Научная статья на тему 'Инновационные формы и методы обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности'

Инновационные формы и методы обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3212
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы безопасности жизнедеятельности / инновационные формы / методы / innovative forms and methods of teaching / life safety fundamentals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цейко В. А.

Содержание статьи соответствует современной цели образования, которая предполагает ориентацию на личностно развивающую концепцию обучения и личностно ориентированные технологии. Отбор форм н методов технологии обучения соответствует инновациям и не противоречит целям образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is considered to be a timely one. The content of the article corresponds to the modern educational goals based on the pupils oriented teaching strategies and technologies. Methods, forms, and techniques selection meet innovations and do not conflict with the educational goals.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы и методы обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности»

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Социально-экономического института Брянского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых

Содержание статьи соответствует современной цели образования, которая предполагает ориентацию на личностно развивающую концепцию обучения и личностно ориентированные технологии. Отбор форм н методов технологии обучения соответствует инновациям и не противоречит целям образования.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, инновационные формы, методы.

This article is considered to be a timely one. The content of the article corresponds to the modern educational goals based on the pupils oriented teaching strategies and technologies. Methods, forms, and techniques selection meet innovations and do not conflict with the educational goals.

Key words: innovative forms and methods of teaching Life safety fundamentals.

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Внедрение инновационных форм и методов личностно ориентированного обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности связано с пфестройкой организации педагогической науки, преодолением ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики в процессе обновления содержания образования.

Актуальность личностно ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества фебует формирования яркой, творческой, раскрепощенной личности, способной ориентироваться в бысфо изменяющемся социуме. Личностная ориентация педагогического процесса обязательно предполагает достаточно выраженную и оригинальную позицию педа! ога.

Ведущая роль в разработке теории и практики личностно ориентированного обучения принадлежит отечественным ученым: Ш. А. Амонашвили, Н. А. Алексееву, В. В. Серикову, И. С. Якиманской, Е. В. Бондаревской, А. В. Хуторскому и др.

Личностно ориентированное обучение в курсе ОБЖ рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития и самореализации их потенциальных возможностей, самостоятельности, способности к самообразованию и саморазвитию; формированию личности безопасного типа поведения и аксиденталь-ных способностей человека.

В условиях смещения общеобразовательных аспектов на личностную сферу учащегося объективно возникает вопрос о совершенствовании технологии обучения, в частности использовании форм и методов обучения, наиболее адекватных данному направлению. Претворение вышеназванной задачи в контексте личностно ориентированного обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности предполагает обращение к интерактивным методам и технологиям обучения.

На основании результатов научно-педагогической деятельности выявлено, что для успешной реализации личностно ориентированного компонента в курсе ОБЖ в старших классах наиболее эффективными являются следующие интерактивные методы и технологии обучения.

В процессе развития личности подростка наиболее эффективной является проектная технология обучения, которая отвечает таким специфическим возрастным преимуществам, как готовность к самостоятельным формам учебной работы и стремление к сотрудничеству. Метод проектов позволяет старшеклассникам осваивать не только теорию, но и практику безопасной жизнедеятельности, развивает мышление, творческие способности, умение работать самостоятельно. Данный метод позволяет учитывать интересы, способности и индивидуальные особенности подростка, тем самым дифференцируя и индивидуализируя современный образовательный процесс.

Полученные высокие показатели по результатам исследования показывают, что старшие подростки успешно используют проектную деятельность по всем основным разделам учебной программы («Профессия -Родину защищать», «Терроризм - угроза

обществу», «Здоровая мать - здоровый ребенок» и др.). Использование метода творческих проектов в процессе обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности способствует развитию сознательной творческой активности учеников. Старшеклассник, владея обобщенным умением проектировать предстоящую деятельность, может использовать его при решении широкого круга познавательных задач не только в рамках данного учебного предмета, а также и в практической деятельности, в том числе и в случае возникновения реальной угрозы для жизни и здоровья человека. Результатом творческого проекта могут быть: реферат; компьютерная презентация с использованием слайдов; доклад; графическая работа; конференция; деловая игра; защита реферата на экзамене как итоговой работы за курс средней (полной) школы и другие формы. Многообразие видов проектов предоставляет учащимся широкий спектр выбора темы и задачи будущей деятельности. А это, в свою очередь, позволит еще более индивидуализировать процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности, максимально приблизить его к интересам, способностям ученика, что, на наш взгляд, является тем моментом, который приближает выпускника к миру самостоятельной безопасной жизнедеятельности.

Опираясь на концептщю личностно ориентированного обучения и возможности реализации ее в процессе обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности, нами объективно выделено четыре наиболее эффективных вида дидактических игр: учебно-познавательные, проектировочно-исследовательские, имитационные и комплексные, связанные со способностью учащегося творчески мыслить, с умением самостоятельно принимать оптимальные решения в условиях моделирования безопасной жизнедеятельности. Среди учебных ролевых игр в форме дискуссий наиболее эффективны следующие их фор-

мы: круглый стол; заседание экспертной группы; форум; симпозиум; дебаты; судебное заседание; мозговая атака и др. Учебные ролевые игры эффективно проводить при изучении разделов программы «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» («Прогнозирование наводнения», «Действия персонала предприятия при авариях с выбросом АХОВ»); «Основы медицинских знаний» («Первая медицинская помощь в походе»), «Основы военной службы» («Действия часового на посту», «Развод суточного наряда»). Среди методов анализа конкретных ситуаций, по типу рассматриваемой проблемы, наиболее эффективны три вида: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение.

Методы анализа конкретных ситуаций, как показала практика их проведения, наиболее эффективны при изучении всех основных разделов учебной программы по ОБЖ в старших классах школы. Дидактическая игра многофункциональна по своему характеру, способствует развитию организаторских, коммуникативных способностей, нравственных и других важных качеств личности старшеклассника, значимых для его будущей безопасной жизнедеятельности. Применение метода анализа конкретных ситуаций целесообразно в тех случаях, когда рассматривается отдельная, относительно сложная организационная, экономическая или управленческая задача, единственно правильное решение или правильное решение которой заранее известно преподавателю. За ним остается последнее слово при подведении итогов.

Данные методы являются прогрессивными, придают учебно-воспитательному процессу личностно-смыстовую направленность, вовлекают каждого обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность, что способствует практической реализации принципов личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся подросткового возраста.

Для решения вопроса о целесообразности использования инновационных форм и методов обучения в реализации личностно ориентированного подхода в обучении старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности среди учащихся 10-11 -х классов с помощью специально разработанных анкет был проведен опрос. Результаты опроса показали, что 89% старшеклассников поддерживают данную инновацию. При этом 85% учащихся считают, что такой подход к процессу обучения обеспечивает им меньшее утомление, по сравнению с традиционными методами. В результате применения этого подхода к обучению возросла успеваемость старшеклассников на 14%; повысилось качество знаний, умений и навыков учащихся по данному предмету.

Таким образом, внедрение инновационных форм и методов обучения в процессе реализации основных дидактических прин-

ципов личностно ориентированного обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности является одной из перспективных форм воплощения новых подходов и принципов современной педагогики, способствует развитию каждой личности и предоставляет возможности для ее самореализации. Вместе с тем технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного материала в курсе ОБЖ, использование методических рекомендаций к его использованию и форм контроля. В этой связи внедрение инновационных форм и методов обучения в процессе личностно ориентированного обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности возможно только при переосмыслении функций всех участников образовательного процесса и соблюдении необходимых условий для их успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.