Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1142
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яровова Т.В., Духанина А.И.

Целью научной статьи выступает проведение анализа характеристики механизма формирования и реализации инновационных государственных программ, направленных на стимулирование развития национальной инновационной системы. Рассмотрены особенности применяемых Правительством РФ мероприятий, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности и экономики. Актуальность темы связана с тем, что в современных реалиях важным условием конкурентоспособности экономики и экономических субъектов выступает реализация стратегии инновационного развития. Методологической основой исследования стали методы системного анализа (при проведении анализа характеристики и особенностей поддержки инновационного развития в России) и сравнительного анализа (при анализе конкретных программ инновационного развития в России и оценки их характеристики). В выводах установлено, что участие государства способствует формированию инфраструктуры национальной инновационной системы. Соответственно со стороны органов государственной власти необходимо использование различных механизмов, которые стимулируют инновационную активность предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STATE PROGRAMS: THE MECHANISM OF FORMATION AND IMPLEMENTATION

The purpose of the scientific article is to analyze the characteristics of the mechanism for the formation and implementation of innovative state programs aimed at stimulating the development of the national innovation system. The features of the measures applied by the Government of the Russian Federation aimed at stimulating the development of innovative activity and the economy are considered. The relevance of the topic is due to the fact that in modern realities, an important condition for the competitiveness of the economy and economic entities is the implementation of the strategy of innovative development. The methodological basis of the study was the methods of system analysis (when analyzing the characteristics and features of supporting innovative development in Russia) and comparative analysis (when analyzing specific programs for innovative development in Russia and assessing their characteristics). The conclusions established that the participation of the state contributes to the formation of the infrastructure of the national innovation system. Accordingly, on the part of public authorities, it is necessary to use various mechanisms that stimulate the innovative activity of enterprises.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ»

4. Отражение кризисов 2020-2021 годов в энергетических прогнозах: энергетический бюллетень. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, ноябрь 2021. https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2021/ Energo102.pdf.

5. BP Statistical Review of World Energy, 70 edition, 2021. - London Pureprint Group, 2021.

6. ТЭК России в условиях санкционных ограничений март 2022: энергетический бюллетень. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, март 2022.

7. Отчет о функционировании и развитии ТЭК России в 2020 году. - М.: Министерство энергетики РФ, 2020.

8. Снимщикова, И. В. Повышение конкурентоспособности нефтяных компаний как условие устойчивого экономического развития / И. В. Снимщикова, Ю. А. Чугаева, В. Д. Винокуров // Российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : Материалы всероссийского конкурса научных работ , Краснодар, 09 октября 2020 года. -Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2020. - С. 183-186.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 N 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»

2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030»

3. Official website of the Ministry of Energy of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: https://minenergo.gov.ru/

4. Reflection of the crises of 2020-2021 in energy forecasts: Energy Bulletin. - Moscow: Analytical Center under the Government of the Russian Federation, November 2021. https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2021/Energo102.pdf

5. BP Statistical Review of World Energy, 70 edition, 2021. - London Pureprint Group, 2021.

6. Fuel and Energy Complex of Russia under sanctions restrictions March 2022: energy Bulletin. - Moscow: Analytical Center under the Government of the Russian Federation, March 2022.

7. Report on the functioning and development of the Fuel and energy Complex of Russia in 2020- Moscow: Ministry of Energy of the Russian Federation, 2020.

8. Snimshchikova, I. V. Improving the competitiveness of oil companies as a condition for sustainable economic development / I. V. Snimshchikova, Yu. scientific papers, Krasnodar, October 09, 2020. - Krasnodar: FGBU "Russian Energy Agency" of the Ministry of Energy of Russia Krasnodar TSNTI - branch of the FGBU "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2020. - P. 183-186.

EDN: KAOANJ BíasH

Т.В. Яровова - к.пед.н., доцент кафедры управления инновациями, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Одинцово, Россия, t.yarovova@odin.mgimo.ru,

T.V. Yarovova - candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of innovation management of the Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia;

А.И. Духанина - магистрант МИЭП МГИМО (у) МИД России, МГИМО(у) МИД России (Одинцовский филиал), Одинцово, Россия, duhanina_a_i@my.mgimo.ru,

A.I. Dukhanina - master's student of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia.

ИННОВАЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ INNOVATIVE STATE PROGRAMS: THE MECHANISM OF FORMATION AND IMPLEMENTATION

Аннотация. Целью научной статьи выступает проведение анализа характеристики механизма формирования и реализации инновационных государственных программ, направленных на стимулирование развития национальной инновационной системы. Рассмотрены особенности применяемых Правительством РФ мероприятий, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности и экономики. Актуальность темы связана с тем, что в современных реалиях важным условием конкурентоспособности экономики и экономических субъектов выступает реализация стратегии инновационного развития. Методологической основой исследования стали методы системного анализа (при проведении анализа характеристики и особенностей поддержки инновационного развития в России) и сравнительного анализа (при анализе конкретных программ инновационного развития в России и оценки их характеристики). В выводах установлено, что участие государства способствует формированию инфраструктуры национальной инновационной системы. Соответственно со стороны органов государственной власти необходимо использование различных механизмов, которые стимулируют инновационную активность предприятий.

Abstract. the purpose of the scientific article is to analyze the characteristics of the mechanism for the formation and implementation of innovative state programs aimed at stimulating the development of the national innovation system. The features of the measures applied by the Government of the Russian Federation aimed at stimulating the development of innovative activity and the economy are considered. The relevance of the topic is due to the fact that in modern realities, an important condition for the com-

petitiveness of the economy and economic entities is the implementation of the strategy of innovative development. The methodological basis of the study was the methods of system analysis (when analyzing the characteristics and features of supporting innovative development in Russia) and comparative analysis (when analyzing specific programs for innovative development in Russia and assessing their characteristics). The conclusions established that the participation of the state contributes to the formation of the infrastructure of the national innovation system. Accordingly, on the part of public authorities, it is necessary to use various mechanisms that stimulate the innovative activity of enterprises.

Ключевые слова: инновационная экономика; инновационное развитие; национальная инновационная система; инновационные программы; государственная поддержка; инновационная деятельность.

Keywords: innovative economy; innovative development; national innovation system; innovative programs; governmental support; innovative activity.

Современные аспекты развития экономики России характеризуются реализацией инновационной государственной программы. Актуальность исследования связана с тем, что в современных реалиях важным условием конкурентоспособности экономики и экономических субъектов выступает реализация стратегии инновационного развития.

Поэтому в рамках статьи необходимо провести анализ характеристики механизма формирования и реализации инновационных государственных программ, направленных на стимулирование развития национальной инновационной системы. Необходимо рассмотреть особенности применяемых Правительством РФ мероприятий, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности и экономики.

На фоне всех тенденций и процессов, наблюдаемых в периоде четвертой промышленной революции, сформировалась новая модель экономической системы - цифровая. Она способствует не только стимулированию экономического роста, но и решению общественных проблем в вопросах социальной политики и обеспечения экологической безопасности. Отдельного внимания заслуживает влияние цифровой экономики на трансформацию и модернизацию бизнеса компаний, где появляются новые технологии, активы и инструменты управления [12].

На графике рисунка 1 изображена динамика индикаторов России, которые отображают динамику развития инновационной экономики за период 2018-2020 гг.

Рисунок 1 - Динамика основных показателей инновационной деятельности организаций в России, в % [1]

Так, уровень инновационной активности экономических субъектов составляет 10,8 %, удельный вес организациях, внедряющих технологии - 23 %. Удельный вес инновационных продуктов незначительный - 5,7 %, а удельный вес затрат на инновационную деятельность лишь 2,3 %.

Стоит отметить, что динамика изменения основных показателей инновационной деятельности организаций в России неравномерная. Так, уровень инновационной активности в периоде с 2018 по 2020 гг. наоборот снизился, как и удельный вес инновационных продуктов. Удельный вес затрат на инновационную деятельность увеличился в анализируемом периоде на 0,2 %, тогда как удельный вес организаций, внедряющих инновационные технологии - на целых 3,2 %.

В нынешнее время сферы национальной экономики Российской Федерации в период цифровой экономики перешли в условия новой реальности, которые, в основном, продиктованы принятием новых экономических санкций, ограничивающих деятельность экономических субъектов. Среди одних из наиболее пострадавших отраслей - сектор промышленности [13].

В итоге, в современности формируется повышенная актуальность и практическая значимость совершенствования деятельности российского бизнеса, что возможно при помощи практического внедрения новейших технологий и инноваций, развитие которых будет обусловлено реализацией программы «Цифровая экономика».

Одна из задач Правительства РФ - создание условий инновационной трансформации экономики, которая будет положительным образом воздействовать на обеспечение экономического роста в условиях санкционных ограничений. Необходимо финансовое и административное стимулирование распространения и внедрения новейших технологий. Это позволит достичь результатов в виде максимального уровня цифровизации российской экономики, что позволит минимизировать негативное влияние основных угроз и рисков на обеспечение экономической безопасности России [2; 14].

Технологический суверенитет государства предполагает островизацию при создании национальной инновационной системы, которая позволит быть конкурентоспособными в условиях цифрового бума и внешних вызовов. Важно отметить, что технологический суверенитет России не обязан предполагать изоляционные процессы от международных рынков. Нет, речь идет о создании прочной национальной инновационной системы, где развиты технологические кластеры, созданы продуктивные научно-исследовательские центры и максимально интегрированы инновации в производство промышленных предприятий [8].

Цифровая трансформация экономики государства предполагает создание национальной инновационной системы, которая позволит быть конкурентоспособными в условиях цифрового бума и внешних вызовов. Важно отметить, что технологический суверенитет России не обязан предполагать изоляционные процессы от международных рынков [3; 15].

Основным источником перспектив развития инновационной экономики при стимулировании экономического роста должны выступать предприятия сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют организации производства инновационной продукции (рисунок 2).

3000

2774

3500 2536

2376

2000

1500

1000

753

604

474

Валовая добавленная стоимость Инвестиции в основной капитал

■ 2018 ■ 2019 ■ 2020

Рисунок 2 - Динамика показателя развития сектора информационно-коммуникационных технологий в России, в млрд руб. [1]

Объемы валовой добавленной стоимости, производимой ГГ-организациями, увеличивается с каждым годом. В 2018 г. было произведено 2,376 трлн руб. валовой добавленной стоимости в секторе ИКТ, а в 2020 г. уже 2,774 трлн руб. При этом наблюдается и увеличение капитальных вложений, что означает перспективы дальнейшего развития национальной инновационной системы при стимулировании экономического роста России.

Важнейшую роль при обеспечении развития инновационной экономики занимает государственное финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) (рисунок 3).

600

549,6

Расходы федерального бюджета Фундаментальные исследования Прикладные исследования

Р 2018 12019 ■ 2020

Рисунок 3 - Динамика государственного финансирования НИОКР, в млрд рублей [1]

Помимо влияния инноваций и инновационных технологий на деятельность предпринимательских субъектов она имеет воздействие и на обеспечение экономической безопасности государства из-за того, что формируется широкий список трансформационных направлений и процессов. Происходит изменения не только в технологиях и производстве, но и в различных формах отношений (финансовые, юридические, потребительские и т.д.) [16].

К дополнению, в обществе наблюдается трансформация социального капитала и отношений граждан, что занимает важное место при обеспечении экономического развития России.

Одним из факторов, способствующих развитию инновационной экономики, является участие органов государственной власти в разработке системы финансовой, информационной и материальной поддержки субъектов инновационного предпринимательства и организаций, ведущих научно-исследовательскую деятельность и конструкторские разработки [17].

В рамках стимулирования инновационной деятельности в России применяются следующие формы и способы государственной поддержки [4; 18; 19; 20]:

1. Предоставление налоговых стимулов для предприятий инновационно-ориентированного производства. К ним относятся:

- налоговые кредиты для организаций, осуществляющих реализацию научно-исследовательских проектов;

- сокращение налогооблагаемой базы через списание расходов на НИОКР и капитальные вложения в инновационные проекты;

- предоставление специального режима амортизации основных средств, использующихся в рамках инновационной деятельности.

2. Государственное финансирование бюджетными средствами проектов инновационно -ориентированных предприятий, где используются не только ресурсы федерального бюджета, но и средства региональных и местных бюджетов. Также предоставляются бюджетные кредиты организациям, осуществляется бюджетное инвестирование и предоставление государственных гарантий для инновационных предприятий.

3. Финансовая помощь инновационно-ориентированных предпринимателей через сотрудничество с коммерческими банками, где предоставляются льготные кредиты, на следующих условиях, как:

- льготные кредиты на инвестиционные цели (от 0,5 млн рублей до 2 млрд рублей на срок до 10 лет);

- льготные кредиты на пополнение оборотных средств (от 0,5 млн рублей до 500 млн рублей на срок до 3 лет).

В рамках организации инновационной государственной программы развития экономики необходимо отметить, что целевая поддержка государства при стимулировании бизнес-субъектов должна проводится между всеми участниками, задействованных в создании необходимой инфраструктуры.

Например, помимо субъектов предпринимательства важно проводить поддержку венчурным фондам, бизнес-инкубаторам и бизнес-акселераторам. Практическая роль последних заключается в

создании инструментов юридической и финансовой помощи малым субъектам инновационного бизнеса (стартапам) в организации производства инновационной продукции, которая может быть взята на вооружение и крупнейшими корпорациями (производителями высокотехнической гражданской продукции) [5].

Необходимо создавать и региональные условия для развития малых и средних предприятий, задействованных в высокотехническом производстве через создание специальных экономических зон, где действует налоговый режим с льготными условиями [9; 10]. Те организации, которые осуществляют высокие капитальные вложения в основные фонды для создания объектов производства инновационной продукции должны получать соответствующие стимулирующие условия, которые высвободят их чистый финансовый результат и перенаправят его на расширение производственных возможностей [6; 11].

Также важно использование кластерного подхода при создании и развитии национальной инновационной системы. Кластерный формат - это потенциальный способ организации цифровой трансформации промышленного сектора экономики Российской Федерации, путем поддержания развития объектов инновационной системы. Зарубежный опыт кластеров продемонстрировал возможность создания ним эффекта синергии, что увеличивает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность инновационной экономики.

При практическом применении кластерного формата в организации развития среды инновационной экономики в России используются следующие механизмы [7]:

1) формируется инструмент соблюдения интересов всех сторон национальной инновационной системы в оптимальных пропорциях (в первую очередь, стейкхолдерами выступают государство и предприятия);

2) используется инструмент диверсификации рисков инновационной экономической деятельности через создание объектов производства в различных регионах страны;

3) формируется эффект синергии, при котором сочетание целей социального, экономического, производственного и инвестиционного развития приводят к удвоенным результатам при организации инновационной экономики;

4) создается потенциал роста уровня конкурентоспособности региональных экономических

систем;

5) использование объектов производственных мощностей местных предприятия для организации на их базе путем модернизации субъектов инновационно-ориентированного производства продукции.

Подытожив исследование, заключим следующее, что реализация инновационной государственной программы России является выбором в пользу интенсивного развития национальной экономической системы. Стимулирование инновационной деятельности предпринимательских субъектов способствует организации производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Это верное решение в создании условий для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики.

Соответственно со стороны органов государственной власти необходимо использование различных механизмов и мероприятий, которые стимулируют инновационную активность предприятий, предоставляя им финансовые, юридические и административные ресурсы.

Источники:

1. Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Ц75 К.О. Вишневский, Л.М. Го-хберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 124 с.

2. Ватюкова О.Ю. Национальная инновационная система как институциональная основа развития современной экономики // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 12. С. 684-689.

3. Стратегия технологического острова. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/09/06/2022/62a0bb419a79471aefb3cc5e (дата обращения: 02.12.2022).

4. Алваджян К.А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Моя профессиональная карьера. 2021. Т. 1. № 20. С. 69-75.

5. Галимуллина А.М. Инновационная экономика: опыт лидеров инновационного развития // Акселерация инноваций -институты и технологии. 2020. С. 27-30.

6. Григорьев И.Ю. Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности // Лучшая исследовательская работа. 2022. С. 65-68.

7. Шутова А.А., Синцова Е.А. Кластерная модель развития экономики в России и за рубежом // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики. 2020. С. 252-257.

8. Стратегия технологического острова. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/09/06/2022/62a0bb419a79471aefb3cc5e (дата обращения: 07.12.2022).

9. Хамурадов М.А., Эрбулатова И.А. Влияние инновации на экономическое развитие // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-7. С. 12-16.

10. Васильчак С.В., Гринев Ю.А., Галаченко А.А., Дубина М.П. Государственное регулирование институциональной среды деловой активности в контексте инновационного развития малого предпринимательства // Формирование рыночных отношений в Украине. 2019. № 10 (221). С. 26-33.

11. Романенко Е.В., Ялунер Е.В. Особенности пространственного развития малого предпринимательства в условиях инновационной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 72-77.

12. Харламова Т.Л., Доссу И.Л. Государственная политика стимулирования инновационной активности и ее адаптация в современных условиях // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 2 (36). С. 164-173.

13. Филин С.А. Государственная инновационная политика стимулирования коммерциализации новшеств // Совместное создание ценности в ВУЗе в цифровую эпоху: развитие предметных областей - роли преподавателей и обучающихся. 2020. С. 179-187.

14. Ляпина И.Р., Карбекова А.Б., Лисичкина Н.В. Мероприятия, направления и инструменты государственной инновационной политики по фазам инновационного цикла // Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 2 (52). С. 123-127.

15. Панина О.В. Государственная инновационная политика как фактор обеспечения экономической безопасности // Управленческий учет. 2021. № 8-2. С. 410-415.

16. Лозовая О.В. Информационно-технологическая система и государственная политика в поддержку инновационной инфраструктуры экономики // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. 2022. С. 239-242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Александров Ю.Л., Александров Ю.Д. Основные направления реализации государственной политики инновационного развития // Актуальные вопросы науки. 2020. № 61. С. 25-27.

18. Безрукова В.С., Липатова Л.Н. Приоритеты государственной инновационной политики: федеральный и региональный аспекты // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2020. № 2 (54). С. 182-191.

19. Рыбкина М.В., Шарафетдинова Ю.Р. Государственная инновационная политика // Наука и современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2022. С. 315-318.

20. Джабраилова Л.Х., Денильханова Р.Х., Ахметова Я.Р. Институциональное обеспечение государственной инновационной политики // Учетно-аналитические инструменты исследования экономики региона. 2021. С. 151-154. References:

1. Digital Economy: 2021: a brief statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, Ts75 K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg, et al.; Nats. research. uni-t "Higher School of Economics". Moscow: HSE, 2021. 124 p.

2. Alexandrov Yu.L., Alexandrov Yu.D. The main directions of implementation of the state policy of innovative development // Current issues of science. 2020. No. 61. pp. 25-27.

3. Alvajyan K.A. State support of small and medium-sized businesses // My professional career. 2021. Vol. 1. No. 20. pp. 69-75.

4. Bezrukova V.S., Lipatova L.N. Priorities of the state innovation policy: federal and regional aspects // Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. 2020. No. 2 (54). pp. 182-191.

5. Dzhabrailova L.H., Denilkhanova R.H., Akhmetova Ya.R. Institutional support of the state innovation policy // Accounting and analytical tools for the study of the economy of the region. 2021. pp. 151-154.

6. Filin S.A. State innovation policy of stimulating the commercialization of innovations // Joint creation of value in a university in the digital age: the development of subject areas - the roles of teachers and students. 2020. pp. 179-187.

7. Galimullina A.M. Innovative economy: the experience of leaders of innovative development // Acceleration of innovation - institutions and technologies. 2020. pp. 27-30.

8. Grigoriev I.Yu. Foreign experience of regulation of innovation activity // The best research work. 2022. pp. 65-68.

9. Khamuradov M.A., Erbulatova I.A. The impact of innovation on economic development // Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-7. pp. 12-16.

10. Kharlamova T.L., Dossu I.L. State policy of stimulating innovation activity and its adaptation in modern conditions // Scientific notes of the International Banking Institute. 2021. No. 2 (36). pp. 164-173.

11. Lozova O.V. Information technology system and state policy in support of the innovative infrastructure of the economy // Economic security: legal, economic, environmental aspects. 2022. pp. 239-242.

12. Lyapina I.R., Karbekova A.B., Lisichkina N.V. Measures, directions and tools of the state innovation policy on the phases of the innovation cycle // Bulletin of OrelGIET. 2020. No. 2 (52). pp. 123-127.

13. Panina O.V. State innovation policy as a factor of ensuring economic security // Managerial accounting. 2021. No. 8-2. pp. 410-415.

14. Romanenko E.V., Yaluner E.V. Features of spatial development of small entrepreneurship in the conditions of innovative economy // Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics. 2020. No. 6 (126). pp. 72-77.

15. Rybkina M.V., Sharafetdinova Yu.R. State innovation policy // Science and modern education: topical issues, achievements and innovations. 2022. pp. 315-318.

16. Shutova A.A., Sintsova E.A. Cluster model of economic development in Russia and abroad // Management of innovation and investment processes and changes in the digital economy. 2020. pp. 252-257.

17. Vasilchak S.V., Grinev Yu.A., Galachenko A.A., Dubina M.P. State regulation of the institutional environment of business activity in the context of innovative development of small entrepreneurship // Formation of market relations in Ukraine. 2019. No. 10 (221). pp. 26-33.

18. Vatyukova O.Yu. National innovation system as an institutional basis for the development of modern economy // Topical issues of the modern economy. 2021. No. 12. pp. 684-689.

19. Strategy of the technological island. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/09/06/2022/62a0bb419a79471aefb3cc5e (accessed: 02.12.2022).

20. Strategy of the technological island. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/09/06/2022/62a0bb419a79471aefb3cc5e (accessed: 07.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.