Научная статья на тему 'Инновационные функции университетов в экономике знания'

Инновационные функции университетов в экономике знания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ / УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галазова С. С.

В статье исследуется специфика реализации инновационных функций университетов в экономике знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные функции университетов в экономике знания»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

314 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЯ

С.С. ГАЛАЗОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и предпринимательства, Северо-Осетинский государственный университет, e-mail: webmaster@nosu.ru

В статье исследуется специфика реализации инновационных функций университетов в экономике знаний.

Ключевые слова: экономика знаний; инновационные функции; университеты.

Коды классификатора JEL: М2, М7, К1.

Университеты действуют во все более распространяющейся во всем мире научной среде, в постоянной эволюции растущей конкуренции, имея задачей удовлетворять новые интеллектуальные потребности. Каким же образом формируется и реализуется научно-образовательный потенциал университетов как «инновационных генераторов»?

Этот вопрос особенно актуален в аспекте рационализации использования человеческих ресурсов. Ведь современные университеты адаптируются к росту потребностей населения в высшем образовании, к обучению в течение всей жизни. Фактором интенсификации такой потребности выступает, например, снижение уровня рождаемости, которое всегда сопровождается увеличением спроса на качественное высшее образование.

Происходят и изменения в самой структуре научно-образовательного знания: с одной стороны, обнаруживается тенденция растущего разнообразия и специализации в сфере исследования и образования, а с другой стороны, необходимо адаптироваться к междисциплинарному характеру фундаментальных проблем «экономики знания». При этом университетам важно оставаться традиционно-организованным социальным институтом. «Для того чтобы обозначить университет, который способствует ускоренному развитию социума, то есть функционированию инновационного общества за счет интенсивной и масштабной передачи новых, сгенерированных в университете знаний, включая технологии в самых разных (естественнонаучных, технических и социальногуманитарных) областях человеческой деятельности, введен термин «инновационный университет» [3].

В последние годы в нашей стране предпринимаются определенные усилия, которые должны помочь найти способы эффективного участия российской образовательно-исследовательской системы в инновационной конкуренции с другими, не менее мощными, национальными системами образования и науки. Сегодня такой инновационный прорыв превращается для страны в абсолютный императив социальной динамики.

Российские университеты проводят высококачественные научные исследования, однако практические результаты последних, представленные масштабами лицензирования результатов таких исследований в сфере промышленности, гораздо скромнее, чем это, например, присуще университетам других стран. В чем же состоят недостатки российских университетов, препятствующие в получении ими доходов от передачи научно-разработанных инновационных технологий в промышленность?

В условиях становления все более наукоемкой экономики связь между университетскими научными разработками и развитием национальной промышленности имеет решающее значение для экономического роста страны и становления национальной «экономики знаний». Действительно, многочисленные исследования показывают, что научно-исследовательские учреждения могут добиваться технологически значимых академических результатов исследований и в то же время быть гораздо менее успешными в сфере передачи этих результатов индустриальным предприятиям.

Это противоречие между высокой эффективностью в научной области и недостаточной эффективностью в промышленном освоении исследовательских результатов получил в научной литературе название «европейский парадокс». Отсюда следовал вывод о необходимости коренной реформы организации трансфера инновационных технологий как механизма передачи знаний из государственных исследовательских учреждений к частным фирмам.

Тем не менее, главной причиной отмеченного парадокса следует считать последовательно-рыночную организацию (на базе экономической автономии) университетов и обострение благодаря этому конкуренции между ними. Однако эффективная передача инновационных разработок из университетов в промышленность требует усилий не столько внутринаучного, сколько инфраструктурного характера, — создания специальной посреднической службы между университетами и промышленностью. Основная задача такой службы — объективная оценка изобретения, нахождение потенциальных пользователей среди фирм, оказание помощи академическим исследователям в ходе переговоров с представителями промышленности. Новые возможности для российских вузов создает переход к автономному статусу и организации малых предприятий при вузах.

Требования и ожидания относительно уровня преподавания и исследования в университетах быстро растут. Однако государственные инвестиции в российское высшее образование относительно меньше, чем государствах-конкурентах. Расходы на деятельность университетов растут, что является вопросом первостепенной важности и озабоченности для всех университетов по мере становления экономики знания. И первый шаг в решении этих проблем для университетов — определение реальных затрат на свою деятельность.

Анализ затрат и финансирования с институциональной точки зрения показал необходимость учета значительных различий между университетами и охвата их правового статуса, размера, владения собственностью, управления, финансирования структуры ценообразования и уровня автономии. Все эти факторы влияют на динамику полной стоимости. Тем не менее, в настоящее время лишь некоторые университеты имеют необходимые данные для того, что ввести полную систему калькуляции расходов, поскольку объем имеющихся данных существенно отличается. Необходимы очень сложные базы данных, охватывающие студентов, курсы, сотрудников,

© С.С. Галазова, 2009

ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЯ

315

их рабочее время, имущество. Важность расчета полной стоимости деятельности данного университета в том, что этот расчет выступает нормативом его полного финансирования. Однако все еще существует большое число университетов, которые не в состоянии определить расходы на свою деятельность.

Есть много различных методик для осуществления полного учета затрат, которые существуют на институциональном, национальном или европейском уровне. В настоящее время наиболее важной движущей силой является использование полной стоимости в качестве институционального стратегического инструмента вну-триуниверситетского управления. Расчет полной стоимости обеспечивает преимущества для университетов: более систематический подход к анализу деятельности и калькуляции затрат; более эффективное распределение внутренних ресурсов; улучшение процесса принятия стратегических решений на основе более глубокого понимания инвестиционных решений; расширение возможностей для ведения переговоров и возмещения расходов по проекту, что будет способствовать финансовой устойчивости.

Полный учет затрат создает доверие между правительством, финансовыми учреждениями и университетами, облегчает переход к самоуправлению. Благодаря этому университеты могут доказать, что они нуждаются в поддающемся проверке финансировании. Полная калькуляция позволяет университетам действовать более эффективно и основывать свои решения на достоверных данных, которые, в свою очередь, показывают правительству, что выделенные им финансовые средства используются надлежащим образом.

Расчет полной стоимости является инструментом, который может повысить финансово-устойчивое развитие и в долгосрочной перспективе создать более конкурентоспособные университеты, которые помогают становлению и укреплению национальной «экономики знания» как неограниченного пространства высшего образования [1].

Расширенная отчетность будет также создавать условия для более простых и менее дорогостоящих процедур в предоставлении заявок на финансирование научных исследований и инноваций.

Наиболее распространенными внутренними (институциональными) препятствиями являются сопротивление изменениям и управленческий подход в университетах. Для преодоления этих внутренних барьеров необходимо повышение осведомленности о преимуществах полной стоимости среди высшего руководства и основных академических и административных сотрудников университета.

Наиболее распространенными внешними препятствиями являются — отсутствие автономии, правовых барьеров и отсутствие доверия между заинтересованными сторонами, в частности, между бюджетными финансовыми учреждениями и университетами.

Внешнее финансирование инновационных конкурентоспособных проектов университетов, как правило, только частично покрывает все расходы, даже если они четко определены. Университеты начинают понимать, что их финансовая устойчивость находится под угрозой, если они имеют проекты, которые не полностью профинансированы. Это, в свою очередь, повышает опасность того, что цели финансирования программ (таких, как расширение исследований потенциала, инноваций и экономического роста университета) не могут быть полностью выполненными.

В этих условиях автономия является одним из условий, которые лежат в основе осуществления полной калькуляции. Университеты с большей автономией, особенно в юридических и финансовых вопросах, имеют больше возможностей для принятия решений и в понимании необходимости иметь соответствующие документы относительно полной информация о расходах, для управления этой автономией.

Отсутствие автономии может быть препятствием для осуществления системы калькуляции затрат, поскольку степень автономии влияет на разницу в структуре доходов и расходов университетов.

С целью дальнейшего анализа зависимости между автономией и финансовой устойчивостью необходим расчет совокупного индекса юридической и финансовой самостоятельности университета. Общая оценка автономии и востребованные финансовые данные показывают, что автономным университетам целесообразнее привлекать средства из разных источников, и, чем более автономны университеты, тем большее они могут привлекать число источников международного финансирования.

Конечно, существует риск, что ограничение автономии приводит к сложной бюрократической процедуре отчетности. Поэтому гибкость университета может быть ограничена его чрезмерной зависимостью от конкурентных источников финансирования.

Конкурентные источники финансирования под конкретные проекты — не альтернатива единовременной субсидии, позволяющая университету перераспределять ресурсы внутри вуза в соответствии с его финансовыми и стратегическими потребностями. Таким образом, слишком полагаться на конкурентные источники финансирования — значит, ограничивать возможности финансовой автономии. Необходимо достичь правильного баланса между самостоятельностью и ответственностью университета, а не просто вводить более строгие правила.

Расчет полной стоимости представляет собой сложный процесс, который должен осуществляться в соответствии с конкретными потребностями и условиями деятельности университета. Полная стоимость является средством для достижения определенных целей, а не самоцелью.

Конкуренция на глобальном рынке образования для научно-исследовательских университетов становится средством борьбы, чтобы оставаться конкурентоспособными. Расходы на высшее образование и научные исследования возрастают, и причины этого хорошо известны — достижения в области технологии (в частности, информационно-коммуникативные технологии и их широкое использование в системе высшего образования и научных исследований), новые социальные требования к образовательным учреждениям, рост затрат на пенсионное обеспечение и ужесточение требований к качеству требуют дополнительного финансирования.

Несмотря на тот факт, что университеты находятся в центре накопления знаний и развития, которое само по себе рассматривается в качестве одного из основных двигателей экономического роста, общественное финансирование высшего образования в большинстве стран не увеличивается (по крайней мере, в реальном выражении). Расширение сферы высшего образования привела к тому, что бюджет на одного студента был относительно ниже в большинстве европейских стран — по сравнению со странами—конкурентами европейских вузов.

Все эти тенденции вынуждают университеты реагировать путем принятия соответствующих мер. Будущая устойчивость университетов находится под угрозой. Ответом на такое становится выявление реальных затрат на деятельность университетов как для внутренних, так и для внешних целей. Университетам необходимо усилить диверсификацию альтернативных источников финансирования [2].

С точки зрения правового статуса университеты группируются на четыре основные категории: правительственные университеты; автономные государственные университеты; университеты независимых юридических

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

316

С.С. ГАЛАЗОВА

лиц, действующие в рамках публичного права; университеты непрофильных правовых лиц, действующие в рамках частного права.

Такая классификация служит для указания степени непосредственной вовлеченности государства в управление университетами.

Учреждения, действующие в рамках публичного права, имеют более высокий процент государственных средств, чем те, которые действуют в рамках частного права.

Чем сложнее правовой статус университетов, тем сложнее расчет полной стоимости его затрат.

Профиль университета играет важную роль в системе калькуляции его расходов. Интенсивные университеты, которые получат более высокий процент доходов от финансирования научных исследований, осуществляют другой расчет полной стоимости затрат по сравнению с университетами, которые сосредоточены на обучении студентов. Профиль университета связан с рядом проблем спецификации полной стоимости. Например, университеты, которые включают медицинские учебные заведения и больницы, должны решить, как провести различие между медицинскими услугами для населения, преподаванием и затратами на исследования. Право собственности на имущество — владение и управление имуществом также оказывает влияние на разработку полного учета затрат. Это имеет важность для калькуляции затрат. Если государство владеет зданиями, то это еще не исключает, что все расходы (техническое обслуживание и т.д.) покрываются за счет средств университета.

Источники финансирования отличаются в значительной степени, что оказывает воздействие на структуру ценообразования. Государственное финансирование является крупнейшим источником дохода для большинства университетов. Национальные фонды являются вторым по значимости источником средств для университетов. Доходы от отдельных лиц обычно приходят в форме платы за обучение, научных и регистрационных сборов, но и в качестве платы за студенческое общежитие, питание, в качестве платы за услуги не только студентам, но и для широкой общественности — за посещение университетских музеев, сувенирные магазины университета, доход от компаний в форме платы, взимаемой университетом за исследование и контракты, другие, пожертвования. Международные частные средства в основном состоят из сборов, выплачиваемых иностранным студентам для обучения и по контрактам с иностранными юридическими лицами. Вузы могут иметь и иные доходы, например, в результате их собственной финансовой деятельности, либо продажи своих активов. Статус автономии университета стимулирует мотивацию к представлению полной калькуляции, с тем, чтобы иметь возможность осуществления полного учета затрат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочетков Г.Б. США: новая роль университетов в экономике, основанной на знаниях. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 7. С. 3-20.

2. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской Академии наук. 2003. Т. 73, № 5.

3. Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Инновационный университет: новый подход к управлению. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. № 25 (313).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.