Научная статья на тему 'Инновационное управление, изменяющее производственную матрицу предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Инновационное управление, изменяющее производственную матрицу предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATIVE MANAGEMENT / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRODUCTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серов Николай Васильевич

В статье исследуется управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса с помощью инноваций, которое приводит к изменению их производственных матриц и к увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом уменьшается влияние рисков, вызывающих рост издержек производства и снижение прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative management changing a production matrix of the enterprises of defense industry complex

In article management of defense industry complex of the enterprises by means of innovations which leads to change of their production matrixes, and, respectively, to increase in competitiveness of products is investigated. Thus influence of the risks causing growth of costs of production and decrease in profit decreases.

Текст научной работы на тему «Инновационное управление, изменяющее производственную матрицу предприятий оборонно-промышленного комплекса»

УДК 330

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИЗМЕНЯЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ МАТРИЦУ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Серов Николай Васильевич

начальник отдела мониторинга и прогнозирования развития науки в сфере обороны страны и безопасности государства - заместитель руководителя Центра прогнозирования развития науки, техники и технологий ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук

В статье исследуется управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса с помощью инноваций, которое приводит к изменению их производственных матриц и к увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом уменьшается влияние рисков, вызывающих рост издержек производства и снижение прибыли.

Ключевые слова:

• инновационное управление,

• предприятие,

• оборонно-промышленный комплекс,

• производственная деятельность.

Nikolay Serov, deputy head of the center Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic sciences, Moscow, Russian Federation.

The innovative management changing a production matrix of the enterprises of

defense industry complex

In articlemanagement of defense industry complex of the enterprises by means of innovations which leads to change of their production matrixes, and, respectively, to increase in competitiveness of products is investigated. Thus influence of the risks causing growth of costs of production and decrease in profit decreases.

Keywords:

• innovative management,

• enterprise,

• defense industry complex,

• production activity.

Инновационная деятельность является одним из ключевых факторов успешного развития предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) Российской Федерации, под которым понимается тесно взаимосвязанный процесс его ко-

личественных и качественных преобразований. Количественные изменения приводят к увеличению или уменьшению составных частей предприятия ОПК, рассматриваемого как экономическая система. Движущей силой этих изменений являются противоречия, обусловленные отношениями предприятия ОПК с окружающей средой (потребителями продукции, поставщиками материалов, сырья и комплектующих изделий, кредиторами и т.д.), и внутренние противоречия между его структурными элементами.

Следовательно, при анализе процесса управления инновационной деятельностью предприятий ОПК необходимо применять законы развития, под которыми понимаются способы выражения устойчивых связей и отношений между объектами и явлениями. Первые характеризуют связи элементов (подразделений) предприятия ОПК, а также условия сохранения целостности его структуры и относительной устойчивости в процессе непрерывных изменений. Вторые определяют последовательность происходящих в процессе развития предприятия изменений и их скорость1.

Основа системы управления функционированием и развитием предприятиями и интегрированными структурами ОПК состоит из государственного управления и управления их производственно-хозяйственной деятельностью. На Рисунке 1 представлена действующая в настоящее время схема управления ОПК.

Сущность управления применительно к предприятиям отраслей ОПК заключается в том, что государство с помощью взаимоувязанных программ и планов направляет, координирует и контролирует развитие предприятий ОПК различных форм собственности. В своей деятельности органы государственной власти используют различные методы управления (экономические, административные,

социально-психологические), а также способы принуждения (в основном экономические и политические) в интересах развития всего общества. Поэтому управление развитием предприятиями ОПК может быть представлено как хозяйственное руководство их производственной деятельностью2.

К государственным приоритетам и объектам непосредственной поддержки научно-инновационной сферы следует отнести:

- государственную поддержку и регулирование развития предприятий отраслей ОПК;

- содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры предприятий ОПК - уникальных объектов научно-экспериментальной базы - информационного обеспечения исследований, разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур;

- формирование крупных научно-производственных комплексов, региональных инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал предприятий на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать их эффективное развитие;

- поддержку создания и использования двойных технологий, трансфер которых из одного сектора экономики в другой призван обеспечить использование технологических заделов и возможностей предприятий ОПК в интересах всей российской экономики;

- участие в подготовке и развитии кадровых ресурсов, способных работать в инновационной экономике, воспринимать, генерировать, осваивать, создавать и эффективно продвигать инновации на международный рынок;

- закрепление прав предприятий ОПК на результаты своей научно-технической

Государственная Дума

Президент Российской Федерации

Совет Федерации

Совет Безопасности

Правительство Российской Федерации

Военно-промышленная комиссия

> Минэкономразвития России г

Г >

Росрезерв Росимущество

ФТС России

ФАС России

Минфин России

Минобрнауки России

Минюст России

Блок экономического, финансового, научного и юридического обеспечения функционирования ОПК

Минпромторг России

Роскосмос

ГК «Ростех»

>- ГК «Росатом»

Блок разработки и производства ВВСТ £

Интегрированные структуры и предприятия ОПК

Минобороны России

> г > г

ФСТЭК России ФСВТС России

МВД России

ФСБ России

Другие силовые ведомства

Блок государственных заказчиков ВВСТ

£

И

к §

я о

да

X

о со

Рисунок 1. Схема управления оборонно-промышленным комплексом

деятельности в интересах обеспечения обороны и безопасности государства;

- оказание поддержки при продвижении товаров и услуг предприятий отраслей ОПК на мировой рынок3.

В частности, Минпромторг России в сфере развития ОПК выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования его деятельности.

На Рисунке 2 представлены предложения по формированию стратегий управления инновационной деятельностью предприятий ОПК.

На Рисунке 3 - основные этапы обоснования организационно-экономических механизмов регулирования инновационной деятельности предприятий ОПК.

Основными инструментами государственного регулирования научно-инновационной деятельности предприятий ОПК является государственный бюджет, а также государственные заказы на НИОКР, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемые в рамках государственных контрактов. Процесс управления развитием кадрового потенциала, научно-технического задела и производственно-технологической базы предприятий ОПК представляет собой совокупность целенаправленных действий аппарата управления (управляющий состав) по согласованию совместной деятельности сотрудников предприятия для достижения определенных целей, в частности инновационного развития4.

Речь идет о функциях управления, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей конкретного предприятия. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между основными функциями управле-

ния предприятиями ОПК отражает содержание данного процесса.

Планирование представляет собой исходную стадию процесса управления инновационным развитием отрасли и предприятия ОПК. Оно предназначено для определения целей деятельности, необходимых средств и методов их достижения. Планы являются основой деятельности предприятий ОПК всех форм собственности. Без них невозможно обеспечить согласованную работу предприятия, а также его отдельных структурных подразделений. Планы обеспечивают своевременно поставку предприятиям ОПК необходимых ресурсов, стимулируют трудовую активность сотрудников и способствуют контролю полученных результатов деятельности.

Основная задача функции организации заключается в формировании организационной структуры предприятий ОПК. С помощью данной функции решаются вопросы создания и обеспечения условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы достичь оптимального их соответствия требованиям рыночной экономики.

В настоящее время предприятия ОПК формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями. Вторая задача функции организации заключается в работе с персоналом. Ее суть - в развитии экономического мышления у руководителей и у инициативных работников, способных активно участвовать в решении тех или иных проблем предприятия.

Координация представляет собой центральную функцию процесса управления предприятиями ОПК. Она обеспечивает его непрерывность. Главная задача этой функции заключается в достижении согласованности работы всех

Горизонтальная координация деятельности ФОИВ и организаций ОПК в интересах реализации инновационных проектов

Организация нескольких параллельных конкурирующих разработок

Интеграция научно-технических активов в рамках интегрированных структур ОПК

Подготовка специалистов в ведущих предприятиях и организациях ОПК

Получение от контр агентов гарантийных обязательств

Отказ от сотрудничества с ненадежными партнерами (контрагентами)

Распределение рисков между участниками инвестиционного проекта

Обновление производственного оборудования и технологической оснащенности предприятий ОПК

Резервирование предприятиями ОПК сырья и материалов

Резервирование производственно-технологических мощностей

Формирование резервного (сгр ах ового) ф он да

Аудит технологической готовности и оценка ФХД исполнителей

Страхование ответственности за риски

Планирование мероприятий технологического оснащения предприятий ОПК

Отказ от принятия высоко рискованных управленческих решений

tn

¡Э

И

К

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

TI

я

0

1

5

о

ю £

Создание опережающего н ау ч н о-т ех и и ч еског о задела — стратегия «инновационного прорыва»

Лицензирование и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности — стратегия «заимствован и я»

Переход на заключение контрактов с единственными поставщиками, предусматривающими консолидированную ответственность интегрированных структур ОПК

Включение в основной контракт обеспечивающих мероприятий по техническому развитию предприятий ОПК

Привлечение к инновационной деятельности ведущих предприятий ОПК

Привлечение международных ф инансовых институтов для кредитования и страхования контрактов

Меры госрегулирования (налоговые льготы, пониженные тарифы на продукцию естественных монополий и др.)

Приобретение ряда готовых компонентов, комплектующих и промышленных технологий у иностранных партнеров

Р е ал и з а ц и я проектов. связан ны х с

п р 01 зв о д ство м (р азр at новой

Инвестиционная фаза проектов

Рисунок 2. Предложения по формированию стратегий управления инновационной деятельностью предприятий ОПК

>

№ э

СО И

о н

X

*

о

я

*

о

о §

сл <1

Инновационные Портфели инновационны? Программы Компл екс программ

проекты проектов (ГПВ, раз вития ОПК и др.)

Мероприятия по управлению

поупр!

Интегрир ов аннь структуры

инновационных

дка™

мероприятия по

управлению рисками /

Мероприятия по управлению

I

Заказчики

Программные риски

Военно-стратегич ее ки е исходные данные

Прогнозы эко номиче с кого развития

Прогнозы научно-техн ич ее кого развития

Ж

Нормативные документы

Этап 1.

Подготовка исходных данных

31

Этап 2.

Определение целей инновационной деятельности предприятий ОПК, реализуемой в рамках ГПВ (ГОЗ), смежных и обеспечивающих программ

И

ТГ

ш

Моделирование организационно-экономических механизмов управления рисками в системе управления инновационной деятельностью предприятий ОПК

Этап 3.

Формирование системы подцелей и мероприятий рис к-менеджмента для управляющих субъектов, формализация взаимосвязей между ними

Этап 6.

Обоснование предложений по развитию организационной структуры, информационного обеспечения, механизмов госрегулирования в интересах снижения негативного влияния факторов риска

Научно-методический аппарат идентификации и оценки рисков инновационной деятельности

Этап 4.

Формализация основных рисков инновационных проектов и других объектов управления системы (классификация, идентификация, оценка)

Метод обоснования рациональных стратегий управления рисками инновационной деятельности _предприятий ОПК_

Этап 5. Формирование множества допустимых стратегий управления рисками инновационной деятельности и выбор наилучшей

V.

Ж

Методика оценки эффективности организационно-экономических механизмов управления рисками инновационной деятельности предприятий ОПК, выполняющих

ГОЗ

Этап 7.

Проведение оценок эффективности разработанного нормативно-методического аппарата и предложений по развитию организационно-экой омических механизмов управления

рисками

Рисунок 3. Основные этапы обоснования организационно - экономических механизмов регулирования инновационной

деятельности предприятий ОПК

структурных подразделений предприятий ОПК за счет установления рациональных связей между ними.

Мотивация представляет собой вид деятельности, направленный на активизацию труда сотрудников предприятий ОПК и на обеспечение эффективности их работы. Для достижения этих целей осуществляется экономическое и моральное стимулирование работников путем воздействия на факторы, повышающие результативность их работы. К таким факторам можно отнести рост и расширение профессиональной квалификации работников, повышение ответственности за результаты своего труда и возможности для проявления инициативы, удовлетворение полученными результатами и другие5.

Задачей функции контроля является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятий ОПК. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи. По результатам контроля производится корректировка принятых решений, а также норм и нормативов. Контроль должен ориентироваться на полученные результаты, быть своевременным и достаточно простым.

Управление инновационным развитием предприятия ОПК представляет собой непрерывный процесс функционирования управляющей подсистемы, осуществляемый под влиянием управленческих воздействий. Изменения в производстве приводят к изменению управленческих воздействий. Их наиболее изменяющейся частью являются сами управленческие решения.

Цикл процесса инновационного управления предприятием ОПК образуют совокупности частных процессов (этапов, стадий, операций), объединенных единой целью - выработкой управленческого решения и организацией его

практической реализации. Количество уровней управления может быть различным и определяется масштабом предприятия и объемами управленческой работы на нем. Независимо от количества уровней управления всех руководителей делят на три категории: руководителей низового звена, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена6. На всех уровнях управления предприятием ОПК руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции.

Основным частным принципом управления предприятием ОПК является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации на предприятиях ОПК состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.

Для обеспечения инновационного развития предприятий ОПК важен принцип научной обоснованности управления, предполагающий научное предвидение, обоснование планируемых на предприятиях ОПК институциональных и социально-экономических преобразований. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления означает необходимость использования науки при выработке и реализации управленческих решений.

Реализация основных принципов управления предприятиями ОПК осуществляется путем применения различных его методов. В каждом конкретном методе

управления определенным образом сочетаются и взаимодействуют содержание, направленность и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников предприятия ОПК.

Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления предприятием ОПК. Задача организационно-административной деятельности руководства предприятия ОПК состоит в координации действий подчиненных, определении оптимального сочетания, рационального соотношения организационно-административных и экономических методов.

Организационно-административные методы управления предприятиями ОПК опираются на власть руководителя, его права, дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует отожде ствлять с волевыми и субъективными методами руководства предприятием ОПК, т.е. администрированием. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины.

В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления предприятия (регламентация дея-

тельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль управленческих решений). По сути, это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и каждого сотрудника в частности. Необходимость в таком распорядительстве возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов7.

Экономические методы управления предприятиями ОПК занимают центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Экономические методы управления применительно к предприятиям ОПК представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям его трудового коллектива и каждого работника. Экономические методы управления способствуют выявлению новых возможностей и резервов. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса.

В отличие от организационно-административных методов экономические методы управления предприятием ОПК предполагают разработку общих планово-экономических показателей и мероприятий по их достижению. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы,

директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы.

Проведенный анализ различных концепций, функций, принципов и методов управления предприятиями ОПК позволяет определить основные направления его совершенствования в современных условиях. На сегодняшний день ключевыми задачами совершенствования системы взглядов на управление инновационным развитием предприятий ОПК являются следующие8:

1. Более широкое использование в управлении предприятиями ОПК инструментария теории систем. Это облегчит задачу рассмотрения предприятия ОПК в единстве его составных частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. Внутренняя среда каждого предприятия формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции и услуг. Это структура предприятия, его ресурсы, в составе которых огромная роль отводится кадрам, их знаниям, и навыкам. Несмотря на то, что эти факторы действуют в границах предприятия ОПК, они также не всегда находятся под прямым контролем управленцев предприятия, так как зависят от информации и других ресурсов извне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Использование ситуационного подхода в процессе управления предприятиями ОПК. Согласно данному подходу предприятие ОПК есть не что иное, как его ответ на различные по своей природе воздействия на предприятие извне. Центральный момент данного подхода - ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия ОПК в данный период времени.

Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, с помощью которых выделяются факторы, воздействуя на которые можно эффективно достичь цели предприятия9;

3. Новая система взглядов на управление предприятием ОПК требует уточнения принципов управления, поскольку некоторые из них перестали эффективно «работать» в условиях кризиса и рецессии российской экономики. В настоящее время в данных принципах главное внимание должно уделяться человеческому и социальному аспекту управления, чтобы люди были способны к совместным действиям, а их усилия были направлены на эффективность.

4. Предприятия ОПК должны чаще обращаться к методам стратегического планирования и управления, должна меняться структура управления предприятиями ОПК, а организационные механизмы управления необходимо больше приспосабливать к выявлению новых проблем и выработке новых решений, а не к контролю уже принятых.

При разработке программ и стратегий инновационного развития предприятия ОПК необходимо учитывать механизмы и инструментарий управления. Особое место среди функциональных стратегий предприятий и отраслей ОПК занимают их инновационные стратегии, определяющие главные направления, приоритеты и цели инновационного развития, а также комплекс мероприятий по их достижению.

Инновационные стратегии определяют способы разработки и внедрения различных типов инноваций, область их использования, целесообразные направления диверсификации производства и совершенствования освоенных ранее процессов и продукции. Они включают оценку имеющегося инновационного потенциала предприятия, а также перспектив его развития с учетом текущего

состояния и прогнозируемого развития. В зависимости от содержания базовой стратегии предприятия ОПК его инновационные стратегии можно разделить на следующие группы: наступательного, защитного и совмещенного (защитно-наступательного) характера. Любая инновационная стратегия предприятия ОПК должна определять цели нововведений и методы их внедрения, базируясь на оценке текущего и прогнозируемого состояния рыночной среды, а также анализе возможностей предприятия по разработке и внедрению нововведений.

Методологические основы формирования инновационных стратегий предприятия ОПК зависят от содержания его базовой стратегии развития, тип которой предопределяет задачи каждой инновационной стратегии. К основным факторам, определяющим выбор той или иной инновационной стратегии предприятия ОПК, относятся его финансовое состояние, технологические возможности, конкурентные позиции и особенности взаимодействия с внешней средой.

В инновационной стратегии предприятия ОПК должны быть учтены глобальные тенденции развития науки и техники, прогнозы обновления технологий и продукции. Выбор типа инновационной стратегии определяется разнообразными факторами. К наиболее важным среди них относятся технологические возможности предприятия ОПК и его конкурентная позиция на рынке. Технологические возможности предприятия ОПК определяются как внутренними, так и внешними характеристиками его инновационной деятельности. К первым относится инновационный потенциал предприятия ОПК, а ко вторым - формы и характер его взаимоотношений с поставщиками сырья и комплектующих, а также с потребителями создаваемой продукции.

Процесс разработки инновационной

стратегии предприятия ОПК должен заключаться в формировании ключевых задач и приоритетных направлений его долгосрочного инновационного развития, а также в определении и обосновании мероприятий для достижения поставленных целей. С их помощью можно получать количественные оценки состояний, в которые перейдет предприятие ОПК в результате реализации различных управляющих воздействий (инновационных стратегий), и находить среди них наилучшие, приводящие предприятие в требуемое состояние.

При моделировании экономического механизма реализации программ инновационного развития предприятий отраслей ОПК в рамках стратегий их инновационного развития может быть использована прикладная равновесная модель, в которой содержатся основные блоки оценки эффективности как программы в целом, так и отдельных ее элементов. Разработка и применение моделей подобного типа довольно часто осуществляется при построении информационно-аналитических систем планирования и реализации крупных социально-экономических проектов и программ.

Модель управления процессом реализации и управления программами инновационного развития предприятий ОПК обеспечивает проведение экономического анализа и позволяет получить оценки реализуемости программы. Она служит инструментом поиска путей повышения эффективности программных мероприятий, поскольку ее применение позволяет в реальном режиме времени осуществлять многовариантные расчеты по определенной системе критериев для выработки оптимальных решений в условиях различных стратегий реализации программы10.

Таким образом, можно сделать вывод

о том, что повышение эффективности управления инновационной деятельностью предприятий ОПК требует совершенствования механизма разработки и реализации стратегий и программ их инновационного развития, которые должны соответствовать современной методологии планирования и информационной технологии формирования программ поддержки и принятия эффективных управленческих решений.

Сложность решения рассмотренных задач, связанных с совершенствованием управления инновационным развитием предприятий ОПК, сопоставима с их важностью. Требует уточнения механизм управления предприятиями ОПК, который должен быть адаптирован к современным условиям их деятельности. Поэтому рассматриваемая проблема имеет не только важное научное значение, но и обладает практической значимостью. Планируемые глубокие преобразования российской экономики и оборонно-промышленного комплекса, ориентированные на инновационную трансформацию, поставили перед наукой и практикой управления предприятиями ОПК новые задачи, требующие интенсивного изучения и практического решения.

Литература

1. Батьковский А.М. Управление инновационным развитием предприятий радиоэлектронной промышленности. - М.: ОнтоПринт, 2011.

2. Неверов А.В., Вершигора Е.Е. Менеджмент. - Минск, 2007.

3. Караваев И.Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономические отношения. - 2012, № 1 (3).

4. Кохно П.А., Дюндик Е.П. Методика расчёта потребностей инновационной экономики в квалифицированных кадрах // Научный вестник ОПК России, 2015, №1. - С. 9-18.

5. Кохно П.А., Ирадионов В.И. Инновационное образование: монография в 2-х т. Т.1: Тенденции и модели. / П. А. Кохно. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2016. - 256 с.

6. Менеджмент организации / Бондаренко В.В. - М.: КноРус, 2010.

7. Кохно П.А., Чеботарев С.С. Синергия социалистического управления и капиталистического менеджмента в решении проблем оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России, 2015, №1. С. 19-34.

8. Кохно П.А., Серов Н.В. Проецирование отраслевой структуры определяющих производств // Общество и экономика, 2016. №2. С. 82-103.

9. Божко В.П., Швей В.И. Оценка эффективности инновационных стратегий экономических систем. // Математические и инструментальные методы в инновационной экономике. Сборник научных трудов. - М.: МЭСИ, 2008.

10. Авдонин Б.Н. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности. - М.: Креативная экономика, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.