Научная статья на тему 'Инновационные формы обучения и воспитания курсантов, способствующие профессиональному становлению офицера'

Инновационные формы обучения и воспитания курсантов, способствующие профессиональному становлению офицера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашин Владимир Николаевич, Иоаниди Анатолий Федорович

В статье рассматривается проблема развития военно-профессиональных качеств курсантов высшего военно-учебного заведения. Проведен обзор современных педагогических технологий, которые в настоящее время внедряются в учебно-воспитательный процесс Омского танкового инженерного института. Проведен сравнительный анализ результатов подготовки и защиты выпускных квалификационных работ, а также отзывов командиров воинских частей на выпускников ввуза. Теоретически обоснована и подтверждена результатами педагогической деятельности эффективность предложенных педагогических технологий в учебном процессе Омского танкового инженерного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромашин Владимир Николаевич, Иоаниди Анатолий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative forms of cadets training promoting theirprofessional growth

The article touches upon the problem of development of military-professional qualities of cadets of a military higher educational institution. Modern pedagogical technologies which are being introduced into teaching and educational process of Omsk Tank Engineering Institute have been reviewed in the article. The comparative analysis of results of preparing and presentation of our graduates final qualifying works has been carried out. Report of military unit's commanders about the graduate's level of military training has been also analyzed. The efficiency of the offered pedagogical technologies in educational process of Omsk Tank Engineering Institute is theoretically proved and confirmed by the results of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы обучения и воспитания курсантов, способствующие профессиональному становлению офицера»

УДК 378:355

В. Н. РОМАШИН А. Ф. ИОАНИДИ

Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ОФИЦЕРА

В статье рассматривается проблема развития военно-профессиональных качеств курсантов высшего военно-учебного заведения. Проведен обзор современных педагогических технологий, которые в настоящее время внедряются в учебно-воспитательный процесс Омского танкового инженерного института. Проведен сравнительный анализ результатов подготовки и защиты выпускных квалификационных работ, а также отзывов командиров воинских частей на выпускников ввуза. Теоретически обоснована и подтверждена результатами педагогической деятельности эффективность предложенных педагогических технологий в учебном процессе Омского танкового инженерного института.

Современная педагогическая наука большое внимание уделяет такому направлению совершенствования образовательного процесса в учебных заведениях различного типа, как инновации, являющиеся одним из условий повышения качества подготовки специалистов и роста педагогического мастерства преподавательского состава. Инновационные идеи, посвященные разработке новых методов, приемов и форм обучения и воспитания, широко распространены не только в гражданских, но и в военных вузах.

В общем случае инновация — это результат творческой деятельности, направленной на разработку новых методов, технологий, внедрение новых организационных форм деятельности и т.п. [1].

С точки зрения С. М. Вишняковой, В. А. Сласте-нина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко и др., инновация в образовании — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания; в организацию совместной деятельности преподавателей и обучающихся; изменения в стиле мышления [2, 3]. Инновационная деятельность преподавателя представляет собой его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания обучающихся, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды [4].

В науке под педагогической инновацией понимается нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение его эффективности.

В. А. Сластенин и др. [5] выделяют следующие обстоятельства, определяющие необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методо-

логии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, расширение их содержания требуют постоянного поиска организационных форм, технологий обучения.

В-третьих, демократизация образования привела к изменению характера отношения преподавателей к использованию приемов и способов педагогической деятельности и к созданию условий для внедрения инновационных идей в учебно-воспитательный процесс.

В-четвертых, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, приводит к реальной конкуренции на рынке образовательных услуг, что, в свою очередь, вынуждает вузы изыскивать новые подходы к совершенствованию образовательного процесса.

А. М. Герасимов и И. П. Логинов утверждают, что внедрение инноваций в образовательный процесс предметно проявляется в моделировании профессиональной деятельности, в развитии профессиональных способностей обучающихся в интерактивной форме и в совершенствовании качества учебно-воспитательного процесса [6]. Они также полагают, что инновационный подход к обучению необходимо рассматривать «как системную обоснованную педагогическую деятельность по приведению модели обучения в соответствие не только с реалиями социальной и профессиональной практики, но и с направленностью и динамикой их развития» [6].

К основным этапам инновационного обучения профессии относят:

— уяснение будущим специалистом модели своей деятельности;

— развитие опыта профессиональной самореализации;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

— подготовку к выполнению задач повседневной и экстремальной деятельности [6].

С. Я. Батышев разделяет инновационные идеи по степени новизны:

— обновление, предполагающее замену ранее освоенного способа деятельности принципиально новым;

— дополнение, предусматривающее добавление нового элемента к прежнему способу деятельности;

— совершенствование, заключающееся в повышении уровня мастерства в применении различных способов деятельности [7].

Учитывая некоторый консерватизм в деятельности военных вузов и жесткую иерархию их построения, инновационные идеи в военном образовании первоначально должны воплощаться в виде совершенствования существующих форм и методов обучения, затем их дополнения и лишь только после получения положительных результатов можно переходить к широкому внедрению новых методов и форм [8].

В военных вузах накоплен достаточно большой опыт внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методов и форм обучения.

С успехом используются такие формы, как использование возможностей музея института для активизации познавательной деятельности курсантов и их эстетического воспитания; применение компьютерных классов института в целях организации и проведения занятий; внедрена система подготовки курсантов к воспитательной деятельности в войсках путем проведения на младших курсах и в ТБОУПе мероприятий направленных на повышение воинской дисциплины.

В ввузах активно внедряются следующие инновационные формы обучения и воспитания курсантов, способствующие развитию качеств офицера:

а) изучение курсантами новых образцов военной техники, поступающей на вооружение Российской армии, их тактико-технических характеристик, возможностей, принципов работы и особенностей функционирования на предприятиях промышленности МО РФ и в вузе, используя электронные учебники (компьютерные технологии);

б) выполнение выпускных квалификационных работ наиболее подготовленными курсантами в научноисследовательских организациях Министерства обороны РФ;

в) участие курсантов в войсковых (специальных) учениях, проводящихся в том регионе, где расположен военный вуз;

г) использование коллективных способов обучения при проведение ремонтной практики, обслуживания вооружения и военной техники и других видов занятий с курсантами различных курсов.

Изучение курсантами новых образцов ВВТ на предприятиях промышленности проводится по согласованию с директором предприятия. Занятия организуются в ходе ремонтной практики, непосредственно в цехах с привлечением конструкторов. Серии занятий по отдельному образцу военной техники предшествует подготовка преподавателей военного вуза, проводящих данное занятие (два человека на группу курсантов из 10—12 человек), на предприятии, в течение которой офицеры детально знакомятся с принципами функционирования образца ВВТ, особенностями его работы в различных режимах, структурными и функциональными схемами основных блоков, уясняют порядок эксплуатации, обслуживания и ремонта, разрабатывают планы проведения занятия и методические пособия к ним.

£

зо _ зйж

20

3005 гни ГоДН||1*П

Рис. 1. Количество отрицательных отзывов на выпускников по вопросу их ознакомления с новыми и перспективными образцами военной техники

Занятия с курсантами по каждому новому образцу военной техники проводятся по следующей схеме: 2 часа — ознакомительная лекция представителя конструкторского бюро, на которой до курсантов доводятся основные тактико-технические характеристики образца ВВТ; 4 часа — практические занятия, на которых специалисты предприятия и преподаватели поясняют курсантам особенности: эксплуатации; организации ее технического обслуживания и текущего ремонта; 2 часа — практическое занятие по устройству образца: 4 часа — демонстрация возможностей на испытательном полигоне. После проведения занятий курсанты сдают зачет, результаты которого отражаются в специальных книжках формирования военно-профессиональных навыков.

Необходимость использования таких форм профессионального становления будущих офицеров вызвана, в первую очередь, происходящей в настоящее время модернизацией вооружения и военной техники, находящейся в войсках. В результате курсант, изучая в военном вузе один образец военной техники, по прибытии в войска может принять под командование совершенно другой модернизированный образец, иногда значительно отличающийся от прототипа, изучение которого в вузе не проводилось. В итоге командиры частей предъявляют претензии к качеству подготовки офицера в военном вузе. Использование возможностей предприятий военной промышленности в интересах военно-профессиональной подготовки курсантов значительно снизило количество отрицательных отзывов на выпускников по вопросу их ознакомления с новыми и перспективными образцами военной техники (рис. 1).

Изучение новых перспективных образцов военной техники на предприятиях промышленности также во многом способствует развитию мотивации у курсантов к освоению военной специальности. По мнению большинства курсантов, прошедших такой курс обучения, подобные занятия «позволяют уяснить перспективы развития военной техники на ближайший период и определить для себя приоритеты в профессиональном становлении — 49 %», «помогают в написании выпускной квалификационной работы — 27 %», «позволяют оценить уровень своей военно-профессиональной подготовки — 13 %», «нацеливают на необходимость совершенствования своих военно-профессиональных знаний, умений и навыков в течение всего периода службы в армии — 11 %».

Использование компьютерных технологий в профессиональном становлении будущих офицеров, с нашей точки зрения, в первую очередь связано с необходимостью изучения курсантами новых или модернизированных образцов вооружения и военной техники, не поступающих в настоящее время в военные вузы, однако имеющихся в войсках. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что компьютер-

Рис. 2. Количество курсантов, выполняющих выпускные квалификационные работы в НИИ МО РФ

ные технологии позволяют интенсифицировать процесс профессиональной подготовки военных специалистов. Как справедливо отмечают многие исследователи (А. Л. Денисова, Л. Х. Зайнутдинова, Р. И. Кру-подеров, Г. А. Кручинина, И. И. Мархель, Д. Ш. Матрос, Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Соловов, Н. Ф. Талызина, О. К. Филатов и др.), новые информационные технологии дали возможность выполнять компьютерным средствам обучения ряд дидактических функций: немедленно оценивать каждый ответ курсанта на заданный ему вопрос; выявлять возможные ошибки и определять их источники; регулировать уровень сложности заданий, выдаваемых курсантам; индивидуализировать обучение применительно к способностям, интересам, темпу работы и уровню подготовки отдельного курсанта; способствовать закреплению знаний, получаемых курсантами на лекциях, групповых занятиях, упражнениях, лабораторных и практических занятиях; формировать у курсантов необходимые практические навыки и умения; способствовать развитию у курсантов исследовательских навыков и умений.

С точки зрения С. Пейперта, компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым и простым, если в его основе будет лежать оперирование моделями реального мира [9]. Именно поэтому одним из путей решения проблемы, связанной с необходимостью своевременной модернизации и повышения эффективности учебно-материальной базы военного вуза, является применение информационно-исследовательских компьютерных средств. Такие дидактические средства в настоящее время используют принципы виртуальной реальности и основываются на новых компьютерных технологиях. В этом случае компьютер становится мощным многофункциональным инструментом, способным заменить дорогостоящее, устаревшее, часто выходящее из строя лабораторное оборудование и военную технику. Применение таких компьютерных средств способствует внедрению в практику профессионального становления будущих офицеров проблемных методов, обеспечивающих не только повышение качества образования, но и развитие исследовательских навыков у курсантов.

Выполнение выпускных квалификационных работ в НИО Министерства обороны РФ проводится наиболее подготовленными курсантами (рис. 2).

Основной целью такой формы профессионального становления является перспективная подготовка научных кадров, так как курсанты, проявившие себя с лучшей стороны в процессе работы над дипломным проектом (работой) в научно-исследовательском институте, рассматриваются кандидатами на должности младших научных сотрудников в НИИ МО РФ.

Курсанту назначаются два руководителя выпускной квалификационной работы: преподаватель военного вуза и научный сотрудник НИИ. На время выполнения выпускной квалификационной работы кур-

сант прикрепляется к одному из научно-исследовательских отделов, в котором работает второй руководитель дипломной работы (проекта). Заслушивание курсанта по итогам проделанной работы производится как в научно- исследовательском учреждении (отделе), так и на кафедре. Перечисленные особенности организации дипломного проектирования для данной категории курсантов позволяют им быстрее адаптироваться к специфике деятельности научных организаций и продемонстрировать умение организовывать свою работу таким образом, чтобы достигнуть запланированных научных результатов.

Важными условиями своего профессионального становления при выполнении выпускной квалификационной работы в научно-исследовательских учреждениях Министерства обороны РФ курсанты считают: разработку дипломной работы (проекта) в рамках выполняемой в отделе научно- исследовательской или опытно-конструкторской работы, что значительно повышает статус проведенного исследования; получение возможности проводить эксперименты на современном научном оборудовании; заинтересованность сотрудников научно-исследовательской организации в результатах работы курсанта; возможность представить свои наработки на обсуждение научного коллектива и получить квалифицированные советы по определению направления дальнейшей научной работы; предоставление курсанту большей самостоятельности в выборе направлений научной работы и реализации полученного задания; получение доступа к современным научным разработкам в области получаемой военной специальности.

Сравнительный анализ результатов защиты выпускных квалификационных работ за последние 2 года курсантами ввуза, имеющими средний балл от 4 до 5 и выполняющими эти работы в НИИ МО РФ и в военном вузе, представлены в табл.1.

Результаты защиты дипломных проектов (работ) курсантами, выполнявшими их в НИИ МО РФ, при прочих равных условиях превышают результаты курсантов, выполнявших работы в военном вузе, что, на наш взгляд, объясняется следующими причинами:

а) возрастанием мотивации к качественному освоению военной специальности у курсантов, получивших практику работы в научно-исследовательском учреждении;

б) повышением ответственности курсантов за результаты своей выпускной квалификационной работы (особенно, если она является частью научно-исследовательской работы, выполняемой научным учреждением);

в) совершенствованием навыков проведения научных исследований на современном оборудовании, что придает полученным результатам большую достоверность;

г) осознанием важности полученных в результате выполнения выпускной квалификационной работы результатов для развития военной науки, обусловленным знанием курсантом целей и места своей работы в общих целях и результатах отдела (лаборатории) научного учреждения;

д) совершенствованием навыков выступления с результатами работы перед научной общественностью, аргументированных ответов на вопросы и отстаивания своих выводов.

Участие курсантов в войсковых (специальных) учениях является одной из самых эффективных форм их профессионального становления. Мы можем выделить следующие основные условия успешного профессионального становления будущих офицеров

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

С [В ипипИ ам ид

шкуаош ■ии^п^ш1(а№1г

Годи иипугка Оцэнкл да защиту пыну:: 1ших кналификацианпих рабит,%

сгглн ч но хорош о удогшизтпор ИТЫЛЦ-Ю

луз НИИ пул НИИ луз НИИ

2006 152 100 да - 10 -

3007 32 00 2Л 40 10 -

в процессе их участия в войсковых (специальных) учениях:

а) предварительная подготовка курсантов, принимающих участие в учениях, заключающаяся в организации дополнительных занятий по изучению целей, задач и предполагаемых результатов учений; в проведении тренажей на военной технике; в организации морально-психологической подготовки курсантов к предстоящей работе;

б) подбор экипажей, отделений и групп с учетом психологической совместимости курсантов и опыта совместной работы на тактико-специальных занятиях и учениях;

в) обеспечение курсантов материальными средствами, необходимыми для организации жизни и быта в районе учений, в полном объеме;

г) проведение всех необходимых видов технического обслуживания на военной технике, привлекаемой к учениям;

д) предоставление курсантам большей самостоятельности в процессе подготовки к учениям и непосредственно на учениях.

По мнению курсантов, принимавших участие в этих учениях, основными положительными моментами их влияния на профессиональное становление будущих офицеров являются:

а) повышение самостоятельности и ответственности;

б) получение таких практических навыков и умений, которые нельзя сформировать в военном вузе и которые определяются, в первую очередь, наличием реальных условий боевой деятельности, не дающих курсанту права на ошибку;

в) осознание курсантом недостаточности военнопрофессиональных знаний, умений и навыков и необходимости их дальнейшего совершенствования;

г) ознакомление курсантов с деятельностью войск, реальным состоянием их боеготовности, взаимоотношениями внутри воинских коллективов, основными трудностями профессионального становления молодых офицеров в войсках.

Использование коллективного метода обучения предлагает пути разрешения многих назревших проблем и противоречий современного военного образования, таких как:

— противоречия между мотивацией и стимуляцией процесса обучения. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучаемых в сотрудничестве;

— между пассивно-созерцательными и активнопреобразовательными видами учебной деятельности. Коллективный метод обучения включает каждого курсанта в активную работу на протяжении всего занятия, в сменных парах и экипажах;

— между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия «живого», непринужденного общения;

— между воспитанием и обучением. На обычном занятии взаимовлияние обучаемых пресекается преподавателем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»). На занятиях же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

— между субъект-субъектными и субъект-объ-ектными отношениями. На классическом занятии всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Если же обучаемый становится ассистентом преподавателя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект». Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого обучаемого и всю группу в целом в субъекты самообучения [10].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что инновационные формы обучения и воспитания, внедренные в учебный процесс ввуза, способствуют повышению качества военно-профессиональной подготовки курсантов.

Библиографический список

1. Булыгин, Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник. — М.: «Контур», 1999. — 254 с.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М .: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

3. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М. : Академия, 2002. — 576 с.

4. Барабанщиков, А.В., Звягинцев, В.Г. Педагогика высшей военной школы. — М.: ВПА, 1985.— 364 с.

5. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 215 с.

6. Герасимов, А.М., Логинов, И.П. Инновационный подход в построении обучения (концептуально-технологический аспект). — М. : АПК и ПРО, 2001.— 64 с.

7. Профессиональная педагогика /Под ред. С.Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

8. Фокина, В.Н. Инновационная культура преподавателя вуза: теоретическая модель социологического исследования // Инновации в образовании. — 2001. — № 1. — 38-54 с.

9. Пейперт, С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.

10. Буланова-Топоркова, М. В., Духавнева, А. В. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. — М.: «МарТ», 2006. — 333 с.

РОМАШИН Владимир Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. ИОАНИДИ Анатолий Федорович, начальник группы профессионально-психологического отбора.

Статья поступила в редакцию 24.12.07 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© В. Н. Ромашин, А. Ф. Иоаниди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.