Научная статья на тему 'Основные аспекты профессиональной подготовки магистров нефтегазохимического профиля в условиях интернационализации образования'

Основные аспекты профессиональной подготовки магистров нефтегазохимического профиля в условиях интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNALIZATION OF HIGHER EDUCATION / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / TRAINING SIMULATION SYSTEM OF ENTERPRISE / MASTER DEGREE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Ф. Н., Авилова В. В.

Рассматриваются аспекты интернационализации образования в магистерских программах «Химическая инженерия бережливого производства продуктов органического нефтехимического синтеза», «Сложные системы нефтехимического инжиниринга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайхутдинова Ф. Н., Авилова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты профессиональной подготовки магистров нефтегазохимического профиля в условиях интернационализации образования»

УДК 66.0127

Ф. Н. Шайхутдинова, В. В. Авилова

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, магистерская программа, учебное моделирование системы

работы предприятия.

Рассматриваются аспекты интернационализации образования в магистерских программах «Химическая инженерия бережливого производства продуктов органического нефтехимического синтеза», «Сложные системы нефтехимического инжиниринга».

Keywords: internalization of higher education, master degree program, training simulation system of enterprise.

Aspects of the internationalization of education in the master's programmes «Chemical engineering lean manufacturing organic products of petrochemical synthesis», «A complex system of petrochemical engineering» are discusses.

Интернационализация высшего образования -объективное следствие глобализации современного мира и одновременно крупный ресурс ускорения интеграции общественной и экономической жизни, устранения национальной обособленности. Глобализация ставит перед университетами задачи подготовки к деятельности в условиях интегрированных рынков труда.

Интеграция высшего образования оказывается средством укрепления экономической конкурентоспособности на мировом рынке. Усиление значимости экономического фактора вызывает создание сравнительно массовых систем высшего образования и одновременно относительное сокращение их финансирования.

В этой ситуации интернационализация высшего образования помогает решению экономических проблем вузов [1].

Основные направления интернационализации высшего образования ориентированы на: объединение педагогических усилий и ресурсов; популяризацию идеалов взаимного уважения; совершенствование образования за счет международного опыта; обеспечение занятости специалистов с высшим образованием на международном рынке труда; формирование у выпускников высших учебных заведений качеств и знаний, необходимых для функционирования за пределами собственной страны. Поощряется мобильность студентов и преподавателей, расширяются масштабы изучения иностранных языков и культур, сближаются учебные программы и дипломы.

В условиях происходящей глобализации особую актуальность приобретает совместная координация базовых знаний в основных технологических, экономических и управленческих направлениях[2].

Так, сотрудничество с зарубежными научными центрами будет осуществляться наиболее плодотворно, если его преамбулой является взаимодействие Вузов различных стран в части согласования программ обучения, базовой учебной литературы, получаемой информации в области основных технологических процессов смежных зарубежных предприятий, что повысит эффективность вхождения

Вузов в международное образовательное пространство. Вышеперечисленные особенности накладывают определенные требования к разработке программ подготовки и переподготовки специалистов, особенно в случае их возможной будущей работы на предприятиях других стран, а также создание совместных предприятий [3].

Так, в 2007 году подписан договор о сотрудничестве в области науки образования между Казанским государственным технологическим университетом (КГТУ) и Ляонинским нефтехимическим университетом (г. Фушунь, провинция Ляонин, КНР) (ЛНУ). Согласно данному договору сотрудничество в сфере науки и образования предусматривает обмен научной информацией и опытом организации педагогической и научно-исследовательской работы, осуществление совместных научных исследований, обмен профессорско-преподавательскими научными кадрами, стажерами, аспирантами и студентами с целью проведения семинаров, конференций, стажировок, чтения лекций, прохождения языковой и научно-производственной практики.

Анализ особенностей ведения учебного процесса по данным специальностям позволил выявить как сходные подходы к подготовке студентов на факультете Экономики и управления ЛНУ, на кафедре Экономики КНИТУ, так и особые, присущие только Ляонинскому университету.

Одним из общих важных моментов для КНИТУ и ЛНУ является организация производственной и преддипломной практики студентов на предприятиях, соответствующих профилю структурообразующей отрасли региона. Ляонинский нефтехимический университет имеет долгосрочные связи в организации производственной и преддипломной практики и распределения будущих специалистов, а также проведения совместных исследовательских работ с такими компаниями как Sinopec, Petrochemical и др. КНИТУ в свою очередь, имеет долгосрочные партнерские взаимоотношения с ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез» и т.д. Соответственно, схожесть отраслевого профиля Республики Татарстан и провинции Ляонинь повышает важность процесса оптимизации подготовки

специалистов различного уровня для предприятии нефтехимии и нефтепереработки.

Особенностью организации учебного процесса в ЛНУ является наличие отдельной кафедры инженерного управления, осуществляющей проектно-деятельностное обучение, выпускающей бакалавров инженерного менеджмента, которые при выполнении дипломных работ участвуют в проектах по оценке инвестиционной привлекательности строящихся нефтехимических объектов.

Необходимо отметить, что в ЛНУ ведется подготовка кадров по техническим специальностям с одновременным изучением русского языка с ориентацией на последующую работу в представительствах Китайских предприятий на территории России. Данный опыт имеет значительный интерес с точки зрения подготовки кадров на базе КНИТУ с параллельным изучением иностранных языков и дальнейшей ориентацией выпускников на работу в представительствах российских и татарстанских компаний за рубежом, что делает необходимым изучение иностранного языка с учетом отраслевых особенностей.

Представляется интересным опыт ЛНУ по использованию компьютерных технологий и специализированных компьютерных программ, что дает возможность студентам решать реальные управленческие задачи уже в процессе обучения. Так, студенты факультета Экономики и управления в ходе практических занятий знакомятся с системой управления базами данных, имеют возможность осуществлять торги по системе е-commerce в режиме on-line, работать с программными продуктами по управлению затратами, временем, активами, финансами, решать с помощью компьютерных средств специфические маркетинговые задачи.

Такое учебное моделирование системы работы предприятия дает возможность будущему специалисту получать необходимые практические навыки, позволяющие принимать взвешенные управленческие решения, в том числе в части разработки стратегии предприятия, управления рисками, оптимизации инвестиционных и информационных потоков и построения эффективной организационной структуры предприятия.

Особенностью системы образования является проведение по итогом семестра не только отдельных экзаменов и зачетов по прослушанным дисциплинам, но также написание по каждой из них письменных работ. Данный подход формирует у студентов целостное преставление о получаемой специальности и способствует развитию системного мышления будущего специалиста [4].

В рамках сотрудничества кафедры Экономики КНИТУ с институтом Экономики и управления Ляонинского Нефтехимического Университета (г. Фушунь, провинция Ляонин, КНР) разработаны основные направления совместной деятельности,

составляющие основу для долгосрочных взаимоотношений [5].

С учетом этих подходов в настоящее время кафедрой экономики и Факультетом нефти и нефтехимии разрабатывается объединенная магистерская программа «Химическая инженерия бережливого производства продуктов органического нефтехимического синтеза». В качестве зарубежного партнера определен Ляонинский Нефтехимический Университет.

Кроме того, по магистерской программе «Сложные системы нефтехимического инжиниринга» обучаются магистранты из Нигерии, Китая, в том числе из Ляонинского Нефтехимического Университета, Казахстана, Узбекистана. В рамках освоения дисциплины «Экономика и управление малых нефтяных компаний» магистранты презентуют деятельность малых нефтяных компаний своих стран.

Таким образом, использование опыта зарубежных школ в координации совместной учебной, научной, учебно-методической работы, оптимизация учебных программ, дополнительная языковая подготовка с учетом отраслевых особенностей профильных предприятий, использование специализированных компьютерных технологий в процессе обучения, позволит повысить уровень подготовки будущих специалистов и их востребованность на международном уровне.

Литература

1. Дылевская А.И. Развитие инновационных образовательных услуг как фактор повышения конкурентоспособности высшего учебного учреждения //Вестник Казанского технологического университета. - 2013. -№ 13.- С.210-214.

2. Шайхутдинова Ф.Н. Авилова В.В., Парфирьева Е.Н., Биктагиров И.А. Инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовки кадров предприятий и организаций Республики Татарстан в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 14.- С .262-268.

3. Водолажская Е.В., Авилова В.В., Шайхутдинова Ф.Н. Инновационные образовательные процессы в России и за рубежом // Монография, Казань, КНИТУ, 2011. -198с.

4. Шайхутдинова Ф.Н., Авилова В.В., Сергеева Е.А. Сотрудничество с зарубежными научными центрами как составляющая кадрового менеджмента. I Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Нугаевские чтения» //Сборник материалов, Казань, КГТУ, 2008. -С.401-404.

5. Дыглевская А.И., Авилова В.В. О подготовке высококвалифицированных кадров в свете новых тенденций развития нефтегазохимического комплекса РФ //Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 19.- С.281-284.

© Ф. Н. Шайхутдинова - д.х.н., доцент каф. экономики КНИТУ, [email protected]; В. В. Авилова -каф. экономики КНИТУ, [email protected].

д.э.н., профессор, зав.

© F. N. Shayhutdinova - PhD in ^emistry, assistant professor, Department of economy of KNRTU, [email protected]; V. V. Avilova - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.