Научная статья на тему 'Инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовки кадров предприятий и организаций Республики Татарстан в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию'

Инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовки кадров предприятий и организаций Республики Татарстан в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / WORLD TRADE ORGANIZATION / THE REGIONALIZATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Ф. Н., Авилова В. В., Парфирьева Е. Н., Биктагиров И. А.

Рассматриваются инновационные аспекты при разработке образовательных программ для подготовки специалистов предприятий и организации в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is considered the innovative aspects of the development of educational programs for training companies and organizations in Russia's entry into the World Trade Organization.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовки кадров предприятий и организаций Республики Татарстан в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию»

Ф. Н. Шайхутдинова, В. В. Авилова, Е. Н. Парфирьева,

И. А. Биктагиров

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, регионализация внешнеэкономической деятельности, инновационные

образовательные программы.

Рассматриваются инновационные аспекты при разработке образовательных программ для подготовки специалистов предприятий и организации в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию

Keywords: World Trade Organization, the regionalization of foreign trade activities, innovative educational programs.

It is considered the innovative aspects of the development of educational programs for training companies and organizations in Russia’s entry into the World Trade Organization.

В настоящее время одним из важных этапов интеграции России в мировое народное хозяйство является завершение процессов вступления России во Всемирную торговую организацию. Это процесс длился более 18 лет.

Всемирная торговая организация с присоединением России будет регулировать более 97% мировой торговли.

Регионализация внешнеэкономической

деятельности становится одной из важных черт современного этапа развития экономики России. Субъекты Российской Федерации все активнее вовлекаются в международные экономические процессы: открывают собственные

представительства за рубежом, формируют целевые программы развития

внешнеэкономической деятельности регионов.

Республика Татарстан, как один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России, является активным участником

внешнеэкономической деятельности. В 2011г. внешнеторговый оборот Республики Татарстан составил 25,2 млрд. долл. США, что на 28,8 % выше уровня 2010г. При этом объем республиканского экспорта составил 21,9 млрд.долл. США (рост на 26%), импорта -3,3 млрд.долл. США (рост на 21,2 %). Традиционно экспорт с основными торговыми партнерами Республики Татарстан представлен поставками нефти сырой (65,9 % стоимостного объема экспорта в 2011г.), нефтепродуктов (12,3%), продукции химической промышленности (11,3%).

В товарной структуре импорта преобладает продукция машиностроения - в 2011г.ее доля составила 71,5% от общего объема поставок. Доля импорта продукции химического и нефтехимического производства в 2011г. составила 13,9 %.

Республика Татарстан сотрудничает с более чем 110 странами дальнего и ближнего зарубежья. География сотрудничества широка и охватывает как европейские страны, так и государства Азии и Африки.

В географической структуре

внешнеторгового оборота удельный вес стран дальнего зарубежья составил более 82%.

Основными странами - торговыми партнерами Республики Татарстан в 2011г. явились: Польша, Италия, Германия, Нидерланды, Венгрия, Словакия, Латвия, Хорватия, Бельгия, Испания и др.

Эти процессы породили потребность в кадрах квалифицированных специалистов «на местах», владеющих необходимыми знаниями и навыками работы в международной рыночной

среде. Так например, процесс вступления КНР в ВТО занял пятнадцать лет и потребовал больших усилий. Необходимо было привести национальное законодательство в соответствие с

многочисленными правилами этой организации, прийти к соглашению с ее руководящими органами и каждой страной в отдельности об условиях вступления. Кроме того, после преобразования ГАТТ в ВТО в 1995г. переговоры стали

проводиться по более широкому кругу вопросов и включали в себя проблемы либерализации

деятельности иностранных компаний в сфере услуг (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьюторская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги и др.). Все это значительно усложнило переговорный процесс, требуя осторожного и взвешенного подхода. В целом для Китая вопрос стоял о выработке хорошо продуманной стратегии, сочетающей собственные экономические интересы с требованиями ВТО и отдельных стран-участниц.

Во многих региональных вузах страны открылись факультеты и кафедры, связанные с подготовкой кадров в рамках специальностей «Мировая экономика», «Международный бизнес». что позволило устранить кадровый дефицит. Ныне на первый план выдвигается приоритет качества подготовки, адекватности получаемых в процессе обучения знаний и навыков современным требованиям интеграции России и ее регионов в мирохозяйственные связи.

Все более высокие требования предъявляются бизнесом к качеству подготовки специалистов в области внешнеэкономической деятельности и их готовности обеспечить успешное функционирование компаний в условиях современного рынка.

Вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, и других городов России, готовящие специалистов ло мировой экономике, находятся в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества предоставляемых образовательных услуг, предлагают новые формы и способы повышения квалификации и дополнительного образования специалистов.

Необходимо отметить важность происходящих изменений в российском образовательном пространстве в связи с присоединением России к Болонской декларации и формированием новой, интегрированной в рыночную экономику, модели высшего образования в России, и вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Все более заметную роль в развитии экономики страны и регионов играют инновационные факторы. Особые надежды связываются с создаваемыми в регионах особыми экономическими зонами, технопарками,

технополисами и другими инновационными

структурами, формирующими региональные точки роста и предпосылки для перехода экономики страны на инновационные «рельсы».

Происходящая в России реформа образования должна соответствовать потребностям и приоритетам инновационного развития

общества, при этом роль высшего профессионального образования по

международной экономической тематике в этом процессе должна быть существенно трансформирована и усилена.

Важной задачей высшей школы является формирование специалиста инновационного типа на основе компетентностного подхода. В этой связи весьма актуальна как выработка требований к подготовке специалистов так и разработка концептуальных положений к процессу их подготовки, которые позволяют на выходе получать специалиста, обладающего не только современными знаниями и навыками, но и компетенциями. Компетенции предполагают способности правильно применять имеющиеся знания и навыки для решения конкретных проблем инновационного развития российских регионов в условиях глобализирующейся мировой экономики.

Двухступенчатая система подготовки кадров: бакалавров и магистров, предполагает модернизацию в рамках специальностей «Мировая экономика» и «Международный бизнес» состава и содержания теоретических и прикладных дисциплин, внедрение современных методов (к т.ч. интерактивных) обучения специалистов не только экономического но технологического профиля, основанных, прежде всего, на информационнообразовательных технологиях; создание для этого необходимой материально-технической базы.

Модернизация образования по

специальностям «Мировая экономика» и «Международный бизнес» должна основываться, на наш взгляд, на следующих инновационных принципах:

• фокусирование на реальных потребностях отечественного и международного бизнеса, тесная связь с бизнес-практикой;

• построение обучающих программ по проблемному, а не предметно-ориентированному принципу;

• переориентация на проектные принципы

деятельностного обучения, позволяющие

формировать компетенции будущего специалиста;

Вместе с тем, считаем необходимым при подготовке бакалавров и магистров сохранить набор специальных дисциплин, по которым уже накоплен опыт преподавания и создано необходимое учебное и методическое обеспечение. По магистерским программам активнее использовать перечень программ нового поколения с международной тематикой, используя опыт зарубежных партнеров в сфере образования.

В качестве первоочередных проблем, требующих незамедлительного решения при переходе к двухуровневой системе высшего образования, можно отметить необходимость проведения модернизации системы

переподготовки и повышения квалификации преподавателей с учетом выше изложенных инновационных принципов.

В условиях интеграции отечественной экономики в мирохозяйственную систему подлинно инновационный подход к модернизации образования может быть обеспечен введением нового профиля "Международный бизнес» в рамках направления «Прикладная экономика», что позволит сориентировать обучение на проблемы реального сектора экономики и повышения его конкурентоспособности.

Региональная составляющая подготовки высококвалифицированных специалистов для внешнеэкономической деятельности, как и инновационные особенности их подготовки

должны базироваться на следующих принципах:

• взаимодействие с работодателями:

• формирование учебных программ по международному бизнесу и обеспечение соответствия профессиональных навыков выпускаемых специалистов профилю отраслей и особенностям корпоративного бизнеса,

• совершенствование форм целевой подготовки специалистов,

• сочетание обучения с научно-

исследовательской деятельностью и оказанием консалтинговых услуг по эффективному развитию ВЭД,

• реализация принципов непрерывного

образования и развитие системы дополнительного профессионального

образования;

• учет особенностей региональной

экономики, активизация ее инновационного

потенциала, обеспечение встроенности в мирохозяйственные процессы и повышение стратегической эффективности ВЭД региона;

• мониторинг соответствия рынка образовательных услуг региона

формирующемуся рынку трудовых ресурсов субъектов РФ.

С учетом вышеизложенных принципов в рамках вступления России в ВТО в Республике Татарстан сделано следующее.

На базе ИДПО КНИТУ создан "Центр ВТО"

- Учебно-методический центр по содействию адаптации предприятий и организаций к условиям ВТО.

18 апреля 2012 года был подписан договор о сотрудничестве между ФГБОУ ВПО ВАВТ

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ («ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ») И ФГБОУ «КНИГУ».

В рамках договора стороны договорились осуществлять совместную образовательную и научную деятельность в области подготовки кадров повышения квалификации профессиональной переподготовки по тематике ВТО и внешнеэкономической деятельности научно-педагогических работников КНИТУ, других вузов Республики Татарстан и регионов ПФО, руководителей и персонала предприятий и организаций РТ и ПФО для осуществления ими профессиональной деятельности в условиях ВТО.

Договором также предусмотрены реализация магистерских программ для студентов вузов РТ, командирование преподавателей ВАВТ в Казань для чтения лекций, проведения мастер-классов и совместной работы по актуальным проблемам ВТО, совместная подготовка и издание учебных пособий по тематике ВТО и др.

В научной области предусмотрено проведение совместных научных исследований по оценке экономических и социальных последствий присоединения России к ВТО, участие в научных конференциях, прием в аспирантуру и докторантуру на базе ВАВТ. научное консультирование, обмен научной информацией и т.д.

В настоящее время состоялось обучение профессорско-преподавательского состава в ВАВТ. Необходимо отметить, что группа КНИТУ была первой в России, прошедшей обучение в ВАВТ по тематике ВТО.

Слушатели ознакомились с основами функционирования глобальной торговой системы, с основными соглашениями ВТО, современным состоянием и регулированием международной торговли, системой разрешения споров в ВТО, формированием торговой политики России, процессами углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве и многими другими вопросами. Перед преподавателями выступили член-корр.РАН профессор А.Н. Спартак, профессора В.А.Орешкин, Л.В.Сабельников, доценты В.Ю.Замятин, А.С,Смбатян.

Результатом обучения стала разработка преподавателями - слушателями курсов учебных пособий, научные разработки, публичные выступления, чтение лекций для студентов и на курсах повышения квалификации для руководителей и специалистов предприятий Татарстана.Обучение стало первым шагом к сотрудничеству между вузами.

В настоящее время на базе КНИТУ будет готовится годичная программа переподготовки «Инновационный производственный менеджмент в условиях ВТО» с присвоением слушателям квалификации «Специалист-консультант по ВТО».

Также серьезная работа ждет коллектив университета в процессе подготовки Научной школы с международным участием «Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО», которая пройдет на базе КНИТУ с 29 октября по 2 ноября 2012 г.

Школа организуется КНИТУ при поддержке ключевых республиканских структур. Важнейшее направление работы школы -формирование и реализация торговой политики России с учетом ее присоединения к Всемирной торговой организации, создания Таможенного союза трех государств и Зоны свободной торговли стран СНГ.

В ходе работы школы, наряду с обсуждением новых задач инженерного образования в рамках норм и правил ВТО, будут функционировать секции «ВТО, Таможенный Союз. ЕвразЭС и регионы России», «Стандарты как меры защиты внутреннего рынка и отечественных производителей в условиях ВТО» с рассмотрением опыта Германии и США, «Проблемы и

перспективы развития рынка образовательных ус е условиях ВТО».

В дни работы школы пройдет совместное выездное заседание Российской ассоциации международного права, Центра сравнительноправовых исследований, Института

законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Филлип Сангер, профессор Университета Западной Каролины, колледж Киммел, Директор Центра быстрой реализации продукции (США, хорошо известный по участию в научной школе КНИТУ в 2011 году), вновь проведет семинары по процедурам аккредитации инженерных программ в университетах США и коммерциализации результатов научных исследований и разработок на примере американских университетов. Свое участие в школе уже подтвердили ведущие специалисты вузов Москвы и зарубежья.

Таким образом, необходимо отметить, что инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовки кадров предприятий и организаций Республики Татарстан в условиях вступления России в ВТО уже начали реализовываться в университете.

Литература

1. Россия в ВТО.- Казань: Издательство «Идел-Пресс», 2012.-84 с.

2. Авилова В.В., Галлямова Д.Х. Роль РФ в

обеспечении процесса вступления стран СНГ в ВТО. / В.В. Авилова, Д.Х. Галлямова // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 3.

3. Авилова В.В., Галлямова Д.Х. Проблемы и

перспективы вступления РФ в ВТ/ В.В. Авилова, Д.Х. Галлямова // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 4.-

4. Авилова В.В., Шайхутдинова Ф.Н. Инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовке кадров по внешнеэкономической деятельности./ Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. Социальное

партнерство в системе непрерывного образования: материалы IX Всероссийская конференция по дополнительному образованию. (10-11 декабря 2008 г., г. Казань)/ под ред. В.В. Кондратьева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. -354.

© Ф. Н. Шайхутдинова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, Kaf_econ@mail.ru; В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ, avilovavv@mail.ru; Е. Н. Парфирьева - доц. той же кафедры; И. А. Биктагиров

- рук. центра ВТО ИДПО КНИТУ, centrwto@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.