Ласавицкас Н.В.
Воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ручеёк» города Петровска Саратовской области
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье исследуются общие формы работы с дошкольниками по речевому развитию, а также решение практических задач в основных видах деятельности.
Ключевые слова: речевое развитие, формирование речи дошкольников, формы работы с детьми.
Keywords: speech development, the formation of speech preschoolers, forms of work with children.
В связи с введением ФГОС ДО определены пять основных направлений развития ребенка, одним из которых является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя не только способность детей владеть речью как средством общения, но и «обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1,5].
Следует заметить, что развитие речи ребенка без включения ее в разные виды деятельности не представляется возможным. В связи с необыкновенной стремительностью речевого развития дошкольников их словарный запас довольно обширен, однако с уверенностью можно выделить ярко выраженную проблему этого направления развития.
Ежегодный опыт показывает чрезвычайно высокий процент выпускников ДОУ с явными нарушениями речи, хотя одной из основных задач дошкольного образования относится формирование правильной речи. Из этого следует, что заботу о правильном формировании речи детей необходимо проявлять своевременно: следить за ее чистотой и правильностью, предупреждать и исправлять нарушения различного характера и добиваться максимального приближения речи ребенка к общепринятым формам русского языка.
Современный педагог строит образовательный процесс на таких формах работы с детьми, которые адекватны их возрасту, соответствуют контингенту воспитанников и оснащенности ДОУ, а также учитывает региональные, культурные особенности и специфику дошкольной организации.
Основной формой работы по речевому развитию остается образовательная ситуация, в которой желательно задействовать не более семи детей, что даст более тесный контакт педагога и воспитанников и станет гарантией более внимательного отношения к каждому из них. В образовательном процессе всегда можно найти возможность организовать несколько ситуаций с одним дидактическим материалом, например, картиной или альбомом. Воспитатель организует образовательные ситуации, решающие постепенно усложняющиеся задачи: знакомит со способами доброжелательного общения со сверстниками, учит задавать вопросы в логической последовательности и синтезировать сведения в единый рассказ. Например, в ситуативной игре «Теплое приветствие» можно поздороваться
различными способами: «Добрый день!», «Рад вас видеть», «Я скучал по тебе», «Как хорошо, что ты пришел» и т.п.
О.М. Ельцова рекомендует развивать игровое общение посредством игровых обучающих ситуаций (ИОС). Формирование качеств и знаний происходит в конкретном содержании, специально внесенном педагогом. К видам игровых обучающих ситуаций относятся:
• Ситуации-иллюстрации. Взрослый разыгрывает ежедневные сюжеты из жизни детей, показывая им положительные примеры поведения в быту. В основном этом прием используется в работе с младшими дошкольниками.
• Ситуации-упражнения. Здесь ребенок уже не сторонний наблюдатель и слушатель, а непосредственный участник действия. Начиная со средней группы, дети воспроизводят как небольшие сюжеты - эпизоды из игр и общения - так и компонуют их в целую цепочку действий.
• Ситуации-проблемы помогают старшим дошкольникам в усвоении основных направлений коммуникативного развития, их «отшлифовке» и формированию поведенческой стратегии в обществе. Здесь взрослый делает акцент на своем эмоциональном состоянии, а ребенок, будучи активным участником ситуации, учится не только осознавать и понимать самого себя, но и находить решение для устранения проблемы и выход из ситуации. Старший дошкольник уже может видеть возможные последствия своих действий и избегать совершения негативных поступков, что дает ему шанс самостоятельно строить и перестраивать сюжет игры, кардинально меняя свое речевое и игровое поведение. Педагогическая ценность данного приема состоит в активных действиях практически каждого из детей.
• Ситуации-оценки начинают использовать в подготовительной группе. Анализируют ситуацию и делают выводы уже сами дети, а воспитатель лишь ненавязчиво подводит их к правильному решению. Игровая проблема уже позади, она успешно подошла к логическому завершению, а детям здесь необходимо лишь оценить ее для запоминания модели поведения на будущее [4,106].
Из практики становится понятно, что знания и навыки со знаком «плюс» формирует не непосредственно ИОС, а конкретное содержание, вложенное в нее педагогом.
Основой для игровых образовательных ситуаций служит сценарий активизирующего общения, включающий самые разнообразные формы проведения ИОС. Сюда можно отнести различные виды игр: путешествия, интервью, беседы, драматизации, импровизации. Также приветствуется включение художественно-эстетической деятельности, конструктивной, практической. В данных видах деятельности речь ребенка проявляется во всем своем разнообразии, играет всеми красками, при этом неся основную нагрузку при решении задач познавательного и практического характера.
В процессе разработки сценариев активизирующего общения педагог решат сложные задачи - развитие каждого воспитанника, раскрытие всех его речевых талантов, коммуникативное взаимодействие между детьми и рождение личной речевой активности. Обычно для оптимизации образовательного процесса педагоги ДОУ разделяют эти задачи на обучающие, развивающие и воспитательные.
Сценарии активизирующего общения обучают посредством косвенных методов обучения, в них доминирует игровая и коммуникативная мотивация, а не учебная. Данный способ дает воспитателям успешную практическую реализацию основного педагогического правила - талант так воспитывать детей, чтобы они об этом даже не подозревали. При этом возникает уникальная возможность синтезировать воспитательные и обучающие
процессы, сделать их не противоречащими, а дополняющими и обогащающими друг друга. В момент игрового общения у дошкольника происходит выработка различных стратегий поведения, дающих ему возможность рассмотреть необходимость и результативность своего поведения и действий. В данном случае знания уже выступают не как самоцель, а как условие развития личности. Значимость их заключена не в увеличении «багажа», а в способности с их помощью справиться со сложными жизненными задачами.
В зависимости от постановки речевой задачи ситуации общения различают на быто-лексические, вербально-оценочные, прогностические, коллизийные и описательные. При их постановке воспитатель равняется на детей, именно у них он берет тематику ситуаций и использует ее в своей работе по речевому развитию. Развивая коммуникативные умения, можно использовать игры «Так нельзя» (утром не говорят «Добрый вечер», а наступив на ногу, не благодарят), «Улыбка» (приветствуя кого-либо, необходимо улыбнуться для того, чтобы собеседник увидел вашу радость от общения с ним).
В таких видах деятельности детей речь раскрывает все свои функции и отвечает за решение познавательных и практических задач. Использование игровых викторин «Загадки», «Расскажи о своем городе» (экскурсия-описание достопримечательностей города), «Угадай сказку по предмету» (умение объяснить свою точку зрения) может служить примером специально спланированных ситуаций.
Рассмотрим главное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения. Игровая обучающая ситуация -возможность взрослому и ребенку выступить партнерами по общению и установить равноправные межличностные отношения. Взрослый положительно относится к детской инициативе и беседам на интересные ребенку темы и не отрицает право воспитанника уйти от неприятных моментов и ситуаций.
Игровые обучающие ситуации дают педагогам с успехом преодолевать сложные препятствия, ставшие уже привычными для методики речевого развития - воспитания звуковой культуры речи, формирования грамматического строя и развития связной речи. Однако для активизации игрового общения детей и их желания высказаться воспитателю необходимо составлять сценарии активизирующего общения с подбором специального материала: конкретных игровых задач, проблемных ситуаций всевозможной сложности.
Игра как одна из форм речевого развития призывает ребенка к диалогу и служит мотивом к коммуникативной деятельности: дидактические игры включают в себя взаимодействие в форме диалога и монологическим высказываниям.
Таким образом, специально организованные и разработанные занятия по речевому развитию можно преобразовать для одновременного и параллельного решения задач формирования у дошкольников навыка результативного общения и установки межличностных контактов между взрослым и ребенком. Вариативность форм работы полезна в речевом развитии детей при условии:
• Совместного решения детей интересной и занимательной учебно-игровой задачи, помогая при этом сказочному персонажу или кому-либо другому;
• Обогащения, уточнения и активизации личного лексического запаса в процессе выполнения речевых и практических задач;
• Воспитатель занимает место не строгого наставника, а организатора совместной образовательной деятельности, сопровождающего воспитанника на его пути к активной коммуникативной деятельности [2,58].
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/ёовЬк-в1апёаг1-dok.html
2. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика - 2012. - № 6.
3. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -М., Российское педагогическое агентство, 2010.
4. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал/авт.-сост. О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с.