ЭКОНОМИКА
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ)
А.И. КУКШИН, проф. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, акад. РАЕН, д-р экон. наук
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ
Обосновывается необходимость создания инновационной системы в управлении ресурсами народнохозяйственных комплексов страны, поскольку без грамотной и эффективной реализации информационной политики министерств и ведомств в настоящее время невозможно говорить об эффективности исполнения возложенных на них полномочий и обязательств. В качестве примера в статье был приведен лесной комплекс России.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, управление народнохозяйственным комплексом, комплексная программа, информационная политика, информационные системы.
Все более существенное влияние на эффективную работу государственных структур оказывают современные информационные технологии, в частности грамотно выстроенная информационная политика. Это касается и разработки, совершенствования нормативно-правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и механизмами реализации правовых положений; разработки и реализации организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования информационных ресурсов министерств и ведомств; создания необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам; применения эффективных средств и методов защиты информации в едином информационном пространстве, обеспечивающих отраслевую информационную безопасность, а также защиту права юридических и физических лиц на информацию; соблюдения адекватности уровня применяемых технических средств поставленным задачам; обеспечения взаимодействия сетей передачи данных. Очевиден и неоспорим факт, что без грамотной и эффективной реализации информационной политики ведомства невозможно говорить об эффективности исполнения возложенных на него полномочий. Большинство проблем отраслей народного хозяйства в контексте их управления, симптоматично отражены и в состоянии информатизации.
Проблемы во многом обусловлены следующими моментами, лежащими в области управления информационными технологиями.
- Информационное обеспечение систем управления присутствует отрывочно и не обеспечивает требуемого уровня поддержки принятия решений.
- Отсутствует единая методика и система учета как состояния отрасли, так и проводимых в отношении него мероприятий и их результатов.
- Недостаточно регламентированы и не автоматизированы ключевые процессы управления, государственные функции.
- Отсутствует единая система критериев и показателей эффективности.
Так, например, отсутствие или неадекватность существующих систем управления различными аспектами лесного хозяйства сказываются и на соответствующем состоянии автоматизации функций управления и автоматизации отрасли в целом. Основными причинами проблем являются отсутствие комплексного подхода к информатизации в различных сферах и областях и отсутствие централизованного начала в управлении информатизацией. И введение комплексного подхода к управлению отрасли могло бы позволить решить ряд ключевых проблем, таких как:
- большой объем незаконного оборота древесины;
- неэффективность мероприятий по лесозащите и лесоохране (гибель леса от не
56
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
предупрежденных профилактическими мерами лесных пожаров, болезней и вредителей);
- заниженная оценка лесных ресурсов и низкие сборы платежей за их пользование (отличие от мировых цен в десятки, а по некоторым породам в сотни раз);
- низкие темпы восстановления леса в местах интенсивного лесопользования;
- неудовлетворительный породно-возрастной состав лесов;
- отсутствие полноценных сведений о состоянии лесных ресурсов;
- недостаточный контроль за исполнением субъектами федерации переданных полномочий в области лесных отношений и расходованием субвенций.
На сегодняшний день информация, собирающаяся и обращающаяся в Федеральном агентстве лесного хозяйства, характеризуется следующими чертами:
- Низкий уровень ее доступности и качества.
- Информация хранится во множестве источников.
- Источники данных не согласованы друг с другом, зачастую данные из различных источников противоречивы.
- Не обеспечены достоверность, доступность и оперативность информации.
- Поиск, сведение и обработка информации занимает длительное время.
- Реальные задачи управления лесным хозяйством фактически решаются без использования современных информационных технологий.
Экстенсивное развитие сетей передачи данных без привязки к конкретным задачам потенциальных пользователей и решение отдельных прикладных задач на местах без учета телекоммуникационных возможностей системы породили громоздкие и неэффективные решения. Такая информационная политика привела к увеличению прямых и косвенных бюджетных расходов, сопряженных с дублированием информации, низким уровнем ее оперативности и достоверности и общей неэффективности информационного обеспечения процессов управления лесным хозяйством. А ведь ответственность Феде-
рального агентства лесного хозяйства лежит в сфере реализации государственной политики в лесном хозяйстве, правильной организации учета лесных ресурсов, планирования их использования и восстановления, и действия агентства оказывают существенное внешнее влияние на все рабочие процессы, связанные с лесным хозяйством.
На сегодняшний день стратегические приоритеты государства изложены в документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждено распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.). С учетом положений вышеуказанного документа разработан комплекс документов, определяющих перспективы развития лесного хозяйства: «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г.» -утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 30 октября 2008 г. № 248/482; Лесной Кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 г.).
В Стратегии, в частности, отмечается: технологическое отставание лесного комплекса Российской Федерации от мирового уровня «характеризуется отсутствием внедрения «прорывных» инновационных проектов в лесном комплексе, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов лесобумажной продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках...» (Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. - Раздел 4. Системные проблемы Российского лесного комплекса)
Перечисленные документы, а также разрабатываемый в настоящий момент концептуальный документ «Лесная политика России», определяют основные направления единой государственной политики развития лесной отрасли и этапы ее реализации органами государственного управления. К ключевым инновациям мы можем отнести изменение модели хозяйствования, переход
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
57
ЭКОНОМИКА
к выборочным рубкам вместо сплошных, совершенствование экономических моделей и механизмов управления в лесном комплексе; стимулирование применения современной лесозаготовительной техники; управление жизненным циклом лесов в рамках курса на неистощительное устойчивое лесопользование; совершенствование механизмов аренды лесных угодий; введение контроля за оборотом круглых лесоматериалов; модернизация системы управления в лесной отрасли. В свою очередь, модернизация системы управления должна опираться на следующие принципы.
Введение учета результатов всех проводимых мероприятий в единой системе (АИС «Государственный лесной реестр»), с указанием координат проведенных мероприятий.
Создание единого информационное пространства, стимулирующего выстраивание процессов электронного взаимодействия, ускорения процессов обмена данными.
Переход к взаимодействию в электронном виде в процессе оказания государственных услуг и исполнения государственных функций, как между органами власти, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами.
Использование инновационных технологий, в том числе:
- расширение использования средств дистанционного мониторинга для решения как учетных задач (ГИЛ, лесоустройство), так и контрольных;
- широкое использование системы ГЛОНАСС.
Нами предлагается совершенствование нормативной правовой базы, реализация мероприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограничений ускоренного развития лесного хозяйства, а также создание институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих переход отрасли в режим непрерывного инновационного развития. И здесь основными направлениями деятельности могут быть как модернизация нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в лесном хозяйстве, реализация программно-целевых
подходов к развитию лесного хозяйства; совершенствование системы государственного контроля, надзора, охраны, усиление ответственности за неправомерные действия и обеспечения неотвратимости ее наступления, так и совершенствование системы научного сопровождения управления и развития лесного хозяйства. Важным фактором успеха процессов инновационного управления можно назвать и содействие техническому перевооружению лесного хозяйства, обеспечение решения задач международного сотрудничества в лесной сфере, развитие механизмов сотрудничества с предприятиями лесозаготовительного и лесоперерабатывающего секторов экономики, создание отраслевых информационных и маркетинговых ресурсов.
Вышеуказанные направления деятельности уже сегодня осуществляются различными субъектами лесного комплекса - Федерального агентства лесного хозяйства, органами власти субъектов, муниципальными, коммерческими компаниями и ассоциациями, общественными организациями. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Причем, все они во многом взаимосвязаны друг с другом, следовательно, взаимодействие может давать синергетический эффект или тормозить определенную деятельность комплекса. Таким образом, совершенствование и повышение качества управления Федерального агентства лесного хозяйства необходимо осуществлять комплексно с учетом перспектив развития лесного хозяйства в целом. На сегодняшний день система управления лесными ресурсами характеризуется сложной иерархической структурой управления лесным хозяйством: федеральный центр, территориальные органы, подведомственные организации, научноисследовательские учреждения, учреждения
58
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, а также не входящие в Рослесхоз подразделения в органах исполнительной власти и субъектах РФ и лесничества, которые также входят в контур управления, поскольку действуют с подконтрольным Агентству объектом федеральной собственности - лесом. Не менее серьезной проблемой в управлении лесным хозяйством является территориальная распределенность, охват всей территории страны, всех регионов и часовых поясов. Такие принципы организации Федерального агентства лесного хозяйства означают объективную сложность сбора актуальной и адекватной информации о происходящих в лесном хозяйстве процессах, необходимой для принятия управленческих решений. И проблемы всех уровней управления сказываются на качестве этого процесса.
Так, специфические особенности лесного хозяйства как объекта информатизации на федеральном уровне характеризуются следующими проблемами (задачами): важность использования данных дистанционного зондирования Земли для решения широкого спектра задач, таких как мониторинг лесопатологии, обнаружение незаконных вырубок, обнаружение и контроль распространения лесных пожаров, контроль выполнения мероприятий по лесоустройству. Чрезвычайно важен сам процесс контроля исполнения лесохозяйственных мероприятий, которые имеют географическую привязку и обусловлены текущим состоянием леса, а также ранее проведенными мероприятиями, таким образом, объект информатизации специфически характеризуется требованиями к обработке пространственных данных, а также к формализации логики обусловленности лесохозяйственных мероприятий. Федеральный уровень контроля основан также и на необходимости проводить мероприятия по государственной инвентаризации лесов, которые требуют описания выделенных объектов (страт) вплоть до единичного (модельного) дерева, таким образом, объект автоматизации специфически характеризуется требованиями к ведению и обработке сложных пространственно-атрибутивных данных.
Специфические особенности лесного хозяйства как объекта информатизации на региональном уровне выражаются в необходимости оперативно собирать и обрабатывать информацию о состоянии леса, нарушениях лесопользования, лесных пожарах и т.п., а также отзывы на систему управления лесным хозяйством. Таким образом, объект информатизации специфически характеризуется требованиями к региональным диспетчерским службам, а также к системе консолидации и сведения данных, собираемых на региональном и федеральном уровнях. И здесь явно прослеживается необходимость автоматизировать систему борьбы с незаконными рубками леса, что предполагает информационное и процедурное взаимодействие с различными ведомствами (в частности, ФТС России, МВД России), а также наличие средств анализа как собственных, так и внешних данных по рубке и движению древесины. Таким образом, объект информатизации характеризуется специфическими требованиями к системе обмена информацией с другими ведомствами, а также к анализу собственных и внешних данных на предмет выявления незаконных рубок. Кроме того, анализ данных может производиться как на федеральном, так и на региональном уровне без ограничения региона происхождения анализируемых данных. Остро стоит вопрос ведения учета и оценки состояния леса в натуральном и стоимостном выражении. Таким образом, объект информатизации характеризуется специфическими требованиями к сбору пространственных и атрибутивных данных, а также выполнению специфических запросов (оценка стоимости леса). При этом есть ряд полномочий федерального уровня, переданных на региональный уровень. Это разработка и утверждение лесных планов, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; выработка решений о выставлении лесных участков и лесных ресурсов на продажу и/или в пользование в требуемой законом форме, ведение планирования и организации и приемке работ по лесозащите (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводству лесов (за исклю-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2014
59
ЭКОНОМИКА
Рис. 1. Стратегическое управление лесным хозяйством Fig. 1. Strategic Forest Management
Рис. 2. Организационная структура Федерального агентства лесного хозяйства с точки зрения управления лесным хозяйством
Fig. 2. Organizational structure of the Federal Forestry Agency in terms of forest management
60
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
чением лесного семеноводства) и лесоустройству, ведение государственного реестра, то есть полная интеграция в ЕАИС АИС «Государственный лесной реестр» и т.д.
То есть стоит задача ведения полноценной нормативной и справочной информации с огромным количеством нормативноправовых актов, справочной, методической литературы, статистической базы, сведений о состоянии отрасли и системы управления, управленческой информации, сведений о научно-исследовательской деятельности в сфере лесоведения и лесоустройства. Это значит, что информация должна быть организована таким образом, чтобы был к ней эффективный доступ, включающий разграничение прав доступа и эффективный поиск, а также система своевременного пополнения хранилища из внешних и внутренних источников.
На рис. 1 представлена структура стратегического управления отраслью с точки зрения «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена Приказом Минпромтор-га России и Минсельхоза России от 30 октября 2008 г. № 248/482.).
Для реализации стратегии развития лесного хозяйства необходимо обеспечить новое качество управления, что невозможно сделать без внедрения информационных технологий на всех уровнях управления.
В настоящее время только информационные технологии способны обеспечить руководство Федерального агентства лесного хозяйства адекватной информацией о действительном положении дел во временном, территориальном и организационном разрезах, что является необходимым условием выработки адекватных управленческих решений, управленческих воздействий, способных менять положение дел в направлении, определяемом стратегией.
Автоматизированная информационная система способна показать положение дел в лесном хозяйстве одновременно в разрезе финансов (бюджетов, инвестиций, налогов), ресурсов (кадров, материально-технического обеспечения), производственных процессов и потребителей продукции хозяйства.
На рис. 2 организационная структура Федерального агентства лесного хозяйства представлена с точки зрения процессов управления лесным хозяйством и их информационной поддержки, включающей: 1) выработку показателей деятельности подразделений Агентства и предприятий лесного хозяйства;
2) доведение показателей до исполнителей;
3) деятельность по выполнению отраслевых задач; 4) сбор и консолидацию отчетности о результатах деятельности; 5) аналитическую оценку положения дел в лесном хозяйстве на основе отчетности о результатах деятельности; 6) выработку решений о направлениях управленческих воздействий и новых показателей деятельности.
Проекты информатизации в Федеральном агентстве лесного хозяйства, реализуемые ведомством в последние годы (перечень ниже) во многом представляют собой «лоскутное одеяло», что обусловлено отсутствием ясного системного подхода, что, в свою очередь, стало следствием хронического дефицита финансовых и квалифицированных человеческих ресурсов. Тем не менее, насколько это было возможно в тех условиях, перечень достигнутого достаточно обширен. Это разработки:
- концепции Единой автоматизированной информационной системы Рослесхоза; разработка АИС «Государственный лесной реестр (ГЛР)» - 1-й этап, Технический проект;
- подсистемы «Контроль за оборотом круглых лесоматериалов» Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС);
- Системы управления кадрами - 1-й этап автоматизации АХД;
- Системы управления имуществом - 1-й этап автоматизации АХД;
- Технического задания на создание ЕАИС «Рослесхоза»;
- Макета Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) контроля за оборотом круглого лесоматериала;
- Ведомственного сегмента Федерального агентства лесного хозяйства Системы
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
61
ЭКОНОМИКА
межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с целью обеспечения штатного функционирования ЕГАИС - 1-й этап;
- Системы предоставления государственных услуг в электронной форме посредством портала www.gosuslugi.ru- 1-й этап, в том числе следующих групп услуг:
• Государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда.
• Государственный пожарный надзор на землях лесного фонда.
• Внесение информации в государственный лесной реестр и предоставление выписки из государственного лесного реестра.
• Перевод земель лесного фонда в земли других категорий.
• Рассмотрение обращения граждан Российской Федерации.
• Семенной контроль в отношении семян лесных растений.
А также разработка и реализация Системы электронного документооборота (СЭД), Корпоративной электронной почты, внутреннего интернет-портала -1-й этап, охвачен весь центральный аппарат «Рослесхоза», подключены подведомственные организации; разработка и реализация Системы видеоконференцсвязи (ВКС) - 1-й этап (развернуто 26 комплексов ВКС - Центральный аппарат «Рослесхоза», 6 по федеральным округам, 17 лесничеств, ФБУ «Рослесозащита», ФБСУ «Центрлес»); разработка Концепции создания и Технического задания на создание Единой системы информационной безопасности «Рослесхоза».
Тем не менее, на сегодняшний день сфера лесного хозяйства характеризуется относительно низким уровнем использования современных информационных технологий. И здесь основными проблемами информатизации можно назвать низкий уровень информатизации ведомства в целом и отсутствие единой системы информационного взаимодействия Центрального аппарата, подразделений Рослесхоза и органов исполнительной власти в области лесных отношений субъектов Российской Федерации, сложную, неоднородную, территориально распределенную сетевую инфраструктуру, отсутствие элек-
тронных баз данных оперативной, статистической и аналитической информации в субъектах Российской Федерации, большое количество унаследованных приложений, реализующих ранее практиковавшиеся подходы, большое количество специальных программных продуктов, обеспечивающих текущую деятельность.
Комплексное решение задач обеспечения широкополосным доступом лесного комплекса, автоматизация его основных и обеспечивающих функций для необходимого и существенного повышения эффективности решения поставленных перед лесным комплексом задач может стать примером инновационного управления отраслью экономики и позволит устранить «цифровое неравенство» регионов РФ, поднимет рост уровня проникновения услуг связи в субъекты и снижение их стоимости на основе новых информационно-спутниковых систем широкополосного доступа. Новая система управления отраслью даст импульс развитию системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) с участием организаций Федерального космического агентства при Правительстве России, Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства природных ресурсов РФ на основе новых информационно-спутниковых систем широкополосного доступа. Такая система управления позволит коммерциализировать новые информационно-спутниковые системы широкополосного доступа в лесном комплексе России, включая Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов России, его региональные представительства в субъектах РФ, а также мелкие населенные пункты с числом жителей до 100 человек, а также создаст инфраструктуру на основе новых информационно-спутниковых систем широкополосного доступа, обеспечивающую рост ВВП РФ и государств Таможенного Союза, в том числе и эффективно использующую современную систему подготовки кадров на основе дистанционного обучения населения в мелких населенные пунктах с числом жителей до 100 человек.
62
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
Безусловно, потребуется разработка новой, Комплексной Программы развития Центра инновационных исследований в области информационных технологий, где главными направлениями будут: развитие системы обеспечения вызова организациями Федерального лесного хозяйства экстренных оперативных служб по единому номеру «112», внедрение и эффективное использование системы профилактики и борьбы с лесными пожарами на основе новых информационно-спутниковых систем широкополосного доступа, повышение экономической эффективности переработки природных ресурсов на основе использования «зеленых технологий», создание и эффективное использование системы контроля законности заготовки, повышение доходности от использования лесов, автоматизация рутинных операций по подготовке документов, регистрации и учету информации различного характера и ее поиску, и, как следствие, повышение производительности труда сотрудников и экономия их рабочего времени, упорядочение и организация на новой основе управленческой деятельности, и, как следствие, повышению оперативности и качества управленческих решений. Обеспечение регламентного доступа сотрудников к служебной информации уменьшит риск потери документов и повысит степень защищенности данных, вовлеченных в документооборот.
Предполагается, что при положительном решении о разработке и внедрении данной комплексной программы уже к 2018 г. Федеральное агентство лесного хозяйства может и должно в основном завершить автоматизацию всех процессов, связанных с реализацией основных полномочий, по итогам которой все исполняемые функции и оказываемые государственные услуги и связанные с этим процессы будут реализованы в соответствующих автоматизированных системах, эффективное использование и взаимодействие которых будет обеспечиваться необходимым набором инфраструктурных компонентов и решений. Практически все сотрудники Федерального агентства лесно-
го хозяйства, от руководителя до обеспечивающих структур, будут подготовлены для уверенной и эффективной работы в ней. Кроме отраслевых автоматизированных систем, призванных обеспечивать эффективное исполнение основных полномочий ведомства, могут быть созданы или модернизированы необходимые системы поддержки и контроля внутренней деятельности Рослес-хоза, обеспечивающие учет и управление материальными активами, кадрами, бюджетами, ведение бухгалтерского учета, а также позволяющие оценивать эффективность функционирования Агентства в целом и отдельных подразделений, выполнять построение аналитических отчетов и прогнозов. Система должна быть интегрирована с информационными системами других ведомств с целью оперативного обмена информацией, организации совместной работы, исполнения функций и предоставления необходимых государственных услуг в электронном виде. Нами рассматривается и возможность создания Ведомственного банка данных по научно-исследовательской деятельности, что позволит на новом качественном уровне планировать научно-исследовательскую деятельность в Рослесхозе и контролировать результаты выполненных работ.
С целью эффективного внедрения информационных систем планируется не только обучить в течение трех лет весь привлеченный к работе с создаваемыми системами персонал различных подразделений лесного хозяйства, но также разработать и внедрить в Рослесхозе систему дистанционного обучения и тестирования сотрудников.
Основной процесс обучения сотрудников планируется вести параллельно с внедрением систем. Это будет прямая обязанность исполнителя работ по каждой конкретной информационной системе - обучить причастный к работе с системой персонал Рослесхоза и других подразделений лесного хозяйства, включая сотрудников удаленных объектов, а также подготовить и передать в Рослесхоз необходимые методические и учебные материалы. С целью обучения сотрудников лесного хозяйства после 2014 г.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
63
ЭКОНОМИКА
планируется активно использовать систему дистанционного обучения и тестирования сотрудников, а также созданную в ведомстве систему ВКС. Важно и то, что в дальнейшем Рослесхоз уже будет иметь возможность самостоятельно планировать программы обучения сотрудников лесного хозяйства на основании ранее разработанных методических и учебных материалов, а также действующие системы дистанционного обучения и тестирования сотрудников и ВКС.
Библиографический список
1. Акофф, Р. Искусство решения проблем / Р. Акофф.
- М.: Мир, 1982. - 290 с.
2. Акофф, Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. - М.: Сов. радио, 1974. -272 с.
3. Арнольд, В.И. Теория катастроф / В.И. Арнольд.
- М.: УРСС, 2004. - 128 с.
4. Атре, Ш. Структурный подход к организации баз данных / Ш. Атре. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 317 с.
5. Кукшин, А.И. Методы управления финансовыми рисками / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 1999. - 97 с.
6. Кукшин, А.И. Развитие лесного комплекса на основе формирования электронного рынка товаров и услуг и совершенствования арендных отношений / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2003 - 150 с.
7. Кукшин, А.И. Формирование электронного рынка природных ресурсов / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 150 с.
8. Кукшин, А.И. Статистический синтез плановоаналитических систем / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 218 с.
9. Кукшин, А.И. Электронные маркетинговые технологии / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 236 с.
10. Савицкий, А.А. Анализ инвестиционной деятельности лесного комплекса России за период 20052012 гг. / А.А. Савицкий, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2013. - № 4. - С. 206-211.
INNOVATIVE MANAGEMENT OF PEOPLE’S ECONOMIC COMPLEXES (ON THE EXAMPLE OF FOREST INDUSTRY)
Kukshin A.I. (MSFU)
Moscow State Forest University (MSFU) 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia
The article proves the necessity of creation of innovation system of the 21st century in the management of resources of the national economic complex of the country, because without a proper and efficient implementation of information policy of the ministries and departments at the present time it is impossible to speak about the performance of their assigned duties and responsibilities. As an example in the article was given forest complex of Russia.
Keywords: Innovations, innovative policy, management of the national economy complex, a complex program, information policy, information systems.
References
1. Akoff R. Iskusstvo resheniyaproblem [The art of solving problems]. Moscow. Mir, 1982. 290 p.
2. Akoff R., Jemeri F. O tseleustremlennykh sistemakh [On purposeful systems]. Moscow.: Sov. radio, 1974. 272 p.
3. Arnol’d V.I. Teoriya katastrof [Catastrophe theory]. Moscow. URSS, 2004. 128 p.
4. Atre Sh. Strukturnyi podkhod k organizatsii baz dannykh [Structural approach to database]. Moscow. Finansy i statistika, 1983. 317 p.
5. Kukshin A.I. Metody upravleniya finansovymi riskami [Methods of financial risk management]/ Moscow. MSFU, 1999. 97 p.
6. Kukshin A.I. Razvitie lesnogo kompleksa na osnove formirovaniya elektronnogo rynka tovarov i uslug i sovershenstvovaniya arendnykh otnoshenii [Development of the forest complex on the basis of formation of the electronic market of goods and services and to improve the lease]. Moscow. MSFU, 2003. 150 p.
7. Kukshin A.I. Formirovanie elektronnogo rynka prirodnykh resursov [Formation of the electronic market of natural resources]. Moscow. MSFU, 2004. 150 p.
8. Kukshin A.I. Statisticheskii sintez planovo-analiticheskikh sistem [Statistical synthesis planning and analytical systems]. Moscow. MSFU, 2004. 218 p.
9. Kukshin A.I. Elektronnye marketingovye tekhnologii [Electronic marketing techniques]. Moscow. MSFU, 2004. 236
p.
10. Savitskii A.A., Piniagina N.B., Gorshenina N.S. Analiz investitsionnoi deyatel’nosti lesnogo kompleksa Rossii za period 2005-2012 gg [Analysis of Russian forest complex investment activity from 2005 to 2012], Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoi Vestnik, 2013, no.4, pp. 206-211.
64
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014