Научная статья на тему 'Инновационное управление потенциалом и развитием субъектов хозяйствования региона с учетом эколого-экономических критериев'

Инновационное управление потенциалом и развитием субъектов хозяйствования региона с учетом эколого-экономических критериев Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ / ЗАТРАТЫ / ПОТЕРИ / ОЦЕНИВАНИЕ / REGION / ECONOMICAL DEVELOPMENT / OPTIMIZATION CRITERIONS / COSTS / LOSS / RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Т. Ю.

Исследуются проблемы управления потенциалом, расчета и оценки степени развития региона с учетом эколого-экономических критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Region development potential management problems, analysis and rating were researched with a glance on ecology-economical criterions.

Текст научной работы на тему «Инновационное управление потенциалом и развитием субъектов хозяйствования региона с учетом эколого-экономических критериев»

УДК 332.142.6:338.2:005.591.6 Т.Ю. Давыдова, канд. полит. наук, доц.

(Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОМ И РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНА С УЧЕТОМ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ

Исследуются проблемы управления потенциалом, расчета и оценки степени развития региона с учетом эколого-экономических критериев.

Ключевые слова: регион, экономическое развитие, критерии оптимизации, затраты, потери, оценивание.

Любой субъект хозяйствования (СХ) - регион, промышленное предприятие и др. (рис. 1) - стремится к выпуску продукции, удовлетворяющей запросы потребителей при учете эколого-экономических целей и ограниче-ний по используемым ресурсам. Потребительская ценность продукции оп-ределяемая прибылью СХ как разница между полезностью (ценностью) продукции, и издержками (ценой) ее потребления или эксплуатации. Эколо-гические цели при функционировании промышленного СХ ориентированы на минимизацию выбросов, сбросов и отходов, рисков, присущих циклам добычи ресурсов, их транспортировки, производства, хранения, реализации, потребления или эксплуатации.

Цена (себестоимость) потребления продукции с учетом экологиче-ского риска должна включать экономическую оценку реализации природо -охранных мероприятий, обусловленных технологией производства, при учете результатов от социально-экономических и природно-экологических мероприятий. Оценка преимуществ выпуска экологически безопасной продукции на практике ведется на базе методов: прямого счета, выражающего сопутствующие результаты в стоимостной форме через изменение текущих затрат; косвенной оценки, устанавливающей влияние изменения социаль-ных факторов производства на важнейшие экономические результаты (производительность труда, полезный фонд рабочего времени и др.); предотвращенного ущерба, учитывающего стоимостную оценку экологических последствий загрязнения окружающей природной среды, вредного влияния выбросов и сбросов. Сокращение ущерба от вредных производств сравни -вается относительно реально причиняемого ущерба как базы.

Экологические издержки оценивают текущие затраты, связанные с транспортом, фондом оплаты труда, обучением и повышением квалифика-ции сотрудников в сфере безопасности; с реализацией мероприятий по экономному использованию ресурсов, включая электроэнергию, с профилакти-

кой и ремонтом оборудования, нормально и безотказно функционирующего, с экологическими налогами как платой за загрязнение.

Внешние управляющие воздействия - социум, экономика, политика, природа, экология,..

а) Входные контролируемые ресурсы:

Материальные Человеческие.

Финансовые. Информационноинтеллектуальные Временные

Выходные управляемые величины: Выбросы Отходы Риски

Продукция, работы, услуги

6)

тттт

Управление (оперативное, тактическое, стратегическое, нормативно-правовое)

Множество организационно-производственных систем (ОПС), их элементов, отношений между ними н критериев оптимизации ресурсов

Структурные

критерии

Функциональные критерии

Оптимизационные

Адаптационные

Эволюционные

Элементы ОПС, их свойства п отношения:

Упорядочения

Стабилизации

Надежности

Свойства связали Специализация Свойство комплек ости, близости Концентрация сности Инфокоммуника шга

Отношение компактности Вещественные и энергетические коммуникации Отношение иерархичности Централизация функций Отношение неопределенности Учет, информационные накопления

Отношение соответствия Планирование Отношение непрерывности Избыточность Отношение конкуренции Конкур ентоспо-собность

Сферы деятельности СХ:

1 - управление СХ; 2 - финансирование; 3 - производство, запасы; 4 -сбыт; 5 - инвестиции; б - логистика; 7 - управление персоналом; 8 - сбор и обработка данных; 9 - закупки.

Рис. 1. Кибернетическая модель СХ (а), основные элементы и отношения между СХ (б), главные сферы

деятельности СХ (в)

Снижение себестоимости производства достигается в направлениях: страховых выплат при авариях и чрезвычайных происшествиях; налоговой нагрузки при снижении загрязнений; экономии финансов СХ от снижения отходов производства и др. Модель конкурентоспособности промышленных СХ, соблюдающих экологические требования производства, можно отобразить рис. 2. безопасную продукцию, А - социально-экономический эффект производства; Б - экологический риск; 1 - номенклатура (ассортимент) продукции с высокими экологическими свойствами; 2 - профилактика, обслуживание и утилизация с применением ресурсосберегающих технологий; 3 - бренд с экологической репутацией; 4 - снижение цен при уменьшении энерго-, тепло- и материалопотерь в процессе производства; 5 - повышение качества продукции с учетом международных и российских стандартов; 6 -продвижение продукции с позиции экологического маркетинга; 7 - страхо-вание риска в условиях экологически безопасных технологий.

Рис. 2. Модель конкурентоспособности СХ, выпускающих экологически безопасную продукцию

Любые ситуации, связанные с экологической опасностью СХ, негативно воспринимаются обществом, будь то реальные аварии или их воз -можности. СХ, применяющие потенциально опасные для окружающей сре -ды технологии, несут риск репутационных издержек, обусловливающих снижение объемов продаж и потерю доли рынка. По теории диффузии ин-новаций эти ситуации в условиях жесткой конкуренции трудно компенси -руемы, ведут к спаду динамики продаж и негативным последствиям [1-7].

Объем продаж и; продукции в i-й год жизненного цикла оценивается

так:

n; = m(p + qN/m*(1 - N/m), где m - совокупный объем потребления продукта в натуральном выражении за жизненный цикл, по плану или прогнозу; p - коэффициент инновации, характеризующий потребление продукции в первый год жизненного цикла товара (ЖЦТ); p = n;/m; q - коэффициент имитации, характеризующий зави-

симость роста объемов продаж от накопленного к началу текущего года объема потребления в натуральном выражении N1,

N1 = ¿4 .

]=1

Останов производства ведет к прямым потерям в плановом выпуске продукции п12:

И|2 = Нв*М*Т*Кро,

где Нв*- часовая норма производительности оборудования (машино-выпуска) в натуральном измерении, принятом для производств данного типа; М - количество оборудования (машино-выпусков), установленного в заключительном технологическом переходе (переделе, стадии) технологического процесса; Т - потери режимного фонда времени работы оборудования из-за останова; Кро - коэффициент работы оборудования, характеризующий потери режимного фонда времени по причине плановых остановов для технического обслуживания, планово-предупредительных профилактик, осмотров, средних ремонтов.

Косвенные потери СХ оценивают через сокращение сбыта продук-ции, ухудшение имиджа, фактическое (мнимое) снижение качества и уровня экологической безопасности продукции, создание негативного социального образа СХ. Полные потери СХ из-за нежелательного события п12 определяются как п;реп2 = п; - пц, где п11- фактически сложившийся объем сбыта про -дукции СХ по итогам планового года; п;реп2 - объем репутационных издержек (п11реп = п;2 - п1вып2).

При стабильной потребности в конкретной продукции спрос может удовлетворяться через ее замещение конкурирующими продуктами -аналогами с более высокой репутацией. Разовый переход покупателей к конкурентам удовлетворяет потребности некоторой доли рынка одним или рядом конкурентов. Тогда при возможных негативных ситуациях в течение 1-го года в следующий (1 +1)-й год величина п; + 1 может разделиться на п; + 11 (остаточный ЖЦТ СХ) и п;+ 12 (кривую ЖЦТ замещенного спроса), причем п; + 1 = (п; + 11) + (п + 12). Тогда величину п + 12 можно также разло-

жить на компоненты п; + 12 = п1+1 реп2 + п1+1вып2 и вычислить их по модели бинарного замещения [1, 2]:

(п^ + 1)2 = т(р + д(ЭД + п|2)/ш)(1 - N1 + 1/т);

(п1+ 1)2 = т^п^/тХ 1 - N1 + 1/т);

(п1+ 1)вып2 = т(дп1ВЫП2/т) (1 - N1 + 1/т);

(п1+ 1)Реп2 = т(дп1реП2/т)*(1 - N1 + 1/т),

где (ЭД + 1) определяется из первоначального расчета плановой кривой ЖЦТ, складывающейся без эффекта замещения.

Потери из натурального выражения в стоимостную оценку у12 переводятся путем умножения величины потерь объемов продаж СХ на норма -тив коммерческой маржи, приходящейся на единицу продукции:

(У1 +1)2 = (п +1)2*(Ц1 - ПИО, где Ц - цена единицы продукции, запланированной на год; ПИ - прямые (условно-переменные) запланированные издержки на выпуск единицы про -дукции в год.

Также оценивают и долгосрочные репутационные издержки при не -гативных событиях в сфере экологической безопасности СХ, на ранней стадии ЖЦТ серьезно влияющих на отдаленную динамику развития. Снижение экологического и аварийного риска производства, выпуск продукции при сниженном числе негативных событий, ввод контроля качества продукции и экологических инноваций повышают экономическую эффективность и кон -курентоспособность промышленности. Особенно важны контроль качества управления экологическим риском и производственными процессами, внедрение инновационных разработок вузов, внедрение систем менеджмента качества СХ, информации и документации по метрологии, стандартизации, аккредитации, сертификации и качеству.

Создание систем управления научными исследованиями по экологи -ческой безопасности производств СХ позволит укрепить взаимодействие промышленных СХ, вузов, органов управления реализацией экологических программ в регионе; скоординировать работу по экологическому аудиту и маркетингу исследовательских центров, развитию технопарков, бизнес-инкубаторов в сфере экологического риска.

Сегодня предложены новые методы оценки геоэкономического (ГЭП), политического, социального, рекреационного и образовательного потенциалов регионов и стран мира. Геоэкономика как наука развития стран мира активно развивается в США. В России ее применяют для поиска баланса и механизма, сочетающего достижения в сфере высоких технологий, распределение экономических зон и приоритетных направлений их развития. В исследование ГЭП региона входят: диагностика проблем, сбор, анализ, распространение информации, объективная выработка инновационной политики регулирования и развития. Реальная оценка ГЭП регионов неотъ -емлема от разработки, обеспечения сбора и анализа данных, оценки уровня социально-экономического развития регионов РФ. Комплексной методикой МЭРТ РФ 2001 г. используется интегральный индекс, включающий [2]: а) коэффициент уровня покупательной способности и районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат; б) базовые индикаторы (на душу населения) региона. В состав последних входят: валовой региональный продукт (ВРП); объем инвестиций в основной капитал; объем внешнеторгового

оборота; финансовая обеспеченность, паритет покупательной способности; доля среднесписочной численности работников малых СХ без учета внешних совместителей, работников по договорам гражданско-правового характера, в общей среднесписочной численности работников СХ; уровень зарегистрированной безработицы; соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума; доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума; суммарный оборот розничной тор -говли, общепита и платных услуг; основные фонды отраслей экономики; коэффициент плотности автомобильных дорог (критерий Энгеля); сводный показатель уровня развития социальной инфраструктуры. В целом эта методика требует обширной базы данных для оценки источников внутренних резервов региона на текущую и долгосрочную перспективу, но ею ела -бо учитывается специфика региона.

Методикой инвестиционной привлекательности региона оценивается совокупность интегральных показателей общего состояния среды, природноклиматического, территориального, демографического, экономического, природно-ресурсного, политического, культурно-исторического, национально-этнического, инвестиционного, производственного, финансового, социального, природно-географического и ресурсного потенциалов [1, 2].

Природно-ресурсный потенциал (ПРП) региона - совокупность природных ресурсов, сосредоточенных на его территории и общая продуктив-ность как основа эффективного развития экономики. Необходима оценка социально-экономических и экологических векторов реализации ГЭП ре -гиона, доминирующим структурным элементом которого является ПРП и его соответствующие оценки реализации в локальном и общем разрезах.

Уровни использования ПРП региона оценивают коэффициентом реализации (КР): КР = % ВДС/ % ПРП, где % ВДС (% ПРП) - удельный вес региона в производстве валовой добавленной стоимости (общем ПРП).

Многокритериальная оценка ГЭП базируется на показателях эффективности или рентабельности, позволяющих отследить динамику процессов развития региона. Через ПРП и демографический потенциалы, экономический эффект использования ведущих отраслей экономики, состояние их основных фондов, капиталоемкостью можно оценить ГЭП региона.

Уровень эффективности и адекватности применения ГЭП определяет соотношение двух индексов: оценки реализации ГЭП и оценки его величины. Более полный результат исследования включает максимум индикаторов, рассчитываемых на основе стандартных программных или авторских пакетов программ, причем их оценки могут быть абсолютными и относитель -ными. Так, в «Положении о государственной системе мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации

в регионах России» выделен ряд общих критериев и требований к количест-венно-качественным оценкам: объективность и достаточность исходной информации; сравнимость и многокритериальность оценок; отбор минималь-ного числа критериев; применение сопутствующей информации. Сопоставляя эти характеристики, формируются общие требования к разви-тию экономики, механизму и точкам роста развития региона.

Интегральную оценку, взвешенную по совокупному показателю тер -ритории региона, рассчитывают по коэффициентам потенциалов [1, 2]:

- ППР-состояние природных запасов углеводородных и минерально -сырьевых ресурсов;

- транспортный-длина автомобильных и железнодорожных дорог;

- демографический-численность экономически активного населения и его доли по отраслям экономики;

- образовательно-научный-численность школьников и студентов, преподавателей, имеющих ученые степени и звания; суммарное исчисление грантов, стипендиатов, иных научных работ;

- производственно-технологический-объем промышленного и сель -скохозяйственного производства; технологические мощности;

- инвестиционно-финансовый-суммарный объем внутренних инве-стиционных ресурсов и прибыль СХ; прибыль, уставный капитал банков; доходы бюджета региона;

- предпринимательский-число малых СХ; уровень развития малого предпринимательства.

Список литературы

1. Силакова В.В. Инновационное развитие на основе партнерства предприятий и научных организаций // Менеджмент в России и за рубежом, 2010. № 1. С. 68-72.

2. Методика оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ. М.: Министерство экономического развития и торговли, 2001.

T.Yu.Davydova

INNOVATION OF ECONOMIC REGION SUBJECT’S POTENTIAL AND DEVELOPMENT MANAGEMENT WITH A GLANCE ON ECOLOGY-ECONOMICAL CRITERION

Region development potential management problems, analysis and rating were researched with a glance on ecology-economical criterions.

Keywords: region, economical development, optimization criterions, costs, loss, rating.

Получено 20.04.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.