Научная статья на тему 'Формирование сетевой экономики на основе информационно-коммуникационных технологий в лесном комплексе'

Формирование сетевой экономики на основе информационно-коммуникационных технологий в лесном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / CONCEPT / TARGET PROGRAM / NETWORK ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукшин А. И., Дружков Г. А.

Кукшин А.И., Дружков Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ. В статье предлагается разработка в рамках формируемой новой концепции Национальной лесной политики ведомственной целевой программы по внедрению информационных технологий в лесной сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kukshin A.I., Drujkov G.A. FORMATION OF NETWORK ECONOMY ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE WOOD COMPLEX. In article development within the formed new concept of National wood policy of the departmental target program on introduction of information technologies in wood sector of economy is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование сетевой экономики на основе информационно-коммуникационных технологий в лесном комплексе»

ЭКОНОМИКА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ

А.И. КУКШИН, проф. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, д-р экон. наук,

Г. А. ДРУЖКОВ, асп. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ

Анализ тенденций социально-экономического развития общества позволяет утверждать, что в экономике XXI в. начинает доминировать сетевая экономика, открывая новые возможности в развитии страны. Под сетевой экономикой понимается хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.

В то же время сетевая экономика испытывает ряд проблем. Среди них риски, связанные со стремительностью изменений экономических ситуаций, недостаточной информационной безопасностью, техническими и технологическими трудностями обслуживания экономики, низким качеством услуг, непроработанностью правового статуса электронного документа и др.

В настоящее время достаточно обоснованно в различных науках, описывающих процессы в природных и социальных системах, все шире используются идеи самоорганизующихся систем, формируется синергетическая методология управления социально-экономическими системами на основе использования пространственно-распределенных информационных сетей.

Постановка проблемы создания теории самоорганизующихся систем восходит к работам лауреата Нобелевской премии И.Р При-гожина, а также трудам Г Хакена, основоположника синергетики. Синергетика как новое научное направление нацелена на исследование коллективных, кооперативных взаимодействий в процессах возникновения и поддержания самоорганизации в системах открытого типа.

Базовыми принципами синергетической методологии являются принцип откры-

caf-mim@mgul.ac.ru

тости, принцип нелинейности и принцип когерентности. Система является открытой, если обладает источниками и стоками по информации, веществу и энергии - всеми вместе или каждым по отдельности. Математически нелинейные зависимости в социально-экономических системах выражаются нелинейными функциями одного или нескольких переменных. Когерентность означает самосогласованность сложных процессов в различных системах.

В настоящей статье самосогласованность процессов рассматривается в сетевых экономических структурах (СЭС) в условиях нестабильной внешней среды.

СЭС - хозяйственное объединение организаций в целях минимизации издержек, уменьшения неопределенности внутри организации и координации действий во внешней среде при проведении трансакций между организациями на основе единой системы обработки информации.

Функционирование СЭС осуществляется в основном по схеме «бизнес-потребитель», предполагающей организацию электронного взаимодействия с конечным потребителем, или по схеме «бизнес-бизнес», охватывающей область электронного взаимодействия между бизнес-партнерами.

При наличии электронных внутрикорпоративных сетей холдинг является одной из разновидностей сетевой экономической структуры, так как за счет вертикальной интеграции объединяет свои дочерние предприятия в целях совместной хозяйственной деятельности. Управляющая холдинговая компания при этом координирует действия, обеспечивает защиту прав дочерних компаний и представляет общие интересы в других организациях и учреждениях.

За счет использования распределенных информационно-аналитических сетей (РИАС)

46

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

ЭКОНОМИКА

усиливаются корреляционные связи между подсистемами СЭС и образуется соответствующий экономический институт как когерентная сетевая экономическая структура (КС).

В настоящее время появились новые направления научных исследований в области теории самоорганизующихся систем. Синергетике посвящены работы В.Б. Занга, Л. Ларуша, Д.С. Чернавского, Н.И. Старкова, А.В. Щербакова и других авторов.

Исследования адаптивных методов управления и инструментария, использующих адаптивные информационные технологии, проведены в работах В.М. Глушкова, И.Б. Гур-кова, А.А. Сапожникова, В.Г. Страговича, А.И. Уринцова, В.Н. Фомина, В.А. Якубовича и др.

Научным обоснованием и разработкой проблемы использования информационных технологий в экономике занимается группа российских ученых: А.Б.Барский, Ю.Н.Киселев, Б.Я. Лихтциндер, В.М. Розин, СМ.Фомичев и др. Ученые зарубежных стран также внесли значительный вклад в развитие методологии управления социально-экономическими системами: Р. Беллман, Г. Марковиц, С. Осовский, Н.К. Малхотра, Н.Г. Ольве, Р.Калан, Т Кохонен, У. Шарп и др.

Под сетевой экономикой понимается институт, осуществляющий хозяйственную деятельность с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности на основе РИАС.

В России сетевая экономика набирает силу, появляется массовый рынок информационных услуг. Сюда можно отнести удаленное обучение, заказ билетов, страхование, биллинг, оплату коммунальных услуг, электронную коммерцию и др. Учитывая развитие Интернета в мире, можно говорить о том, что эта инфраструктура является определяющей в сетевой экономике.

Главная особенность сетевой экономики состоит в том, что процесс управления осуществляется группой лиц на коллективной и равноправной основе, что обеспечивает развитие информационного общества и дополня-

ет различные программы и концепции, созданные большинством ведущих стран мира.

Наиболее интенсивно сетевая экономика развивается в таких направлениях, как торговля (электронная коммерция); финансы (банковские и другие расчеты); дистанционные трудовые отношения; дистанционное обучение. При этом следует выделять бизнес на Интернете (интернет-провайдинг, контент-про-вайдинг, сервис-провайдинг); бизнес «вокруг» Интернета (поставка технических средств, поставка программных решений, Web-дизайн и программирование, перепродажа сетевых фирм) и бизнес в Интернете (интернет-реклама, интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-расчеты, интернет-маркетинг).

Развитие информационного общества создает условия для глобализации таких процессов, которые до сих пор оставались локальными по самой своей сути. Появляется, например, возможность получить высшее образование, находясь вдали от лучших университетов мира и других учебных центров. Многие страны, прежде всего развивающиеся, обретают доступ к знаниям и возможность повысить качество своего «человеческого капитала» на основе Интернета. Побочным результатом экспансии Интернета является распространение по планете английского языка как глобального средства общения, что также облегчает международные коммуникации.

К характерным особенностям развития сетевой экономики относятся: решение проблемы информационного кризиса; приоритетность информационного ресурса по сравнению с другими видами ресурсов; возникновение информационной экономики; глобальный характер распределения информационных сетей; автоматизация формирования коллективного знания; наличие свободного доступа любого человека к коллективным знаниям на основе применения информационных сетей; увеличение удельного веса индивидуального труда в общественном производстве за счет принятия сетевых технологий; появление новых возможностей off-line-обучения и его индивидуализация.

В условиях сетевой экономики на первый план выходят информационные критерии эффективности деятельности промышленных

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

47

ЭКОНОМИКА

организаций, повышаются требования к гибкости их систем управления. Научно-технический прогресс и изменения внешней среды превращают современные промышленные организации во все более сложные системы, для которых необходимы особые методы обеспечения управляемости.

На протяжении всей истории развития человечество стремилось расширить возможности информационного обмена за счет создания средств, специально предназначенных для этих целей. Главной проблемой здесь было преодоление ограниченных возможностей восприятия информации непосредственно через органы человеческих чувств. Поскольку не все источники требуемой информации в этом отношении оказывались доступными, то появилась необходимость применения технических устройств, позволяющих передавать информацию на значительные расстояния.

Именно в создании и использовании таких устройств, позволяющих преодолевать присущие реальному миру пространственновременные ограничения, состоит подлинная природа и предназначение информационных технологий.

Для массового информационного обслуживания больших предприятий возникает необходимость создания информационноаналитических сетей.

Передача информации по сети отличается множественностью возможных маршрутов. Это порождает проблему коммутации, решение которой должно быть направлено на обеспечение реализации любого из вариантов информационных контактов. Информационно-аналитическая сеть представляет собой единую систему, которая не только выполняет «транспортные» функции, но и позволяет организовать отбор, ввод, обработку, хранение, поиск и выдачу информации. Доступ отдельных пользователей в сеть осуществляется через терминалы, роль которых в настоящее время выполняют телефонные аппараты, факсы и компьютеры.

Современные информационно-ана-

литические системы строятся по типу сетей. Исторически они начали появляться в рамках отдельных организаций на основе интеграции чисто информационных процессов. Глав-

ным для таких локальных сетей было аккумулирование информации с помощью создания баз и банков данных, обеспечивающих удовлетворение потребности отдельных специалистов. Вопросы передачи информации на расстояние играли для них второстепенную роль, поэтому и сами сети называли просто информационными.

Последующая интеграция этих сетей шла по ведомственному принципу. Так, например, создавались сети, объединяющие базы данных Росстата, научно-технической информации, архивных фондов, библиотечных фондов и т. д. Несмотря на то, что подобные информационные сети имели региональный и даже федеральный уровень, их функционирование было направлено на обслуживание достаточно узкого круга пользователей, занятых в процессах управления на различных ступенях народно-хозяйственной иерархии. Проблема передачи информации на значительные расстояния решалась в ведомственных информационных сетях путем создания специализированных каналов связи.

Главным препятствием для дальнейшего развития информационных сетей стало отсутствие у них разветвленной транспортной инфраструктуры, способной охватить широкие слои населения во всех регионах страны. Поскольку такой структурой обладала взаимоувязанная сеть связи, то начался естественный процесс совмещения информационных сетей с телекоммуникационными. Именно с этого момента сети стали функционировать как информационно-аналитические сети.

На базе таких сетей появилась возможность широкого внедрения прогрессивных технологий, позволяющих существенно расширить перечень услуг, предоставляемых пользователям. В этом перечне все большее место начинают занимать услуги информационного характера. Кроме того, наличие у телекоммуникаций стабильных каналов магистральной связи способствовало выходу информационного обмена на национальный и международный уровень.

Важной вехой в развитии информационно-аналитических сетей является появление ИПИ (CALS) - технологий (ин-

48

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

ЭКОНОМИКА

формационная поддержка изделия) или CALS-технология (Continuous Acquisition and Life cycle Support). Это стратегия перехода на безбумажную электронную технологию и повышения эффективности бизнес-процессов за счет информационной интеграции и совместного использования информации на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Эта технология получила признание и поддержку во многих странах, в том числе и в России. Министерство промышленности РФ провозгласило внедрение ИПИ-технологий как одну из приоритетных задач в развитии предприятий в сфере высоких технологий.

ИПИ/CALS-технология начала формироваться в США, на первоначальном этапе инициатива получила обозначение CALS (Computer Aided Logistic Support - компьютерная поддержка поставок). Доказав свою эффективность, концепция CALS начала активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы жизненного цикла продукта - от маркетинга до утилизации. В России термин CALS часто заменяется термином ИПИ.

В настоящее время наблюдается постепенное улучшение экономической ситуации в России. Эти перемены во многом связаны и с подъемом в некоторых отраслях промышленности, в том числе и на предприятиях лесного комплекса. В целом возрождение возможно, но лишь на принципиально новой основе.

Для восстановления глубокой переработки древесины требуется новый подход, ориентированный на современный динамичный рынок. Он состоит в отказе от выпуска неконкурентоспособных изделий и производстве продукции, которая будет пользоваться спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Зарубежная и отечественная практика показывает, что при разработке стратегии компании необходимо в первую очередь ориентироваться на успешный опыт, накопленный другими компаниями.

В настоящее время ИПИ/CALS-техно-логии как никогда актуальны в России. Более того, использование ИПИ/CALS - отличная возможность как для выживания российских предприятий, так и для их скорейшего разви-

тия и достижения ими мировых стандартов в производстве. Очевидно, что без этих технологий невозможен качественный прорыв в отечественной промышленности.

В настоящее время на кафедре менеджмента и маркетинга МГУЛ разработана методология управления сетевыми экономическими структурами на основе CALS-технологий [5-10], которая была использована при разработке государственной целевой программы «Информационное общество».

В данной программе сформированы проекты внедрения ИПИ-технологий в различные отрасли экономики (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, оборона, безопасность и др.), однако предложения по лесному сектору экономики до настоящего времени не включены в данную программу.

В целях повышения эффективности деятельности предприятий лесного комплекса предлагается разработать в рамках формируемой новой концепции Национальной лесной политики ведомственную целевую программу по внедрению информационных технологий в лесной сектор экономики и включить ее в состав существующей государственной программы «Информационное общество» с 2013 г.

Библиографический список

1. Акофф, Р. Искусство решения проблем / Р. Акофф.

- М.: Мир, 1982. - 290 с.

2. Акофф, Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. - М.: Сов. радио, 1974. - 272 с.

3. Арнольд, В.И. Теория катастроф / В.И. Арнольд.

- М.: УРСС, 2004. - 128 с.

4. Атре, Ш. Структурный подход к организации баз данных / Ш. Атре. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 317 с.

5. Кукшин, А.И. Методы управления финансовыми рисками / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 1999. - 97 с.

6. Кукшин, А.И. Развитие лесного комплекса на основе формирования электронного рынка товаров и услуг и совершенствования арендных отношений / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2003 - 150 с.

7. Кукшин, А.И. Формирование электронного рынка природных ресурсов / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 150 с.

8. Кукшин, А.И. Статистический синтез плановоаналитических систем / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 218 с.

9. Кукшин, А.И. Электронные маркетинговые технологии / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 236 с.

10. Кукшин, А.И. Сетевая экономика / А.И. Кукшин.

- М.: МГУЛ, 2008. - 296 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.