УДК 378:355
В. Н. РОМАШИН А. Ф. ИОАНИДИ
Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ОФИЦЕРА
В статье рассматривается проблема развития военно-профессиональных качеств курсантов высшего военно-учебного заведения. Проведен обзор современных педагогических технологий, которые в настоящее время внедряются в учебно-воспитательный процесс Омского танкового инженерного института. Проведен сравнительный анализ результатов подготовки и защиты выпускных квалификационных работ, а также отзывов командиров воинских частей на выпускников ввуза. Теоретически обоснована и подтверждена результатами педагогической деятельности эффективность предложенных педагогических технологий в учебном процессе Омского танкового инженерного института.
Современная педагогическая наука большое внимание уделяет такому направлению совершенствования образовательного процесса в учебных заведениях различного типа, как инновации, являющиеся одним из условий повышения качества подготовки специалистов и роста педагогического мастерства преподавательского состава. Инновационные идеи, посвященные разработке новых методов, приемов и форм обучения и воспитания, широко распространены не только в гражданских, но и в военных вузах.
В общем случае инновация — это результат творческой деятельности, направленной на разработку новых методов, технологий, внедрение новых организационных форм деятельности и т.п. [1].
С точки зрения С. М. Вишняковой, В. А. Сласте-нина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко и др., инновация в образовании — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания; в организацию совместной деятельности преподавателей и обучающихся; изменения в стиле мышления [2, 3]. Инновационная деятельность преподавателя представляет собой его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания обучающихся, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды [4].
В науке под педагогической инновацией понимается нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение его эффективности.
В. А. Сластенин и др. [5] выделяют следующие обстоятельства, определяющие необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методо-
логии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, расширение их содержания требуют постоянного поиска организационных форм, технологий обучения.
В-третьих, демократизация образования привела к изменению характера отношения преподавателей к использованию приемов и способов педагогической деятельности и к созданию условий для внедрения инновационных идей в учебно-воспитательный процесс.
В-четвертых, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, приводит к реальной конкуренции на рынке образовательных услуг, что, в свою очередь, вынуждает вузы изыскивать новые подходы к совершенствованию образовательного процесса.
А. М. Герасимов и И. П. Логинов утверждают, что внедрение инноваций в образовательный процесс предметно проявляется в моделировании профессиональной деятельности, в развитии профессиональных способностей обучающихся в интерактивной форме и в совершенствовании качества учебно-воспитательного процесса [6]. Они также полагают, что инновационный подход к обучению необходимо рассматривать «как системную обоснованную педагогическую деятельность по приведению модели обучения в соответствие не только с реалиями социальной и профессиональной практики, но и с направленностью и динамикой их развития» [6].
К основным этапам инновационного обучения профессии относят:
— уяснение будущим специалистом модели своей деятельности;
— развитие опыта профессиональной самореализации;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
— подготовку к выполнению задач повседневной и экстремальной деятельности [6].
С. Я. Батышев разделяет инновационные идеи по степени новизны:
— обновление, предполагающее замену ранее освоенного способа деятельности принципиально новым;
— дополнение, предусматривающее добавление нового элемента к прежнему способу деятельности;
— совершенствование, заключающееся в повышении уровня мастерства в применении различных способов деятельности [7].
Учитывая некоторый консерватизм в деятельности военных вузов и жесткую иерархию их построения, инновационные идеи в военном образовании первоначально должны воплощаться в виде совершенствования существующих форм и методов обучения, затем их дополнения и лишь только после получения положительных результатов можно переходить к широкому внедрению новых методов и форм [8].
В военных вузах накоплен достаточно большой опыт внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методов и форм обучения.
С успехом используются такие формы, как использование возможностей музея института для активизации познавательной деятельности курсантов и их эстетического воспитания; применение компьютерных классов института в целях организации и проведения занятий; внедрена система подготовки курсантов к воспитательной деятельности в войсках путем проведения на младших курсах и в ТБОУПе мероприятий направленных на повышение воинской дисциплины.
В ввузах активно внедряются следующие инновационные формы обучения и воспитания курсантов, способствующие развитию качеств офицера:
а) изучение курсантами новых образцов военной техники, поступающей на вооружение Российской армии, их тактико-технических характеристик, возможностей, принципов работы и особенностей функционирования на предприятиях промышленности МО РФ и в вузе, используя электронные учебники (компьютерные технологии);
б) выполнение выпускных квалификационных работ наиболее подготовленными курсантами в научноисследовательских организациях Министерства обороны РФ;
в) участие курсантов в войсковых (специальных) учениях, проводящихся в том регионе, где расположен военный вуз;
г) использование коллективных способов обучения при проведение ремонтной практики, обслуживания вооружения и военной техники и других видов занятий с курсантами различных курсов.
Изучение курсантами новых образцов ВВТ на предприятиях промышленности проводится по согласованию с директором предприятия. Занятия организуются в ходе ремонтной практики, непосредственно в цехах с привлечением конструкторов. Серии занятий по отдельному образцу военной техники предшествует подготовка преподавателей военного вуза, проводящих данное занятие (два человека на группу курсантов из 10—12 человек), на предприятии, в течение которой офицеры детально знакомятся с принципами функционирования образца ВВТ, особенностями его работы в различных режимах, структурными и функциональными схемами основных блоков, уясняют порядок эксплуатации, обслуживания и ремонта, разрабатывают планы проведения занятия и методические пособия к ним.
£
зо _ зйж
20
3005 гни ГоДН||1*П
Рис. 1. Количество отрицательных отзывов на выпускников по вопросу их ознакомления с новыми и перспективными образцами военной техники
Занятия с курсантами по каждому новому образцу военной техники проводятся по следующей схеме: 2 часа — ознакомительная лекция представителя конструкторского бюро, на которой до курсантов доводятся основные тактико-технические характеристики образца ВВТ; 4 часа — практические занятия, на которых специалисты предприятия и преподаватели поясняют курсантам особенности: эксплуатации; организации ее технического обслуживания и текущего ремонта; 2 часа — практическое занятие по устройству образца: 4 часа — демонстрация возможностей на испытательном полигоне. После проведения занятий курсанты сдают зачет, результаты которого отражаются в специальных книжках формирования военно-профессиональных навыков.
Необходимость использования таких форм профессионального становления будущих офицеров вызвана, в первую очередь, происходящей в настоящее время модернизацией вооружения и военной техники, находящейся в войсках. В результате курсант, изучая в военном вузе один образец военной техники, по прибытии в войска может принять под командование совершенно другой модернизированный образец, иногда значительно отличающийся от прототипа, изучение которого в вузе не проводилось. В итоге командиры частей предъявляют претензии к качеству подготовки офицера в военном вузе. Использование возможностей предприятий военной промышленности в интересах военно-профессиональной подготовки курсантов значительно снизило количество отрицательных отзывов на выпускников по вопросу их ознакомления с новыми и перспективными образцами военной техники (рис. 1).
Изучение новых перспективных образцов военной техники на предприятиях промышленности также во многом способствует развитию мотивации у курсантов к освоению военной специальности. По мнению большинства курсантов, прошедших такой курс обучения, подобные занятия «позволяют уяснить перспективы развития военной техники на ближайший период и определить для себя приоритеты в профессиональном становлении — 49 %», «помогают в написании выпускной квалификационной работы — 27 %», «позволяют оценить уровень своей военно-профессиональной подготовки — 13 %», «нацеливают на необходимость совершенствования своих военно-профессиональных знаний, умений и навыков в течение всего периода службы в армии — 11 %».
Использование компьютерных технологий в профессиональном становлении будущих офицеров, с нашей точки зрения, в первую очередь связано с необходимостью изучения курсантами новых или модернизированных образцов вооружения и военной техники, не поступающих в настоящее время в военные вузы, однако имеющихся в войсках. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что компьютер-
Рис. 2. Количество курсантов, выполняющих выпускные квалификационные работы в НИИ МО РФ
ные технологии позволяют интенсифицировать процесс профессиональной подготовки военных специалистов. Как справедливо отмечают многие исследователи (А. Л. Денисова, Л. Х. Зайнутдинова, Р. И. Кру-подеров, Г. А. Кручинина, И. И. Мархель, Д. Ш. Матрос, Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Соловов, Н. Ф. Талызина, О. К. Филатов и др.), новые информационные технологии дали возможность выполнять компьютерным средствам обучения ряд дидактических функций: немедленно оценивать каждый ответ курсанта на заданный ему вопрос; выявлять возможные ошибки и определять их источники; регулировать уровень сложности заданий, выдаваемых курсантам; индивидуализировать обучение применительно к способностям, интересам, темпу работы и уровню подготовки отдельного курсанта; способствовать закреплению знаний, получаемых курсантами на лекциях, групповых занятиях, упражнениях, лабораторных и практических занятиях; формировать у курсантов необходимые практические навыки и умения; способствовать развитию у курсантов исследовательских навыков и умений.
С точки зрения С. Пейперта, компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым и простым, если в его основе будет лежать оперирование моделями реального мира [9]. Именно поэтому одним из путей решения проблемы, связанной с необходимостью своевременной модернизации и повышения эффективности учебно-материальной базы военного вуза, является применение информационно-исследовательских компьютерных средств. Такие дидактические средства в настоящее время используют принципы виртуальной реальности и основываются на новых компьютерных технологиях. В этом случае компьютер становится мощным многофункциональным инструментом, способным заменить дорогостоящее, устаревшее, часто выходящее из строя лабораторное оборудование и военную технику. Применение таких компьютерных средств способствует внедрению в практику профессионального становления будущих офицеров проблемных методов, обеспечивающих не только повышение качества образования, но и развитие исследовательских навыков у курсантов.
Выполнение выпускных квалификационных работ в НИО Министерства обороны РФ проводится наиболее подготовленными курсантами (рис. 2).
Основной целью такой формы профессионального становления является перспективная подготовка научных кадров, так как курсанты, проявившие себя с лучшей стороны в процессе работы над дипломным проектом (работой) в научно-исследовательском институте, рассматриваются кандидатами на должности младших научных сотрудников в НИИ МО РФ.
Курсанту назначаются два руководителя выпускной квалификационной работы: преподаватель военного вуза и научный сотрудник НИИ. На время выполнения выпускной квалификационной работы кур-
сант прикрепляется к одному из научно-исследовательских отделов, в котором работает второй руководитель дипломной работы (проекта). Заслушивание курсанта по итогам проделанной работы производится как в научно- исследовательском учреждении (отделе), так и на кафедре. Перечисленные особенности организации дипломного проектирования для данной категории курсантов позволяют им быстрее адаптироваться к специфике деятельности научных организаций и продемонстрировать умение организовывать свою работу таким образом, чтобы достигнуть запланированных научных результатов.
Важными условиями своего профессионального становления при выполнении выпускной квалификационной работы в научно-исследовательских учреждениях Министерства обороны РФ курсанты считают: разработку дипломной работы (проекта) в рамках выполняемой в отделе научно- исследовательской или опытно-конструкторской работы, что значительно повышает статус проведенного исследования; получение возможности проводить эксперименты на современном научном оборудовании; заинтересованность сотрудников научно-исследовательской организации в результатах работы курсанта; возможность представить свои наработки на обсуждение научного коллектива и получить квалифицированные советы по определению направления дальнейшей научной работы; предоставление курсанту большей самостоятельности в выборе направлений научной работы и реализации полученного задания; получение доступа к современным научным разработкам в области получаемой военной специальности.
Сравнительный анализ результатов защиты выпускных квалификационных работ за последние 2 года курсантами ввуза, имеющими средний балл от 4 до 5 и выполняющими эти работы в НИИ МО РФ и в военном вузе, представлены в табл.1.
Результаты защиты дипломных проектов (работ) курсантами, выполнявшими их в НИИ МО РФ, при прочих равных условиях превышают результаты курсантов, выполнявших работы в военном вузе, что, на наш взгляд, объясняется следующими причинами:
а) возрастанием мотивации к качественному освоению военной специальности у курсантов, получивших практику работы в научно-исследовательском учреждении;
б) повышением ответственности курсантов за результаты своей выпускной квалификационной работы (особенно, если она является частью научно-исследовательской работы, выполняемой научным учреждением);
в) совершенствованием навыков проведения научных исследований на современном оборудовании, что придает полученным результатам большую достоверность;
г) осознанием важности полученных в результате выполнения выпускной квалификационной работы результатов для развития военной науки, обусловленным знанием курсантом целей и места своей работы в общих целях и результатах отдела (лаборатории) научного учреждения;
д) совершенствованием навыков выступления с результатами работы перед научной общественностью, аргументированных ответов на вопросы и отстаивания своих выводов.
Участие курсантов в войсковых (специальных) учениях является одной из самых эффективных форм их профессионального становления. Мы можем выделить следующие основные условия успешного профессионального становления будущих офицеров
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
С [В ипипИ ам ид
шкуаош ■ии^п^ш1(а№1г
Годи иипугка Оцэнкл да защиту пыну:: 1ших кналификацианпих рабит,%
сгглн ч но хорош о удогшизтпор ИТЫЛЦ-Ю
луз НИИ пул НИИ луз НИИ
2006 152 100 да - 10 -
3007 32 00 2Л 40 10 -
в процессе их участия в войсковых (специальных) учениях:
а) предварительная подготовка курсантов, принимающих участие в учениях, заключающаяся в организации дополнительных занятий по изучению целей, задач и предполагаемых результатов учений; в проведении тренажей на военной технике; в организации морально-психологической подготовки курсантов к предстоящей работе;
б) подбор экипажей, отделений и групп с учетом психологической совместимости курсантов и опыта совместной работы на тактико-специальных занятиях и учениях;
в) обеспечение курсантов материальными средствами, необходимыми для организации жизни и быта в районе учений, в полном объеме;
г) проведение всех необходимых видов технического обслуживания на военной технике, привлекаемой к учениям;
д) предоставление курсантам большей самостоятельности в процессе подготовки к учениям и непосредственно на учениях.
По мнению курсантов, принимавших участие в этих учениях, основными положительными моментами их влияния на профессиональное становление будущих офицеров являются:
а) повышение самостоятельности и ответственности;
б) получение таких практических навыков и умений, которые нельзя сформировать в военном вузе и которые определяются, в первую очередь, наличием реальных условий боевой деятельности, не дающих курсанту права на ошибку;
в) осознание курсантом недостаточности военнопрофессиональных знаний, умений и навыков и необходимости их дальнейшего совершенствования;
г) ознакомление курсантов с деятельностью войск, реальным состоянием их боеготовности, взаимоотношениями внутри воинских коллективов, основными трудностями профессионального становления молодых офицеров в войсках.
Использование коллективного метода обучения предлагает пути разрешения многих назревших проблем и противоречий современного военного образования, таких как:
— противоречия между мотивацией и стимуляцией процесса обучения. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучаемых в сотрудничестве;
— между пассивно-созерцательными и активнопреобразовательными видами учебной деятельности. Коллективный метод обучения включает каждого курсанта в активную работу на протяжении всего занятия, в сменных парах и экипажах;
— между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия «живого», непринужденного общения;
— между воспитанием и обучением. На обычном занятии взаимовлияние обучаемых пресекается преподавателем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»). На занятиях же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
— между субъект-субъектными и субъект-объ-ектными отношениями. На классическом занятии всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Если же обучаемый становится ассистентом преподавателя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект». Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого обучаемого и всю группу в целом в субъекты самообучения [10].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что инновационные формы обучения и воспитания, внедренные в учебный процесс ввуза, способствуют повышению качества военно-профессиональной подготовки курсантов.
Библиографический список
1. Булыгин, Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник. — М.: «Контур», 1999. — 254 с.
2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М .: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
3. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М. : Академия, 2002. — 576 с.
4. Барабанщиков, А.В., Звягинцев, В.Г. Педагогика высшей военной школы. — М.: ВПА, 1985.— 364 с.
5. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 215 с.
6. Герасимов, А.М., Логинов, И.П. Инновационный подход в построении обучения (концептуально-технологический аспект). — М. : АПК и ПРО, 2001.— 64 с.
7. Профессиональная педагогика /Под ред. С.Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
8. Фокина, В.Н. Инновационная культура преподавателя вуза: теоретическая модель социологического исследования // Инновации в образовании. — 2001. — № 1. — 38-54 с.
9. Пейперт, С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
10. Буланова-Топоркова, М. В., Духавнева, А. В. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. — М.: «МарТ», 2006. — 333 с.
РОМАШИН Владимир Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. ИОАНИДИ Анатолий Федорович, начальник группы профессионально-психологического отбора.
Статья поступила в редакцию 24.12.07 г.
© В. Н. Ромашин, А. Ф. Иоаниди