года.

Наряду с этим предприятия заинтересованы:

• в заключении договоров на подготовку специалистов — 8%;

• участии в днях открытых дверей, ярмарках вакансий и т. д. — 15%;

• проведении учебных семинаров на предприятии — 4%;

• участии в финансировании организационного процесса образования — 1%.

В этой связи, также необходимо создание коммуникационной модели, способствующей развития процессов взаимодействия науки и образования с реальным сектором экономики.

Социальная образовательная сеть

Анализ сложившейся ситуации, приоритеты и потенциал субъектов коммуникационного процесса в высшей школе, технологические достижения, существующие разработки использования сетевых ресурсов позволяют рассматривать взаимодействие субъектов образовательной среды в виртуальном пространстве, как один из способов преодоления существующих противоречий.

Использование Интернет-технологий для построения системы коммуникаций должно быть направлено на повышение эффективности процесса взаимодействия между преподавателями и студентами, а также на содействие процессам интеграции научноинновационной сферы и реального сектора экономики, привлечения предприятий и организаций к участию в процессе подготовки специалистов.

Исходя из дифференцированных потребностей участников коммуникационного процесса, инструментом сетевого взаимодействия может стать социальная инновационно-образовательная сеть, в основе которой заложена возможность объединения различные сетевых сервисов, позволяющих формировать новое единое информационное пространство.

Характеристика социальной инновационнообразовательной сети

Социальная инновационно-образовательная сеть — совокупность сервисов, позволяющих их пользователям со сходными интересами, целями, объединенными схожими видами деятельности, с использование виртуального пространства удовлетворять свои потребности, связанные с: образовани-

ем, общением, развитием личности и приращением научно-инновационного потенциала, использованием достижений науки и образования в организации деятельности предприятия и т. д.

Основные цели создания сети:

• Формирование пространства, свободного для творчества, идей и инициатив молодежи.

• Мотивация субъектов коммуникационного процесса высшей школы к образовательной, научной и инновационной деятельности.

• Содействие интеграции реального сектора экономики и научно-инновационной сферы.

• Содействие развитию научно-инновационной деятельности.

• Содействие формированию положительного имиджа сферы образования и науки.

• Повышение качества образования.

• Содействие разрешению возникающих проблем и противоречий в образовательной среде. Социальная инновационно-образовательная сеть

предполагает использование единого аккаунта для входа в информационное пространство с последующей возможностью получения доступа к различным ресурсам в соответствии с целями и статусом пользователя.

Принцип построения сети — блочно-модульный:

1. Персоналии. Размещение персональных данных пользователя.

2. Информация. Размещение различных информационных ресурсов: библиотек, баз данных и знаний, статистических данных и т. д.

3. Коммуникации. Возможности общения и обмена информацией с другими пользователями: электронная почта, средства для мгновенного обмена сообщениями, форумы, видеоконференции и т. д.

4. Виртуальная площадка. Возможность организации пространства для совместной работы, образовательного процесса формирования баз знаний, сбора идей и инициатив и др.

5. Консалтинг. Консалтинговые услуги по различным направлениям.

6. Электронная биржа труда.

7. Приложения и дополнения. Сбор и размещение дополнительной информации: альбомы пользователей, страничка релаксации и т. д.

Важность разработки такого рода сетей обуславливается возможностью использования мощного инструмента коммуникационного воздействия — Интернета с целью совершенствования существующей системы образования, использования возможностей альтернативного получения информации, создание единого информационного пространства.

Сетевые технологии как инструмент преодоления проблем коммуникационного взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студенчеством

Процесс обучения, передачи знаний молодому поколению в высшей школе всегда сопряжен с использованием различных форм и методов коммуникации. Создание единой образовательной сети, как одного из инструментов повышения эффективности образова-

тельного процесса, фильтрации и улучшения качества потребляемой учащимися информации, организации процесса самостоятельного изучения материла, является лишь одним из аспектов модернизации системы образования.

Решение проблем, возникающих в результате взаимодействия студенчества и профессорско-преподавательского состава, путем внедрение в образовательный процесс социальной инновационнообразовательной сети в полном объеме конечно невозможно, поскольку часть из них носит устойчивый, исторически сложившейся характер. Однако минимизировать негативный характер последствий подобных противоречий, представляется вполне реальным. Кроме того, социальная сеть будет способствовать:

• адаптации новых альтернативных источников информации, для их использования в образовательном процессе;

• разработке новых форм, методов, программ обучения, с учетом предоставляемых современными технологиями возможностей;

• формированию взаимоотношений «тьютор - студент»;

• формированию баз знаний и приращению научноинновационного потенциала;

• развитию возможностей и приоритета реализации концепции «непрерывного обучения»;

• формированию положительного имиджа научноинновационной сферы и образования.

Основные преимущества использования виртуальной площадки для построения системы взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студенчеством представлены на рис. 4.

Непосредственно для студенчества использование социальной образовательной сети даст возможность:

• усиления межгруппового им межличностного общения в процессе обучения;

• сосредоточения групповых усилий на решении проблем образовательного характера и возможность получения синергетического эффекта;

• вне зависимости от места нахождения или временных рамок, возможность планирования времени, затраченного на обучение и самоподготовку;

Рис. 4. Преимущества социальной инновационнообразовательной сети

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

• удобства использования информационных ресурсов;

• доступа к необходимым источникам информации;

• получения консультации относительно изучаемого предмета, как от преподавателя, так и от студенческого коллектива;

• формирования навыков построение логически стройного сообщения, развитие навыков дискуссии и письменного изложения ответа;

• снижение психологических барьеров при общении с профессорско-преподавательским составом. Снижение «гнета» присутствия преподавателя;

• организации совместной работы над проектом или задание;

• возможность предложения творческих подходов к разработке проблемы.

Также необходимо отметить, что виртуальная среда не является новой или чуждой представителя молодого поколения, и использование сетевых ресурсов в образовательном процессе не будет сопровождаться дискомфортом приобщения к новый видам деятельности. Появиться возможность изучения необходимых материалов, осмысления проблемы, подготовки к ответу на поставленные и обсуждаемые в виртуальной среде вопросы, а время работы над поставленной задачей не будет ограниченно временными рамками аудиторного занятия.

К преимуществам использования сетевых ресурсов профессорско-преподавательским составом можно отнести:

• возможность работы со всей группой или несколькими группа одновременно;

• формирование многопользовательского виртуального пространства, например Интернет-конференции или форума;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возможность совместной работы и формирования совместных документов/проектов/форумов/дискуссий и групповое решение проблем;

• проведение факультативных занятий, организация самостоятельной работы;

• удобство использования информационных ресурсов;

• возможность накопления баз знаний;

• проведение деловых тренингов и обсуждение практических ситуаций;

• дополнительный контроль и оценка деятельности студентов;

• возможность мотивации студентов к участию в научно-инновационной деятельности, раскрытие творческого потенциала, рассмотрение предлагаемых идей и инициатив;

• вовлечение в процесс приращения научноинновационного потенциала.

Интеграция научно-инновационной и образовательной сферы и реального сектора экономики

Процесс взаимодействия реального сектора экономики и научно-инновационной сферы чаще всего ограничивается побором персонала из числа выпускников высшей школы или потреблением кон-

салтинговых, образовательных услуг, необходимых организации.

Снижается процент предприятий, принимающих участие в научно-инновационных и исследовательских проектах, заинтересованных в привлечении молодых специалистов и практикантов.

Одна из идей привлечения представителей реального сектора экономики к участию в приращении научно-инновационного потенциала базируется на заинтересованности последних в ряде сервисов, предлагаемых инновационно образовательной социальной сетью.

К таким сервисам относятся: электронная биржа труда, консалтинг, и информация, виртуальная площадка.

Информация. Предоставляет возможность использования необходимых для развития организации информационных ресурсов, таких как: нормативноправовая база, электронные библиотеки, источники периодической печати, научные статьи и публикации.

Виртуальная площадка. В рамках которой, можно получить консультации по организации и проведению семинаров и тренингов, информацию о программах обучения персонала, подбор и разработку индивидуальных программ, получение дистанционного образования, проведения Интернет-конференций и семинаров. Кроме того появляется возможность доступа к базам данных, инновационным и инвестиционным проектам, банкам идей студенчества, с возможностью последующей их практической реализацией, заключением договоров на разработку и реализацию проектов.

Консалтинг. Получение различных консалтинговых услуг по областям деятельности.

Электронная биржа труда. Возможность размещения вакансий, подбора персонала, получение рекомендаций, оценка рейтинга студента или соискателя.

Использование названных сервисов представителями реального сектора экономики, в рамках сетевого ресурса, позволит дополнительно привлекать их внимание к научно-инновационной и образовательной сферам.

Заключение

Построение инновационной экономики ставит задачи не только необходимости кадрового обеспечения и подготовки высококачественных специалистов в различных сферах, модернизации социальноэкономических институтов, в том числе и высшей школы, но и формирования процессов интеграции реального сектора экономики и научно-инновационной и образовательной сфер.

Решение этих задач направленно:

• на разрешение проблем взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студенчеством;

• формирование системы мотивации, способствующей интеграции субъектов реального сектора экономики, студенчества, молодых специалистов и профессорско-преподавательского состава как представителей научно-инновационной сферы;

• формирование инновационной культуры и грамотности населения, и в частности молодежи;

• преобладание инновационного типа развития организаций;

• формирование и развитие инновационных проектов, инвестиционной деятельности;

• развитие потенциала молодежи и включение ее в научно-образовательный процесс в качестве активного участника программ инновационного развития страны;

• модернизацию института образования, формирование новых стандартов качества;

• использование новых инновационных, коммуникационных технологий в сфере образования. Готовность активного использования Интернет-

технологий и современных форм сетевой коммуникации, при построении инновационной системы в образовательном процессе, подтверждается социологическими и статистическими исследованиями, тенденциями развития социально-экономических отношений и характером возникающих противоречий между субъектами образовательного процесса.

Создание социальной инновационно-образовательной сети позволит сделать еще один шаг в направлении развития инновационной экономики, поскольку предполагает повышение эффективности деятельности в таких направлениях как:

• модернизация системы образования;

• повышение качества образовательного процесса;

• содействие процессам разрешения противоречий между субъектами коммуникационного процесса;

• интеграция реального сектора экономики и инновационно-образовательной сферы.

Список использованных источников

1. Е. Б. Галицкий. Интернет.ру: социологические контуры. М.: Экон-Информ, 2009.

2. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV/Под ред. B. C. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2010.

3. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор//Вопросы образования, № 3, 2010.

4. Мониторинг экономики образования. http://education-monitoring.hse.ru/index.html.

5. Социальная сеть «Открытый класс». http://www.openclass.ru.

6. Социальная сеть «Кампус». http://www.campus.ru.

7. Социальная сеть «Педсовет». http://pedsovet.org.

8. Социальная сеть «Сеть творческих учителей». http://www.it-n.ru.

9. Федеральный портал. http://www.edu.ru.

Network technologies in system of preparation of the expert of innovative economy N. A. Lebedeva, postgraduate student, Russian State University of Innovative Technologies and Entrepreneurship.

Yu. V. Shlenov, Doctor of Economic Science, professor, Russian State University of Innovative Technologies and Entrepreneurship.

M. Yu. Shlenova, PhD (in Economics), Russian State University of Innovative Technologies and Entrepreneurship.

In article the analysis of the problems connected with communication interaction between participants of educational process in higher education. By authors are considered: the main problems of the organization of communication process in higher education taking into account requirements of an innovative education system; problems of the organization and functioning of existing network educational systems.

Application of network technologies — social innovatively — an educational network, as instrument of educational process promoting improvement of quality is proved.

Keywords: the social it is innovative — an educational network, the expert of innovative economy, the educational environment, information system, contradictions in the course of communications.

Международный форум «Российский промышленник-2013»

2-4 октября 2013 г.

Международный форум. 11 специализированных выставок. Кластеры: регионы России; Материалы; Станки; Металлообработка; Инструмент и техоснастка; Приборостроение; Радиоэлектроника; Робототехника; Субкон-трактинг и др. Конкурсы профессионального мастерства. Деловая программа для специалистов.

Организация выставки: ЗАО «ЭкспоФорум» —Санкт-Петербург, В. О., 26-я линия, д. 15, корп. 2, бизнес-центр «Биржа». Тел/факс: + 7 (812) 240-40-40.

Директор выставки — Ткаченко Ольга, тел. +7 (812) 240 40 40 доб. 158, моб. +7 (921) 415 40 18,

e-mail: [email protected]

Международный форум «Российский промышленник» проводится ежегодно в Санкт-Петербурге с 1997 г. при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Правительства Санкт- Петербурга, Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РФ, Торгово-Промышленной палаты РФ, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент».

Форум «Российский промышленник» — это масштабное конгрессно-выставочное мероприятие, объединяющее специалистов машиностроительных компаний России и других стран мира. Проведение Форума способствует формированию государственной промышленной политики России, выработке конкретных предложений в целевые федеральные и региональные программы, содействует инженерному, инновационному, инвестиционному, энергетическому и транспортному перевооружению предприятий, обеспечению их высококвалифицированными кадрами, содействовать дальнейшей специализации производств, организации системы субконтрактинга в промышленной сфере, повышению качества и конкурентоспособности продукции, демонстрации лучших образцов для их продвижения на международный и региональные рынки сбыта.

Сайт выставки:http://promexpo.expoforum.ru.

ИННОВАЦИИ № 1 (171), 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.