Научная статья на тему 'Инновационные формы занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности'

Инновационные формы занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
615
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАНЯТОСТЬ / ИНВАЛИД / MANPOWER / EMPLOYMENT / DISABLED PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гладышева Алла Викторовна

Статья посвящена изучению инновационных форм занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности. Выявлено, что дистанционный труд как одна из инновационных форм занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности, выступает одним из условий генезиса модернизационных процессов в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гладышева Алла Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF EMPLOYMENT OF CARRIERS OF THE LABOUR RESOURCE HAVING RESTRICTIONS TO LABOR ACTIVITY

Article is devoted to studying of innovative forms of employment of carriers of the labor resource having restrictions to labor activity. It is revealed that remote work as one of the innovative forms of employment of carriers of a labor resource having restrictions to labor activity acts as one of conditions of genesis of modernization processes in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности»

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ НОСИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО РЕСУРСА, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. ГЛАДЫШЕВА

Статья посвящена изучению инновационных форм занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности. Выявлено, что дистанционный труд как одна из инновационных форм занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности, выступает одним из условий генезиса модернизационных процессов в российском обществе.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, занятость, инвалид.

Интеграция инвалидов в общество является их неотъемлемым гражданским правом, но при этом существует противовес этой стратегии - это политика «социального обеспечения». Фактически значительное число инвалидов, которые хотели бы работать, лишено доступа к реабилитационным услугам и возможности трудоустройства.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Государства в соответствии с обязательствами Европейской социальной хартии обязаны активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к

нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов (п. 2 ст. 15) [2].

Проблематика данной статьи рассматривает инвалида как носителя трудовых ресурсов, обладающих комплексом разнообразных человеческих способностей, включающих в себя знания, профессиональный опыт и навыки, но имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое ведет к ограничению трудовых возможностей. Формирование трудового ресурса инвалида связано с получением образования, от уровня которого в дальнейшем зависит возможность применения и использования этого ресурса, а также реализация экономического интереса [1].

Следуя международно-правовым стандартам, каждое государство в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, включающую обеспечение инвалидам возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе. Специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей инвалидов и других трудящихся, не должны считаться дискриминационными в отношении других трудящихся [5]. Рекомендуются меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занято-

сти инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях. Это может улучшить положение в области занятости работающих в них инвалидов и по возможности подготовить их к работе в обычных условиях [6], а с возникновением новых информационных технологий появляются инновационные формы занятости, которые могут быть с успехом использоваться людьми с отграниченными трудовыми возможностями.

Эксперты выделяют три основные причины высокого уровня незанятости среди инвалидов, а именно:

- социальное предубеждение о более низкой производительности инвалидов, приводящее к нежеланию работодателей нанимать инвалидов;

- физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;

- более низкий уровень общего образования и отсутствие или недостаток профессиональной подготовки инвалидов в соответствии с требованиями работодателей.

При этом возможности занятости и эффективность поиска работы зависит от таких факторов, как возраст инвалида и возраст, в котором наступила инвалидность, вид инвалидности (очевидные и неочевидные нарушения, характер ограничений - нарушения слуха, зрения, психические заболевания и пр.), уровень образования, имеющиеся навыки, специальные знания и способность к переобучению, возможность семьи по поддержке инвалида и др.

Политика социальной интеграции рассматривает экономическую самообеспеченность с точки зрения способности индивидуума влиять на экономические ресурсы и управлять ими, а также справляться с рисками и неопределенностью. Исходя из этого, целью новой политики занятости в отношении инвалидов выступает их интеграция в открытый рынок труда при участии самих инвалидов в качестве партнеров в разработке политики и в процессе развития.

Достижению этой цели мешают такие факторы как недоступность места работы и необустро-енность рабочих мест. Решением данной проблемы поможет уход от традиционных рычагов, таких как квоты и платежи на невыполнение квот к

поиску инновационных форм занятости. Политика, направленная на внедрение новых технологий и современного оборудования, сокращение тяжелого, вредного и физического труда, улучшение условий труда работников способна повысить перспективы инвалидов на трудоустройство.

Дистанционный труд может вовлечь в процесс занятости всех людей, независимо от степени ограничения трудовых возможностей. Современные информационные технологии позволяют участвовать в трудовых отношениях инвалидам с различными заболеваниями, а от них только требуется желание работать.

Дж. Кук отмечает информационно-электронное общество, предопределяет потенциальную гибкость повседневной жизни, труда современного человека [4], способствует его виртуализации, гибкости. Эту тенденцию необходимо особо учитывать при разработке программ содействия занятости для людей с ограниченными трудовыми возможностями, ведь сегодня, возможно, создать рабочее место по многим специальностям практически в любом месте, где имеется Интернет, либо иные современные коммуникационные ресурсы. Обладая необходимыми знаниями, человек с ограниченными трудовыми возможностями может организовать собственное дело (индивидуальное предпринимательство) для работы в интернете или присоединиться к организациям, осуществляющих свою деятельность дистанционно, посредством интернета. Среди вариантов дистанционной работы - онлайн-консультации по юридическим, экономическим и другим вопросам, интернет-продажи, выполнение переводов и так далее.

Фактически происходит постепенное замещение «реальных» механизмов и практик занятости на виртуальные аналоги. Д. Иванов подразумевает под виртуализацией любое замещение реальности ее симуляцией, образом, не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности [3]. Это непосредственно влияет на специфику социальных интеракций, которые становятся более пластичными, трансграничными и более насыщенными как в содержательном, так и в визуальном плане.

Интернет-пространство в настоящее время осваивают абсолютно все категории населения от детей до пенсионеров, что обусловлено как относительной его доступностью, информационной насыщенностью, визуальной привлекательностью, так и возможностью осуществления вполне реальных социальных взаимодействий, построения устойчивых коммуникативных связей.

Постиндустриальное общество расширяет «поле» занятости человека и делает его границы «прозрачными». Дистанционная занятость становится транснациональной, потенциально - глобализированной. Распространение новых форм профессиональной деятельности, видов её реализации выступает по существу основной тенденцией в развитии социально-трудовых отношений, начиная с 1980-х гг. Конкретные формы этой инновационности в занятости зависят от определяющих их факторов. Так, переход к информационно-цифровому обществу, которое продолжает формироваться на стыке изменений в коммуникационных технологиях и в мотивации трудового поведения людей, обусловливает существенные преобразования трудовых отношений, а именно, появление «дистанционных отношений» между работодателем и его сотрудниками, которые являются частью процесса децентрализации трудовой деятельности во времени и пространстве, - то есть процесса формирования полиморфного, гибкого, виртуального рынка труда.

В современной российской литературе отсутствует целостное понимание концепции дистанционной занятости, о чем свидетельствует то, что нет четкого определения данного понятия. В источниках используются различные термины: дистанционный труд, телеработа, работа на расстоянии, фриланс, электронное надомничество. На сегодняшний день, можно найти десятки интерпретаций феномена дистанционная занятость, значение которой популяризируется только как своего рода «домашние офисы» или даже как псевдо деятельность (например, Р. Колосова, Т. Василюк, М. Меркулов, О. Моцная). Под понятием «дистанционная работа» подразумевается выполнение должностных обязанностей не в офисном помещении компании, а там, где сотруднику удобно их выполнять: дома, в другом городе и даже в другой стране. Английский термин «teleworking», в российских источниках переводится как телеработа, когда сотрудники работают на дому, то есть выполняют «дистанционную работу». Дистанционная работа (синонимы: удаленная работа, телеработа; разновидность: фриланс) трактуется как способ сотрудничества, при котором работодатель и наемный работник (или заказчик и исполнитель) находятся на расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи. При этом определение дистанционной занятости в законодательстве России отсутствует. На наш взгляд, дистанционная занятость представляет собой особую форму органи-

зации труда, процесс выполнения трудовой деятельности вне традиционного рабочего места с целью удовлетворения индивидуальных, социальных и социетальных потребностей, получения дохода с использованием информационно-цифровых средств коммуникации (например, факса, 1Р-телефонии, Интернета).

На российском рынке труда несколько лет уже существуют российские фриланс-биржи, ряд компаний создает своим работникам дистанционный режим профессиональной деятельности. В целях сокращения безработицы среди инвалидов и улучшения их положения на рынке труда можно было бы им предложить места дистанционных работников.

В газете «Известия» от 15.02.2011 г. опубликована статья, в которой Д. А. Медведев заявил о необходимости законодательно прописать возможность дистанционной работы, и что «давным-давно пора это сделать, это правильно, потому что многие люди хотели бы так работать». При этом данный вид занятости уже занял свою особую нишу.

Нельзя не отметить плюсы такой занятости для людей с ограниченными трудовыми возможностями такие как свободный график, возможность работать не выходя из дома, не нужна адаптация в трудовом коллективе, необязательное соответствие трудовой специальности и многие другие. Несмотря на плюсы, пока дистанционные социально-трудовые практики, в большинстве случаев, реализуются эпизодически (в качестве подработки), позволяют получить дополнительный источник доходов, возможность реализовать себя, повысить индивидуальную конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда. В целом, специфика организации дистанционных социально-трудовых отношений вписывается в ценностные представления о занятости российского населения.

Дистанционная занятость сегодня органично вписывается в структуру глобальных тенденций в сфере труда. Фактически труд стал глобальным ресурсом, так как благодаря Интернету труд переходит национальные границы (трансграничная, трансцендентная тенденция). Несомненно, что это может быть использовано ресурсами с ограничениями трудовых возможностей.

Для России и стран третьего мира сегодня человек, обладающий информационно-цифровым коммуникативным ресурсом для дистанционной работы, может восприниматься теми, у кого он отсутствует, как «владеющий ценностью». Соответственно, социальный статус виртуального работника

повышается, и он может рассматриваться как человек, не доступным для всех. Это обоснованно, если мы нацелены на получение относительно высокого дохода, то должны приложить определенные усилия по освоению совокупности знаний, профессиональных умений и навыков, востребованных в виртуальном пространстве, а также которые возможно реализовать дистанционно коммерческим способом. В данном случае, проявляется ценность самого знания (по М. Шелеру) [7]. В результате, дистанционный труд повышает степень социальной мобильности человека, способствует выравниванию его жизненных шансов, смягчает социальное неравенство.

Таким образом, анализ феномена дистанционного труда в контексте занятости людей с ограниченными трудовыми возможностями позволяет рассматривать его в качестве инновации для российского общества. Расширение пространства социально-трудовых отношений на основе дис-тантности содействует развитию инновационных тенденций в занятости инвалидов. Виртуализация занятости способствует реализации комплекса социетальных функций от обеспечения доступности социально-трудовых практик, повышения эффективности деятельности наемных работников и фрилансеров, до смягчения социальной дискриминации и социального неравенства. Дистанционный труд как новая форма занятости инвалидов выступает одним из условий генезиса модерниза-ционных процессов в российском обществе.

Литература

1. Гладышева А. В. Особенности управления трудовыми ресурсами одной из специфических групп // Соци-

ально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4.

2. Европейская социальная хартия: справочник. М., 2001. С. 190.

3. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002.

4. Костерина И., Исупова О. Что такое молодежь? // Демоскоп Weekly. 2010. № 439-440.

5. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. С. 272.

6. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1957 - 1990. Т. 2.

7. Шелер М. Избранные произведения: пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. А. В. Денежкина; по-слесл. Л. А. Чухиной. М., 1994.

* * *

INNOVATIVE FORMS OF EMPLOYMENT OF CARRIERS OF THE LABOUR RESOURCE HAVING RESTRICTIONS TO LABOR ACTIVITY

A.V. Gladysheva

Article is devoted to studying of innovative forms of employment of carriers of the labor resource having restrictions to labor activity. It is revealed that remote work as one of the innovative forms of employment of carriers of a labor resource having restrictions to labor activity acts as one of conditions of genesis of modernization processes in the Russian society.

Key words: manpower, employment, disabled person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.