Научная статья на тему 'Инновационное управление предприятиями на базе внедрения системы менеджмента качества для получения экологически безопасной продукции'

Инновационное управление предприятиями на базе внедрения системы менеджмента качества для получения экологически безопасной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СБЫТ / СТРАТЕГИЯ / INNOVATION / MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT / MARKETING / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенков А. И., Хлопяников А. М., Курова О. П., Хлопяникова Г. В., Морозов А. А.

В настоящей публикации рассмотрена эффективность работы предприятия от рационального использования его ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных, инновационных) и от успешного выхода со своей продукцией на внутренний и внешний рынки. Основным в условиях всеобщего кризиса и на посткризисный период в развитии экономики остается профессионализм управления предприятием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грищенков А. И., Хлопяников А. М., Курова О. П., Хлопяникова Г. В., Морозов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovation management of enterprises with justification system of management quality for get ecological safety production

In this publication describes the efficiency of the work the enterprise from the rational use of his resources (material, financial, personal, information, innovative) and the successful exit of our production on the internal and external market. The main condition of the global crisis and the post-crisis period in the development of an economy remains the professionalism of enterprise management

Текст научной работы на тему «Инновационное управление предприятиями на базе внедрения системы менеджмента качества для получения экологически безопасной продукции»

УДК - 338

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА БАЗЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ

БЕЗОПАСНОЙ ПРОДУКЦИИ

А.И. Грищенков, А.М. Хлопяников, Курова О.П., Г.В. Хлопяникова Г.В., А.А. Морозов

В настоящей публикации рассмотрена эффективность работы предприятия от рационального использования его ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных, инновационных) и от успешного выхода со своей продукцией на внутренний и внешний рынки. Основным в условиях всеобщего кризиса и на посткризисный период в развитии экономики остается профессионализм управления предприятием. Ключевые слова: инновации, управление, менеджмент качества, сбыт, стратегия.

По мнению отечественных и зарубежных ученых экономистов, Россия все больше отстает на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне деятельности конкретного предприятия. Основной же проблемой роста российской экономики, является низкая конкурентоспособность предприятий. Основная проблема большинства российских предприятий - это их неспособность эффективно организовывать свою деятельность в условиях постоянно растущих требований рынка к цене, качеству выпускаемых изделий, срокам реализации заказов.

В XXI веке теория и практика управления стоят на пороге радикальных изменений, предопределенных последствиями текущего кризиса. В ряде случаев это обуславливается появившимися возможностями, которые возникают в связи с развитием высоких информационных технологий с одной стороны и проблемами, формирующимися, непосредственно в системе управления, с другой. Среди проблем управления, требующих приоритетного по срокам разрешения, следует выделить следующие:

- управление предприятием основанном на частном капитале во многом происходит «на основе интуиции», что зачастую приводит к серьезным и дорогостоящим ошибкам в принятии управленческих решений, которые вполне можно избежать при профессиональном управлении. В реальной практике управления используется весьма ограниченное число научно-обоснованных подходов;

- чрезмерный объем рутинного труда, выполняемого менеджерами, вследствие несущественного использования программного обеспечения предназначенного для управления на базе компьютерных технологий, кроме того, сохраняется низкая эффективность системы делегирования полномочий;

- отсутствие нацеленности всех управленческих подразделений на общие результаты работы предприятия;

- не предусматривается стандартизация применяемых управленческих технологий на различных уровнях управления в функциональных подразделениях (финансы, маркетинг, производство, логистика, закупки, и др.). Каждое из них имеет не только свою предметную область деятельности, но и свои показатели, свои специфические управленческие технологии и методы, которые не интегрированы между собой. В результате не удается сформировать единую идеологию для менеджеров различных функциональных подразделений. Так финансовые менеджеры не могут поставить четкие задачи перед структурой производственных менеджеров по достижению оптимальных финансовых результатов, менеджеры по организации производства не определяют финансовые последствия принимаемых ими операционных решений, что приводит к неэффективному управлению активами предприятия. В результате реальная практика не позволяет создать единый, отлаженный, эффективно работающий механизм управления предприятием. Вместе с этим научно-исследовательские центры страны не разработали комплексного программного обеспечения в рамках всей совокупности функциональных подразделений предприятия и компетенций работников. Это обостряет вопросы качества управленческих решений и действий в ближайший период. [1]

Кроме того, в рамках акционированных предприятий, как правило, отсутствует единство интересов акционеров, менеджеров, специалистов на основе системы ключевых показателей хозяйственной деятельности, ориентированных на перспективы инновационного развития бизнеса.

Не развиты на российских средних и малых предприятиях службы информационных технологий (ИТ), сформированы условия при которых вместо развития и оптимизации информационно-аналитических структур, отвечающих требованиям системного информационного обеспечения менеджеров всех уровней, выполняются функции компьютерного обеспечения. Вследствие этого -крайне низкая эффективность управленческих систем и непосредственно управления предприятий. [2]

Вышеназванные проблемы управления относятся к приоритетным, по срокам их разрешения. Они не исчерпали всех нерешенных проблем, обеспечивающих конкурентоспособное развитие промышленности. Очевидно, что в промышленности России назрела необходимость разработки и внедрения новой системы управления предприятием, которая радикально повысит их конкурентоспособность и устойчивость в рыночной среде, увеличит эффективность бизнеса. Изучение результатов исследований по проблематике управления опыта развития его систем в зарубежных странах и национальной промышленности показывает, что создание высокоэффективной системы управления предприятием возможно на основе пересмотра принципов управления технологий, методов осуществления всех функций производственной, снабженческой и коммерческой деятельности предприятия. В данном случае может быть достигнуто и высокое качество продукции, и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Качество производимой продукции - это проблема не только техническая, технологическая, инновационная, но и экономическая, социальная. Это проблема стратегического развития России. Для достижения необходимого уровня качества и его повышения нужны существенные инвестиции, опережающие качество трудовых ресурсов, системные инновации. Поэтому уровень качества должен быть экономически оправдан для условий производства продукции, ее сбыта и эксплуатации.

При совершенствовании характеристик качества товаров возрастает его стоимость. Степень ее роста в процессе жизненного цикла снижается. При неизменных технологиях к концу жизненного цикла за счет роста качества и производительности труда, экономичности производства формируются возможности для некоторого снижения стоимости. Рост качесва продукции за счет использования новейших технологий на первом этапе жизненного цикла приводит к росту качества продукции и росту ее себестоимости, так как возрастают затраты, направляемые на реализацию процессов, улучшающих качество.

В условиях глобальной конкуренции пришло понимание необходимости соизмерения качества и затрат, что предполагает управление процессами производства повышение качества продукции, услуг. Они приобретают статус объекта управления.

Эффективность конкурентной борьбы предприятий в значительной степени зависит от скорости воплощения качества целей в качество исполнения, что в свою очередь скажется на скорости товародвижения продукции и схематично приведено на рисунке 1. [3]

Цели, влияющие на товародвижение

Качество целей:

- изготавливать продукцию в соответствии с техническими условиями, техническими регламентами;

- максимизация ценности продукции для потребителя

Качество исполнения:

- изготавливать продукцию с первого раза,

- минимизация затрат для предприятия, потребителя

Рисунок 1 - Цели, формирующие скорость товародвижения

Очевидно, что качество исполнения зависит от качества управления и качества целей, которое определяют на первом этапе жизненного цикла продукта - составление плана, что в последующем скажется на скорости реализации продукции.

Качество продукции определяется группой показателей, которые могут носить качественный и количественный характер. Качество продукции и показатели, используемые для ее изменения ^1) - разные понятия, поскольку качество является всеобъемлющей категорией, а показатели характеризуют различные стороны данного продукта (товара), что можно представить следующими формулами:

п

Q >Е

q г или (1)

г = 1

я - Е q г = А (2)

Основной характеристикой, отражающей перемещение товара на рынке, является категория полезности (и), т.к. она определяет взаимосвязи между потребностью и конкретным продуктом. Как следствие - качество объединяет показатели (технический, технологический аспекты) и полезность (экономический, социальный аспекты).

При производстве товаров различного назначения на скорость товародвижения немалое оказывает влияние надёжность и безопасность производимой продукции, которые тесно взаимосвязаны с полезностью. Цепь взаимосвязей управления качеством продукции со скоростью её реализации на рынке можно представить в следующем виде (3) МQ - Р - 0 - N - Яд - ф - и - V, где (3)

- качество менеджмента предприятия (управленческий аспект)

Р - товар (продукция) - носитель качества, потребительской стоимости

0 - качество продукции - технической, продовольственной (философский, социальный аспект)

N0 - качество нормативно-технической документации (правовой аспект)

Яд - надежность товара (безопасность, социальный аспект), (эксплуатационный аспект)

ф! - показатели качества (технический, технологический аспекты)

и - полезность (экономический, социальный аспекты)

V - скорость товародвижения (коммерческий, финансовый аспекты)

В представленной взаимосвязи качества товара и скорости товародвижения большое влияние оказывает полезность, зависящая от различных факторов (4)

и = £( ух,у 2-Уп )>

(4)

где у1, у2... уп - факторы, влияющие на полезность товара: уровень развития отраслей промышленности, которые используют в своей деятельности выпускаемую продукцию, наличие на рынке одноименных товаров различных производителей, уровень управленческих решений в процессе производства, техническая оснащённость рабочих мест, качество комплектующих и т.д.

С целью улучшения качественных показателей продукции и ускорения её товародвижения, в последние десятилетия ведущие предприятия внедрили широкий круг методов и подходов, комплексное применение которых может дать преимущество в конкурентной борьбе. Среди них можно выделить: бенчмаркинг, методологию «шести сигм», анализ рисков и последствий отказов, реинжиниринг, процессный подход и др.

Названные методы представляют собой специфическую систему менеджмента качества. Простое объединение их в интегрированную систему вряд ли даст эффективный результат, т.к. главным фактором объединения является их идентичность. Полагаю, что предпочтительно использовать вариант создания интегрированной системы менеджмента (ИСМ), которая должна строиться на принципах, установленными международными стандартами менеджмента, где в качестве базы должны применяться принципы, изложенные в стандартах ИСО серии 9000. С целью оценки эффективности функционирования предприятия предлагается показатель его работы рассчитывать с использованием методологии «шесть сигм».

Рассматривая предприятие как систему, необходимо все показатели работы классифицировать на составляющие, которые можно численно измерить. В процессе производства продукции имеется три вида показателей (показатели итогов и выхода процесса; показатели процесса; показатели входа).

Кроме указанных показателей следует, в соответствии с СМК, выделить ещё группу показателей, которые характеризуют результаты работы системы в целом. Ее наиболее объективно характеризуют потребители, к ней можно отнести: удовлетворенность, повторные приобретения продукта, уровень прибыли и т.д.

Предприятие как система реализует множество взаимосвязанных процессов, которые можно представить в следующем виде:

П = < Х, ^ Т, И, t >, (5)

где Х - входы;

Y - выходы;

Т - процесс преобразования входов и выходов;

Я - ресурсы;

t - время.

Предприятие, как объект, состоит из подсистем управления 0т, под качеством которой следует понимать степень выполнения требований, установленных для нее общей системой управления, т.е. в общем виде можно записать:

в т = / (¥ , у ) (6)

Используя идею Г. Тагути, в работе рекомендуется определение обобщенного показателя ка-

чества предприятия в виде:

Qm I 1

(

А

¥, - У ,

к

+ 1

,=п+1

У,- -

(

¥ - У, ¥

+ 1

,=к+1

у, )-д

(

¥ - У,

(7)

где у - частная характеристика параметра, входящего в состав комплекса целей предприятия в области качества у;

У! - достигнутый результат реализации параметра у

Р! - весовой коэффициент, отражающий вклад частного параметра у в общее качество системы. Весовой коэффициент определяется с использованием экспертных оценок по известным методикам;

1 ... п - цели в области качества, обладающие оптимальным значением;

п+1 ... к - цели в области качества, определенные как допустимые наименьшие значения;

к+1 ... т - цели в области качества, определенные как допустимые наибольшие значения;

и(х) - оператор Хевисайда, который обладает свойствами

и(х) = 0 при х > 0,

и(х) = 1 при х < 0.

Представленный обобщенный показатель функционирования системы менеджмента качества промышленного предприятия отражает общие потери системы в достижении установленных целей в области качества. В случае реализации целей в области качества обобщенный показатель Qm, определяемый выражением (7) примет значение 0. Получение положительного значения говорит о том, что цели не выполнены, и чем больше будет это значение, тем ниже качество системы.

С целью учета взаимосвязанных процессов, которые влияют на показатели эффективности функционирования системы, предлагается использовать показатель эффективности системы управления в виде:

= 1

т

I

А

Г¥г- У, ^

+

,=к+1

V ¥ У

и У,)'А

+

I

( V - У г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

I

I=1

и

(ь - ь)

(

-11

V ¥г \ 2

и (У г -¥г)'А

(

- У,

2

р

+ 1

]=1

V

)

+

^Л - с3)•аз

(Х3 - с} ^

V Лз )

+

(8)

V Т1 )

где х - допустимая величина элемента или категории затрат, которые входят в состав общих затрат на качество;

С] - фактическая величина отдельного элемента или категории затрат;

aJ - весовой коэффициент, отражающий полезность элемента или категории затрат;

р - общее количество элементов или категорий затрат на качество;

т1 - допустимая величина деятельности работы в области качества;

Ъ - фактическая длительность процесса;

t - общее количество этапов работы в области качества.

Представленное выражение (8) учитывает качество системы, затраты ресурсов и время ее функционирования.

С целью совершенствования системы управления предприятием предложено оценку эффективности работы предприятия определять по формуле (9):

Е

СГЕ =

1 = 1

(9)

2

2

2

¡-1

2

где оь о2, ..., оп - показатели входов, процесса, выходов; п = 1,2,3,. п - количество показателей входов, процесса, выходов.

Чтобы активно и обосновано оценить качество процессов, продукции не следует использовать большое количество показателей, так как это может привести к появлению большого количества из-

быточных данных.

Рекомендуемый нами оценочный показатель работы предприятия определяется на основе функционирования всех служб: снабжения, производства, сбыта, финансовых служб, связей с общественностью и т.д. Он позволяет оценить эффективность управления предприятием, учесть реальные результаты по различным направлениям его деятельности и внести соответствующие управляющие воздействия для совершенствования его деятельности.

Концептуальные основы для формирования системы управления качеством продукции, обусловлены необходимостью создания модели интегрированной системы менеджмента, ориентированной на интеграцию функционального менеджмента с TQM. В диссертации даны варианты интегрированных систем управления.

Продукция (Р) состоит из различных показателей качества (q^, которые формируют на выходе качество изделия. При этом важна цена изделия, так как она связана с достижением экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Качество показателей зависит не только от выше изложенных факторов, но и от степени их системной увязки с помощью стратегического управления. Оно определяет направленность деятельности, как всех уровней управления, так и функциональных подсистем управления, нацеленных на развитие предприятия, как единого целого. Необходимый результат достигается на основе установления субординированных и прочно связанных между собой целей и задач, названных выше уровней и подсистем управления.

Определяя общие цели и задачи предприятия, стратегическое управление, как показал анализ действующей системы управления, не в состоянии интегрировать текущую деятельность различных производственных структур в направлении повышения качества выпускаемой продукции. Необходим несколько иной подход, иная форма управления организацией производства и сбыта продукции по сравнению с традиционной системой управления. Но для того, чтобы сделать осмысленный выбор, какой должна быть система управления качеством продукции, важно установить её место в общей системе управления предприятием. Для решения этой задачи необходимо разработать соответствующий методический инструментарий, который создается на базе разрабатываемых концептуальных основ формирования системы управления качеством, и позволяет формировать основные направления системы и ее место в общей системе управления предприятием.

Полагаю, что первым шагом в формировании системы управления качеством на промышленных предприятиях, по нашему мнению, должна стать разработка структурно-логической схемы концепции «управление качеством» (рисунок 2). [4]

Применение системы управления качеством на базе стандартов ИСО серии 9000 предполагает радикальное изменение типа, характера управления, выражающееся в переходе от функциональной, иерархической системы управления к процессной.

Процессный подход к управлению ориентирован не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями, выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Эта ценность проявляется, прежде всего, в качестве продукции.

Рисунок 2 - Структурно-логическая схема концепции

«Управление качеством»

Основными чертами процессного похода, благоприятно влияющим на производство продукции высокого качества, как показало проведённое исследование этого вопроса, являются:

- широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;

- сокращение количества уровней принятия решений;

- повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом.

В рамках процессного подхода любое предприятие, как известно, рассматривается как бизнес-

система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт). Последний представляет собой фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку существующих производственных бизнес-процессов с целью улучшения качества продукции при снижении её стоимости.

In this publication describes the efficiency of the work the enterprise from the rational use of his resources (material, financial, personal, information, innovative) and the successful exit of our production on the internal and external market. The main condition of the global crisis and the post-crisis period in the development of an economy remains the professionalism of enterprise management.

The key words: innovation, management, quality management, marketing, strategy.

Список литературы

1. Демидов, А.М. Результаты кризисного исследования «Российский потребитель» // Маркетинг в России и за рубежом 2010. №5.

2. Кирюков, С.И. Управление маркетинговыми каналами / С.И. Кирюков. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010.

3. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.

4. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005 (Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. 192 с.).

Об авторах

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,

Хлопяников А.М. - доктор сельско-хозяйственных наук, профессор кафедры таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, khlopyanikov@mail. ru,

Курова О.П., - кандидат экономических наук, kurov-olya001@yandex.ru

Хлопяникова Г.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, khlopyanikov@mail. ru,

Морозов А.А. , аспирант, moro3ow@gmail.com

Annotation

An innovation management of enterprises with justification system of management quality for get ecological safety production

A.I.Grishenkov, A.M. Khlopyanikov, Kurova O.P, Khlopyanikova G.V, A.A. Morozov

тел. 8-915-531-42-24, Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Тютчева д. 2,

243365

тел. 8 (4832) 59-75-26, г. Брянск, ул. Бежицкая д. 1 корп. 4 кв. 276, 241007

тел. 8 (4832) 59-75-26, г. Брянск, ул. Бежицкая д. 1 корп. 4 кв. 276, 241007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.