Научная статья на тему 'Инновационные бизнес-модели программного комплекса «ЭкоМир»'

Инновационные бизнес-модели программного комплекса «ЭкоМир» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭкоМир / SkyWay / SpaceWay / бизнес-модель / Data Science / Индустрия 4.0 / большие данные / блокчейн / инфраструктурные проекты / цифровая разработка продуктов

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадулин К.А.

Рассмотрены основные тенденции развития современного бизнеса и применяемых бизнес-моделей, включая Data Science, большие данные, Индустрию 4.0, цифровую разработку продуктов, технологию блокчейн. Показано, что развитие программ комплекса «ЭкоМир» – SkyWay и SpaceWay – в настоящее время идёт в полном соответствии с вышеуказанными тенденциями. При этом SkyWay и SpaceWay используют инновационные бизнес-модели и формируют принципиально новый подход к инфраструктурным проектам, которые станут коммерчески привлекательными и не нанесут серьёзный ущерб экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные бизнес-модели программного комплекса «ЭкоМир»»

УДК 338.2

Инновационные бизнес-модели программного комплекса «ЭкоМир»

БАДУЛИН К.А. (г. Минск)

Ключевые слова:

ЭкоМир, SkyWay, SpaceWay бизнес-модель, Data Science, Индустрия 4.0, большие данные, блокчейн, инфраструктурные проекты, цифровая разработка продуктов.

Рассмотрены основные тенденции развития современного бизнеса и применяемых бизнес-моделей, включая Data Science, большие данные, Индустрию 4.0, цифровую разработку продуктов, технологию блокчейн. Показано, что развитие программ комплекса «ЭкоМир» - SkyWay и SpaceWay - в настоящее время идёт в полном соответствии с вышеуказанными тенденциями. При этом SkyWay и SpaceWay используют инновационные бизнес-модели и формируют принципиально новый подход к инфраструктурным проектам, которые станут коммерчески привлекательными и не нанесут серьёзный ущерб экологии.

D

LJ последние десятилетия темпы научно-технического прогресса значительно ускорились. При этом многие изобретения, которые ещё недавно казались лишь инновационными разработками, стали определяющими стандартами в существующих отраслях. Например, мобильные телефоны, цифровая фотография, электромобили и др.

Можно привести многочисленные примеры компаний, построивших свои бизнес-модели на развитии новых технологий: это Apple, Microsoft, Google, Amazon, Uber, Alibaba и др. При этом, согласно рейтингу Forbes за 2018 г., в ТОР-Ю мировых компаний по рыночной капитализации вошли семь компаний новой экономики; первые шесть мест заняли Apple ($926,9 млрд), Amazon ($777,8 млрд), Alphabet (Google) ($766,4 млрд), Microsoft ($750,6 млрд), Facebook ($541,5 млрд), Alibaba ($499,4 млрд) [1]. Рыночная капитализация указанных компаний уже в разы превышает соответствующие показатели крупнейших нефтегазовых корпораций, банков, автопроизводителей и предприятий розничной торговли, которые были традиционными лидерами данного рейтинга ещё 5-10 лет назад.

Центральным звеном новой экономики становится Data Science (Наука о данных), изучающая проблемы анализа, обработки и представления информации в цифровой форме. Изначально наука о данных рассматривалась как академическая дисциплина, а с начала 2010-х гг. - как практическая межотраслевая сфера деятельности. Причём специализация исследователя

данных считается одной из самых привлекательных, высокооплачиваемых и перспективных профессий [2]. Названный подход предполагает выработку решений, основываясь на данных, а не на интуиции или личном опыте. Data Science есть не что иное, как обобщённое название суммы технологий для производства продуктов-данных. При этом добавленная стоимость получается путём анализа данных для возникновения полезной и потребляемой человеком информации.

Ещё в 1990-х гг. данные не рассматривались как какая-то самостоятельная сущность. В 2000-х о них заговорили как о «новой нефти». Впервые это выражение использовал английский математик Клиф Хамби в 2006 г. Многочисленные эксперты также неоднократно утверждали, что в обозримой перспективе данные займут существенно более высокое положение в экономике, чем сырьевые ресурсы [3]. Не случайно вошёл в обиход термин «data-driven» в приложении к экономике, программированию, журналистике, науке и другим сферам.

Реальное воплощение data-driven подхода к экономике реализовано в концепции «Индустрия 4.0», которая была предложена правительству Германии в 2011 г.; также к этой стратегии перешли США в 2014 г. Концепция предполагает гибкое управление масштабом производства и процессом конструирования, развитие искусственного интеллекта, активное использование «больших данных», повсеместное внедрение Интернета вещей, расширение

применения технологии блокчейн, облачные вычисления, робототехнику, дополненную реальность.

В результате перехода промышленности на указанные принципы также происходит изменение в бизнес-моделях. Теперь вместо акцента на бережливом производстве компании стремятся внедрять выпуск персонализированной массовой продукции по принципам Agile и переходить на выпуск партий размером в один-единственный продукт. При этом сохраняется принцип экономии: роботизированное производство более энергоэффективно, сопровождается меньшим количеством отходов и брака [4]. Кстати, такой размер партий может быть зашит и в методологию производства продукта всех программ ЭкоМира. Одновременно наблюдается феномен решоринга - переноса инновационных производств из развивающихся стран Азии обратно в развитые страны Европы и Америки.

В полном соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» в настоящее время идёт развитие таких программ комплекса «ЭкоМир», как SkyWay и SpaceWay. Решения SkyWay и SpaceWay применяются для проектов, направленных на создание, модернизацию и расширение объектов инфраструктуры. Однако для частных инвесторов крупные инфраструктурные проекты воспринимаются как проекты с высокой капиталоёмкостью, низким уровнем чистой приведённой стоимости, длительными сроками окупаемости и возврата вложенных инвестиций [5]. Особенностью SkyWay и SpaceWay являются не только инновационные технологические решения, но и принципиально новые для инфраструктурных проектов бизнес-модели.

Это, в частности, можно сказать об инновационной транспортной технологии SkyWay, основу которой составляют сотни уникальных технических, программных и логистических решений, позволяющих обеспечить ряд глобальных преимуществ: низкие капитальные и операционные затраты, экологичность, безопасность, высокую эффективность. Философию SkyWay определяет принцип: транспорт должен быть решением проблем, а не их источником. В отличие от традиционных инфраструктурных проектов, проекты SkyWay коммерчески привлекательны, имеют довольно низкий срок окупаемости - от 3 до 5 лет. При этом себестоимость строительства транспортного комплекса SkyWay в 2-20 раз ниже по сравнению с традиционными видами транспорта [6].

Следует отметить, что мировым трендом в настоящее время является развитие «зелёных» технологий, и транспортная отрасль здесь не исключение. В частности, мировые продажи электромобилей растут в геометрической прогрессии [7], ряд компаний-автопроизводителей уже заявили об отказе от разработки новых моделей на основе

двигателей внутреннего сгорания в перспективе 8-10 лет, а ряд стран Европы планируют запретить их в 2025-2030 гг. [8]. Следовательно, экологичность SkyWay - одно из ключевых преимуществ данной технологии наряду с экономией сырья и материалов при строительстве транспортной эстакады и снижением расхода энергии при движении инновационного подвижного состава.

Кроме того, одним из устойчивых конкурентных достоинств SkyWay считается применение цифровой разработки продуктов на базе платформы 3DExperience от компании Dassault Systèmes. Благодаря ей для каждого транспортного средства и транспортной системы создаётся цифровой макет, в результате чего появляется возможность проводить раннюю валидацию требований, минимизировать рассогласованность действий различных служб при внесении изменений в конструкторскую документацию, а также проводить виртуальные испытания. Вследствие этого существенно сокращается срок разработки продуктов и упрощается процесс оценки себестоимости выпускаемой продукции.

Ещё одним важным элементом бизнес-модели SkyWay является активное применение больших данных и технологии блокчейн. Управление транспортной системой SkyWay осуществляется интеллектуальной безоператорной системой. Значимая её составляющая - система сенсоров, которые позволяют отслеживать перемещение грузов и пассажиров в режиме 24/7. При этом используется блокчейн-протокол обработки и хранения данных, включая историю перевозки грузов и пассажиров, а также специальное программное обеспечение с разграничением

ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ЭКОМИР»

Бадулин К.А. (г. Минск)

доступа к данным. Комплексные смарт-контракты на приобретение, перевозку и сопровождение грузов снижают вероятность мошенничества, взлома данных и ошибок при проведении платежей.

Благодаря использованию инновационной бизнес-мо-дели ожидается, что к 2100 г. доля БкуШау на мировом транспортном рынке достигнет 50 % [6], как уже происходило с железными дорогами в XIX в. и с автомобильными трассами столетие спустя. При этом доля устаревших традиционных дорог постепенно сократится, поскольку они будут вытесняться новыми, более эффективными решениями.

То же можно сказать и о программе неракетного освоения космоса БрасеШау, основанной на одноимённой геокосмической транспортной системе. С одной стороны, создание БрасеШау будет способствовать вынесению в ближний космос экологически вредной части техносферы, оставив биосферу планеты для земной жизни. С другой - инновационная бизнес-модель позволит БрасеШау стать одним из самых коммерчески привлекательных проектов в истории человечества. Орбитальное производство откроет новые возможности в металлургии, солнечной энергетике, добыче полезных ископаемых.

Бизнес-модель БрасеШау основана на перевозке грузов и пассажиров в ближний космос и обратно, причём планируется её интеграция с глобальной сетью дорог БкуШау и Нуреги по всему миру, включая внутриконтинен-тальные и межконтинентальные транспортные комплексы. Бизнес-модель БрасеШау ориентирована на доставку грузов и пассажиров на околоземную орбиту по цене в 10 ООО раз ниже по сравнению с существующей космической индустрией [9], что можно считать фундаментом коммерческой привлекательности проекта. К ещё одной уникальной особенности БрасеШау относится отрицательная себестоимость перевозки грузов и пассажиров, начиная с десятого года эксплуатации. Следовательно, за счёт перевозки грузов и пассажиров БрасеШау может генерировать дополнительную прибыль своим акционерам.

Таким образом, мы рассмотрели ключевые тренды современной промышленности, включая особенности развития БкуШау и БрасеШау. В обеих указанных программах применяются инновационные бизнес-модели, которые позволяют существенно минимизировать затраты, при этом не нанося ущерб экологии. Благодаря этим принципам можно ожидать, что у программ комплекса «ЭкоМир» есть все необходимые предпосылки для успешной реализации.

Литература

1. Крупнейшие публичные компании мира // Forbes Media [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. forbes. com/globa/2000/Hs t/#header:marke t Va!ue_ sortreverse-.true/. - Дата доступа: 16.04.2019.

2. Data Scientists: The Definition of Sexy // Forbes Media Media [Electronic resource], - Mode of access: https.// www.forbes.com/sites/gilpress/2012/09/27/data-scientists-the-definition-of-sexy/. - Date of access: 16.04.2019.

3. «Данные - это новая нефть» - нелепое предложение // Project 2030 Media [Электронный ресурс] - Режим доступа: h ttps.//medium. com/projec t-2030/da ta-is- the-new-oil-a-ludicrous-proposition-ld91bba4f294/. - Дата доступа: 16.04.2019.

4. Цифровая Индустрия 4.0//АО «АС РУС МЕДИА» Media [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. forbes.ru/brandvoice/sap/345779-chetyre-nol-v-nashu-polzu/. - Дата доступа: 16.04.2019.

5. Гулакова, О.И Теоретико-методологические основы измерения общественного эффекта инфраструктурных

проектов [Электронный ресурс]/О.И. Гулакова. - Режим доступа: https://nsu.ru/rs/mw/link/Media:/22983/14. pdf/. - Дата доступа: 17.04.2019.

6. Бизнес-план инвестиционного проекта ЭкоТехно-Парка // ЗАО «Струнные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yunitskiy.com/ author/2016/2016_99.pdf/. - Дата доступа: 16.04.2019.

1. Global EV Outlook 2017, IEA //International EnergyAgency Media [Electronic resource] - Mode of access: https.// www.iea. org/publica tions/freepublica tions/publica tion/ GlobalEVOutlook2017.pdf/. - Date of access: 16.04.2019.

8. Когда мир откажется от двигателя внутреннего сгорания? / Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.dw.com/ru/кoгдa-миp-oткaжeт-ся-от-двигателя-внутреннего-сгорания-06122018/av-46622106/. - Дата доступа: 16.04.2019.

9. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание / А.Э. Юницкий. - Сила-крогс: ПНБ принт, 2019. - 576 е.: ил.

© Бадулин К.А., 2019

ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ЭКОМИР»

Бадулин К.А. (г. Минск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.